Напоминание

«Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»


Автор: Денисова Валентина Терентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 63
Населённый пункт: пос.Чернышевск, Забайкальского края
Наименование материала: статья
Тема: «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему: «Смысловое чтение на уроках

русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Денисова Валентина Терентьевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №63 п. Чернышевск

Забайкальский край

Смысловое чтение включает в себя осмысленное чтение и подразумевает не

только точное и полное понимание содержания текста, но и его практическое

осмысление.

Умения, формируемые в процессе обучения смысловому чтению

- Понимание текста (темы, идеи текста, последовательность событий, умение

отвечать на вопросы по тексту и т. п.).

- Анализ текста — умение делать выводы после прочтения текста, устанавливать

причинно-следственные связи.

- Сравнение — сопоставление графической, иллюстративной и текстовой

информации.

- Видоизменение — перевод текстовой информации в графическую, табличную

или схематическую.

- Генерирование — создание текста под свои цели и задачи.

Обучение смысловому чтению должно осуществляться на всех предметах, а не

только на литературном чтении. Средством обучения может выступать текст

самого задания.

Приемы работы с текстом заданий

Использование пиктограмм — символьных обозначений того, что ребенок

должен сделать. В начальной школе эти символы фокусируют внимание ученика

на основном действии, которое он должен сделать. При правильном

использовании учат формулировать учебную задачу, ставить перед собой цель.

Можно предложить детям обратное задание — придумать символ для текста

задания.

Примеры пиктограмм, используемые в учебниках УМК «Перспективная

начальная школа»

Выскажи своё мнение

Работа в парах

Чтение по цепочке или по ролям

Поиск слова в Толковом словаре

Назначение

«ведущего»

и

«контролирующего»

учеников.

Ведущий упражнения

читает текст задания, выделяя ключевые слова, задает дополнительные вопросы

из учебника.

Контролирующий следит за соблюдением последовательности

выполнения заданий, предупреждает, если одно из них было пропущено или

выполняется неточно.

Выделение ключевых слов — определение операций, которые нужно выполнить, и

выделение дополнительных условий.

Приемы работы с художественным текстом

1.

Письменный или устный ответ на поставленный вопрос. Учитель

должен задавать вопросы, которые требуют развернутого и доказательного

ответа.

2.

Определение

последовательности.

В

задании

могут

быть

представлены:

события, которые переживает герой;

персонажи, с которыми он встречается;

места, которые он посещает;

чувства, которые он испытывает.

3.

Формулирование

простых

выводов

после

прочтения

текста

определение темы и основной мысли текста.

4.

Сопоставление текста и иллюстрации.

Существует множество

вариантов работы с иллюстрацией:

выбор иллюстрации, соответствующей содержанию текста;

поиск ошибок в изображении;

поиск в тексте информации, доказывающей верность изображения;

озаглавливание иллюстраций;

составление картинного плана на основе иллюстраций и т. п.

выбор фразеологизма к иллюстрации

5.

Доказательство

своей

точки

зрения,

опровержение

ложных

утверждений. Учитель может предложить учащимся определить истинность или

ложность высказываний.

6.

Нахождение

информации

в

различных

источниках

(словари,

справочники, энциклопедии).

7.

Существует еще один прием смыслового чтения, который можно

использовать при работе с любым текстом, — преобразование прочитанного

текста в таблицу. В таблице могут быть следующие столбцы:

Я это знал. В этот столбец ученик вписывает факты из текста, которые

были ему известны ранее или о которых он уже где-то слышал.

Это для меня абсолютно новое. Ученик вписывает факты из текста, о

которых ранее не слышал.

Это

противоречит

тому,

что

я

знал.

Ученик

фиксирует

два

противоречащих друг другу факта, один из которых он узнал из текста, а второй

был ему известен ранее. Здесь же он отмечает, какой из двух фактов истинный.

Я хочу знать об этом больше. Ученик записывает интересные для него

факты, информацию о предметах, явлениях природы, которые не раскрываются в

достаточной степени и не удовлетворяют его любопытство.

Попробую сам. Ученик отмечает места, действия, поступки, которые

он хочет повторить.

Смысловое чтение формирует грамотную устную речь, а вслед за ней и

письменную. Работа по формированию умений и навыков смыслового чтения

должна быть в системе, приемы и способы чтения и обработки информации

должны усложняться от класса к классу.



В раздел образования