Автор: Ким Лилия Петровна
Должность: тьютор
Учебное заведение: КОУ "Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование пространственных представлений как одно из требований при овладении графикой письма
Раздел: начальное образование
Формирование пространственных представлений как одно из
требований при овладении графикой письма
Пространственные представления являют собой сложную структуру психики.
Они появляются в онтогенезе одними из первых. Своевременное их
формирование – одно из важнейших условий правильного развития ребенка.
Если пространственные представления сформированы у ребенка
недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его
интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно
составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него
нарушается графическая деятельность. Из-за того, что ребенку трудно
различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв,
запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые из них в
зеркальном отображении: «З» вместо «Е», «R» вместо «Я». При письме
нарушаются высота, ширина, и наклон буквы, что, конечно же, сказывается
на качестве и скорости письма. Поэтому пространственные представления
нужно формировать за долго до того, как ребёнок сядет за парту.
Какие же основные направления в работе нужно использовать? В работе
нужно использовать такие направления как: ориентирование в схеме
собственного тела; в окружающем пространстве; на плоскости; восприятие
пространственных отношений между предметами.
В коррекционно-педагогической работе учитываются
следующие принципы:
1) Построение обучения с учетом ведущей деятельности. Общепризнано, что
наиболее благоприятные условия создаются в специально организованных
играх-занятиях, в дидактических играх и в упражнениях. Дидактическая игра
– одна из наиболее значимых форм обучающего воздействия взрослого на ре-
бенка. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. А дидактиче-
ские игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учеб-
ную деятельность, внести занимательность.
2) Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к де-
тям с учетом уровня сформированности пространственных представлений и
практических ориентировок, особенностей их познавательного и речевого
развития.
3) Учет закономерностей развития пространственных представлений у детей
дошкольного возраста.
4) Системность, последовательность в усложнения материала.
5) Создание ситуации успеха каждого ребенка, эмоциональная включенность
ребенка в игровой процесс.
Некоторые примеры дидактических игр и упражнений
1. Ориентировка “на себе”; освоение “схемы собственного тела”
Как правило, дети плохо ориентируются в схеме собственного тела, поэтому
особенное внимание следует уделить формированию понятий правая сторона
и левая сторона.
Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа
правого уха правой рукой- левой левого уха и т. д. постепенно задания
усложняются.
Игра «Обезьянки» детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать
и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница» детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой
рукой показать правое ухо и правую ногу.
2. Ориентирование в окружающем пространстве
В игре “Что где находится?” ребенок показывает правую руку и называет,
что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на
одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят пока-
зать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом,
проводится работа и с левой рукой.
Игра: “Что стоит внизу, наверху, (Кто стоит)”. Цель: знакомство с про-
странственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”,
“под”, “рядом”.
Игра “Колокольчик”. Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он за-
крывает глаза. Ведущий (педагог)отходит в какую-нибудь сторону и звонит в
колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если на-
зывает верно, то становится ведущим.
3) Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориен-
тировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве)
Игра “Назови соседей”. Для этого используется лист бумаги, на котором хао-
тично расположены изображения различных предметов
Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить: - что
изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху
справа от заданного предмета, и т.п.
Игра “Укрась ёлку”. Цель – найти местоположение игрушки по инструкции
педагога.
4) Игры на восприятие пространственных отношений между предметами
Игра “Что где стоит?” Цель – установление пространственных отношений
между предметами. (“Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит
мишка, сзади матрешки стоит неваляшка”).
Игра “Да-нет”. Цель – формирование умения определять пространственное
положение предмета. Например: “Я загадала предмет, а вы с помощью во-
просов должны определить его местонахождение”. Дети задают вопросы:
“Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подстав-
ке? В шкафу? На верхней полке?” и т.д.
Игра “Новоселье”. Каждый из детей по очереди должен “заселить” дом по за-
данной инструкции. Например, внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и
обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлён-
ком, и т.д.
Важно учитывать индивидуальный уровень развития детей и в соот-
ветствии с возможностями ребёнка подбирать дидактические игры разной
сложности. Так же формированию графических умений и навыков способ-
ствует упражнения- обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в
клетке.
При поступлении ребенка в школу начинается новый этап приобретения
знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства.
Изучение письменных законов связано с развитием пространственного
различения их формы, положения, величины. Кроме того, графика письма
предполагает не только одинаковую высоту букв, но и постоянное
расстояние между буквами и их отдельными элементами, а также
определенное расстояние между словами. Каждое буквосочетание имеет свои
пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, соединений букв
между собой. Именно поэтому одним из требований при овладении графикой
письма выступает развитие у ребенка пространственных представлений.
Список литературы:
1.
Семаго Н.Я. Формирование пространственных представлений у детей.
Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и
комплект демонстрационных материалов. – М.: Айрис-пресс,
2005. (Библиотека психолога образования)
2.
Садовникова В. И. Нарушение письменной речи у младших
школьников. – М., 1983.
3.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Психолого-медико-педагогическое обследо-
вание ребенка: Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М.М. Се-
маго. М.: Аркти, 2001.- 133 с.