Автор: Лайкова Елена Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Красносельцовская СОШ"
Населённый пункт: п. "Красное сельцо" Рузаевского района Республики Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческой личности путем вовлечения учащихся в проектную деятельность
Раздел: полное образование
Развитие творческой личности путем вовлечения учащихся в проектную
деятельность
Проблема творческой активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги
прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос:
как сделать так, чтобы результатом усилий стало становление собственной творческой
активности. Моя задача как учителя русского языка и литературы в этом направлении
заключается не только в том, чтобы выделить способных учащихся, но и в том, чтобы
помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не
подозревали. В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Переживая духовное удовлетворение от
того, что он творит, человек по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества
невозможно представить жизнь подростков».
Целью моей работы является создание такой методической системы, при которой не
только развиваются творческие способности учащихся, но и происходит переориентация
сознания ученика: учебный труд из каждодневной принудительной обязанности
превращается в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно
тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастает в человеческую
потребность творческой работы, в стремление к самоактуализации через различные виды
творчества.
Русский язык и литература как учебные предметы - плодотворная почва для проектной
деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие
читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и
обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать
предмет, получить новые знания, а учителю - решать вышеперечисленные проблемы.
Что же может стать содержанием исследования по русскому языку? Изменения в языке
происходят очень медленно, и, как правило, у учащихся складывается представление о
нем как явлении нормированном, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность
подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен
иметь
очень
большой
охват.
Здесь
возможно
создание
проектов,
связанных
с
историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим
анализом.
Организуя в 5 классе проектную деятельность, мы обучаем детей ставить цели к
заданиям, упражнениям: «С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это
нужно делать?» Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на
определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”,
составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”,
учащимся
предлагается
возможность
добывать
нужную
информацию
из
разных
источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий,
фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Учащиеся 5 класса учатся создавать презентации по заданной теме. Например, при
закреплении материала по разделу «Лексика» учащиеся делятся на несколько групп и
составляют презентации по темам: «Омонимы в стране «Лексика», «Синонимы: для чего
они нужны в речи?», « Сказочная страна Антонимов».
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность
делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои
возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели.
Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной
деятельности. Часто сталкиваюсь с такими проблемами как отсутствие читательского
интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения.
Интересная работа над проектом дает ребятам почувствовать предмет, получить новые
знания, почувствовать и осознать результаты своей работы. В итоге этот метод позволяет
мне добиться решения основных задач - развития творческих и познавательных навыков
учащихся, развития критического и творческого мышления.
Типология проектов по своему содержанию очень обширна. В педагогике до сих пор
нет единогласного мнения по этому вопросу. Поэтому можно выделить и определить
типологию проектов по литературе:
- научно-исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- творчески-информационные.
К творческим относятся
- инсценирование (Для такого вида работы можно использовать фрагменты пьес
А.Островского, М.Горького, романа М.Булгакова «Собачье сердце»);
- исполнение песни, романса (В старших классах изучается значительное количество
стихотворений, переложенных на музыку, таких поэтов, как А.Фет, Ф.Тютчев, С.Есенин,
М.Цветаева, А.Ахматова, авторская песня. );
- создание художественного произведения (стихотворение, рассказ и др.);
- викторина (Эту форму проектной работы можно предложить на заключительном
этапе изучения крупного произведения либо творчества писателя, поэта. - игра-проект,
- коллаж (создание
сборника,
например
«Поэты
серебряного
века»;
это
3-4
понравившихся стихотворения любимых поэтов, небольшое эссе с элементами анализа,
собственные иллюстрации).
К творчески-информационным относятся
- литературная газета, журнал
- заочная экскурсия («По пушкинским местам», «На родину Н.Лескова», «Спасское-
Лутовиново»);
- интервью с писателем (Знакомство с жизнью и творчеством художника слова можно
провести с помощью интервью, приготовленного учащимися
- фотоальбом, фоторепортаж.
Организуя групповую работу детей над проектом, нужно учитывать, что только личная
заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения
проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность в творческом поиске.
Проектная деятельность позволяет мне организовать работу с различными группами
учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от
более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.
Проектирование позволяет
формировать личностные качества учащихся, в первую
очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за
выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности.
Но каким бы ни был проект, он обязательно направлен на развитие личности учащегося
по следующим направлениям:
- формирование готовности к исследовательской деятельности, умение самостоятельно
принимать различные решения;
-
развитие
коммуникативных
умений,
умений
генерировать
идеи,
гипотезы,
анализировать, сравнивать, сопоставлять факты и явления;
- воспитание толерантности по отношению к другим мыслям, идеям, иным способам
учебной деятельности.
Уроки, где представляются (защищаются) проекты можно разделить на два типа:
1.Уроки, на которые вводятся фрагменты проектной деятельности учащихся. Это
вводные занятия (при изучении личности писателя), уроки сопоставительного анализа и
интерпретации текстов.
2.Уроки, посвященные защите проектов. Как правило, это заключительные занятия по
творчеству писателя.
Как строится работа над проектом, который будет включен в урок знакомства с
писателем либо поэтом? На одном из занятий сообщаю о том, что скоро мы будем
знакомиться с жизнью и творчеством Сергея Есенина. «Что вы хотите услышать, узнать?»
- задаю вопрос одиннадцатиклассникам. Ребята говорят, что очень хотят узнать о его
трагической и загадочной смерти, о его взаимоотношениях с Айседорой Дункан,
послушать романс на стихи поэта, увидеть фотографии разных лет, в лучшем случае –
заочно побывать в музее Сергея Есенина. Радостно, что есть мотивация у учеников, и
сразу они разбиваются на группы, определяются с темой, распределяют функции,
обязанности (часто есть желающие приготовить индивидуальный проект). В итоге
запланированы следующие проекты:
1.Презентация. Жизнь и творчество С.Есенина в фотографиях.
2.Сообщения о различных этапах жизненного пути поэта.
3.Заочная экскурсия по домам - музеям С.Есенина (сообщение с использованием
видеофрагментов).
Темы проектов предлагаю не только близкие и интересные, но и доступные, т.е.
находящиеся в зоне ближайшего развития учащихся.Вполне возможно, что ученик
предложит свою тему проекта. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов
рассмотрения проблемы, векторов направления поиска представляю учащимся не просто
как информацию, а как реальность жизни вместе со своим личностным отношением.
Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной
деятельности обеспечивает сознательную творческую работу учащегося в осуществлении
проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге
положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с
ним связанной.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции
учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых
знаний он превращается в организатора познавательной и творческой деятельности своих
учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению
мотивации
и
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
учащихся.
Роль
преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Меняется
и
психологический
климат
на
уроке.
Из
авторитетного
источника
информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого
процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности
учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения “знания”, сколько
создания условий для познавательных и творческих интересов детей.
Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна
ученикам. С каждым разом все разнообразнее становятся их работы. Учащиеся учатся
работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляя свою
творческую фантазию.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших
способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-
ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.