Напоминание

Формирование пространственных представлений как одно из требований при овладении графикой письма


Автор: Ким Лилия Петровна
Должность: тьютор
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование пространственных представлений как одно из требований при овладении графикой письма
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование пространственных представлений как одно из

требований при овладении графикой письма

Пространственные представления являют собой сложную структуру психики.

Они появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их

формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка.

Если пространственные представления сформированы у ребенка

недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его

интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно

составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него

нарушается графическая деятельность. Из-за того, что ребенку трудно

различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв,

запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые из них в

зеркальном отображении: «З» вместо «Е», «R» вместо «Я». При письме

нарушаются высота, ширина, и наклон буквы, что, конечно же, сказывается

на качестве и скорости письма. Поэтому пространственные представления

нужно формировать за долго до того, как ребёнок сядет за парту.

Какие же основные направления в работе нужно использовать? В работе

нужно использовать такие направления как: ориентирование в схеме

собственного тела; в окружающем пространстве; на плоскости; восприятие

пространственных отношений между предметами.

В коррекционно-педагогической работе учитываются

следующие принципы:

1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что

наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных

играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра

– одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ре-

бенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактиче-

ские игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учеб-

ную деятельность, внести занимательность.

2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к де-

тям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и

практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого

развития.

3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей

дошкольного возраста.

4) Системность, последовательность в усложнения материала.

5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность

ребенка в игровой процесс.

Некоторые примеры дидактических игр и упражнений

1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”

Как правило, дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, поэтому

особенное внимание следует уделить формированию понятий правая сторона

и левая сторона.

Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа

правого уха правой рукой- левой левого уха и т. д. постепенно задания

усложняются.

Игра «Обезьянки» детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать

и назвать части лица, головы.

Игра «Путаница» детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой

рукой показать правое ухо и правую ногу.

2. Ориентирование в окружающем пространстве

В игре “Что где находится?” ребенок показывает правую руку и называет,

что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на

одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят пока-

зать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом,

проводится работа и с левой рукой.

Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство с про-

странственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”,

“под”, “рядом”.

Игра “Колокольчик”. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он за-

крывает глаза. Ведущий (педагог)отходит в какую-нибудь сторону и звонит в

колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если на-

зывает верно, то становится ведущим.

3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориен-

тировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)

Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хао-

тично расположены изображения различных предметов

Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что

изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху

справа от заданного предмета, и т.п.

Игра “Укрась ёлку”. Цель – найти местоположение игрушки по инструкции

педагога.

4) Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

Игра “Что где стоит?” Цель – установление пространственных отношений

между предметами. (“Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит

мишка, сзади матрешки стоит неваляшка”).

Игра “Да-нет”. Цель – формирование умения определять пространственное

положение предмета. Например: “Я загадала предмет, а вы с помощью во-

просов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы:

“Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подстав-

ке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.

Игра “Новоселье”. Каждый из детей по очереди должен “заселить” дом по за-

данной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и

обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлён-

ком, и т.д.

Важно учитывать индивидуальный уровень развития детей и в соот-

ветствии с возможностями ребёнка подбирать дидактические игры разной

сложности. Так же формированию графических умений и навыков способ-

ствует упражнения- обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в

клетке.

При поступлении ребенка в школу начинается новый этап приобретения

знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства.

Изучение письменных законов связано с развитием пространственного

различения их формы, положения, величины. Кроме того, графика письма

предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянное

расстояние между буквами и их отдельными элементами, а также

определенное расстояние между словами. Каждое буквосочетание имеет свои

пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, соединений букв

между собой. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой

письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.

Список литературы:

1.

Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей.

Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и

комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс,

2005. (Библиотека психолога образования)

2.

Садовникова В. И. Нарушение письменной речи у младших

школьников. – М., 1983.

3.

Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого-медико-педагогическое обследо-

вание ребенка: Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Се-

маго. М.: Аркти, 2001.- 133 с.



В раздел образования