Напоминание

Трудовая деятельность в подготовительной группе


Автор: Башарова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 457
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовая деятельность в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания

подрастающего

поколения.

В

детском

саду

трудовое

воспитание

заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых,

в приобщении

детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с

трудом

взрослых

воспитатель

формирует

у

детей

положительное

отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление

оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом

развития

базовых

и

творческих

способностей

ребенка,

важнейшим

средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных

возможностей и половых

особенностей)

интереса

к

труду взрослых,

воспитания

желания

трудиться,

навыков

элементарной

трудовой

деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные

виды:

самообслуживание,

хозяйственно-бытовой труд,

труд в природе,

ручной труд,

а формы его организации — поручения,

дежурства, общий,

совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание

самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд

труд по

уборке

помещения,

мытье

посуды,

стирка

и

др.

В

отличие

от

самообслуживания,

имеет

общественную направленность.

Ребенок учится создавать и содержать в

соответствующем виде

окружающую среду.

Навыки

хозяйственно

-

бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в

труде на общую пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными,

выращивание

овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной

и

художественный

труд

труд,

направленный

на

удовлетворение

эстетичных

потребностей

человека

(изготовление

поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого,

выполнять

какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации

может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим.

По продолжительности:

кратковременным,

постоянным.

По

содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в

интересах всей

группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при

общей

цели

каждый

ребенок

выполняет

какую-то

часть

работы

самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей,

зависимость

каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда,

при которой дети

наряду

с

трудом решают

и

нравственные

задачи:

договориться

о

разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют»

за качество общей совместной работы.

Данные

методические

рекомендации разработаны с

целью оказания

методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности

дошкольников.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому

воспитанию к

концу пребывания детей в

детском саду должна

дать

следующие результаты:

• повысится интерес дошкольников к труду;

• сформируются навыки совместной деятельности;

сложится

коллектив

детей

и групповое

самоуправление,

благодаря

сотрудничеству между подгруппами;

• расширятся представления детей об окружающем;

создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого

ребенка и ее становления;

• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого

ребенка;

• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность;

укрепятся товарищеские связи;

установятся тесные дружеские контакты,

взаимопонимание,

взаимоконтроль,

взаимопомощь,

взаимообучение;

сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

• Сформируется чувство общественного долга;

• Труд станет для детей потребностью.

Картотека трудовых поручений

для детей подготовительной группы

Задание №1

«Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге,

научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые,

светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при

работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые

умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей

природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

« Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья)

и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание

ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи,

уточнить представления детей о комнатных растениях.

Задание №3

«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о

том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное

отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять

необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду

растения), напомнить технику полива.

Задание №4

«3еленый десант на комнатные растения»

(убираем больные листья, подкормка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие

действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление,

подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции,

предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.

Задание №5

«Ухаживаем за растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений

в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли,

ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.

Задание №6

«Рыхление почвы у комнатных растений».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям

знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять

приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для

этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать

экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.

Задание №7

«Подкормка растений».

Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на

знания детей о том, что источником питания для растений является почва,

о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва

истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.

Задание №8

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно,

распределять обязанности, согласовывать действия.

Задание №9

«Пересадка комнатных растений».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за

растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных

растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы,

правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь

воспитателю.

Задание №10

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее

место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о

строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать

трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и

растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться

результата, участвовать в общем деле.

Задание №11

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение,

уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать

представления об условиях, необходимых для роста гороха.

Задание№12

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить

последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать

углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой

расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе

культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое

время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки

рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые

умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное

отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №13

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и

развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных

способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю,

поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке

рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать

трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и

растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к

окружающей природе, желание заботиться о ней.

Задание №14

«Дежурство по столовой».

Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять

обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду

дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды.

Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в

сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №15

«Дежурство зоне образовательной деятельности»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного:

раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные

воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после

занятия на место.

Задание №16

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной

деятельности».

Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей

аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной

деятельности.

Задание №17

Очистить от пластилина, доски для лепки.

Цель: формировать навыки коллективного труда

Задание №18

«Учимся заправлять свои постели».

Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым.

Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию,

самостоятельность.

Задание №19

«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных

принадлежностей на кроватях».

Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности,

воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к

чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности

за порученное дело.

Задание №20

«Смена грязных полотенец».

Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно

выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку.

Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.

Задание №21

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с младшим воспитателем)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды:

освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и

сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть

непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание

трудиться в коллективе дружно.

Задание №21

«Мытьё стульчиков».

Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в

порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной

тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки,

умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования.

Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание №22

«Мытьё строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал,

приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в

игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором,

приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать

правила личной гигиены.

Задание №23

Влажная уборка модулей для конструирования.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Задание №24

«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой.

Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус,

желание трудиться для блага других.

Задание №25

«Наведение порядка в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку

убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план

работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей

деятельности.

Задание №26

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;

содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на

места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при

работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду

других людей.

Задание №27

«Мытьё кукол».

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать

замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие,

умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать

желание помогать взрослым, уважение к их труду.

Задание № 28

Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать

бант.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.

Задание № 29

«Стирка кукольного белья».

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и

постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;

готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же

рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и

навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические

требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №30

«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима

салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе

деятельности).

Задание №31

« Поддержание порядка в шкафу с пособиями».

Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать

порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание №32

«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и

спальне».

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила:

засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере

загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание №33

«Уборка строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал,

приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в

игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором,

приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать

правила личной гигиены.

Задание №34

« Уборка в игровом уголке ».

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;

содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять

на места.

Задание №35

«Расставим стулья в определенном порядке».

Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение

аккуратно, быстро, старательно.

Задание №36

«Ремонт коробок для бросового материала».

Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем,

воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание №37

«Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно

подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться

салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление

трудиться, поддерживать порядок.

Задание №38

«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки

младшей группы».

Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей.

Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать

и учить использовать навыки ремонта книг.

Задание №39

«У нас в шкафу порядок».

Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике

для верхней одежды.

Задание №40

«Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и

определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с

воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный

труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.



В раздел образования