Напоминание

" Роль игры в экологическом образовании дошкольников"


Автор: Ярыгина Ирина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль игры в экологическом образовании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в экологическом образовании дошкольников.

Ориентируясь на ФГОС ДО, где предъявляются требования к развивающей

предметно-пространственной среде в плане «максимальной реализации

образовательного потенциала пространства организации, группы, территории

участков», мы решили с помощью познавательно-игровой деятельности

привлечь

внимание

детей

подготовительной

группы

к

природному

окружению, и мотивировать их на эколого-ориентированную деятельность в

природе.

Рассказывая детям о заповедниках России и о труде взрослых на их

территории, мы показали видео ролики о работе ученых-экологов. Данный

материал вызвал у детей живой интерес. Особенно привлекательным для

ребят было то, как ученые-экологи ведут наблюдения за объектами природы:

измеряют, записывают, фотографируют, ставят фотоловушки.

Мы увидели, что дети стали брать на себя роли экологов в игровой

деятельности, используя материалы, имеющиеся в группе: телефоны,

фотоаппараты, рулетки, линейки, лупы, предметы-заместители. Наблюдая за

детьми, мы предложили им перенести данную игру на прогулку, чтобы

привлечь внимание детей к объектам живой природы. Так появилась игра

«Ученые-экологи исследуют заповедную природу».

Было предложено детям организовать заповедник на территории участков

детского сада, а в группе сделать центр изучения природных объектов.

Нарисовали карту заповедника, обсудили организацию работы ученых-

экологов: график выходов на территорию «заповедника» в соответствии с

природными изменениями, выбрали природные объекты для исследования и

материалы для проведения наблюдений.

При каждом выходе на заповедную территорию педагог в роли ученого-

эколога брал с собой диктофон и фотоаппарат для фиксации результатов

наблюдений. Дети в роли ученых-экологов высказывали свои предположения

и записывали их на диктофон. Также у каждого «ученого» был свой дневник

наблюдений, в котором они делали зарисовки природных объектов. В центре

изучения природы (в группе) все записи прослушивались и обсуждались

«экологами». Сюрпризным моментом в игре стали фотоловушки со

снимками зверей и птиц, сделанные педагогом из бросового материала.

Важное место

в данной игре

заняли

различные ситуации, которые

способствовали активизации деятельности детей.

Одной из них была

непредвиденная ситуация,

это повреждение ствола осины. «Ученые-

экологи» предположили, что данное повреждение могли нанести осине

кошки. Было принято решение оказать помощь дереву – лечить варом. На

повреждение нанесли вар, делал это педагог, а «экологи» помогали–

накладывали повязку на ствол осины. В дальнейшем «экологи» вели

наблюдения за осинкой, ходили к ней в гости, спеша проведать ее.

Весной «ученые-экологи» были рады выздоровлению осины и продолжили

свои наблюдения и исследования. Хочется отметить, что данная игра

вызывала у детей положительные эмоции в течение учебного года. Дети с

нетерпением ждали очередного выхода в заповедник в роли ученых-

экологов.

Что же дала данная игра детям?

У ребят вырос интерес к познавательной деятельности, сформировано

исследовательское поведение

Сформированы

навыки

коллективной

работы:

дети

умеют

договариваться о совместных действиях, проводить исследования в

парах, обсуждать ход действий, представлять результаты своей работы;

У детей сформированы привычки бережного отношения к объектам

природы, которые проявляются в поступках

Данная игра способствовала ознакомлению детей с деятельностью

ученых-экологов

Дети получили положительные эмоции от участия в игре

Представляя опыт работы, по экологическому образованию дошкольников

в ходе режиссерской игры нужно отметить, что

режиссерская игра

появляется как индивидуальная деятельность ребенка 3-го года жизни. По

нашему опыту, начиная со среднего дошкольного возраста, режиссерская

игра становится совместной деятельностью детей. Роль взрослого – оказание

детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие.

В нашем саду есть экологическая почта. Однажды в почтовом ящике

группы педагог с детьми обнаружила газету «Комсомольская правда» с

заметкой о тюлененке Крошике. Этого тюлененка нашли на берегу Финского

залива и поместили в центр реабилитации ластоногих в Репино. С этого

момента дети постоянно интересовались его судьбой. Мы рассказали

ребятам, как работает центр реабилитации, как там лечат и ухаживают за

тюленями зоологи Вячеслав и Елена. В результате чего родилась новая

режиссерская игра «Центр помощи тюленям». Но где же взять тюленей?

Провели мастер-класс для родителей, состоящий из двух частей: как пошить

тюленей и как играть с ребенком. Дома были организованы мастерские по

пошиву тюленей

И вот началась игра, суть которой состояла в том, чтобы помочь тюленям,

которые по разным причинам оказались выброшенными на берег. Играя,

дети воспроизводили действия сотрудников центра - зоологов: лечили с

помощью лекарств, витаминов, играли в мяч.

Когда тюлени выздоравливали, сотрудники центра выпускали их в море.

Хотим подчеркнуть, что дети настолько полюбили своих тюленей, что игра

продолжилась в старшей группе.

В работе по ознакомлению детей подготовительной группы с Нижне-

Свирским заповедником режиссерская игра явилась одним из итоговых

продуктов освоения данной темы. В это время дети были увлечены

мультфильмами

про

смешариков.

Родилась

идея:

смешарики

будут

путешествовать по заповеднику. Зачином стало электронное письмо, которое

«как будто» прислал детям директор Нижне-Свирского заповедника с

предложением посетить заповедную территорию. Перед тем как начать

путешествие, дети ознакомились с картой заповедника, повторили правила

поведения

на

заповедной

территории,

самостоятельно

организовали

природные зоны: песок, болото, лес, равнину из «бросового», природного

материала.

Ребята «заселили» природные зоны животными. Затем смешарики выбрали

из своих рядов проводника. Путешественники переходили из одной зоны в

другую, развивая сюжет игры, комментируя увиденное. На вышке, с которой

можно было осмотреть заповедник, смешарики увидели орлана-белохвоста.

Стали его рассматривать. В это время рядом с вышкой появился незнакомец

(игрушка).

Оказалось,

что

это

научный

сотрудник

Нижне-Свирского

заповедника, который изучает животных на заповедной территории. Он

рассказал смешарикам о том, что орлан-белохвост занесен в Красную книгу,

потому что это редкое животное.

В игровой форме дети актуализировали представления о заповеднике, его

природных зонах, о животных, населяющих заповедную территорию. Игра

способствовала формированию у старших дошкольников поведенческой

модели, ориентированной на природоохранную деятельность.

Подводя итог сказанному, хочется отметить: для нас очевидна ценность

режиссерской игры как практики экологического образования в интересах

устойчивого развития. Данная игра

не только способствует развитию

экологических

представлений,

формированию

гуманного,

осознанно-

правильного поведения в природе, но и помогает дошкольнику узнать о

профессиях экологической направленности,

обогащает эмоциональную

жизнь

детей,

развивает

творческое

воображение,

самостоятельность,

инициативу, речевую активность, умение сотрудничать со сверстниками.



В раздел образования