Напоминание

"Работа над полифонией с учащимися младших классов отделения фортепиано"


Автор: Левшина Анастасия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №1
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над полифонией с учащимися младших классов отделения фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над полифонией с учащимися младших классов

отделения фортепиано.

Подготовила: преподаватель фортепиано

МБУ ДО ДМШ №1 г. Волгограда

Левшина Анастасия Александровна.

План методического доклада:

I. Введение. Важная роль полифонии в музыкальном развитии ученика.

II. Виды полифонии.

III. Работа над полифоническими произведениями с учащимися младших

классов.

IV. Заключение.

«Люби полифонию смолоду,

тогда и в старости она

будет тебе верна.»

Натан Перельман.

I

Введение.

Важная роль полифонии в музыкальном развитии ученика.

Воспитание полифонического мышления и навыков исполнения полифонии

является одним из важнейших условий развития пианиста.

Исполнение

полифонической музыки формирует и совершенствует умение слушать себя,

концентрировать и распределять внимание, вырабатывает умение мыслить

большими, завершенными частями, выстраивать фрагменты пьесы в логическую

цепь, несомненно, воспитывает чувство формы. В полифонических

произведениях наиболее ясно прослеживается связь музыки и математики.

Работа над полифонией развивает способность мыслить многопланово,

распределять внимание на множество элементов, совершенствует технику

звукоизвлечения, артикуляцию, вокальное отношение к звуку. Полифония

способствует достижению пианистического совершенства, в силу необычности

фактуры и непривычной аппликатуры.

II

Виды полифонии.

Полифонию принято подразделять на имитационную и неимитационную.

Неимитационная полифония объединяет подголосочную полифонию и

контрастную. Примером подголосочной полифонии могут служить обработки

народных песен. Здесь ученик легко отличит главную мелодию от

второстепенных (подголосков). Контрастная полифония может быть двух- и

трехголосной, (и более голосов), но они не выдерживаются строго. Голоса

противопоставляются друг другу по своему значению, выразительности и

развитости. Представляют самостоятельные мелодические линии. Обычно в

таких пьесах главный голос – верхний. Примером контрастной полифонии могут

стать старинные танцы (менуэт, буре и т.д.), а также небольшие клавирные пьесы,

типа «Маленьких прелюдий» И.С.Баха, ряд двухголосных пьес из «Нотной

тетради Анны-Магдалены Бах». В ряде прелюдий И.С.Баха можно заметить

прямую имитацию – голоса, «перенимая» один и тот же мелодический элемент,

образуют своего рода перекличку между собой.

В основе имитационной полифонии лежит точное или видоизмененное

повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом

голосе. Имитационная полифония является основой канона, ричеркара, инвенции,

фуги. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, полноправны.

Канон

полифоническая форма, основанная на точной имитации.

Второй голос повторяет мелодию первого с опозданием на такт или несколько, в

то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь

несколько голосов.

Инвенция

(от лат. inventio – изобретение, выдумка), небольшая

полифоническая пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо

определенная композиционно-техническая идея.

Фуга

музыкальное произведение имитационного склада, основанное на

проведении одной и той же темы во всех голосах, высшая форма полифонической

музыки. Имитационные проведения темы перекликаются интермедиями, в

которых тема не проходит. Классическое строение фуги – трехчастное

(экспозиция, разработка, реприза). Экспозиция представляет собой показ темы во

всех голосах (по числу голосов в фуге). Разработка отличается тональной

неустойчивостью, напряженностью звучания. Темы часто проходят в другом

ладу. Реприза утверждает основную тональность. В этом разделе фуги часто

используется прием стретты – канонообразного проведения темы. Все части фуги

соединяются между собой интермедиями, которые обычно строятся на элементах

темы или противосложения.

III

Работа над полифоническими произведениями с учащимися

младших классов.

Учитывая неоценимый вклад полифонии в развитие пианиста, следует

знакомить учеников с полифоническими произведениями как можно раньше. На

настоящий момент накоплен богатейший репертуар пьес для детей, с самых

первых шагов в мире музыки.

Начало работы над полифонией должно быть вдумчивым и неспешным. С

самого первого опыта следует заложить в пианисте трепетное отношение к

единому интонированию и штриху в тематическом материале в любом регистре.

Следует также отметить, что при детальном рассмотрении, в любой музыкальной

ткани можно вычленить полифоническое звучание. Даже гомофонно-

гармоническое изложение содержит несколько планов, пластов музыки. Мелодия,

линия баса, наполнение фактуры аккордами и скрытое голосоведение в них,

сочетание и взаимосвязь этих планов, общая кульминационная точка – все это

при работе над произведением становится полифоничным. Умение слушать,

слышать и интонировать одновременно несколько линий - и есть полифония.

Смотря под таким углом, можно даже на самых ранних стадиях обучения

привлекать внимание и слух ученика к разделению фактуры, разности регистров

и тембров, ритмического рисунка. Не касаясь чисто полифонических

произведений, начинать прививать ученику основы, принципы разделения

внимания, обостренности и контроля слуха, одновременного интонирования.

Основы полифонического мышления должны закладываться с самых

ранних шагов юного пианиста. При исполнении самых первых пьес и

упражнений, даже одной рукой, следует, помимо интонирования и достижения

центров мелодии, обращать внимание на регистр и тембр. Переносить мелодию в

разные регистры и слышать тембровую разницу. При игре простых двухручных

пьес, также начинать обращать внимание на перенос мелодии (голоса) из руки в

руку. Опираясь на слух, предслышание кульминации, сохранять динамическое и

смысловое движение мелодии. Умение слухом контролировать музыкальную

линию – важнейший принцип исполнения полифонических произведений.

В начале работы над полифоническими произведениями можно

выделить несколько этапов:

- исполнение произведения педагогом, для создания общего впечатления;

- рассказ об общих принципах, особенностях полифонической ткани;

- разбор по голосам, выявление и осознание тематического материала

в каждом голосе;

- выяснение и уточнение единой штриховой дисциплины;

- исполнение каждого голоса самостоятельно, прослушано и законченно;

- работа над передачей голоса из руки в руку;

Задача исполнения двухголосия (и больше) в партии одной руки встречается

в пьесах любого полифонического вида на всем протяжении обучения. Умение

динамически разделять голоса основывается на ощущении двойного веса в одной

руке. Первоначальным упражнением ученика и овладением такой техники

исполнения может быть игра интервалов (аккордов), в которых необходимо

прослушать (выделить) ярче один из звуков (голосов). Достигается это плотным

погружением веса руки на соответствующий палец (звук), затем к задержанному

звуку прибавляется другой, легким прикосновением. Прибавление «легкого»

звука происходит все быстрее и в итоге оба звука берутся одновременно с тем же

ощущением разного веса в пальцах руки.

При соединении всех голосов выделяем следующие этапы:

- выяснение соотношения звучности между голосами;

- один или два голоса ученик играет, а один поет;

- исполнение учеником одного или двух голосов, оставшиеся играет педагог;

- выстраивание единого дыхания темы, ее динамики;

- осознание важности звучания крайних тембров – сопрано и баса,

ощущение объемности звучания, наполнение фактуры «воздухом»;

- исполнение произведения фрагментарно, в каждом отдельном фрагменте

добиваясь единой линии движения голосов к кульминации;

Вертикальная полифония (выдержанные ноты) обращает нас к природе

фортепиано – угасающему звуку. Движущиеся голоса необходимо

«подстраивать» к удержанному, а следующие за длинной нотой звуки должны

«вытекать» из остаточного звучания. Это умение можно воспитывать у ученика и

раньше, обращая внимание на «выход» из длинной мелодической ноты,

залигованных нот в различных произведениях и фактурах.

IV

Заключение.

Последовательно знакомясь с разными видами полифонических

произведений, начиная с обработок народных песен, играя менуэты, арии, буре,

каноны, знакомясь с причудливым миром инвенций, и доходя, наконец, до фуги,

учащийся привыкает анализировать музыкальную ткань, определять

мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и

находить средства исполнения, разноплановость звучания.

Развитые голоса полифонической пьесы выявляются только при

исполнении каждого со свойственной ему характерностью звучания. Представляя

себе взаимоподчиненность, взаимоподдержку и в то же время контрастность всех

этих элементов музыкальной ткани, исполнитель сможет создать живую

звуковую картину.

г. Волгоград, 2022



В раздел образования