Автор: Нагорная Янина Анатольевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №402
Населённый пункт: Колпинского района г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПД"
Раздел: начальное образование
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПД
Неотъемлемой
частью
работы
любого
общеобразовательного учреждения являются ГПД. Что
это такое? Аббревиатура ГПД расшифровывается, как
группа
продленного
дня.
В
своей
деятельности
группа
продленного
дня
руководствуется
Законом
РФ
«Об
образовании»,
Типовым
положением об
общеобразовательном учреждении,
«Гигиеническими
требованиями
к
условиям
обучения
в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02», положением о группе продлённого дня. Это
настоящая «палочка-выручалочка» для родителей, которые работают на протяжении дня и не могут
уделить время ребенку. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации
внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует
формированию воспитывающей образовательной среды. После уроков вместе с воспитателем ребята не
только смогут выполнить задание, но и весело провести время со сверстниками.
Основная цель организации групп продленного дня - максимальное развитие личности каждого
ребенка;
воспитание
сознательного,
здорового
члена
общества,
инициативного
и
думающего,
формирование детского интеллекта; целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических
процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала
каждого ребенка.
Основная задача групп продленного дня — это всестороннее развитие личности каждого ребенка. Что
это такое? Это означает, что ребята, которые остаются в школе после уроков, не просто «убивают время» в
ожидании родителей. Для учащихся разрабатывается программа обучения новых предметов, школьники
могут посещать интересные кружки: рисование на воде по технике Эбру; лего-конструирование; школа
журналистики; 3Д ручка; выжигание по дереву; кулинария; студия графического дизайна; основы
скалолазания и многие др. Каждая воспитательская служба сама выбирает дополнительное образование в
своей школе. Для учащихся 6-7 лет, это первоклассники, может быть организован дневной сон. Ведь
уставший ребенок теряет интерес к обучению.
Задачи ГПД:
помочь учащимся в усвоении образовательных программ: дополнительно заниматься, делать
различные тематические проекты, викторины, конкурсы.
развивать познавательные процессы и интересы личности: участие в экскурсиях, посещение
театров, музеев, выставок
развивать основные нравственные качества личности ребенка: формировать любовь к семье, школе,
городу, Родине; воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии
развивать коммуникативные отношения ребенка: развивать у детей умение вступать в речевой
контакт и активно в нём участвовать, формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира
развивать мыслительные процессы, творческие способности: формировать у детей образную,
выразительную, правильную речь; проводить просмотр видеофильмов, бесед и обсуждать их;
организовывать изобразительное творчество у детей, устраивать тематические конкурсы рисунков
укреплять здоровье, прививать навыки личной гигиены и уметь использовать полученные знания в
повседневной жизни: ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на
самоподготовке; после прогулки мыть лицо, руки, обязательно высмаркивать нос; следить за
внешним видом, проводить беседы о личной гигиене и принимать участие в днях здоровья
формировать полезные привычки:
воспитывать у детей бережное отношение к вещам (складывать
за собой в шкаф книги, убирать школьные предметы после обучения, убирать своё рабочее место);
воспитывать уважение к труду
Основные направления работы ГПД:
развивающая
воспитательная
спортивно-оздоровительная деятельность
образовательная
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГПД
Клубный час — это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее,
это может быть беседа на определённую тему, просмотр поучительных мультиков, фильмов, видеороликов
с последующим их обсуждением; внеурочное занятие по рисованию, лепки, аппликации, музыки, при
необходимости воспитатель привлекает к участию классного руководителя, воспитанников, родителей,
педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея, и др. Часто ребята
посещают музеи, ходят на экскурсии.
Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по
выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно
формируются навыки самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания, воспитатели
приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному
использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно,
систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности,
доводить начатое дело до конца.
Воспитательные задачи самоподготовки:
повышать мотивацию и заинтересованность
систематически организовывать совместно с учителем консультационную работу с детьми
закрепить навыки самообразовательной работы
воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность
и прилежание
сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в
установленный срок выполнять учебные задания
научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с
библиотекой
Прогулка на воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета, а значит
и профилактикой простудных заболеваний у детей. Благодаря прогулке совершенствуется физическое
развитие ребенка. Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью детей. Во время
подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а
также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе. Обучаясь различным видам движений,
ребенок активно задействует и мыслительные операции, что способствует его психическому развитию.
Исследования последних лет доказывают, что чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее
развивается его речь. Также, на природе ребенок имеет возможность наблюдать за окружающим его
миром, за явлениями природы, учится устанавливать причинно-следственные связи, например, почему
снежинка тает на руке. Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающей природы, природных
явлений. Все это тоже способствует развитию психических процессов: восприятия, внимания, памяти,
воображения.
Игровая деятельность — это тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её
результате, а в самом процессе. Сергей Леонидович Рубинштейн советский психолог и философ (1976г.)
отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По
мнению Даниила Борисовича Эльконина, советский психолог, автор оригинального направления в детской
и в педагогической психологии (1978 г.), «в игре не только развиваются или заново формируются
отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении
к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки
зрения с другими возможными точками зрения».
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра
органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить
чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно
волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком
обычным, скучным, надоевшим.
Задачи:
развивать познавательную деятельность детей
развивать эмоционально- волевую сферу
обогащать представление об окружающем мире
формировать коммуникативные навыки
формировать культуру поведения
развивать двигательную сферу, в том числе мелкой моторики
Каждый вид игры выполняет определённые функции:
дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности школьника с нарушением
интеллекта. Эти игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают
эффективность обучения.
подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений
сюжетно-ролевые игры, дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых
людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает
общественный опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а также
моральные качества, обогащается речевой запас.
театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по
заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры
требуют от педагога режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик
конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объёма, размеров
различных предметов. В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная
ориентация, а также мелкая моторика
Я работаю воспитателем ГПД в ГБОУ гимназии №402 СПб Колпино. Отделение дополнительного
образования детей «Успех» является структурным подразделением ГБОУ гимназии № 402 Санкт-
Петербурга с 2012 года. Цель работы ОДОД: создание благоприятных условий для личностного и
физического развития детей, для удовлетворения их интересов, способностей и дарований, для адаптации
их к жизни в обществе, формирования общей культуры и организации содержательного досуга, выбора
интересного и правильного жизненного пути. Для ребят посещающих ГПД, организованно очень много
дополнительных кружков с разными направленностями.
Физкультурно – спортивная направленность:
Зарничка (подготовка к ГТО)
Гольф
Регби
«Roup skipping» спортивная скакалка
Баскетбол
Доджбол (динамичная игра с мягким мячом)
Йога
Шахматная академия
Направленность художественно-эстетическая:
«Танцевальная мозаика»
Студия актерского мастерства «Синяя птица»
Вокальная студия «Лейся песня»
Хоровая студия «Радость
ИЗОстудия «Палитра»
Мастерская «Волшебный клубок», «Ниткография»
Туристско-краеведческая направленность:
Музееведение
Социально-педагогическая направленность:
«Я+МЫ» тренинг уверенного поведения
Техническая направленность:
Клуб мастеров «Умелые руки»
Дизайн
Дети с большим удовольствием ходят на дополнительные занятия. У каждого ребёнка есть большая
мотивация научиться чему-то новому: играть в шахматы, петь, танцевать, вязать, рисовать, принимать
участие в спектаклях и т.д. В столовой организован полдник, после прогулки ребята с большим
удовольствием ходят в школьный буфет. Меню в буфете очень разнообразно. Я считаю, что школьники,
которые посещают ГПД, являются более социально адаптированными. Они легко находят общий язык с
новыми ребятами, знают, как вести себя в той или иной непредвиденной ситуации.