Напоминание

Патриотческое воспитание


Авторы: Данилина Надежда Владимировна, Симбирева Наталия Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа N 283
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотческое воспитание
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старших

дошкольников».

Важной

задачей дошкольных

учреждений

является

патриотическое

воспитание

дошкольников.

Патриотические

чувства

воспитываются

в

течение

всей

жизни

человека,

находящегося

в

определенной

социокультурной

среде.

Дети

естественным

образом

привыкают

к

окружающему миру, культуре своего края и быту своего народа. Естественно

развиваются

чувства

к

отеческим

ценностям,

становясь

предметом

осмысления в ходе целенаправленного патриотического воспитания. Таким

образом, основой для формирования патриотизма являются сильные чувства

любви к культуре своей родины и своему народу.

В

толковом

словаре

В.

Даля

патриот

раскрывается

как

«

любитель

отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»

- воспитание в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить

своей родине.

».

Так

же

патриотизм

можно

определить

как

социальное

чувство,

сущностью

которого

является

любовь

к

Родине

и

готовность

подчинить ее интересам свои личные интересы.

Необходимо

формировать

чувство

гордости

за

достижения

своей

страны,

развивать

интерес

к

доступным

сферам

общественной

жизни.

Известный

русский

писатель

и

педагог

К.Д.

Ушинский

говорил

о

патриотическом

воспитании:

Как

нет

человека

без

самолюбия,

так

нет

человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ

к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными

природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Воспитание

должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясно

дорога добра.

Важность патриотического воспитания детей дошкольного возраста

обозначена в ФГОС дошкольного образования как задача ознакомления

детей с социокультурными нормами, традициями семьи, общества и

государства с учетом этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Патриотическое

воспитание

в

соответствии

с

Федеральным

государственным образовательным стандартом включает в себя усвоение

наших национальных традиций и праздников, норм и ценностей, принятых в

обществе, как основного представления о малой родине и отечестве,

представления о социокультурных ценностях нашего народа, а также

формирование уважения к семье и чувства сопричастности.

Работа в этой области может быть представлена как интеграция

различных

видов

деятельности.

Лекции,

строевые

занятия,

встречи,

экскурсии, традиции мужества и славы российской армии, исследование

героического прошлого и так далее.

Центральную роль в этом играет

предстоящее празднование Дня Защитника Отечества, которое оказывает

наибольшее влияние на патриотизм детей. Детей знакомят с историей

России, гербом, флагом, мелодией гимна.

Игра считается одним из основных видов деятельности для детей

дошкольного возраста. Можно сказать, что игра является сложным и

педагогическим явлением, поскольку она является методом обучения игре

дошкольников, в то же время формой воспитания ребенка, самостоятельной

игровой деятельностью и методом всестороннего развития ребенка.

Знания, в развлекательной форме игры, усваиваются детьми быстрее,

сильнее и легче, чем те, которые связаны с длительными упражнениями. Эти

игры и занятия способствуют развитию познавательных способностей и

потребностей,

нравственных

качеств,

формированию

познавательного

интереса.

Наш детский сад делает особый акцент на воспитании нравственности

и патриотизма у дошкольников. В нашей группе есть уголок патриотического

воспитания. Воспитание патриотизма должно осуществляться комплексно,

развивая и обогащая все сферы деятельности дошкольников. Это игра-

путешествие "Моя Родина Россия", или "Флаг России", включающая

элементы обучающей игры "фототур по национальным символам и важным

объектам".

В детском саду принято проводить спортивные мероприятия, которые

нравятся родителям и детям, такие как "Защитники Отечества", "Богатыри

земли Русской", "Путешествие в космос".

Мы традиционно проводим мероприятия, посвященные Дню Победы.

Музыкальные мероприятия "Никто не забыт, ничто не забыто", "За жизнь на

Земле", литературный уголок "Цена победы".

Необходимо учитывать возрастные особенности детей и использовать

множество игровых приемов. Это важно для повышения познавательной

активности детей и в то же время для создания эмоциональной атмосферы

занятий.

Следует подчеркнуть, что сложность ознакомления с повседневной

жизнью, традициями, историческими моментами и т.д. связана с тем, что

дошкольникам свойственно визуальное воображение. Поэтому необходимо

использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и

"живые" образы и материалы (народные костюмы, антикварную мебель,

кухонную утварь, инструменты и т.д.). Для ознакомления со сказками,

народными ремеслами, древними предметами первой необходимости и т.д.

"повседневная жизнь" очень эффективна. Для этого желательно посещать

музеи, а также создавать специальные комнаты в детских садах. Такая

"комната" также открывает возможность представления информации через

игру (например, через сказочных персонажей).

Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной

тематики, является военно-спортивная игра «Зарница». Она проводится для

детей старшего дошкольного возраста с целью воспитания патриотизма у

подрастающего поколения и формирования представлений о военной службе

и долге человека защищать Родину. Длительная тщательная подготовка

объединяет

дошколят,

родителей

и

воспитателей.

Родители

готовят

необходимые атрибуты игры. На занятиях и совместных мероприятиях дети

знакомятся с воинскими званиями в Вооруженных силах и изучают военную

литературу. На занятиях по рисованию выражают свою позицию в рисунках,

на занятиях по музыке разучивают военные песни и учатся маршировать.

Важной задачей, поставленной перед молодыми солдатами, было

найти папку с важными документами, которые были утеряны из штаба. Для

выполнения этого задания ребята получили план, на котором было отмечено

начало маршрута и место, где нужно искать, а стрелка указывала маршрут,

по которому нужно идти. В процессе прохождения маршрута дети развивают

выносливость и находчивость, организованность, ответственность.

В данной игре развиваются качества, необходимые для защиты

будущей родины, чувство взаимовыручки, самообладание, находчивость,

мужество, настойчивость, умение действовать сплоченно даже в сложных

ситуациях, чувство ответственности за стоящую перед ними задачу. Самым

важным условием является то, что дети и взрослые могут стать одной

командой

и

делать

выбор,

основываясь

на

своих

индивидуальных

потребностях

и

интересах,

в

соответствии

с

их

соответствующими

пожеланиями.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Так, с

ранних лет ребенок может чувствовать причастность к жизни своего народа,

чувствовать себя сыном не только родителей, но и всего Отечества. Для того

чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы, взрослые, должны

научить его любить своих родителей, и окружать их в свою очередь заботой,

любовью и вниманием.

Научите любить искренне, активно, разбивая свою любовь на

поступок. Если мы научим его любить таким образом, то мы сможем

воспитать гражданина, которому можно доверять страну.

Целью

данной

тематической

работы

является

развитие

патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание любви и

уважения

к

защитникам

своей

страны,

вызывание

эмоциональных

переживаний на основе ярких впечатлений, приемлемых для детей. Чувство

патриотизма в сочетании с интересом и любовью к спорту и здоровому

образу

жизни

не

развивается

в

одночасье.

Это

понимание

жизни

формируется в течение многих лет и прививается с дошкольного детства,

когда формируется личность ребенка.



В раздел образования