Автор: Ярыгина Ирина Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №43 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль игры в экологическом образовании дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в экологическом образовании дошкольников.
Ориентируясь на ФГОС ДО, где предъявляются требования к развивающей
предметно-пространственной среде в плане «максимальной реализации
образовательного потенциала пространства организации, группы, территории
участков», мы решили с помощью познавательно-игровой деятельности
привлечь
внимание
детей
подготовительной
группы
к
природному
окружению, и мотивировать их на эколого-ориентированную деятельность в
природе.
Рассказывая детям о заповедниках России и о труде взрослых на их
территории, мы показали видео ролики о работе ученых-экологов. Данный
материал вызвал у детей живой интерес. Особенно привлекательным для
ребят было то, как ученые-экологи ведут наблюдения за объектами природы:
измеряют, записывают, фотографируют, ставят фотоловушки.
Мы увидели, что дети стали брать на себя роли экологов в игровой
деятельности, используя материалы, имеющиеся в группе: телефоны,
фотоаппараты, рулетки, линейки, лупы, предметы-заместители. Наблюдая за
детьми, мы предложили им перенести данную игру на прогулку, чтобы
привлечь внимание детей к объектам живой природы. Так появилась игра
«Ученые-экологи исследуют заповедную природу».
Было предложено детям организовать заповедник на территории участков
детского сада, а в группе сделать центр изучения природных объектов.
Нарисовали карту заповедника, обсудили организацию работы ученых-
экологов: график выходов на территорию «заповедника» в соответствии с
природными изменениями, выбрали природные объекты для исследования и
материалы для проведения наблюдений.
При каждом выходе на заповедную территорию педагог в роли ученого-
эколога брал с собой диктофон и фотоаппарат для фиксации результатов
наблюдений. Дети в роли ученых-экологов высказывали свои предположения
и записывали их на диктофон. Также у каждого «ученого» был свой дневник
наблюдений, в котором они делали зарисовки природных объектов. В центре
изучения природы (в группе) все записи прослушивались и обсуждались
«экологами». Сюрпризным моментом в игре стали фотоловушки со
снимками зверей и птиц, сделанные педагогом из бросового материала.
Важное место
в данной игре
заняли
различные ситуации, которые
способствовали активизации деятельности детей.
Одной из них была
непредвиденная ситуация,
это повреждение ствола осины. «Ученые-
экологи» предположили, что данное повреждение могли нанести осине
кошки. Было принято решение оказать помощь дереву – лечить варом. На
повреждение нанесли вар, делал это педагог, а «экологи» помогали–
накладывали повязку на ствол осины. В дальнейшем «экологи» вели
наблюдения за осинкой, ходили к ней в гости, спеша проведать ее.
Весной «ученые-экологи» были рады выздоровлению осины и продолжили
свои наблюдения и исследования. Хочется отметить, что данная игра
вызывала у детей положительные эмоции в течение учебного года. Дети с
нетерпением ждали очередного выхода в заповедник в роли ученых-
экологов.
Что же дала данная игра детям?
У ребят вырос интерес к познавательной деятельности, сформировано
исследовательское поведение
Сформированы
навыки
коллективной
работы:
дети
умеют
договариваться о совместных действиях, проводить исследования в
парах, обсуждать ход действий, представлять результаты своей работы;
У детей сформированы привычки бережного отношения к объектам
природы, которые проявляются в поступках
Данная игра способствовала ознакомлению детей с деятельностью
ученых-экологов
Дети получили положительные эмоции от участия в игре
Представляя опыт работы, по экологическому образованию дошкольников
в ходе режиссерской игры нужно отметить, что
режиссерская игра
появляется как индивидуальная деятельность ребенка 3-го года жизни. По
нашему опыту, начиная со среднего дошкольного возраста, режиссерская
игра становится совместной деятельностью детей. Роль взрослого – оказание
детям педагогической поддержки через игровое взаимодействие.
В нашем саду есть экологическая почта. Однажды в почтовом ящике
группы педагог с детьми обнаружила газету «Комсомольская правда» с
заметкой о тюлененке Крошике. Этого тюлененка нашли на берегу Финского
залива и поместили в центр реабилитации ластоногих в Репино. С этого
момента дети постоянно интересовались его судьбой. Мы рассказали
ребятам, как работает центр реабилитации, как там лечат и ухаживают за
тюленями зоологи Вячеслав и Елена. В результате чего родилась новая
режиссерская игра «Центр помощи тюленям». Но где же взять тюленей?
Провели мастер-класс для родителей, состоящий из двух частей: как пошить
тюленей и как играть с ребенком. Дома были организованы мастерские по
пошиву тюленей
И вот началась игра, суть которой состояла в том, чтобы помочь тюленям,
которые по разным причинам оказались выброшенными на берег. Играя,
дети воспроизводили действия сотрудников центра - зоологов: лечили с
помощью лекарств, витаминов, играли в мяч.
Когда тюлени выздоравливали, сотрудники центра выпускали их в море.
Хотим подчеркнуть, что дети настолько полюбили своих тюленей, что игра
продолжилась в старшей группе.
В работе по ознакомлению детей подготовительной группы с Нижне-
Свирским заповедником режиссерская игра явилась одним из итоговых
продуктов освоения данной темы. В это время дети были увлечены
мультфильмами
про
смешариков.
Родилась
идея:
смешарики
будут
путешествовать по заповеднику. Зачином стало электронное письмо, которое
«как будто» прислал детям директор Нижне-Свирского заповедника с
предложением посетить заповедную территорию. Перед тем как начать
путешествие, дети ознакомились с картой заповедника, повторили правила
поведения
на
заповедной
территории,
самостоятельно
организовали
природные зоны: песок, болото, лес, равнину из «бросового», природного
материала.
Ребята «заселили» природные зоны животными. Затем смешарики выбрали
из своих рядов проводника. Путешественники переходили из одной зоны в
другую, развивая сюжет игры, комментируя увиденное. На вышке, с которой
можно было осмотреть заповедник, смешарики увидели орлана-белохвоста.
Стали его рассматривать. В это время рядом с вышкой появился незнакомец
(игрушка).
Оказалось,
что
это
научный
сотрудник
Нижне-Свирского
заповедника, который изучает животных на заповедной территории. Он
рассказал смешарикам о том, что орлан-белохвост занесен в Красную книгу,
потому что это редкое животное.
В игровой форме дети актуализировали представления о заповеднике, его
природных зонах, о животных, населяющих заповедную территорию. Игра
способствовала формированию у старших дошкольников поведенческой
модели, ориентированной на природоохранную деятельность.
Подводя итог сказанному, хочется отметить: для нас очевидна ценность
режиссерской игры как практики экологического образования в интересах
устойчивого развития. Данная игра
не только способствует развитию
экологических
представлений,
формированию
гуманного,
осознанно-
правильного поведения в природе, но и помогает дошкольнику узнать о
профессиях экологической направленности,
обогащает эмоциональную
жизнь
детей,
развивает
творческое
воображение,
самостоятельность,
инициативу, речевую активность, умение сотрудничать со сверстниками.