Автор: Башарова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 457
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовая деятельность в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания
подрастающего
поколения.
В
детском
саду
трудовое
воспитание
заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых,
в приобщении
детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с
трудом
взрослых
воспитатель
формирует
у
детей
положительное
отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление
оказывать взрослым посильную помощь.
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом
развития
базовых
и
творческих
способностей
ребенка,
важнейшим
средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных
возможностей и половых
особенностей)
интереса
к
труду взрослых,
воспитания
желания
трудиться,
навыков
элементарной
трудовой
деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные
виды:
самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе,
ручной труд,
а формы его организации — поручения,
дежурства, общий,
совместный и коллективный труд детей.
Краткая характеристика видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание
самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд
–
труд по
уборке
помещения,
мытье
посуды,
стирка
и
др.
В
отличие
от
самообслуживания,
имеет
общественную направленность.
Ребенок учится создавать и содержать в
соответствующем виде
окружающую среду.
Навыки
хозяйственно
-
бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в
труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными,
выращивание
овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной
и
художественный
труд
–
труд,
направленный
на
удовлетворение
эстетичных
потребностей
человека
(изготовление
поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого,
выполнять
какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации
может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим.
По продолжительности:
кратковременным,
постоянным.
По
содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в
интересах всей
группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при
общей
цели
каждый
ребенок
выполняет
какую-то
часть
работы
самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей,
зависимость
каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда,
при которой дети
наряду
с
трудом решают
и
нравственные
задачи:
договориться
о
разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют»
за качество общей совместной работы.
Данные
методические
рекомендации разработаны с
целью оказания
методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности
дошкольников.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому
воспитанию к
концу пребывания детей в
детском саду должна
дать
следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
•
сложится
коллектив
детей
и групповое
самоуправление,
благодаря
сотрудничеству между подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
•
создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого
ребенка и ее становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого
ребенка;
• Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность;
укрепятся товарищеские связи;
установятся тесные дружеские контакты,
взаимопонимание,
взаимоконтроль,
взаимопомощь,
взаимообучение;
сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью.
Картотека трудовых поручений
для детей подготовительной группы
Задание №1
«Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге,
научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые,
светолюбивые и теневыносливые растения. Развивать аккуратность при
работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые
умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей
природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
« Мытьё комнатных растений».
Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья)
и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание
ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи,
уточнить представления детей о комнатных растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора».
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о
том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное
отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять
необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду
растения), напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие
действия по уходу за ними необходимы (полив, очистка, рыхление,
подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции,
предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за растениями».
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений
в чистоте, учить детей выбору способа снятия с растения пыли,
ориентируясь на особенности его внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям
знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять
приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для
этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе.
Задание №7
«Подкормка растений».
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на
знания детей о том, что источником питания для растений является почва,
о том, что постепенно, отдавая питательные вещества растениям, почва
истощается. Показать, как выполняется подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно,
распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений».
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за
растениями различных видов: учить выполнять пересадку комнатных
растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы,
правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь
воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее
место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о
строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и
растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться
результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение,
уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать
представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить
последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать
углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой
расстояние между ними и бороздки); учить соблюдать при работе
культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое
время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки
рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые
умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и
развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных
способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю,
поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке
рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать
трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и
растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к
окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять
обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду
дежурного, правильно сервировать стол. Убирать посуду после еды.
Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в
сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного:
раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные
воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после
занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной
деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей
аккуратно раскладывать материалы и оборудование для образовательной
деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым.
Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию,
самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных
принадлежностей на кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности,
воспитывать желание помочь младшему воспитателю и уважение к
чужому труду. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности
за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец».
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно
выполнить поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку.
Воспитывать желание трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды:
освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и
сложить аккуратно одежду на место. Развивать трудолюбие, умение видеть
непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание
трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в
порядке и чистоте стульчики в групповой комнате: протирать их влажной
тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки,
умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования.
Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал,
приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в
игровом уголке, мыть строительный материал мыльным раствором,
приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать
правила личной гигиены.
Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой.
Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус,
желание трудиться для блага других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку
убирать игрушки после игры. Совершенствовать умение составлять план
работы, отбирать необходимые материалы для предстоящей
деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;
содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на
места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при
работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду
других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол».
Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать
замоченные куклы, чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие,
умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой. Воспитывать
желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать
бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья».
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и
постельки. Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;
готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же
рабочее место; уметь пользоваться мылом. Развивать трудовые умения и
навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические
требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима
салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе
деятельности).
Задание №31
« Поддержание порядка в шкафу с пособиями».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать
порядок в шкафах, протирать пыль.
Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и
спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила:
засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере
загрязнения ополаскивать ее в воде.
Задание №33
«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал,
приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в
игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором,
приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать
правила личной гигиены.
Задание №34
« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки;
содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять
на места.
Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение
аккуратно, быстро, старательно.
Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем,
воспитывать бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке».
(реставрация книг).
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно
подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться
салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление
трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа в книжном уголке: помогаем ремонтировать книги из библиотеки
младшей группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей.
Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать
и учить использовать навыки ремонта книг.
Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике
для верхней одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и
определить, что необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с
воспитателем наметить план работы. Учить организовывать совместный
труд. Формировать ответственность за выполнение поручений.