Автор: Левшина Анастасия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №1
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над полифонией с учащимися младших классов отделения фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Работа над полифонией с учащимися младших классов
отделения фортепиано.
Подготовила: преподаватель фортепиано
МБУ ДО ДМШ №1 г. Волгограда
Левшина Анастасия Александровна.
План методического доклада:
I. Введение. Важная роль полифонии в музыкальном развитии ученика.
II. Виды полифонии.
III. Работа над полифоническими произведениями с учащимися младших
классов.
IV. Заключение.
«Люби полифонию смолоду,
тогда и в старости она
будет тебе верна.»
Натан Перельман.
I
Введение.
Важная роль полифонии в музыкальном развитии ученика.
Воспитание полифонического мышления и навыков исполнения полифонии
является одним из важнейших условий развития пианиста.
Исполнение
полифонической музыки формирует и совершенствует умение слушать себя,
концентрировать и распределять внимание, вырабатывает умение мыслить
большими, завершенными частями, выстраивать фрагменты пьесы в логическую
цепь, несомненно, воспитывает чувство формы. В полифонических
произведениях наиболее ясно прослеживается связь музыки и математики.
Работа над полифонией развивает способность мыслить многопланово,
распределять внимание на множество элементов, совершенствует технику
звукоизвлечения, артикуляцию, вокальное отношение к звуку. Полифония
способствует достижению пианистического совершенства, в силу необычности
фактуры и непривычной аппликатуры.
II
Виды полифонии.
Полифонию принято подразделять на имитационную и неимитационную.
Неимитационная полифония объединяет подголосочную полифонию и
контрастную. Примером подголосочной полифонии могут служить обработки
народных песен. Здесь ученик легко отличит главную мелодию от
второстепенных (подголосков). Контрастная полифония может быть двух- и
трехголосной, (и более голосов), но они не выдерживаются строго. Голоса
противопоставляются друг другу по своему значению, выразительности и
развитости. Представляют самостоятельные мелодические линии. Обычно в
таких пьесах главный голос – верхний. Примером контрастной полифонии могут
стать старинные танцы (менуэт, буре и т.д.), а также небольшие клавирные пьесы,
типа «Маленьких прелюдий» И.С.Баха, ряд двухголосных пьес из «Нотной
тетради Анны-Магдалены Бах». В ряде прелюдий И.С.Баха можно заметить
прямую имитацию – голоса, «перенимая» один и тот же мелодический элемент,
образуют своего рода перекличку между собой.
В основе имитационной полифонии лежит точное или видоизмененное
повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом
голосе. Имитационная полифония является основой канона, ричеркара, инвенции,
фуги. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, полноправны.
Канон –
полифоническая форма, основанная на точной имитации.
Второй голос повторяет мелодию первого с опозданием на такт или несколько, в
то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь
несколько голосов.
Инвенция –
(от лат. inventio – изобретение, выдумка), небольшая
полифоническая пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо
определенная композиционно-техническая идея.
Фуга –
музыкальное произведение имитационного склада, основанное на
проведении одной и той же темы во всех голосах, высшая форма полифонической
музыки. Имитационные проведения темы перекликаются интермедиями, в
которых тема не проходит. Классическое строение фуги – трехчастное
(экспозиция, разработка, реприза). Экспозиция представляет собой показ темы во
всех голосах (по числу голосов в фуге). Разработка отличается тональной
неустойчивостью, напряженностью звучания. Темы часто проходят в другом
ладу. Реприза утверждает основную тональность. В этом разделе фуги часто
используется прием стретты – канонообразного проведения темы. Все части фуги
соединяются между собой интермедиями, которые обычно строятся на элементах
темы или противосложения.
III
Работа над полифоническими произведениями с учащимися
младших классов.
Учитывая неоценимый вклад полифонии в развитие пианиста, следует
знакомить учеников с полифоническими произведениями как можно раньше. На
настоящий момент накоплен богатейший репертуар пьес для детей, с самых
первых шагов в мире музыки.
Начало работы над полифонией должно быть вдумчивым и неспешным. С
самого первого опыта следует заложить в пианисте трепетное отношение к
единому интонированию и штриху в тематическом материале в любом регистре.
Следует также отметить, что при детальном рассмотрении, в любой музыкальной
ткани можно вычленить полифоническое звучание. Даже гомофонно-
гармоническое изложение содержит несколько планов, пластов музыки. Мелодия,
линия баса, наполнение фактуры аккордами и скрытое голосоведение в них,
сочетание и взаимосвязь этих планов, общая кульминационная точка – все это
при работе над произведением становится полифоничным. Умение слушать,
слышать и интонировать одновременно несколько линий - и есть полифония.
Смотря под таким углом, можно даже на самых ранних стадиях обучения
привлекать внимание и слух ученика к разделению фактуры, разности регистров
и тембров, ритмического рисунка. Не касаясь чисто полифонических
произведений, начинать прививать ученику основы, принципы разделения
внимания, обостренности и контроля слуха, одновременного интонирования.
Основы полифонического мышления должны закладываться с самых
ранних шагов юного пианиста. При исполнении самых первых пьес и
упражнений, даже одной рукой, следует, помимо интонирования и достижения
центров мелодии, обращать внимание на регистр и тембр. Переносить мелодию в
разные регистры и слышать тембровую разницу. При игре простых двухручных
пьес, также начинать обращать внимание на перенос мелодии (голоса) из руки в
руку. Опираясь на слух, предслышание кульминации, сохранять динамическое и
смысловое движение мелодии. Умение слухом контролировать музыкальную
линию – важнейший принцип исполнения полифонических произведений.
В начале работы над полифоническими произведениями можно
выделить несколько этапов:
- исполнение произведения педагогом, для создания общего впечатления;
- рассказ об общих принципах, особенностях полифонической ткани;
- разбор по голосам, выявление и осознание тематического материала
в каждом голосе;
- выяснение и уточнение единой штриховой дисциплины;
- исполнение каждого голоса самостоятельно, прослушано и законченно;
- работа над передачей голоса из руки в руку;
Задача исполнения двухголосия (и больше) в партии одной руки встречается
в пьесах любого полифонического вида на всем протяжении обучения. Умение
динамически разделять голоса основывается на ощущении двойного веса в одной
руке. Первоначальным упражнением ученика и овладением такой техники
исполнения может быть игра интервалов (аккордов), в которых необходимо
прослушать (выделить) ярче один из звуков (голосов). Достигается это плотным
погружением веса руки на соответствующий палец (звук), затем к задержанному
звуку прибавляется другой, легким прикосновением. Прибавление «легкого»
звука происходит все быстрее и в итоге оба звука берутся одновременно с тем же
ощущением разного веса в пальцах руки.
При соединении всех голосов выделяем следующие этапы:
- выяснение соотношения звучности между голосами;
- один или два голоса ученик играет, а один поет;
- исполнение учеником одного или двух голосов, оставшиеся играет педагог;
- выстраивание единого дыхания темы, ее динамики;
- осознание важности звучания крайних тембров – сопрано и баса,
ощущение объемности звучания, наполнение фактуры «воздухом»;
- исполнение произведения фрагментарно, в каждом отдельном фрагменте
добиваясь единой линии движения голосов к кульминации;
Вертикальная полифония (выдержанные ноты) обращает нас к природе
фортепиано – угасающему звуку. Движущиеся голоса необходимо
«подстраивать» к удержанному, а следующие за длинной нотой звуки должны
«вытекать» из остаточного звучания. Это умение можно воспитывать у ученика и
раньше, обращая внимание на «выход» из длинной мелодической ноты,
залигованных нот в различных произведениях и фактурах.
IV
Заключение.
Последовательно знакомясь с разными видами полифонических
произведений, начиная с обработок народных песен, играя менуэты, арии, буре,
каноны, знакомясь с причудливым миром инвенций, и доходя, наконец, до фуги,
учащийся привыкает анализировать музыкальную ткань, определять
мелодические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и
находить средства исполнения, разноплановость звучания.
Развитые голоса полифонической пьесы выявляются только при
исполнении каждого со свойственной ему характерностью звучания. Представляя
себе взаимоподчиненность, взаимоподдержку и в то же время контрастность всех
этих элементов музыкальной ткани, исполнитель сможет создать живую
звуковую картину.
г. Волгоград, 2022