Напоминание

"Проектная деятельность на уроках русского языка"


Автор: Анциферова Татьяна Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Аносовская СОШ
Населённый пункт: Иркутская обл, Усть-Удинский район, с. Аносово
Наименование материала: Обобщение опытом
Тема: "Проектная деятельность на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта работы

учителя начальных классов Анциферовой.Т.В.

«Проектная деятельность

на уроках русского языка в начальной школе»

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении

приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания,

собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и

умозаключения.

ФГОС предполагает дополнить урочную систему организации учебного процесса

новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу,

требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, то есть могли бы

применить все имеющиеся у них знания на практике.

Преобразование процесса должно осуществляться так, чтобы обучающийся

находился в активной позиции познающегося, ошибался, искал пути выхода из сложных

учебных и социальных ситуаций, совершал выбор и нес за него ответственность.

На мой взгляд, именно проектная технология способствует формированию у

ученика

высокого

уровня

познавательного

интереса

к

проведению

работ

исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно

приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Проектная технология способствует также развитию ключевых компетенций

обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов.

Анализируя

свою

деятельность,

я

столкнулась

с

рядом

проблем,

затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

• низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

• неумение следовать прочитанной инструкции,

ярко выраженное в

неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а

также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую,

из учебной ситуации в жизненную.

Проектная деятельность учащихся для меня важна, так как в основе метода

проектов

лежит

познавательная

деятельность

учащихся,

умение

самостоятельно

конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое мышление.

Цель данной работы – развитие самостоятельных исследовательских умений,

творческих

способностей

и

логического

мышления

учащихся,

формирование

демократического стиля общения учителя и учащихся.

На мой взгляд, именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд

ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не

учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов,

то

нарушается

преемственность

между

этапами

развития

учебно-познавательной

деятельности обучающихся. При этом, значительной части школьников не удаётся

впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Начинала я работу в первом классе с тренировочного проекта и выбрала самый

простой вид – информационный.

Работу строила следующим образом: Класс я разделила на две группы. Каждая

группа расположилась за общим столом, где в центре находились карточки с этапами и

темами проекта. Я объявила ребятам, что сегодня мы будем учиться выполнять очень

интересную научную работу как взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна

выбрать тему своего научного исследования (карточка «Выбери тему»). После того, как в

каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с

темами были убраны.

Дальше я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны

подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для

представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое

сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по

теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой

новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов

получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я

старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по

данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом

«подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Дети постепенно выстроили линию из карточек: «подумать», «спросить у другого

человека»,

«получить

информацию

из

книг»,

«понаблюдать»,

«посмотреть

по

телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов»,

«оформление результатов», «представление результатов, выполненных проектов в виде

материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема,

график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора

информации есть не что иное, как план проекта в упрощённом виде.

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не

интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает

личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую (например,

найдите слова, которые рифмуются), исследовательскую деятельность (к примеру,

исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках, исследуйте стихотворные

тексты, упражнения и попробуйте использовать результаты исследования в следующем

упражнении). Также предполагается систематическое отслеживание учителем и учеником

результатов работы (Все ли получилось? Как ты думаешь, почему не получилось?);

презентации (подготовьте презентацию составленных словариков и поэтических строк).

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и

между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими

учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления

и защиты проекта.

6) Принцип последовательности - усложнение выполнения творческих заданий: от

простого к сложному.

Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной

групповой деятельности, обучающиеся не только получают новые знания, но и создают

учебный

продукт,

материальный

результат

совместного

труда.

Чтобы

доказать

целесообразность в практике данного метода, хочу

поделиться опытом организации

проектной деятельности на уроке русского языка во втором классе при изучении темы

«Безударные

гласные

в

корне

слова,

проверяемые

ударением»,

обучающимся

предлагалось поработать над проектом «Грамматика».

Цель проекта была сформулирована следующим образом: самостоятельный поиск

и подбор материалов к теме. Работа проводилась по группам, которые были

сформированы по желанию учащихся, исходя из уровня их учебных возможностей и

способностей, сложившегося опыта коммуникаций. Количество учащихся в группах

варьировалось от трех до семи. Каждая группа получила свое задание.

Привожу примеры заданий и материалов, подобранных обучающимися.

1 группа - найти «весенние» слова на заданную орфограмму, подобрать к ним

проверочные слова, отметив сильные и слабые позиции (приложение 1).

2 группа- придумать предложения со словами на изученную орфограмму

(приложение 2).

3 группа – найти отрывки из художественных произведений, где были бы слова с

изучаемой орфограммой (приложение 3).

4 группа – найти пословицы. Поговорки о весне, в которых есть слова на изучаемое

правило (приложение 4).

5 группа - придумать стихи о весне и красивые выражения, прославляющие весну

(приложение 5).

6 группа- подготовить рисунки весенних пейзажей.

В итоге работы над проектом был накоплен материал по теме «Безударные гласные в

корне, проверяемые ударением», который был использован на последующих уроках, как

для фронтальной, так и для индивидуальной, дифференцированной работы и работы в

парах.

Подготовленные материалы нашли применение и на открытом уроке. Были

названы ученики,

которые подобрали и создали тексты, это вызвало у детей

эмоциональный отклик: они были очень горды, что именно их группа подготовила то или

иное задание. Был подобран музыкальных ряд, а также физминутка на тему .Оформление

доски художественными работами учащихся вносило в открытый урок элементы

праздничности, значимости события.

Так же хочу привести образцы

заданий, которые можно использовать при

подготовке работы над проектами на тему: «Способы проверки орфограмм»:

1. Сказка

«Как

поссорились

шипящие

с

некоторыми

гласными

буквами»

(Приложение 6).

2. Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм.

3. Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

4. Придумать задание, при выполнении которого можно проверить у других детей,

как они освоили данный способ.

5. Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий

иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм», который можно

использовать как схему - помощник.

Данная работа позволяет обучать целенаправленной деятельности по нахождению

способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при

рассмотрении ее в определенной ситуации.

Глубокое, осознанное усвоение базовых

знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

На примере подготовки ребят к созданию проекта «Рифма» хочу показать и

доказать, что здесь найдется интересная и посильная практическая работа для всех детей.

В ходе реализации проектного замысла у школьников формируется способность

приобретать

знания

самостоятельно

и

использовать

их

для

решения

новых

познавательных

и

практических

учебных

задач

по

предмету,

приобретаются

коммуникативные навыки и умения при работе в группах, парах, когда необходимо

планировать результат, решать возникающие проблемы, быть в роли лидера и

подчиненного, слушать и слышать своего товарища, аргументировать свою точку зрения,

считаться с общим мнением для пользы общего дела. Таким образом, происходит

воспитание чувства ответственности, сопричастности к общему делу, формируется

умение общаться друг с другом.

При выполнении проектов по русскому языку, работая в группах и индивидуально

в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся

отрабатывают навыки правописания, учатся пользоваться словарями, у них развивается

произвольность внимания, пополняется словарный запас, формируются новые понятия.

Задания,

носящие

продуктивный

характер,

способствуют

творческому

самовыражению, развитию креативности как черты личности школьника.

Применяя метод проектов, я стремлюсь

разнообразить формы организации

учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным

методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создаю проблемно-мотивационную среду на уроке разными формами: беседой,

дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого

стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для

проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как

отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка

анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность

почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные

проблемы. Из форм, продуктов проектной деятельности, мы имеем: газета « И в шутку и в

серьез»; различного рода творческие письменные работы «Письмо моему другу», «Цветок

доброты»;

компьютерная презентация; продукты творческой деятельности «Живая

азбука», «Моя буква» (приложение 8, 10).

Можно

сделать

вывод,

что

эффективность

проектно-исследовательской

деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но

выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в

полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся

анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение

к ним. Но самое главное, что метод проектов развивает коммуникативность в учащихся.

Инновационный педагогический опыт направлен на формирование предметных

результатов. При выполнении проектов: «Что такое рифма» (приложение 9), «Пишем

письмо», «Осенняя палитра», «Зачем я говорю и пишу?», «Гласные и согласные бывают

такие опасные», «Грамматика весны», «Звуки – «двойняшки», работая в группах и

индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости,

учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарями, у них

развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас, формировались

новые понятия.

Благодаря методу проектов, у учащихся развивалась коммуникативность в

следующих умениях:

умение организовать свою деятельность;

высказывать свою версию, сравнивать ее с другими;

давать оценку и самооценку поэтических произведений;

умение общаться: соблюдать правила этикета в общении;

высказывать и доказывать свою точку зрения;

слушать других;

умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

умение работать в группе;

уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие

и пытаться договориться.

Повысилась качественная успеваемость учащихся: слабые учащиеся испытывают

учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности;

сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие

способности. У детей повышается интерес к предмету - русский язык, развиваются

навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется общественное

мнение.

Инновационный педагогический опыт направлен на формирование личностных

результатов:

-эмоциональная отзывчивость на свои сочинения и одноклассников;

-высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Защищая свои работы, учащиеся успешно выступают на конференциях, открытых

уроках, презентациях проектов. Творческие работы ребят – это рисунки, поделки, макеты,

рассказы, загадки, концерты, спектакли, викторины, газеты, книги, конференции.

Наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся при

100% успеваемости. Уровень качества образования у моих учеников повысился.

1. Формирование творческой личности (отметки «5» и «4» – средние отметки

успеваемости, уровень выполнения тестов повысился).

2. Обеспечение оптимального уровня обученности младших школьников.

3. Развитие потенциальных возможностей обучающихся, переход на новые уровни

развития (высокий, выше среднего, средний).

4. Овладение основными учебными действиями.

5. Самореализация каждого ученика в условиях развивающей творческой среды.

6. Обеспечение комфортности школьной среды, положительного психологического

самочувствия воспитанников, их родителей и педагогов, позитивного отношения к

школе, высокого уровня удовлетворенности обучающихся и родителей качеством

образования в начальной школе.

7. Быстрая и успешная адаптация участников педагогического процесса к новым

условиям.

8. Наблюдается тенденция к увеличению количества обучающихся, принимающих

участие в школьных, районных олимпиадах.

Со своими работами ребята выступали на методических объединениях, лучшие

работы по теме «Моя малая Родина», «Азбука в картинках» помещены в классе. Ребята

защищали свои проекты «Мы любим, читать сказки», «Озеро Байкал», «Древо моей

семьи», «Красная книга», «Мое село» на открытых мероприятиях для родителей, своим

опытом работы над проектной деятельностью я делилась на открытом учебном занятии

для учителей начальных классов.

Произошел качественный и количественный скачок в развитии творческих

способностей обучающихся. Обучающиеся, улучшили свои качественные показатели, что

подтверждают результаты. Отметим, что осуществился перенос решения учебных задач и

на другие предметы, повысилась успеваемость по русскому языку, литературному

чтению, окружающему миру.

Рост уровня творческих способностей отразился в наших показателях:

В реализации инновационного опыта проводится большая работа с педагогами

начальных классов, предметниками, родителями:

1.

открытый урок

2.

участие детей в проведении концертов на родительских собраниях

3.

участие детей в выставке работ в школе

4.

выступление на школьном методическом объединении

5.

участие в школьной выставке лучших проектных работ

Опытом своей работы я делюсь на своем персональном сайте, а также на других

Интернет-ресурсах

1. Технология проектирования в начальной школе.

2. Разработки уроков с применением проектных технологий: «Кто много читает - тот

много знает», «Что такое рифма», «Математика вокруг нас», «Волшебная страна

семьи».



В раздел образования