Автор: Чобанян Лусене Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образование д/с "Снежинка"
Населённый пункт: ХМАО-Югра Сургутский район, п.Нижнесортымский
Наименование материала: Методическая разработка по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Раздел: дошкольное образование
Конкурс учебно-методических материалов
по формированию основ финансовой грамотности
обучающихся
образовательных
организаций
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Лучшая методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ
экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольных образовательных организаций
«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Муниципальное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение
детский сад «Снежинка»
Автор: Чобанян Лусене Сергеевна
воспитатель
Нижнесортымский, 2021
Введение
Актуальность
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь
с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-
продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще
всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны
жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как
богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой
нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта,
трудолюбие,
взаимопомощь
и
многое
другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
Новизна методической разработки
Новизна заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой
грамотности со старшими дошкольниками.
В
практике
МБДОУ
д/с
«Снежинка» вопросы
формирования
финансовой
грамотности
использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление
комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
Цели и задачи
Образовательная
область,
интеграция
ОО: Познавательное
развитие;
социально-
коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения
методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного
возраста в МБДОУ детский сад «Снежинка»
Задачи:
Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности,
формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
Образовательные
задачи: ознакомить
с
сущностью
основных
финансово-экономических
категорий.
Развивающие
задачи: развивать
познавательный
интерес
детей
к
вопросам
финансовой
грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру,
согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание,
мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой
деятельности.
Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с
возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание
социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального
поведения в сфере экономики.
Объект – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к
социально-экономическим отношениям.
Предмет – финансовая грамотность.
Образовательная организация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»
Возрастная категория детей/обучающихся/,
класс/ курс
5-6 лет
Тема
«Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
Цель
Фо
.
рм
.
ир
.
ов
.
ат
.
ь пе
.
рв
.
он
.
ач
.
ал
.
ьн
.
ые пр
.
ед
.
ст
.
ав
.
ле
.
ни
.
я о де
.
нь
.
га
.
х ка
ср
.
ед
.
ст
.
ве об
.
ме
.
на, пл
.
ат
.
еж
.
а и на
.
ко
.
пл
.
ен
.
ия.
Ра
.
ск
.
ры
.
ть су
.
щн
.
ос
«м
.
он
.
ет
.
а», «к
.
уп
.
юр
.
а»;
- за
.
кр
.
еп
.
ит
.
ь зн
.
ан
.
ия де
.
те
.
й о вн
..
не
.
м ви
.
де со
.
вр
.
ем
.
ен
.
ны
.
х де
.
не
Уч
.
ит
.
ь на
.
хо
.
ди
.
ть от
.
ли
.
чи
.
те
.
ль
.
ны
.
е и сх
.
од
.
ны
.
е пр
.
из
.
на
.
ки ме
.
ме
.
жд
.
у ку
.
пю
.
ра
.
ми ра
.
зн
.
ог
.
о до
.
ст
.
ои
.
нс
.
тв
.
а; По
.
мо
.
чь де
.
тя
.
м ос
лю
.
дей
Пл
.
ан
.
ир
.
уе
.
мы
.
е
об
.
ра
.
зо
.
ва
.
те
.
ль
.
ны
.
е
ре
.
зу
.
ль
.
та
.
ты
Пр
.
ед
.
ме
.
тн
.
ые: Ак
.
ту
.
ал
.
из
.
ир
.
ов
.
ат
.
ь зн
.
ан
.
ия по фи
.
на
.
нс
.
ов
.
ой гр
Ли
.
чн
.
ос
.
тн
.
ые:
Ос
.
оз
.
на
.
ни
.
е не
.
об
.
хо
.
ди
.
мо
.
ст
.
и по
.
лу
.
че
.
ни
.
я зн
.
ан
гр
.
ам
.
от
.
но
.
ст
.
и. Ум
.
ет
.
ь об
.
ъя
.
сн
.
ит
.
ь от ку
.
да бе
.
ру
.
тс
.
я де
.
нь
.
ги.
Ос
по
.
тр
.
еб
.
но
.
ст
.
и и во
.
зм
.
ож
.
но
.
ст
.
и.
По
.
ло
.
жи
.
те
.
ль
.
но
.
му вл
.
ия
.
ни
.
ю за
ка
.
че
.
ст
.
в ли
.
чн
.
ос
.
ти ка
.
к до
.
бр
.
от
.
а, че
.
ст
.
но
.
ст
.
ь, ще
.
др
.
ос
.
ть, тр
.
уд
Ме
.
та
.
пр
.
ед
.
ме
.
тн
.
ые: По
.
зн
.
ав
.
ат
.
ел
.
ьн
.
ые: - Ум
.
ен
.
ие ос
.
ущ
.
ес
.
тв
.
ля
ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ии из ра
.
зн
.
ых ис
.
то
.
чн
.
ик
.
ов - Ум
.
ен
.
ие об
.
ъя
.
сн
.
ят
.
ь по
об
.
ра
.
ба
.
ты
.
ва
.
ть и ис
.
по
.
ль
.
зо
.
ва
.
ть ра
.
не
.
е по
.
лу
.
че
.
нн
.
ую ин
.
фо
.
рм
Ре
.
гу
.
ля
.
ти
.
вн
.
ые: - Ум
.
ен
.
ие ад
.
ек
.
ва
.
тн
.
о пр
.
ин
.
им
.
ат
.
ь оц
.
ен
.
ку вз
.
ро
пл
.
ан
.
ир
.
ов
.
ат
.
ь св
.
ои де
.
йс
.
тв
.
ия - Ум
.
ен
.
ие пр
.
ог
.
но
.
зи
.
ро
.
ва
.
ть и оц
Ко
.
мм
.
ун
.
ик
.
ат
.
ив
.
ны
.
е: - Го
.
то
.
вн
.
ос
.
ть сл
.
уш
.
ат
.
ь со
.
бе
.
се
.
дн
.
ик
.
а, ве
фо
.
рм
.
ул
.
ир
.
ов
.
ат
.
ь и ар
.
гу
.
ме
.
нт
.
ир
.
ов
.
ат
.
ь св
.
ою то
.
чк
.
у зр
.
ен
.
ия
Ос
.
но
.
вн
.
ые по
.
ня
.
тия
Бю
.
дж
.
ет, ба
.
нк
.
но
.
та, пл
.
ас
.
ти
.
ко
.
ва
.
я ка
.
рт
.
а.
Фо
.
рм
.
ы, ме
.
то
.
ды, те
.
хн
.
ол
.
ог
.
ии об
.
уч
.
ен
.
ия,
в
то
.
м
чи
.
сл
.
е
ЭО
(эл
.
ек
.
тр
.
он
.
но
.
е
об
.
уч
.
ен
.
ие)
и
ДОТ
.
(
ди
.
ст
.
ан
.
ци
.
он
.
ны
.
е
об
.
ра
.
зо
.
ва
.
те
.
ль
.
ны
.
е те
.
хн
.
ол
.
ог
.
ии)
На
.
гл
.
яд
.
ны
.
й (де
.
мо
.
нс
.
тр
.
ац
.
ия на
.
гл
.
яд
.
ны
.
х по
.
со
.
би
.
й), сл
.
ов
.
ес
иг
.
ро
.
во
.
й (ди
.
да
.
кт
.
ич
.
ес
.
ка
.
я иг
.
ра).
Пр
.
ие
.
мы: во
.
пр
.
ос
.
ы, бе
.
се
.
да, со
.
зд
.
ан
.
ие иг
.
ро
.
во
.
й си
.
ту
.
ац
.
ии, об
оц
.
ен
.
ка.
Ср
.
ед
.
ст
.
ва об
.
уч
.
ен
.
ия
Ба
.
нк
.
ом
.
ат «А
.
лм
.
а ба
.
нк
.
», ку
.
пю
.
ры, ин
.
те
.
ра
.
кт
.
ив
.
на
.
я до
.
ск
.
а, цв
Ор
.
га
.
ни
.
за
.
ци
.
он
.
ны
.
е ус
.
ло
.
вия
мо
.
ти
.
ва
.
ция
Уч
.
еб
.
но-ме
.
то
.
ди
.
че
.
ск
.
ое об
.
ес
.
пе
.
че
.
ние
Зд
.
ор
.
ов
.
ье
.
сб
.
ер
.
ег
.
аю
.
щи
.
е те
.
хн
.
ол
.
ог
.
ии, ин
.
фо
.
рм
.
ац
.
ио
.
нн
.
о – ко
Пл
.
ан за
.
ня
.
ти
.
я / ме
.
ро
.
пр
.
ия
.
тия
Эт
.
ап
.
ы за
.
ня
.
ти
.
я /
ме
.
ро
.
пр
.
ия
.
ти
.
я (вр
.
ем
.
я
эт
.
ап
.
а)
Ис
.
по
.
ль
.
зу
.
ем
.
ые
ди
.
да
.
кт
.
ич
.
ес
.
ки
.
е
ср
.
ед
.
ст
.
ва
Де
.
ят
.
ел
.
ьн
.
ос
.
ть пе
.
да
.
го
.
га
Де
.
ят
.
ел
.
ьн
.
ос
.
ть
во
.
сп
.
ит
.
ан
.
ни
.
ко
1.
Ор
.
га
.
ни
.
за
.
ци
.
он
.
н
ы
.
й мо
.
ме
.
нт
Сл
.
ов
.
ес
.
ны
.
й ме
.
тод
Чт
.
ен
.
ие ст
.
их
.
от
.
во
.
ре
.
ния
Вс
.
та
.
не
.
м мы в кр
.
уж
.
оч
.
ек
др
.
уж
.
но –
По
.
зд
.
ор
.
ов
.
ат
.
ьс
.
я на
.
м ну
.
жн
.
о.
Го
.
во
.
рю те
.
бе: «П
.
ри
.
ве
.
т» -
Ул
.
ыб
.
ни
.
сь ск
.
ор
.
ей в от
.
ве
.
т.
Зд
.
ра
.
вс
.
тв
.
уй, пр
.
ав
.
ая ру
.
ка,
Зд
.
ра
.
вс
.
тв
.
уй ле
.
ва
.
я ру
.
ка!
Зд
.
ра
.
вс
.
тв
.
уй др
.
уг, зд
.
ра
.
вс
.
тв
.
уй
др
.
уг,
Зд
.
ра
.
вс
.
тв
.
уй ве
.
сь на
.
ш
др
.
уж
.
ны
.
й кр
.
уг!
Де
.
ти за
.
хо
.
дя
.
т в гр
.
уп
.
му
.
зы
.
ку вы
.
по
.
лн
.
яю
.
т
дв
.
иж
.
ен
.
ия.
2. Ос
.
но
.
вн
.
ой бл
.
ок
мо
.
ти
.
ва
.
ция
Ре
.
бя
.
та, на
.
ш «Р
.
уб
.
ли
.
к» на
.
шё
.
л
ин
.
те
.
ре
.
сн
.
ый пр
.
ед
.
ме
.
т и
пр
.
ин
.
ёс ег
.
о на
.
м. Во
.
сп
.
ит
.
ат
.
ел
.
ь
де
.
мо
.
нс
.
тр
.
ир
.
уе
.
т ко
.
пи
.
лк
.
у.
- Чт
.
о эт
.
о та
.
ко
.
е?
- Дл
.
я че
.
го же ну
.
жн
.
а эт
.
а
ко
.
пи
.
лк
.
а? (от
.
ве
.
ты де
.
те
.
й)
- Пр
.
ав
.
ил
.
ьн
.
о, чт
.
об
.
ы ко
.
пи
.
ть
де
.
нь
.
ги.
- Да
.
ва
.
йт
.
е ра
.
сс
.
мо
.
тр
.
им
ра
.
зл
.
ич
.
ны
.
е де
.
нь
.
ги
(Ба
.
нк
.
но
.
ты, мо
.
не
.
ты,
пл
.
ас
.
ти
.
ко
.
ва
.
я ка
.
рт
.
а)
А, ка
.
к на
.
зы
.
ва
.
ют
.
ся
Ро
.
сс
.
ий
.
ск
.
ие де
.
нь
.
ги?
Дл
.
я че
.
го ну
.
жн
.
ы де
.
нь
.
ги?
Ра
.
сс
.
ма
.
тр
.
ив
.
ают
От
.
ве
.
ты де
.
тей
- дл
.
я по
.
ку
.
пк
.
и пр
.
од
.
ук
пи
.
та
.
ни
.
я; од
.
еж
.
ды
-дл
.
я оп
.
ла
.
ты бы
.
то
.
вы
-дл
.
я оп
.
ла
.
ты ра
.
зв
.
ле
.
че
(во
.
сп
.
ит
.
ат
.
ел
.
ь ут
.
оч
.
ня
де
.
те
.
й, дл
.
я ка
.
ки
.
х
ра
.
зв
.
ле
.
че
.
ни
.
й на
.
м ну
де
.
нь
.
ги);
-дл
.
я оп
.
ла
.
ты ус
.
лу
.
г
(ут
.
оч
.
ни
.
ть, ка
.
ки
.
х им
-дл
.
я оп
.
ла
.
ты пр
.
ое
.
зд
.
а на
тр
.
ан
.
сп
.
ор
.
те;
-дл
.
я по
.
ку
.
пк
.
и по
.
да
.
рк
-на бл
.
аг
.
от
.
во
.
ри
.
те
.
ль
.
но
во
.
пр
.
осы
от
.
ве
.
ты
Пр
.
ос
.
мо
.
тр
пр
.
ез
.
ен
.
та
.
ци
.
и
«И
.
ст
.
ор
.
ия де
.
не
.
г».
ра
.
сс
.
ка
.
зы
.
ва
.
ние
Во
.
пр
.
осы
от
.
ве
.
ты
Ди
.
на
.
ми
.
че
.
ск
.
ая
па
.
уз
.
а
«Б
.
уд
.
ем
де
.
не
.
жк
.
и сч
.
ит
.
ат
.
ь»
Од
.
ин, дв
.
а, тр
.
и, че
.
ты
.
ре, пя
.
ть
(ша
.
га
.
ем на ме
.
ст
.
е)
Бу
.
де
.
м де
.
не
.
жк
.
и сч
.
ит
.
ат
.
ь.
(сж
.
им
.
ае
.
м и ра
.
зж
.
им
.
ае
.
м
па
.
ль
.
цы ру
.
к)
Од
.
ин и дв
.
а оп
.
ла
.
ти
.
м до
.
м,
(па
.
ль
.
цы в ку
.
ла
.
к, от
.
ги
.
ба
.
ем
ми
.
зи
.
не
.
ц и бе
.
зы
.
мя
.
нн
.
ый)
До
.
м, в ко
.
то
.
ро
.
м мы жи
.
вё
.
м.
Тр
.
ет
.
ья мо
.
не
.
тк
.
а- од
.
еж
.
ду
ку
.
пи
.
ть (от
.
ги
.
ба
.
ем ср
.
ед
.
ни
.
й
па
.
ле
.
ц)
На че
.
тв
.
ёр
.
ту
.
ю мо
.
не
.
тк
.
у ку
.
пи
.
м
ес
.
ть и пи
.
ть (от
.
ги
.
ба
.
ем
ук
.
аз
.
ат
.
ел
.
ьн
.
ый па
.
ле
.
ц)
Ну, а пя
.
ту
.
ю по
.
ка (ше
.
ве
.
ли
.
м
бо
.
ль
.
ши
.
м па
.
ль
.
це
.
м)
Вы
.
по
.
лн
.
яю
.
т дв
.
иж
.
ен
со
.
от
.
ве
.
тс
.
тв
.
ии с те
.
кс
.
Сп
.
ря
.
че
.
м на до
.
ны
.
шк
.
е
ко
.
ше
.
ль
.
ка! (сп
.
ря
.
та
.
ть
бо
.
ль
.
шо
.
й па
.
ле
.
ц в ку
.
ла
.
к со
.
гн
.
ув
вс
.
е па
.
ль
.
цы)
Ди
.
да
.
кт
.
ич
.
ес
.
ка
.
я
иг
.
ра «Д
.
ох
.
од-
ра
.
сх
.
од
.
».
Ес
.
ли си
.
ту
.
ац
.
ия, ко
.
то
.
ру
.
ю я
ва
.
м на
.
зо
.
ву оз
.
на
.
ча
.
ет до
.
хо
.
д, то
вы бу
.
де
.
те хл
.
оп
.
ат
.
ь в ла
.
до
.
ши,
ес
.
ли – ра
.
сх
.
од, то вы бу
.
де
.
те
то
.
па
.
ть.
-По
.
ку
.
пк
.
а хл
.
еб
.
а в ма
.
га
.
зи
.
не;
-оп
.
ла
.
та ко
.
мм
.
ун
.
ал
.
ьн
.
ых
ус
.
лу
.
г;
-па
.
па по
.
лу
.
чи
.
л пр
.
ем
.
ию;
-де
.
ду
.
шк
.
а вы
.
иг
.
ра
.
л ло
.
те
.
ре
.
ю;
-по
.
ез
.
дк
.
а на мо
.
ре;
-ре
.
мо
.
нт кв
.
ар
.
ти
.
ры;
-ба
.
бу
.
шк
.
а по
.
лу
.
чи
.
ла пе
.
нс
.
ию;
-по
.
ку
.
пк
.
а иг
.
ру
.
ше
.
к;
-ма
.
ма по
.
лу
.
чи
.
ла за
.
ра
.
бо
.
тн
.
ую
пл
.
ат
.
у.
Де
.
ти вы
.
по
.
лн
.
яю
.
т за
.
да
Пр
.
ак
.
ти
.
че
.
ск
.
ая
ча
.
сть
А, се
.
йч
.
ас да
.
ва
.
йт
.
е мы с ва
.
ми
ст
.
ан
.
ем ди
.
за
.
йн
.
ер
.
ам
.
и и
на
.
ри
.
су
.
ем св
.
ои ба
.
нк
.
но
.
ты. Чт
.
о
об
.
яз
.
ат
.
ел
.
ьн
.
о до
.
лж
.
ны бы
.
ть на
бу
.
ма
.
жн
.
ых ба
.
нк
.
но
.
та
.
х?
(За
.
щи
.
тн
.
ые эл
.
ем
.
ен
.
ты).
Де
.
ти ри
.
су
.
ют св
.
ои ба
Ит
.
ог
-
О че
.
м мы се
.
го
.
дн
.
я го
.
во
.
ри
.
ли?
- Ка
.
ки
.
е бы
.
ва
.
ют де
.
нь
.
ги?
- Че
.
м от
.
ли
.
ча
.
ет
.
ся мо
.
не
.
та от
ба
.
нк
.
но
.
ты?
- Дл
.
я че
.
го ну
.
жн
.
ы де
.
нь
.
ги?
- Вс
.
е ли мо
.
жн
.
о ку
.
пи
.
ть за
де
.
нь
.
ги?
Рефлексия
Воспитатель
хвалит детей
-
Предоставить детям право
выбора картинки эмоции,
которую они
испытывают по окончании
образовательной
деятельности.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
дети выполняют движения.
Делают самоанализ