Автор: Мурашева Наталья Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ города Иркутска СОШ № 63
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование
ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учитель русского языка и литературы
МАОУ г.Иркутска СОШ 63
Мурашева Н.Н.
Как сконструировать учебные задания по читательской грамотности? Новый
виток развития теория и практика конструирования подобных учебных заданий
получила
на
этапе
введения
ФГОС
второго
поколения.
Все
задания
на
функциональную грамотность объединены общим понятием-контекстность.
Основные особенности контекстных заданий:
Задача поставлена вне предметной области, но решается с помощью предметных
знаний (школьник одновременно использует жизненный опыт и учебный материал).
В каждом из заданий подробно описывается жизненная (сюжетная) ситуация,
понятная учащемуся.
Контексты заданий близки к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной
жизни.
Вопросы изложены просто: ясным языком и, как правило, немногословно.
Надо в целом отметить, что форматы представления информации играют
важнейшую роль в современном учебном задании. И прежде всего форматы,
позволяющие использовать в процессе обучения смысловому чтению «многотекстие».
Какие-то
тексты
являются
основными
(перед
заданиями),
а
какие-то
вспомогательными (встречаются внутри заданий, например, в виде вкраплений
художественных текстов). Обязательные 4 атрибуты таких заданий – совмещение
сплошного и несплошного текстов (как правило, в результате получается в той или
иной степени инфографический объект), использование составных текстов.
При конструировании учебных заданий следует особое внимание обращать на те
информационные поводы, которые дает нам опорный текст, используемый в процессе
чтения. Попытаемся систематизировать возможные информационные поводы. Как
известно, наиболее эффективным способом систематизации считаются бинарные
оппозиции, когда одновременно рассматриваются два противоположных понятия.
Будем двигаться в этом же направлении:
1) главная информация – второстепенная информация;
2) подробная информация – сжатая информация;
3) явная информация – неявная информация;
4) правдивая информация – ложная информация;
5) избыточная информация – недостаточная информация;
6) полезная информация – бесполезная информация;
7) структурированная информация – неструктурированная информация.
Хочу поделиться своим опытом работы по составлению заданий по читательской
грамотности.
Рассказ Фёдора Конюхова.
«…Путешествие бывают непростыми по многим параметрам: в этой местности
фиксируются самые сильные средние ветры на планете, на пути будут встречаться
айсберги, а плавучий лёд в период с мая по октябрь делает эту часть пути ещё более
опасной. Кроме того, эта местность отдалена от населенных пунктов, и поисковые и
спасательные операции проходят труднее, чем обычно. Хотя ни одна моя
экспедиция не была лёгкой и безопасной, преодолеть всё мне помогает моя вера и
поддержка друзей, партнёров, супруги Ирины, детей и внуков.
На самом деле я не знаю, что такое коммерция. Я совершил более 50
экспедиций, и всякий раз мне помогали друзья, их и можно назвать спонсорами. В
основном из путешествий я привожу не только научные образцы и впечатления, но
и долги, так что тут точно не до прибыли! Я зарабатываю на продаже своих картин,
которые охотно покупаются коллекционерами. В октябре будет выставка моих
работ в Третьяковской галерее. Кроме того, я издаю книги и работаю на полставки
преподавателем
и
начальником
лаборатории
в
Современном
гуманитарном
университете. Также у меня есть пенсия.
Осенью этого года я поеду в ОАЭ. Культура этой страны, отношение людей к
вере, местные традиции мне интересны. В середине октября я прилечу в Дубай,
откуда отправлюсь на верблюдах по пустыне. Путь займёт символические 46 дней
— 2 декабря Арабские Эмираты будут праздновать 46-летие со дня образования
государства. А уже после этого начнём подготовку к кругосветному полету на
самолёте на солнечной энергии — хочется совершить беспосадочный полет вокруг
света на экологически чистом пилотируемом летательном аппарате. В XXI веке
нужно использовать альтернативные источники энергии, а не сжигать нефть и газ.
Это очень сложная задача, и потребуется объединить лучшие умы нашей планы.
Этот проект будет реализован под флагом Русского географического общества.
Дело не столько в амбициях и спортивных достижениях: хочется, чтобы о
России говорили. Хотя и рекорды в определённом смысле важны. В прошлом году,
по завершению кругосветной экспедиции на воздушном шаре «МОРТОН», вместе с
английской компанией Cameron Balloons мы приступили к производству теплового
аэростата, приспособленного для полёта в стратосферу — именно с целью побить
абсолютный рекорд высоты для теплового аэростата. Действующий мировой рекорд
установлен Индией: в 2005 году пилот и бизнесмен Виджайпат Синганья покорил
высоту чуть более 21 тысячи метров. Наша задача-максимум — подняться на 25
тысяч метров. Но тут есть сложности: из-за снижения атмосферного давления на
высоте более 20 тысяч метров закипает вода и, соответственно, межтканевая
жидкость человеческого организма, поэтому без герметической кабины на такой
высоте человеку не выжить. С Божьей помощью у нас всё получится!...»
Задание
1.
Компетентностная
область
оценки:
находить
и
извлекать
информацию.
-Отметьте одно неверное утверждение:
Федор Конюхов имеет доход и средства для путешествий от
1.Продажи картин
2.Издания книг
3.Путешествий как коммерческих проектов
4.Работа в университете
5.Пенсия
6.Помощь друзей и родственников
-Отметьте верные утверждения:
Фёдор Конюхов осенью этого года поедет в:
1. ОАЭ
2.Дубай
3.Арабские Эмираты
4.Японию
5.Тайланд
-Перечислите, кто и что помогает преодолеть трудности экспедиций Ф.Конюхову.
Задание
2.
Компетентностная
область
оценки:
интегрировать
и
интерпретировать информацию
-Ф. Конюхов известный путешественник. Хочешь узнать, какие профессии, связанные
с путешествиями, есть в мире? Сопоставь характеристику и профессию:
Профессия
Характеристика
А.Стюардесса
1.Эта работа предполагает обучение других
людей погружениям в воду. Как правило,
дайверы работают в тёплых странах. Живёте
у моря, плаваете, а за это вам ещё и деньги
платят.
Б.Дипломат
2.
Самая очевидная профессия для людей,
которые
хотят
путешествовать.
Каждый
день вы оказываетесь в другом городе или
стране. Дополнительные бонусы: до 70 дней
отпуска
(например,
в
Аэрофлоте),
бесплатные и льготные авиабилеты для
своих путешествий.
В. Туристический гид
3.Стать
дипломатическим
работником
непросто. Зато если получится — будет
много
возможностей
для
изучения
зарубежных стран.
Г. Инструктор по дайвингу
4.
Можно отправляться в любое место.
Главное
–
хорошо
его
знать
и
уметь
рассказать о нём другим людям. Можно
отправляться в шумный Нью-Йорк или
жаркий
Таиланд.
Популярные
туристические направления нуждаются в
дружелюбных гидах.
А
Б
В
Г
2
3
4
1
-Ф.Конюхов говорит о том, что он хочет совершить беспосадочный полет вокруг света
на экологически чистом пилотируемом летательном аппарате. Что подтверждает, что
полет будет экологически чистым? Отметьте один правильный ответ.
1. Самолет будет использовать в полете для топлива газ
2. Самолет будет использовать в полете для топлива нефть
3. Самолет будет использовать в полете солнечную энергию.
4. Полет будет реализован под флагом Русского географического общества
-Важно ли для Ф.Конюхова установление рекордов при осуществлении путешествий?
Кем установлен действующий мировой рекорд высоты для теплового аэростата? Что
решил предпринять Ф. Конюхов в связи с этим рекордом? Выпишите из текста
предложения,
где
Ф.Конюхов
говорит
об
этом?
__________________________________________________
Задание
3.
Компетентностная
область
оценки:
осмыслять
и
оценивать
содержание и форму текста.
-Ф.Конюхов говорит: «Дело не столько в амбициях и спортивных достижениях:
хочется, чтобы о России говорили». Зачем нужно говорить о России? Как вы
понимаете эту фразу?
-Представь, что к тебе пришёл одноклассник и просит тебя рассказать о Ф.Конюхове.
Используя данный материал, составь план рассказа о путешественнике.