Напоминание

Урок мужества "К.М.Симонов"


Автор: Валентина Васильевна Попова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ пгт Суна
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок мужества "К.М.Симонов"
Раздел: полное образование





Назад




Урок Мужества

«Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»,

посвященный 75-летию Победы

и 105-летию со дня рождения

К.М.Симонова

.

Подготовила Попова В.В.,

учитель русского языка и

литературы

КОГОБУ СШ пгт Суна

Кировской области

Введение.

В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и

писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Творчество

К.М.Симонова в этой области занимает особое место. Через свои

очерки, стихи, военную прозу он показал увиденное и пережитое как

им самим, так и тысячами других участников войны. Он не

приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Не

случайно в 1942 году поэт Н.Тихонов назвал Симонова «голосом своего

поколения». И после войны эта тема остается одной из главных в

творчестве писателя.

К сожалению, произведения этого замечательного автора, за

исключением нескольких стихотворений, остаются за пределами

школьной программы. Поэтому мне захотелось ближе познакомить

учащихся старших классов с творчеством К.М.Симонова.

1.

Цель проекта: воспитание духовно-нравственных и гражданско-

патриотических качеств учащихся через знакомство с личностью и

творчеством писателя К.М.Симонова

2.

Задачи:

1)

изучить биографию писателя;

2)

познакомить учащихся с его стихами на военную тематику, выбрать

наиболее понравившиеся из них для чтения наизусть;

3)

прочитать роман «Живые и мертвые»;

4)

познакомить с историей создания романа, составить вопросы для

его обсуждения;

5)

выбрать эпизоды из романа для выразительного чтения;

6)

выбрать эпизоды из фильма по роману «Живые и мертвые» для

просмотра.

Сценарий Урока мужества.

Ведущий. Когда последний взрыв раздался,

Не умерла душа во мне:

Я долго, долго оставался

Солдатом в мирной тишине.

(Евгений Иванов)

Эти слова в полной мере можно отнести и к писателю, поэту, драматургу –

фронтовику К.М.Симонову. Давайте познакомимся с основными фактами

его биографии.

Презентация 1 «Жизненный и творческий путь К.Симонова».

Ведущий. В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и

писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Творчество

Симонова в этой области занимает особое место. Среди писателей военной

поры он был одним из наиболее подготовленных в военно-

профессиональном отношении. Рос и воспитывался в семье кадрового

офицера, в военной среде. Кроме того, совсем еще молодым участвовал в

боевых действиях под Халхин-Голом. Непосредственно перед войной

дважды учился на курсах военных корреспондентов.

Он необычайно много видел во время войны. К.Симонов через свои

очерки, стихи, военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим,

так и тысячами других участников войны. Он не приукрашивал войну, ярко и

образно показал ее суровый лик. В 1942 году Н.Тихонов назвал Симонова

«голосом своего поколения».

До Великой Отечественной войны он уже был хорошим драматургом,

поэтом. Но в дни войны к нему пришло всенародное признание. Можно

даже точно назвать дату – 14 января 1942 года, когда в «Правде» было

опубликовано стихотворение «Жди меня». Имя автора сразу же стало

известно миллионам людей. Поэт объяснял: «Просто я уехал на войну, а

женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я написал ей письмо в

стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением».

Стихи, обращенные к жене поэта, актрисе Валентине Серовой, стали

всеобщими, необходимыми миллионам людей в самое тяжелое для них

время.

Песня на стихи «Жди меня»

Ведущий. Во время войны, когда каждый, по словам Симонова, «испытал с

особенной остротой чувство любви к своей подвергшейся жесточайшему

испытанию Родине», поэт написал о ней много прекрасных стихов.

Чтение стих. «Родина»

Ведущий. Симонов сумел передать в своей поэзии неразрывность глубоко

личных чувств с великим патриотическим долгом.

Чтение стих. «Если дорог тебе твой дом…»

Ведущий. Многие стихи военных лет посвящены дружбе.

Чтение стих. «Дом в Вязьме»

Ведущий. Несмотря на все большую поглощенность прозой, Симонов и

после войны не расставался с поэзией. В лучших послевоенных

произведениях звучали излюбленные мотивы поэта – борьба за мир, память

о погибших и любовь к живым.

Чтение стих. «Зима сорок первого года»

Ведущий. Но главной послевоенной книгой писателя стал роман-эпопея

«Живые и мертвые».

Презентация «История создания романа»

Ведущий. Первая книга романа называется «Живые и мертвые». Здесь автор

воссоздает в судьбах своих героев мужественную борьбу советского народа

против фашистских захватчиков в первые месяцы Великой Отечественной

войны – в июне – декабре 1941 года.

Обсуждение первой книги (см. Приложение №1)

Ведущий. Первая книга романа была экранизирована в 1964 году.

Просмотр сцен из 1 серии фильма , их обсуждение

(см. Приложение №1)

Ведущий. В «Живых и мертвых» нарисована такая картина 41-го года, какой

до этого наша литература не знала. Автор взялся рассказать «обо всем

подряд, с самого начала», не страшась той правды, которую не зря называют

горькой, и не обходя того, что и в самом деле «вспоминать не хочется».

Здесь калейдоскоп противоречивых впечатлений: безграничная

самоотверженность бойцов и командиров – и тут же неразбериха,

растерянность; железная стойкость одних – и паника других, рожденная

страхом перед танками, автоматчиками, угрозой окружения; готовность

отдать жизнь за Родину – и неумение воевать.

Посмотр сцен из второй серии фильма , их

обсуждение (см. Приложение №1)

Ведущий. Симонов писал: «У людей постепенно образовывалось …

самочувствие пружины, которую со страшной силой жмут до отказа, но как

бы ее ни давили, дойдя почти до упора, она все равно сохраняет в себе

способность распрямиться… И вот эта до отказа сжатая пружина наконец

распрямилась, ударив по немецким войскам, нависшим над Москвой, - они

отступают, бросая технику, но все-таки успевая оставить за собой пепелища

сожженных деревень. Это их первое крупное поражение».

Вторая книга романа называется «Солдатами не рождаются».

Здесь воссоздан последний, заключительный этап Сталинградской битвы.

Презентация 2 «Сталинградская битва»

Выразительное чтение отрывков из второй книги романа,

их обсуждение (См. приложение №1)

Ведущий. Герои Симонова воюют. Война – страшное, кровавое,

бесчеловечное дело, даже если это война справедливая; она не только

закаляет, но и ранит душу. Но тем важнее в бесчеловечных обстоятельствах

войны сохранить в себе человечность. Даже ненависть к врагу не может быть

слепой и безграничной, потому что она становится разрушительной,

нравственно растлевает человека.

Ведущий. Третья книга романа носит название «Последнее лето». Здесь

показаны события 1944 года, которые в историю великой Отечественной

войны вошли под названием операции «Багратион».

Презентация 3 «Операция «Багратион»

Выразительное чтение отрывков из третьей книги ,

их обсуждение (см. Приложение №1)

Ведущий. В глубине души у каждого, кому пришлось три года назад в этих

местах вступить в бой с немцами, жила глубоко спрятанная мечта: вернуться

в эти места освободителем, дожить до этих дней, когда не нам, а немцам

придется уходить отсюда, они, а не мы будут сражаться в окружении. И

очень многие сложили головы, чтобы эти дни торжества наступили.

Центральное место в трилогии занимает человек на войне. И это

реальный человек, взятый из жизни. Главным в повествовании является

образ Серпилина.

Выразительное чтение отрывков из романа

их обсуждение (см. Приложение №1)

Ведущий. Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего

свою Родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне

раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе,

чувство долга. Писатель показывает, как война всецело поглощает человека.

Это проявляется в раздумьях Серпилина – они не о семье, не о друзьях, чаще

всего его мысли заняты событиями войны. Но вместе с тем душа этого

человека не загрубела от ужасов войны, он способен сопереживать и

сочувствовать людям, пытается помочь им.

Второй герой романа – военный корреспондент Синцов.

Оказавшись на фронте в первые дни войны, он прошел теми же дорогами,

что и Серпилин.

Выразительное чтение отрывков из романа ,

их обсуждение (см. Приложение №1)

Ведущий. Несомненная заслуга К.Симонова в том, что он в этой книге

впервые затронул ряд острых вопросов и сам ответил на них. И так же, как

многие поэты и писатели – фронтовики, отдал дань памяти всем участникам

Великой Отечественной войны – от командиров высокого ранга до рядовых.

Именно им, живым и мертвым, посвятил эти строки С.Гудзенко:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,

Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,

Тот поймет эту правду – она к нам в окопы и щели

Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

И твои костыли, и смертельная рана сквозная,

И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, -

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,

Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели.

Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

Во имя памяти павших в годы Великой отечественной войны объявляется

Минута молчания.

Минута молчания

Ведущий. То, что Симонов и после войны в стихах и прозе вновь и вновь

возвращался к пережитому в грозные дни сражений с фашизмом, - это не

только во имя тех, кто отдал свою жизнь на полях сражений, это еще и

выражение тревоги за будущее мира, и страстное желание сделать все.

Чтобы ужасы войны больше не повторились. Своими произведениями он

завещал это и нам, живущим через 70 лет после Великой Победы.

Приложение №1.

Вопросы для обсуждения романа «Живые и мертвые».

Книга 1 «Живые и мертвые»:

1)

Какие сцены первой книги вам особенно запомнились?

2)

Что хотел подчеркнуть автор в этой книге, а вслед за ним и создатели

фильма «Живые и мертвые»?

3)

О чем свидетельствуют сцены второй серии фильма?

Книга 2 «Солдатами не рождаются»:

1)

Какие события Великой Отечественной войны легли в основу этой

книги?

2)

Как изображены в ней события Сталинградской битвы?

3)

Что особенно запомнилось и поразило вас во второй книге?

Книга 3 «Последнее лето».

1)

В чем особенность событий, изображенных в этой книге?

2)

Почему, как вы думаете, Симонов заканчивает роман, не показав

освобождение от фашистов нашими войсками стран Европы?

Вопросы ко всему роману:

1)

Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает

человек на войне. Кто этот человек?

2)

Что привлекает вас в образе Серпилина? В каких эпизодах книги

раскрывается его характер?

3)

Симонов признавался, что ему не совсем удалась семейная линия в

романе. Как вы думаете, почему?

4)

Теми же дорогами войны, что и Серпилин, проходит военный

корреспондент Синцов. Какие события из его фронтовой жизни вам

особенно запомнились и почему?

5)

Почему Синцов не вернулся в редакцию своей газеты?

6)

Чем интересна и важна для читателей эта книга?



В раздел образования