Напоминание

Методы исследования безопасности образовательной среды.


Автор: Прокопович Ольга Александровна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат"
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Методы исследования безопасности образовательной среды.
Раздел: среднее образование





Назад




Методы исследования безопасности образовательной среды.

В настоящее время, проблема психологической безопасности

приобретает все большее значение. Происходящие в обществе

изменения такие как, новые социально-экономические отношения,

появление высокотехнологичных средств коммуникации, социальные

процессы, связанные с модернизацией Российского образования,

привели к изменениям в жизни человека которые играют двоякую роль: с

одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают

неблагоприятное воздействие, негативно отражаются на целях и

качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к

ухудшению социального здоровья общества. В исследованиях

авторитетных ученых таких как А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота,

Г.С. Никифорова, В.и. Гарбузова, Э. Эриксона и др. проявлено, что

полноценное развитие человека возможно только при условии

удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс

направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и

переживаемой угрозы, а на собственное развитие.

В настоящее время все больше внимания уделяется понятию

психологически безопасной образовательной среды. Безопасная среда

способствует повышению уровня самооценки ученика, обеспечивает

наиболее полное раскрытие личностного потенциала, развитию его

социальных потребностей, улучшает его психологическое здоровье и

гарантирует его психологическую безопасность.В современной школе

важно,чтобы среда способствовала становлению успешных и

самореализованных людей.

Психологическая безопасность – это состояние психологической

защищённости, а также способность человека и среды отражать

неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования

личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в

социальном и пространственно-предметном окружении.

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить

из того, что всем участникам учебного процесса важно чувствовать себя

защищенными. Образовательная среда должна быть согласована с

принципами развития и реализации индивидуального потенциала

учащихся, где должно быть устранено психологическое насилие среди

участников образовательного процесса. Показателями психологической

безопасности в образовательной среде могут являться низкий уровень

психологического насилия, высокий уровень удовлетворенности

школьной средой, доброжелательная обстановка в классе, единые

критерии оценки обучающихся, высокий уровень увлеченности

образовательным процессом, участие родителей в процессе

воспитания, способность пользоваться навыками социального

взаимодействия. Очень важной потребностью участников

образовательно-воспитательного процесса в образовательной среде

является личностное и доверительное общение,как в отношениях между

самими учениками, так и в отношениях ученика с учителем. Если эта

потребность не удовлетворена то, как следствие, возникает склонность к

девиантному поведению, наблюдается отрицательное отношение к

школе, учебному процессу в целом, и возникновение проблем в сферах

психологического и физического здоровья.

Для выявления уровня психологически безопасной образовательной

среды можно использовать следующие методики:

1. «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой,

2.«Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда

3.«Тест школьной тревожности» Филлипса.

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А.

Баевой выявляет:

1.

По шкале «референтность» уровень значимости образовательной

среды.

2.

По шкале «удовлетворенность» уровень удовлетворенности

взаимодействия в образовательной среде.

3.

По шкале «защищенность» выявляется уровень ощущения

защищенности во время пребывания в образовательном

учреждении.

В Методике «Цветовой тест отношений» А.М.Эткиндадля

исследования психологически безопасной образовательной среды

рассматриваются категории

1.отношение к учителю,

2. отношение к школе.

3.отношение к уроку,

4. отношение к одноклассникам.

Благодаря этой методике, можно выявить уровень напряжения во

взаимоотношениях учителя и ученика и возможность переживания

конфликтов в отношениях. В такие моменты ученик старается

избегать ситуаций непосредственного взаимодействия с учителем.

Если у некоторых детей продолжительное время наблюдался

неудачный опыт в установлении контакта с учителями, сверстниками,

наблюдались неудачи в учебной деятельности – у этой группы детей

выявляется отрицательное отношение к школе в целом.

В связи с этим у учителей и сверстников может сложиться негативное

отношение к данной группе детей, и эти дети чувствуют

психологический дискомфорт в школе: они не реализовывают себя ни

в учебной деятельности, ни в коммуникативной.

Если выявляется отрицательное отношение к уроку. Это

свидетельствует о том, что у подростков присутствуют трудности

усвоения тех или иных учебных предметов. При нарастании

количества неусвоенного материала, у учеников наблюдается

появление школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации,

проблемам в отношениях с учителем и родителями.

Если выявляется отрицательное отношение к одноклассникам, это

говорит о том, что подростки избегают ситуации общения со

сверстниками, что свидетельствует о низком уровне развития

коммуникативных умений , навыков выхода из конфликтных ситуаций.

С помощью методики «Тест школьной тревожности» Филлипса

выявляется уровень по шкале «Страх не соответствовать ожиданиям

окружающих».Если уровень по этой шкале высокий это указывает на

то, что ученики ориентируются в оценке своих поступков, мыслей,

результатов на мнение окружающих. Данная категория учеников

испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими. Они

в своей деятельности получают большое количество негативных

оценок, в результате чего теряют уверенность в своих силах, и

болезненно переживают свои неудачи.

Так же часто проявляется высокий уровень по шкале «страх ситуации

проверки знаний», что говорит о присутствии негативного отношения к

ситуации проверки знаний, возможностей. Особенно следует

отметить, что еще большую тревогу для детей представляет

публичная оценка его способностей. Если ученик переживает неудачу

в подобной ситуации, впоследствии это негативно отражается на его и

без того неустойчивой психике.

Анализ результатов каждой из методик позволяет сделать вывод о

том, насколько психологически безопасна образовательная среда в

образовательном учреждении.

Работа педагога-психолога по созданию психологически безопасной

образовательной среды наиболее эффективна по трём

направлениям: взаимодействие с родителями, педагогами и

учащимися.

Работа психолога с родителями заключается в том, чтобы

ознакомить их с возрастными особенностями детей, выделить

проблемы, возникающие при общении с детьми и раскрыть пути их

преодоления. Для этого можно проводить семинары, лекции,

родительские собрания.

Работа психолога с педагогами заключается в том, чтобы на круглых

столах, семинарах и тренингах знакомить их с возрастными

особенностями учащихся, раскрывать возможные проблемы на пути

организации психологически безопасной образовательной среды и

показывать способы преодоления данных проблем.

Работа психолога с подростками заключается в развитие

представлений о ценности самого себя и ценности другого человека,

формирование чувства уверенности в себе, формирование

коммуникативных навыков, развитие сплоченности группы через

совместную деятельность, снятие эмоционального напряжения,

повышение уровня стрессоустойчивости. Для достижения этих целей

важно проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий

в малых группах, а также личные консультации учащихся

Таким образом, с помощью вышеизложенных методик можно

исследовать психологическую безопасность в образовательном

учреждении и организовать работу педагога-психолога в трех

направлениях, чтобы обеспечить психосоциальное благополучие для

всех участников образовательного процесса.



В раздел образования