Напоминание

Юный столяр


Автор: Спиридонов Яков Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Ытык-Кюельская СОШ № 2 имени Д.А.Петрова"
Населённый пункт: с.Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: учебная программа
Тема: Юный столяр
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

МР «Таттинский улус»

МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.А.Петрова»

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС)

«Юный столяр»

(6-7 классы)

Количество часов: 34 ч.

Количество часов в неделю: 1 ч.

Учитель технологии: Спиридонов Я.Н.

Ытык-Кюель, 2021

Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области

образования:

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование В.А.Горского М.:

Просвещение. 2010

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом

№ 1089 Минобразования Р.Ф. от 05.03.2004г.

- На основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология.

Трудовое обучение». V-VII классы под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцева (Письмо

Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-

1263);

-С базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ

Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004);

-с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии федерального компонента

государственного образовательного стандарта и с учётом материально технической базы учебных

мастерских.

Программа рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В

программе

отражается

специфика

стороны,

которая

присуща

предметам

практической

деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно –

прикладному образованию, которые все шире используются в системе школьного и дополнительного

образования.

Программа разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми

требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, разработана на основе программы

Симоненко В.Д., Неменского Б.М.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного,

познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к

активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов,

уважительного отношения к труду.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание

школьников. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других

народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами,

понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация

здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам

технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные

направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии

универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,

установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к

известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию

познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий.

Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить

предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Актуальность

- данной программы заключается

в соединении умственного и физического

творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.

Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение

дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и

осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении

декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого

обучающегося; в программе рассмотрены технологии выпиливания лобзиком, выжигания по дереву,

начиная

с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и

заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира

природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых,

распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего

развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых

по законам красоты.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы по внеурочной

деятельности «Умелые руки не знают скуки»:

Обучающие

Формировать

пространственное

представление,

художественно

образное

восприятие

действительности;

Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных

образов и предметов быта;

Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

Изучить технологию работы лобзиком;

Изучить технологию работы выжигателем;

Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся;

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как

важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям

действительности;

Воспитывающие:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям

народного творчества;

Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у

старших, а старшие помогают младшим.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в

том, что она нацелена на освоение работы с лобзиком и художественным выжиганием по дереву.

Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и

после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и

растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к

природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так

и для старшего звена

Срок реализации программы

1 год.

Форма и режим занятий:

Обучение рассчитано на детей 11-13 лет 34 часа в год (1 час в неделю).

Форма занятий:

Беседы.

Объяснения

Рассказы

Практические работы

Выставки

Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов обучения

В результате прохождения данной программы дети должны знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам

материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели,

сверлильного станка, электролобзика);

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их

характерные особенности;

историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его

роль в экономике области;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Методы обучения

1.

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

2.

Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

3.

Практические: практические занятия;

4.

Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

5.

Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

.

1.

Выставки детского творчества

2.

Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах

различного уровня.

3.

Итоговая аттестация.

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из

средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной

творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием

учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.

контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с

использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном

процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,

творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного

творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже

известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.

Итогом года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и

классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Учебно-тематический план

1 год обучения 34 часа

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Планируемые

результаты

дата

Всего

Теория

Практические

работы

Регулятивные УУД:

принятие

учебной цели;

выбор способов

деятель - ности;

планирование

организации контроля

труда;

организация

рабочего места;

выполнение правил ги-

гиены учебного труда.

Раздел I. Выпиливание лобзиком (19 часов)

1.1

Охрана труда, электро и

пожарная безопасность при

производстве художественных

изделий.

1

1

1.2.

Основы материаловедения.

1

1

1.3.

Материалы, инструменты и

приспособления.

2

1

1

1.4.

Виды резьбы по дереву.

2

1

1

Познавательные

УУД:

сравнение;

анализ;

систематизация;

мыслительный

эксперимент;

практическая

работа;

усвоение ин-

формации с помощью

компьютера;

работа со спра-

вочной литературой;

работа с допол-

нительной литературой.

1.5

Технология выпиливания

лобзиком как разновидность

оформления изделия.

1

1

1.6

Технические приёмы

выпиливания орнамента.

2

-

2

1.7

Сборочные и отделочные работы.

3

1

2

1.8

Художественно-эстетические

основы выпиливания лобзиком.

1

1

1.9

Работа над конструкцией

изделия.

2

-

2

1.10

Изготовление изделия.

2

-

2

1.11

Отделка изделия.

2

-

2

19

7

12

Раздел II. Художественное выжигание (15 часов)

2.1

Инструменты и приспособления

для выполнения работ по

выжиганию.

1

1

Личностные УУД:

самопознание;

самооценка;

личностная

ответственность;

адекватное

реагирование на

трудности.

2.2

Декорирование изделий

выжиганием.

1

1

-

Коммуникативные

УУД:

умение отвечать

на вопросы, рассуждать,

описывать явления,

действия и т.п.;

умение

выделять главное из

прочитанного;

слушать и

слышать собеседники,

учителя;

задавать вопросы на

понимание, обобщение.

2.3

Основы композиции.

1

1

-

2.4

Подготовка заготовок к работе.

1

1

2.5

Технология декорирования

художественных изделий

выжиганием.

2

-

2

2.6

Основные приёмы выжигания.

1

-

1

2.7

Технология выполнения приёмов

выжигания

2

2

2.8

Отделка изделия.

2

2

2.9

Изготовление изделий и

декорирование их выжиганием.

4

-

4

15

3

12

Содержание программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (19 часов)

Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из

древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород;

фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика

инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Теория. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники

орнаментальных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы

лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком.

Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.

Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция

деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки.

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

.Теория. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория. Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа: сборка корзиночки для конфет

Тема 1.10. Построение орнамента.

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)

-Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Тема 1.11. Отделка изделия.

Практическая работа: отделка изделия.

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклование и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 1.12. Изготовление изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно

Раздел II. Художественное выжигание (15 часов)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с

электровыжигателем

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.

Теория Технология декорирования изделий выжиганием

. - Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро

выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.

Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине

- Основные требования к инструменту;

- уход за инструментом..

Тема 2.5. Теория Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение

настенного панно

Тема 2.8. Отделка изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

п/п

Наименование

раздела и темы

Форма

занятий

Приемы

и

методы

Форма

подведения

итогов

Средства

обучения

Раздел I. Выпиливание лобзиком

1.1

Охрана труда, электро

и пожарная

безопасность при

производстве

художественных

изделий.

Беседа

Словесно-

наглядный.

Приучение к

выполнению

требований

Вводная

диагностика

Раздаточный

материал

1.2.

Основы

материаловедения.

Объяснение

Словесно-

наглядный

Обобщающая

беседа

Таблицы,

инструменты

и

принадлежности

1.3

Материалы,

инструменты и

приспособления.

Объяснение

Словесно-

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты

и

принадлежности

1.4.

Виды резьбы по

дереву.

Объяснение

Словесно-

наглядный

Анализ работ,

выставка

Таблицы

инструменты

и

принадлежности

1.5.

Технология

выпиливания

лобзиком как

разновидность

оформления изделия.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

Таблицы

инструменты

и

принадлежности

1.6

Технические приёмы

выпиливания

орнамента.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты

и

принадлежности

1.7

Сборочные и

отделочные работы.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты

и

принадлежности

1.8

Художественно-

эстетические основы

выпиливания

лобзиком.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты

и

принадлежности

1.9

Работа над

конструкцией

изделия.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

1.10

Построение

орнамента.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

1.12

Изготовление

изделия.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

Раздел II. Художественное выжигание

2.1

Инструменты и

приспособления для

выполнения работ по

выжиганию.

Беседа

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.2

Декорирование

изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.4

Подготовка заготовок

к работе.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.5

Технология

декорирования

художественных

изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.6

Основные приёмы

выжигания.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.7

Технология

выполнения приёмов

выжигания

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

2.9

Изготовление изделий

и декорирование их

выжиганием.

Объяснение

Словесно

наглядный

Анализ работ,

выставка

инструменты и

принадлежности

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды

Условия реализации программы.

Направление работы в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной

безопасности.

Для воплощения творческих идей занимающимся учащимся требуется большое количество разных

материалов: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наждачная бумага, лак для древесины.

Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Ось-89, 2013.

2.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М.

Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –

– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего

образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.

5.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

6. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы, - М. :

Просвещение, 2010.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная

школа./ [сост. Е.С. Савинов ]. – М.: Просвещение, 2011.

8. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /Л.В.

Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.

9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013.

10. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.

Социальное творчество:: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – 3-е изд.

М. : Просвещение, 2011.

Библиографический список

Для учителя:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.:

Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол

классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное

творчество, 2001.

10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней

образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

5. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

6. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

7. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

8. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

9. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

10. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Вентана - Граф, 1997.

11. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.



В раздел образования