Автор: Валентина Васильевна Попова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Суна
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок мужества "К.М.Симонов"
Раздел: полное образование
Урок Мужества
«Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»,
посвященный 75-летию Победы
и 105-летию со дня рождения
К.М.Симонова
.
Подготовила Попова В.В.,
учитель русского языка и
литературы
КОГОБУ СШ пгт Суна
Кировской области
Введение.
В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и
писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Творчество
К.М.Симонова в этой области занимает особое место. Через свои
очерки, стихи, военную прозу он показал увиденное и пережитое как
им самим, так и тысячами других участников войны. Он не
приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Не
случайно в 1942 году поэт Н.Тихонов назвал Симонова «голосом своего
поколения». И после войны эта тема остается одной из главных в
творчестве писателя.
К сожалению, произведения этого замечательного автора, за
исключением нескольких стихотворений, остаются за пределами
школьной программы. Поэтому мне захотелось ближе познакомить
учащихся старших классов с творчеством К.М.Симонова.
1.
Цель проекта: воспитание духовно-нравственных и гражданско-
патриотических качеств учащихся через знакомство с личностью и
творчеством писателя К.М.Симонова
2.
Задачи:
1)
изучить биографию писателя;
2)
познакомить учащихся с его стихами на военную тематику, выбрать
наиболее понравившиеся из них для чтения наизусть;
3)
прочитать роман «Живые и мертвые»;
4)
познакомить с историей создания романа, составить вопросы для
его обсуждения;
5)
выбрать эпизоды из романа для выразительного чтения;
6)
выбрать эпизоды из фильма по роману «Живые и мертвые» для
просмотра.
Сценарий Урока мужества.
Ведущий. Когда последний взрыв раздался,
Не умерла душа во мне:
Я долго, долго оставался
Солдатом в мирной тишине.
(Евгений Иванов)
Эти слова в полной мере можно отнести и к писателю, поэту, драматургу –
фронтовику К.М.Симонову. Давайте познакомимся с основными фактами
его биографии.
Презентация 1 «Жизненный и творческий путь К.Симонова».
Ведущий. В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и
писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Творчество
Симонова в этой области занимает особое место. Среди писателей военной
поры он был одним из наиболее подготовленных в военно-
профессиональном отношении. Рос и воспитывался в семье кадрового
офицера, в военной среде. Кроме того, совсем еще молодым участвовал в
боевых действиях под Халхин-Голом. Непосредственно перед войной
дважды учился на курсах военных корреспондентов.
Он необычайно много видел во время войны. К.Симонов через свои
очерки, стихи, военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим,
так и тысячами других участников войны. Он не приукрашивал войну, ярко и
образно показал ее суровый лик. В 1942 году Н.Тихонов назвал Симонова
«голосом своего поколения».
До Великой Отечественной войны он уже был хорошим драматургом,
поэтом. Но в дни войны к нему пришло всенародное признание. Можно
даже точно назвать дату – 14 января 1942 года, когда в «Правде» было
опубликовано стихотворение «Жди меня». Имя автора сразу же стало
известно миллионам людей. Поэт объяснял: «Просто я уехал на войну, а
женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я написал ей письмо в
стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».
Стихи, обращенные к жене поэта, актрисе Валентине Серовой, стали
всеобщими, необходимыми миллионам людей в самое тяжелое для них
время.
Песня на стихи «Жди меня»
Ведущий. Во время войны, когда каждый, по словам Симонова, «испытал с
особенной остротой чувство любви к своей подвергшейся жесточайшему
испытанию Родине», поэт написал о ней много прекрасных стихов.
Чтение стих. «Родина»
Ведущий. Симонов сумел передать в своей поэзии неразрывность глубоко
личных чувств с великим патриотическим долгом.
Чтение стих. «Если дорог тебе твой дом…»
Ведущий. Многие стихи военных лет посвящены дружбе.
Чтение стих. «Дом в Вязьме»
Ведущий. Несмотря на все большую поглощенность прозой, Симонов и
после войны не расставался с поэзией. В лучших послевоенных
произведениях звучали излюбленные мотивы поэта – борьба за мир, память
о погибших и любовь к живым.
Чтение стих. «Зима сорок первого года»
Ведущий. Но главной послевоенной книгой писателя стал роман-эпопея
«Живые и мертвые».
Презентация «История создания романа»
Ведущий. Первая книга романа называется «Живые и мертвые». Здесь автор
воссоздает в судьбах своих героев мужественную борьбу советского народа
против фашистских захватчиков в первые месяцы Великой Отечественной
войны – в июне – декабре 1941 года.
Обсуждение первой книги (см. Приложение №1)
Ведущий. Первая книга романа была экранизирована в 1964 году.
Просмотр сцен из 1 серии фильма , их обсуждение
(см. Приложение №1)
Ведущий. В «Живых и мертвых» нарисована такая картина 41-го года, какой
до этого наша литература не знала. Автор взялся рассказать «обо всем
подряд, с самого начала», не страшась той правды, которую не зря называют
горькой, и не обходя того, что и в самом деле «вспоминать не хочется».
Здесь калейдоскоп противоречивых впечатлений: безграничная
самоотверженность бойцов и командиров – и тут же неразбериха,
растерянность; железная стойкость одних – и паника других, рожденная
страхом перед танками, автоматчиками, угрозой окружения; готовность
отдать жизнь за Родину – и неумение воевать.
Посмотр сцен из второй серии фильма , их
обсуждение (см. Приложение №1)
Ведущий. Симонов писал: «У людей постепенно образовывалось …
самочувствие пружины, которую со страшной силой жмут до отказа, но как
бы ее ни давили, дойдя почти до упора, она все равно сохраняет в себе
способность распрямиться… И вот эта до отказа сжатая пружина наконец
распрямилась, ударив по немецким войскам, нависшим над Москвой, - они
отступают, бросая технику, но все-таки успевая оставить за собой пепелища
сожженных деревень. Это их первое крупное поражение».
Вторая книга романа называется «Солдатами не рождаются».
Здесь воссоздан последний, заключительный этап Сталинградской битвы.
Презентация 2 «Сталинградская битва»
Выразительное чтение отрывков из второй книги романа,
их обсуждение (См. приложение №1)
Ведущий. Герои Симонова воюют. Война – страшное, кровавое,
бесчеловечное дело, даже если это война справедливая; она не только
закаляет, но и ранит душу. Но тем важнее в бесчеловечных обстоятельствах
войны сохранить в себе человечность. Даже ненависть к врагу не может быть
слепой и безграничной, потому что она становится разрушительной,
нравственно растлевает человека.
Ведущий. Третья книга романа носит название «Последнее лето». Здесь
показаны события 1944 года, которые в историю великой Отечественной
войны вошли под названием операции «Багратион».
Презентация 3 «Операция «Багратион»
Выразительное чтение отрывков из третьей книги ,
их обсуждение (см. Приложение №1)
Ведущий. В глубине души у каждого, кому пришлось три года назад в этих
местах вступить в бой с немцами, жила глубоко спрятанная мечта: вернуться
в эти места освободителем, дожить до этих дней, когда не нам, а немцам
придется уходить отсюда, они, а не мы будут сражаться в окружении. И
очень многие сложили головы, чтобы эти дни торжества наступили.
Центральное место в трилогии занимает человек на войне. И это
реальный человек, взятый из жизни. Главным в повествовании является
образ Серпилина.
Выразительное чтение отрывков из романа
их обсуждение (см. Приложение №1)
Ведущий. Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего
свою Родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне
раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе,
чувство долга. Писатель показывает, как война всецело поглощает человека.
Это проявляется в раздумьях Серпилина – они не о семье, не о друзьях, чаще
всего его мысли заняты событиями войны. Но вместе с тем душа этого
человека не загрубела от ужасов войны, он способен сопереживать и
сочувствовать людям, пытается помочь им.
Второй герой романа – военный корреспондент Синцов.
Оказавшись на фронте в первые дни войны, он прошел теми же дорогами,
что и Серпилин.
Выразительное чтение отрывков из романа ,
их обсуждение (см. Приложение №1)
Ведущий. Несомненная заслуга К.Симонова в том, что он в этой книге
впервые затронул ряд острых вопросов и сам ответил на них. И так же, как
многие поэты и писатели – фронтовики, отдал дань памяти всем участникам
Великой Отечественной войны – от командиров высокого ранга до рядовых.
Именно им, живым и мертвым, посвятил эти строки С.Гудзенко:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду – она к нам в окопы и щели
Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
Во имя памяти павших в годы Великой отечественной войны объявляется
Минута молчания.
Минута молчания
Ведущий. То, что Симонов и после войны в стихах и прозе вновь и вновь
возвращался к пережитому в грозные дни сражений с фашизмом, - это не
только во имя тех, кто отдал свою жизнь на полях сражений, это еще и
выражение тревоги за будущее мира, и страстное желание сделать все.
Чтобы ужасы войны больше не повторились. Своими произведениями он
завещал это и нам, живущим через 70 лет после Великой Победы.
Приложение №1.
Вопросы для обсуждения романа «Живые и мертвые».
Книга 1 «Живые и мертвые»:
1)
Какие сцены первой книги вам особенно запомнились?
2)
Что хотел подчеркнуть автор в этой книге, а вслед за ним и создатели
фильма «Живые и мертвые»?
3)
О чем свидетельствуют сцены второй серии фильма?
Книга 2 «Солдатами не рождаются»:
1)
Какие события Великой Отечественной войны легли в основу этой
книги?
2)
Как изображены в ней события Сталинградской битвы?
3)
Что особенно запомнилось и поразило вас во второй книге?
Книга 3 «Последнее лето».
1)
В чем особенность событий, изображенных в этой книге?
2)
Почему, как вы думаете, Симонов заканчивает роман, не показав
освобождение от фашистов нашими войсками стран Европы?
Вопросы ко всему роману:
1)
Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает
человек на войне. Кто этот человек?
2)
Что привлекает вас в образе Серпилина? В каких эпизодах книги
раскрывается его характер?
3)
Симонов признавался, что ему не совсем удалась семейная линия в
романе. Как вы думаете, почему?
4)
Теми же дорогами войны, что и Серпилин, проходит военный
корреспондент Синцов. Какие события из его фронтовой жизни вам
особенно запомнились и почему?
5)
Почему Синцов не вернулся в редакцию своей газеты?
6)
Чем интересна и важна для читателей эта книга?