Напоминание

"Коммуникативные расстройства у детей"


Автор: Сивкова Полина Геннадьевна
Должность: Нейрологопед
Учебное заведение: МБУ ДО "Психолого-педагогический центр "Помощь"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Коммуникативные расстройства у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Коммуникативные расстройства у детей

Коммуникативные нарушения были известны человечеству ещё с незапамятных

времен. К ним, конечно же, в первую очередь относится нарушение речи. Без сомнения,

подобные нарушения существуют с тех самых пор, как только возникло первое

человеческое слово. Самое главное, что такие дефекты достаточно распространены как

среди детей, так и среди более взрослого населения. Но дело в том, что основные

проблемы начинаются именно в детском возрасте, так как именно в этот период времени

формируются основные характеристики, как речи, так и слухового восприятия.

Само собой, если коммуникативные нарушения развиваются ещё в дошкольном периоде

и их не откорректировать вовремя, то количество проблем будет возрастать и в периоды

школьного обучения. Так, к примеру, у некоторых детей по причине расстройства речи, во

время обучения их письму и чтению может развиваться «письменное косноязычие»,

которое заключает в себе неспособность к письму.

Основная причина коммуникативных нарушений

Основной причиной подобных нарушений является то, что дети, которые имеют тяжелые

нарушения речи, очень часто имеют недоразвитый или искаженный фонематический слух.

Именно фонематический слух является основой восприятия, так как его называют тонким

и систематизированным слухом, который позволяет узнавать и различать фонемы родного

языка. При этом, фонематический слух, как непосредственная часть физиологического

слуха, направляется в основном на то, чтобы соотнести и сопоставить слышимые звуки с

их

эталонами,

хранящимися

в

памяти

каждого

человека.

Устранение коммуникативных нарушений у детей младшего возраста обязательно

должно проводиться комплексно, и при этом необходимо использовать не только

медикаментозные и психотерапевтические методы коррекции, но также вазоактивные и

психостимулирующие

медикаментозные

средства.

Само собой, ребенка должен осмотреть опытный логопед, а в качестве дополнительной

работы следует активно заниматься логарифмикой. Как основной способ профилактики

специалисты рекомендуют приучать ребенка к тому, что он должен осмысливать каждое

действие, и помимо этого, необходимо проговаривать все операции, которые совершаются

как при произнесении, так и написании каждого слова.

Коммуникативное расстройство может затронуть слух, голос, речь, язык или их

сочетание.

Более 10 % детей страдают коммуникативным расстройством. Расстройство в одной

области коммуникации может влиять на другую область. Например, нарушение слуха

влияет на способность регулировать высоту или тон голоса и может привести к

нарушению голоса. Потеря слуха в результате инфекции уха может препятствовать

развитию речи. Все коммуникативные расстройства, включая нарушения голоса, могут

мешать успеваемости в школе и социальным отношениям.

Есть несколько типов нарушений.

Нарушение слуха

Нарушение слуха у детей.

Нарушения голоса

Более чем у 6 % детей школьного возраста есть проблемы с голосом, наиболее частая

проблема — охриплость. Эти проблемы обычно возникают в результате длительного

напряжения голоса, слишком громкой речи или сочетания этих факторов. У многих детей

с проблемами голоса есть небольшие узелки на голосовых связках. Неясно, в какой мере

проблемы с голосом влияют на образование узелков или в какой мере узелки

обусловливают проблемы с голосом.

Узелки обычно исчезают после голосовой терапии, и лишь в редких случаях требуется

хирургическое вмешательство.

Нарушения речи

При этих расстройствах трудно произвести речевой звук. В результате дети менее

способны общаться осмысленно. Приблизительно у 5 % первоклассников наблюдается

расстройство речи. К нарушениям речи относятся:

Гнусавость

или

говорение

в

нос

Это

нарушение

обычно

бывает

вызвано расщелиной неба или другим пороком развития лица.

Заикание

Переходное заикание, обычная форма заикания, как правило, начинается в возрасте

2–5 лет и чаще встречается у мальчиков. Причина заикания неизвестна, но оно

часто передается по наследству. Расстройства нервной системы не являются

распространенными причинами заикания.

Нарушения артикуляции. У детей с этими нарушениями затруднено формирование

звуков из-за трудностей контроля и координации мышц, участвующих в

формировании речи. Большинство детей с нарушением артикуляции не имеют

выявляемых физических причин, но у некоторых имеется расстройство нервной

системы, нарушающее координацию мышц, участвующих в формировании речи.

Нарушенная мышечная координация также может вызывать затруднения при

глотании (дисфагию), и затрудненное глотание может стать заметным до

проявления затруднений речи. Нарушения слуха и дефект языка, губ или нёба

также могут нарушать артикуляцию.

При многих нарушениях речи помогает речевая терапия. Расщелина нёба практически

всегда лечится хирургическим путем, однако детям обычно требуется и речевая терапия.

Языковые расстройства

У

детей,

не

имеющих

других

заболеваний,

может

быть

снижена

способность

использовать, понимать или производить речь (это нарушение называется специфическое

расстройство речи). Таким образом, значительно ухудшается способность общаться,

ограничиваются образовательные, социальные и профессиональные возможности. Это

расстройство встречается примерно у 5 % детей и чаще бывает у мальчиков. Во многих

случаях велика вероятность влияния аномальных генов. Языковые проблемы могут также

возникнуть из-за другого расстройства, такого, как травма головного мозга, умственная

отсталость, потеря

слуха, отсутствие

внимания

или

насилие, аутизм или синдром

дефицита внимания с гиперактивностью.

У некоторых детей нарушение проходит само собой. Другим требуется речевая терапия.

Диагностика коммуникативных расстройств

Для диагностирования голосовых и речевых нарушений врачи осматривают рот, уши и

нос. Выполняют проверку слуха и обследование нервной системы. При подозрении на

нарушение голоса, врачи могут осмотреть гортань с помощью зеркала или тонкого

гибкого зонда (назофаринголарингоскопа), который вводят через нос.

Расстройства речи диагностируются путем сравнения речи ребенка с речью детей

соответствующего возраста.

Очень важно, чтобы родители или опекуны были внимательны к проблемам общения у

детей и обращались к врачу при подозрении на такие проблемы. Существуют

контрольные списки ориентиров развития коммуникационных навыков, которые могут

помочь родителям и воспитателям с идентификацией проблемы. Например, если ребенок

не умеет произносить по меньшей мере два слова к концу первого года жизни, может

возникнуть подозрение на коммуникативное расстройство.

Ребенок с коммуникативным расстройством испытывает сложности при общении с

другими людьми. Ему может быть трудно говорить и понимать обращенную к нему речь,

трудно

подобрать

слова

или

составить

их

в

предложение.

Есть

несколько

типов

коммуникативных

расстройств:

Смешанное

экспрессивно-рецептивное

расстройство.

В

этом

случае

речь

развивается с задержкой, а ребенок испытывает трудности с пониманием

разговорной речи.

Расстройство экспрессивной речи. У ребенка достаточно развито понимание речи,

но он может разговаривать, используя только простые фразы и конструкции.

Фонологическое расстройство. Ребенок коверкает слова, путает звуки и слоги,

переставляет их в слове. Это может быть нормой до 2-х лет, но постепенно речь

должна "вычищаться": звуки и слова должны произноситься все точнее. Если этого

не происходит, то лучше обратиться к специалистам (логопед, невролог).

Заикание.

Это

расстройство

характеризуется

частым

повторением

или

растягиванием звуков и слогов, остановками и общим нарушением ритма речи.

Социальное коммуникативное расстройство. У ребенка с трудности с пониманием

как вербальной, так и невербальной речи (не "считывает" эмоции по лицу,

положению тела, жестам), но ментальных нарушений у ребенка нет.

Причинами развития коммуникативных расстройств могут стать физиологические

проблемы (нарушения в развитии мозга), сильная интоксикация во время беременности,

генетика.

У мальчиков коммуникативные расстройства наблюдаются чаще, чем у девочек, но

почему — неизвестно. Коммуникативные расстройства могут сопровождаться другими

психическими

нарушениями.

Определить наличие коммуникативного расстройства у ребенка может логопед или

детский психиатр (особенно это касается случаев, когда у ребенка еще наблюдаются

эмоциональные или поведенческие проблемы). Для этого специалист проводит несколько

тестов: один — оценивает развитие мышления, а другой определяет умение ребенка

рассуждать, исследует его реакции в различных коммуникативных ситуациях.



В раздел образования