Напоминание

"ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"


Автор: Мурашева Наталья Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ города Иркутска СОШ № 63
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Раздел: среднее образование





Назад




ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель русского языка и литературы

МАОУ г.Иркутска СОШ 63

Мурашева Н.Н.

Как сконструировать учебные задания по читательской грамотности? Новый

виток развития теория и практика конструирования подобных учебных заданий

получила

на

этапе

введения

ФГОС

второго

поколения.

Все

задания

на

функциональную грамотность объединены общим понятием-контекстность.

Основные особенности контекстных заданий:

Задача поставлена вне предметной области, но решается с помощью предметных

знаний (школьник одновременно использует жизненный опыт и учебный материал).

В каждом из заданий подробно описывается жизненная (сюжетная) ситуация,

понятная учащемуся.

Контексты заданий близки к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной

жизни.

Вопросы изложены просто: ясным языком и, как правило, немногословно.

Надо в целом отметить, что форматы представления информации играют

важнейшую роль в современном учебном задании. И прежде всего форматы,

позволяющие использовать в процессе обучения смысловому чтению «многотекстие».

Какие-то

тексты

являются

основными

(перед

заданиями),

а

какие-то

вспомогательными (встречаются внутри заданий, например, в виде вкраплений

художественных текстов). Обязательные 4 атрибуты таких заданий – совмещение

сплошного и несплошного текстов (как правило, в результате получается в той или

иной степени инфографический объект), использование составных текстов.

При конструировании учебных заданий следует особое внимание обращать на те

информационные поводы, которые дает нам опорный текст, используемый в процессе

чтения. Попытаемся систематизировать возможные информационные поводы. Как

известно, наиболее эффективным способом систематизации считаются бинарные

оппозиции, когда одновременно рассматриваются два противоположных понятия.

Будем двигаться в этом же направлении:

1) главная информация – второстепенная информация;

2) подробная информация – сжатая информация;

3) явная информация – неявная информация;

4) правдивая информация – ложная информация;

5) избыточная информация – недостаточная информация;

6) полезная информация – бесполезная информация;

7) структурированная информация – неструктурированная информация.

Хочу поделиться своим опытом работы по составлению заданий по читательской

грамотности.

Рассказ Фёдора Конюхова.

«…Путешествие бывают непростыми по многим параметрам: в этой местности

фиксируются самые сильные средние ветры на планете, на пути будут встречаться

айсберги, а плавучий лёд в период с мая по октябрь делает эту часть пути ещё более

опасной. Кроме того, эта местность отдалена от населенных пунктов, и поисковые и

спасательные операции проходят труднее, чем обычно. Хотя ни одна моя

экспедиция не была лёгкой и безопасной, преодолеть всё мне помогает моя вера и

поддержка друзей, партнёров, супруги Ирины, детей и внуков.

На самом деле я не знаю, что такое коммерция. Я совершил более 50

экспедиций, и всякий раз мне помогали друзья, их и можно назвать спонсорами. В

основном из путешествий я привожу не только научные образцы и впечатления, но

и долги, так что тут точно не до прибыли! Я зарабатываю на продаже своих картин,

которые охотно покупаются коллекционерами. В октябре будет выставка моих

работ в Третьяковской галерее. Кроме того, я издаю книги и работаю на полставки

преподавателем

и

начальником

лаборатории

в

Современном

гуманитарном

университете. Также у меня есть пенсия.

Осенью этого года я поеду в ОАЭ. Культура этой страны, отношение людей к

вере, местные традиции мне интересны. В середине октября я прилечу в Дубай,

откуда отправлюсь на верблюдах по пустыне. Путь займёт символические 46 дней

— 2 декабря Арабские Эмираты будут праздновать 46-летие со дня образования

государства. А уже после этого начнём подготовку к кругосветному полету на

самолёте на солнечной энергии — хочется совершить беспосадочный полет вокруг

света на экологически чистом пилотируемом летательном аппарате. В XXI веке

нужно использовать альтернативные источники энергии, а не сжигать нефть и газ.

Это очень сложная задача, и потребуется объединить лучшие умы нашей планы.

Этот проект будет реализован под флагом Русского географического общества.

Дело не столько в амбициях и спортивных достижениях: хочется, чтобы о

России говорили. Хотя и рекорды в определённом смысле важны. В прошлом году,

по завершению кругосветной экспедиции на воздушном шаре «МОРТОН», вместе с

английской компанией Cameron Balloons мы приступили к производству теплового

аэростата, приспособленного для полёта в стратосферу — именно с целью побить

абсолютный рекорд высоты для теплового аэростата. Действующий мировой рекорд

установлен Индией: в 2005 году пилот и бизнесмен Виджайпат Синганья покорил

высоту чуть более 21 тысячи метров. Наша задача-максимум — подняться на 25

тысяч метров. Но тут есть сложности: из-за снижения атмосферного давления на

высоте более 20 тысяч метров закипает вода и, соответственно, межтканевая

жидкость человеческого организма, поэтому без герметической кабины на такой

высоте человеку не выжить. С Божьей помощью у нас всё получится!...»

Задание

1.

Компетентностная

область

оценки:

находить

и

извлекать

информацию.

-Отметьте одно неверное утверждение:

Федор Конюхов имеет доход и средства для путешествий от

1.Продажи картин

2.Издания книг

3.Путешествий как коммерческих проектов

4.Работа в университете

5.Пенсия

6.Помощь друзей и родственников

-Отметьте верные утверждения:

Фёдор Конюхов осенью этого года поедет в:

1. ОАЭ

2.Дубай

3.Арабские Эмираты

4.Японию

5.Тайланд

-Перечислите, кто и что помогает преодолеть трудности экспедиций Ф.Конюхову.

Задание

2.

Компетентностная

область

оценки:

интегрировать

и

интерпретировать информацию

-Ф. Конюхов известный путешественник. Хочешь узнать, какие профессии, связанные

с путешествиями, есть в мире? Сопоставь характеристику и профессию:

Профессия

Характеристика

А.Стюардесса

1.Эта работа предполагает обучение других

людей погружениям в воду. Как правило,

дайверы работают в тёплых странах. Живёте

у моря, плаваете, а за это вам ещё и деньги

платят.

Б.Дипломат

2.

Самая очевидная профессия для людей,

которые

хотят

путешествовать.

Каждый

день вы оказываетесь в другом городе или

стране. Дополнительные бонусы: до 70 дней

отпуска

(например,

в

Аэрофлоте),

бесплатные и льготные авиабилеты для

своих путешествий.

В. Туристический гид

3.Стать

дипломатическим

работником

непросто. Зато если получится — будет

много

возможностей

для

изучения

зарубежных стран.

Г. Инструктор по дайвингу

4.

Можно отправляться в любое место.

Главное

хорошо

его

знать

и

уметь

рассказать о нём другим людям. Можно

отправляться в шумный Нью-Йорк или

жаркий

Таиланд.

Популярные

туристические направления нуждаются в

дружелюбных гидах.

А

Б

В

Г

2

3

4

1

-Ф.Конюхов говорит о том, что он хочет совершить беспосадочный полет вокруг света

на экологически чистом пилотируемом летательном аппарате. Что подтверждает, что

полет будет экологически чистым? Отметьте один правильный ответ.

1. Самолет будет использовать в полете для топлива газ

2. Самолет будет использовать в полете для топлива нефть

3. Самолет будет использовать в полете солнечную энергию.

4. Полет будет реализован под флагом Русского географического общества

-Важно ли для Ф.Конюхова установление рекордов при осуществлении путешествий?

Кем установлен действующий мировой рекорд высоты для теплового аэростата? Что

решил предпринять Ф. Конюхов в связи с этим рекордом? Выпишите из текста

предложения,

где

Ф.Конюхов

говорит

об

этом?

__________________________________________________

Задание

3.

Компетентностная

область

оценки:

осмыслять

и

оценивать

содержание и форму текста.

-Ф.Конюхов говорит: «Дело не столько в амбициях и спортивных достижениях:

хочется, чтобы о России говорили». Зачем нужно говорить о России? Как вы

понимаете эту фразу?

-Представь, что к тебе пришёл одноклассник и просит тебя рассказать о Ф.Конюхове.

Используя данный материал, составь план рассказа о путешественнике.



В раздел образования