Автор: Меджитова Рушен Сиятовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 42 им.Эшрефа Шемьи-заде"
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: Групповые формы работы на уроках в начальных классах
Тема: Использование групповых форм работы в начальных классах в соответствии с ФГОС
Раздел: начальное образование
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Цели:
мотивировать обучающихся, повысить
интерес к изучаемому предмету;
повышать уровень активности и
самостоятельности;
развивать навыки анализа,
взаимодействия, коммуникации;
повышать уровень саморазвития и
развития, благодаря активизации
мыслительной деятельности и
диалогическому взаимодействию с
преподавателем и другими участниками
образовательного процесса.
взаимопонимание между членами
группы;
умение разрешать конфликты;
вести грамотный, культурный диалог;
слушать и слышать друг друга
Условия работы в группах:
Правила работы в группе:
говори спокойно, чётко и кратко;
говори только по существу вопроса;
говори по очереди, не перебивая члена
группы;
возражая или соглашаясь, смотри на
говорящего;
убедись, что в разговоре участвует
каждый;
обращайся к члену группы по имени.
Чему учит групповая работа?
Сотрудничать
Ставить вопросы
Решать проблемы
Договариваться
Распределять роли и
ответственность
Слушать других
Убеждать других
Отвечать за себя
I. Подготовка к выполнению группового
задания.
Постановка задачи, проблемной
ситуации;
Инструктаж о последовательности
работы.
Раздача необходимого материала по
группам.
II. Групповая работа
Знакомство с материалом, планирование работы
в группе.
Распределение заданий внутри группы.
Индивидуальное выполнение заданий.
Обсуждение индивидуальных результатов
работы в группе.
Обсуждение общего задания группы
(дополнения, уточнения, обобщения).
Подведение итогов группового задания.
III. Заключительная часть.
Сообщение о результатах работы в группах.
Анализ познавательной задачи, рефлексия.
Общий вывод о групповой работе и достижении
поставленной задачи.
Виды групповых работ
1. Мозговой штурм.
•
Используется для формирования идей.
•
Соблюдается жесткий регламент.
•
Распределяются роли внутри группы
•
После выработки коллективного решения
внутри группы делаются сообщения от
разных групп.
2. Продолжи цепочку
Основана на выполнении заданий разного рода
группой работы «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным
предметам (например, при описании
иллюстрации или картины, на уроке
окружающего мира при составлении рассказа о
каком-либо животном).
3. Охота за сокровищами.
Учитель (или его помощники) составляет
вопросы, которые могут требовать, как знаний
фактов, так и осмысления или понимания.
Учащийся или группа должны ответить на
вопросы, используя ресурсы интернета,
дополнительную литературу, учебник.
4.
Снежный ком.
Все учащиеся в группе получают индивидуальные
аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После следует работа в парах, где учащиеся предлагают
свои способы решения данного задания, из которых
выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в
группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение
решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На
этом последнем этапе уже не происходит обсуждения
решений, группы делают доклады о своей работе.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА
УРОКЕ.
Повышается учебная и
познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся.
В группе выше обучаемость. Эффективность
усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в
классе.
o
Групповой работе надо сначала научить.
o
Организация групповой работы требует от
учителя особых умений, усилий.
o
Некоторые ученики могут пользоваться
результатами труда более сильных
одноклассников.
o
Для некоторых учащихся разделение на группы –
процесс болезненный.
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь…
Древнекитайская мудрость.
Желаю вам успехов в использовании
групповых форм работы на уроках!