Автор: Резанова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Донское
Населённый пункт: ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАДОНСКИЙ РАЙОН, с.ДОНСКОЕ
Наименование материала: урок математики
Тема: "Праздник первого десятка"
Раздел: начальное образование
Веселый урок математики
«Праздник первого десятка»
Цель занятия:
повторение состава и нумерации чисел в пределах 10;
формирование положительной мотивации к обучению;
развитие внимания, творческих способностей детей, самостоятельно
выполнять задания.
Оформление доски: в центре плакат «Праздник первого десятка», по краям
веселые цифры. Презентация с заданиями.
Ход праздника.
Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Мы начинаем наше необычное путешествие в сказочную страну. А в какую,
отгадайте:
Очень мудрая страна,
Дружит с числами она.
В ней так много неизвестного,
В ней так много интересного.
Ну-ка, дети вы скажите
Ее имя назовите! (страна Математики)
Ученица читает стихотворение «Считать умею».
Мне целый день
Считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день –
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна.
А овечек – две.
Три котёнка у окна,
Четвёртый на траве.
Девочки идут гулять –
Две и три, а вместе – пять.
Идёт автобус – шесть колёс,
А пассажиров – семь.
Шофёр их по дороге вёз,
Увёз от нас совсем.
Сели птички на забор –
Восемь невеличек,
А одна летит во двор –
Значит, девять птичек.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не могу –
Устала я, считая.
Чтобы так не уставать,
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
Ведь я в первый класс хожу.
слайд 1-2
- Чтобы начать наше путешествие в страну чисел и цифр закроем
глазки и посчитаем от 1 до 10.
Жители этой удивительной страны приготовили для вас праздник. Он
называется «Праздник первого десятка!». Они приготовили множество
интересных заданий.
А девиз у нас такой: Математики тропинки одолеем без запинки!
Звучит запись песни
«Дважды два - четыре».
Нам цифры забывать нельзя!
слайд 3
Куда ни посмотри —
Они везде, твои друзья.
С людьми давно они живут.
Ну-ка, цифры стройтесь в ряд!
Готов к работе наш отряд!
И нетрудно всем понять,
Как хорошо уметь считать!
Выступление учащихся:
1. Похожа эта цифра на крючок,
слайд 4
А может, на обломленный сучок.
На одной ноге в болоте,
Вы меня легко найдёте.
2. Что скользит по светлой глади
слайд 5
Ученической тетради?
Белым лебедем прекрасным,
Ставшим от позора красным!
За бездельника, плутишку,
Непослушного мальчишку!
То, за что его ругают,
И конфет в обед лишают.
С лёгким росчерком пера
Появилась цифра – два!
3. Эта цифра просто чудо!
слайд 6
У неё родня повсюду!
Даже в алфавите есть
У неё сестра близнец!
4. За тремя идет четыре,
слайд 7
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.
5. А потом пошла плясать
слайд 8
По бумаге цифра пять.
Ручку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
6. Цифра шесть – дверной замочек:
слайд 9
Сверху крюк, внизу кружочек.
7. Семь ночей и дней в неделе,
слайд 10
Семь вещей у нас в портфеле:
Промакашка и тетрадь,
ручка чтоб могли писать,
И резинка чтобы пятна,
Подчищала аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь - приятель наш.
8. У восьмёрки два кружка.
слайд 11
Нарисуй снеговика:
На одном кружке – другой.
Цифра восемь пред тобой!
9. Цифра девять это есть
слайд 12
перевёрнутая шесть.
На верху рисуй кружок,
Вниз – дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
да не делай уголка.
У девятки нет углов:
Круг, дуга – и знак готов!
10. Сколько лет в яйце цыплёнку?
слайд 13
Сколько крыльев у котёнка?
Сколько в алфавите цифр?
Сколько гор проглотит тигр?
Сколько мышка весит тонн?
Сколько в стае рыб – ворон?
Сколько зайцев съела моль?
Знает только цифра – ноль!
Все. Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
11. Если ж слева, рядом с ним,
слайд 14
Единицу примостим,
Он побольше станет весить...
Все. Потому что это – десять.
Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака
Сказал весёлый круглый ноль
Соседке-единице:
– С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым гордым взглядом:
– Ты, ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль:
– Я признаю, что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.
Сценка «Неисправимая лентяйка».
Учитель: Иванова, к доске. Расскажи числа от 1 до 10.
Иванова: 1,2,3,4, 3, 4, 4, 3
Уч. Опять ты не выучила уроки. Ты, Иванова, неисправимая лентяйка.
Садись, единица.
(Иванова сидит на лавочке и мечтает, вытаскивает дневник и стирает
единицу).
Единица: (кричит) Иванова, ты где?
ИВ. (поворачивается к ед.) Ты что, не понимаешь, что мне ты не нужна?
Ед. Нет, Иванова, ты теперь будешь делать то, что я захочу.
ИВ. Нет, не буду (пытается убежать).
Ед. (догоняет и говорит) Удрать от меня, Иванова, невозможно. Меня
можно исправить. А ты, Иванова, неисправимая лентяйка. Значит я,
неисправимая единица.
ИВ. Неужели я неисправимая? Нет!!!
(учит уроки, рассказывает порядок чисел от 1 до 10)
(Ед. исчезает)
Все, конец единице!
Эти цифры все, друзья,
Помогают нам считать.
И без них никак нельзя
Складывать и вычитать.
А какой же праздник без веселых частушек:
Частушки
1Эта цифра — единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна.
2По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
3Полкольца и полкольца
Мы сложили, посмотри,
И спаяли два конца —
Получилась цифра 3!
4На обычный старый стул
Я смотрю в квартире.
Взял его, перевернул, —
Получил Четыре!
5Цифра пять — с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.
6Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелек?
Ты ее попробуй съесть,
Эта вишня — цифра шесть.
7.Я такую кочергу
Сунуть в печку не смогу.
Про нее известно всем,
Что она зовется «семь».
8.Я слепил снеговика:
Взял из снега два комка,
Из морковки сделал носик, —
Получилась цифра Восемь.
9.Цифра девять — колобок?
Или, может быть, клубок?
Это котик Барсик спит,
И крючочком хвост лежит.
10.Ноль похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.
11. Словно старшая сестричка,
Ведет нолик единичка.
Только вместе пошагали,
Сразу цифрой десять стали.
Математические знаки:
*Как нету на свете
Без ножек столов,
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так, нет в арифметике
Действий без знаков.
*Крестик — он зовется плюс.
Без него не обойдусь,
Если я хочу узнать,
Сколько будет три и пять.
Тут я, без сомнения,
Выполню сложение.
3+5=8
*Мама утром испекла слайд 16
Нам четыре пирога.
Три из них мы сразу съели.
Сколько съесть мы не успели?
*Минус вам поможет тут!
Меня минусом зовут.
Я не крестик, но, друзья,
Без меня никак нельзя!
И вот мы — внимание!
Выполняем вычитание!
4-3=1
Ведущий:
Мы вспомнили все цифры и знаки.
Первое задание . Найдите ошибку в примерах.
4-2=6 2+3=5
слайд 17
8+1=8 7-2=6
1+5=7 7+1=8
5+4=9 6-0=7
Молодцы! С первым заданием справились.
слайд 18
Второе задание. Задачки в стихах
Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
3 утёнка далеко,
2 нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду,
Сосчитать я не могу.
(3 + 2 = 5)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег свалились?(4 – 2 = 2)
5 ворон на крышу сели.
2 ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело?(5 + 2 = 7)
5 щенят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их
теперь играет?(5 – 1 = 4)
8 оленей ели грибочки.
Двое их деток спали на кочке.
Скорее прошу я ребят посчитать,
Сколько оленей вышло гулять?(8 + 2 = 10)
Лебеди у нас в пруду:
Я поближе подойду.
Трое чёрных, белых – пять.
Кто успел их сосчитать?
(3 + 5 = 8)
Завтракаем на привале.
Нам с собой яичек дали.
Всмятку 2 и 5 крутых.
Сосчитайте, сколько их?(2 + 5 = 7)
Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
5 румяных, налитых,
3 с кислинкой. Сколько их(5 + 3 = 8)
Третье задание Ребусы
слайд 19-24
ПО 2 Л 3 ТОН
С 3 Ж Р 1 НА
ВИ 3 НА 7 Я
Ф и з м и н у т к а (музыкальная)
**Нам цифры забывать нельзя!
Куда ни посмотри —
Они везде, твои друзья:
Один, и два, и три.
**С людьми давно они живут.
Повсюду цифры есть.
Лишь только кликни – тут как тут:
Четыре, пять и шесть.
**В любой игре, в любом пути
Они с тобою вместе.
Считаешь ты до десяти:
Семь, восемь, девять, десять.
**Хоть числа с виду и просты —
У них секретов много.
И если их полюбишь ты.
Тебе они помогут.
Ведущий: Числа помогут нам, а мы поможем ёжику разложить грибы в
корзины.
слайд 25
(На доске ежик, две корзины, шесть грибов с примерами. Задача, правильно
решить пример, называя числа при сложении и вычитании. Поместить гриб в
нужную корзину.)
Молодцы! Помогли ежику собрать все грибочки.
слайд 26
Четвертое задание «Нарядим ёлочку»
На плакате елочка, сделанная из ладошек детей на уроке технологии. Ёлочку
будем наряжать необычными игрушками, а вот какими, отгадайте загадку:
Белая красавица в воздухе кружится,
Сядет и растает на моей ладони. Снежинка.
Для вас занимательные задачки. Будьте внимательны!
* В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было
на тарелке? (Морковь – овощ, 4)
*Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома?(4.
Уж- змея.)
*На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну
книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?
(Ни одной – собаки не умеют читать).
*У дома росла береза. На березе шесть веток. На каждой ветке по 2 яблока.
Сколько яблок росло на березе? (Нисколько. Яблоки, не растут на березах.)
*На каком дереве сидела ворона во время дождя? (На мокром.)
*Сколько горошин войдут в обыкновенный стакан? (Горошины ходить не
умеют.)
Пятое задание
«Заселим домики»
слайд 27- 29
Жители этой чудесной страны просят вас помочь им
заселиться в домики. Вспоминаем состав чисел 7, 9,8.
Шестое задание
Поиграем в игру «Самый умный»
Кто ответ знает,
Тот руку поднимает,
И четко отвечает.
- Где пальцев больше: на левой руке или на правой руке?
- Сколько хвостов у семи котов?
- Сколько носов у двух псов?
- Сколько на руках пальчиков у двух мальчиков?
- Сколько ушей у трех малышей?
- Сколько дней в неделе? Назовите их.
- Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?
Молодцы! И с этим заданием справились успешно.
слайд 30
Ведущий: Математики тропинки
Все прошли вы без запинки!
Запомните, все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята!
По окончании конкурсов всем ученикам медали «За стремление к
знаниям»
или любую другую.
Ведущий: - Вот и подошло к концу наше путешествие в страну
чисел и цифр. Пора нам возвращаться домой, назад из
математической страны. Закроем глазки и посчитаем обратно от 10
до 1. Вот мы снова с вами в нашем классе. Жители попросили нас
по возвращению в класс посмотреть мультфильм «Про козленка,
который умел считать до 10».
Просмотр мультфильма.
- Надо ли уметь считать?
Л
Л
Л