Автор: Спиридонов Яков Николаевич
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Ытык-Кюельская СОШ № 2 имени Д.А.Петрова"
Населённый пункт: с.Ытык-Кюель Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: учебная программа
Тема: Юный столяр
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МР «Таттинский улус»
МБОУ «Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Д.А.Петрова»
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности (ФГОС)
«Юный столяр»
(6-7 классы)
Количество часов: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
Учитель технологии: Спиридонов Я.Н.
Ытык-Кюель, 2021
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области
образования:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование В.А.Горского М.:
Просвещение. 2010
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом
№ 1089 Минобразования Р.Ф. от 05.03.2004г.
- На основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология.
Трудовое обучение». V-VII классы под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцева (Письмо
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-
1263);
-С базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ
Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004);
-с требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии федерального компонента
государственного образовательного стандарта и с учётом материально технической базы учебных
мастерских.
Программа рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В
программе
отражается
специфика
стороны,
которая
присуща
предметам
практической
деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно –
прикладному образованию, которые все шире используются в системе школьного и дополнительного
образования.
Программа разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми
требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, разработана на основе программы
Симоненко В.Д., Неменского Б.М.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного,
познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к
активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов,
уважительного отношения к труду.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание
школьников. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других
народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами,
понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация
здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам
технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные
направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии
универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию
познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий.
Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить
предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Актуальность
- данной программы заключается
в соединении умственного и физического
творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека.
Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение
дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и
осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении
декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого
обучающегося; в программе рассмотрены технологии выпиливания лобзиком, выжигания по дереву,
начиная
с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и
заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира
природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых,
распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего
развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых
по законам красоты.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы по внеурочной
деятельности «Умелые руки не знают скуки»:
Обучающие
Формировать
пространственное
представление,
художественно
–
образное
восприятие
действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных
образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как
важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям
действительности;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям
народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у
старших, а старшие помогают младшим.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в
том, что она нацелена на освоение работы с лобзиком и художественным выжиганием по дереву.
Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и
после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и
растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к
природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так
и для старшего звена
Срок реализации программы
1 год.
Форма и режим занятий:
Обучение рассчитано на детей 11-13 лет 34 часа в год (1 час в неделю).
Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате прохождения данной программы дети должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам
материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели,
сверлильного станка, электролобзика);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их
характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его
роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Методы обучения
1.
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2.
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
3.
Практические: практические занятия;
4.
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
5.
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
.
1.
Выставки детского творчества
2.
Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах
различного уровня.
3.
Итоговая аттестация.
Ожидаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из
средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной
творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием
учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч.
контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном
процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление,
творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного
творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже
известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Итогом года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и
классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план
1 год обучения 34 часа
№п/п
Содержание темы
Количество часов
Планируемые
результаты
дата
Всего
Теория
Практические
работы
Регулятивные УУД:
•
принятие
учебной цели;
•
выбор способов
деятель - ности;
•
планирование
организации контроля
труда;
•
организация
рабочего места;
выполнение правил ги-
гиены учебного труда.
Раздел I. Выпиливание лобзиком (19 часов)
1.1
Охрана труда, электро и
пожарная безопасность при
производстве художественных
изделий.
1
1
1.2.
Основы материаловедения.
1
1
1.3.
Материалы, инструменты и
приспособления.
2
1
1
1.4.
Виды резьбы по дереву.
2
1
1
Познавательные
УУД:
•
сравнение;
•
анализ;
•
систематизация;
•
мыслительный
эксперимент;
•
практическая
работа;
•
усвоение ин-
формации с помощью
компьютера;
•
работа со спра-
вочной литературой;
работа с допол-
нительной литературой.
1.5
Технология выпиливания
лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
1
1.6
Технические приёмы
выпиливания орнамента.
2
-
2
1.7
Сборочные и отделочные работы.
3
1
2
1.8
Художественно-эстетические
основы выпиливания лобзиком.
1
1
1.9
Работа над конструкцией
изделия.
2
-
2
1.10
Изготовление изделия.
2
-
2
1.11
Отделка изделия.
2
-
2
19
7
12
Раздел II. Художественное выжигание (15 часов)
2.1
Инструменты и приспособления
для выполнения работ по
выжиганию.
1
1
Личностные УУД:
•
самопознание;
•
самооценка;
•
личностная
ответственность;
адекватное
реагирование на
трудности.
2.2
Декорирование изделий
выжиганием.
1
1
-
Коммуникативные
УУД:
•
умение отвечать
на вопросы, рассуждать,
описывать явления,
действия и т.п.;
•
умение
выделять главное из
прочитанного;
•
слушать и
слышать собеседники,
учителя;
задавать вопросы на
понимание, обобщение.
2.3
Основы композиции.
1
1
-
2.4
Подготовка заготовок к работе.
1
1
2.5
Технология декорирования
художественных изделий
выжиганием.
2
-
2
2.6
Основные приёмы выжигания.
1
-
1
2.7
Технология выполнения приёмов
выжигания
2
2
2.8
Отделка изделия.
2
2
2.9
Изготовление изделий и
декорирование их выжиганием.
4
-
4
15
3
12
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (19 часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение. ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория. Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из
древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород;
фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория. Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика
инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники
орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке (крестьянин и медведь)
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы
лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки. (крестьянин и медведь).
Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория. Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком.
Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет.
Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория. Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция
деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки.
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
.Теория. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория. Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
Раздел II. Художественное выжигание (15 часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с
электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Технология декорирования изделий выжиганием.
Теория Технология декорирования изделий выжиганием
. - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Тема 2.3. Основы композиции.
Теория Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро
выжигателем. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..
Тема 2.5. Теория Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания
Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.
Тема 2.7. Технология выполнения приёмов выжигания
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение
настенного панно
Тема 2.8. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам
№
п/п
Наименование
раздела и темы
Форма
занятий
Приемы
и
методы
Форма
подведения
итогов
Средства
обучения
Раздел I. Выпиливание лобзиком
1.1
Охрана труда, электро
и пожарная
безопасность при
производстве
художественных
изделий.
Беседа
Словесно-
наглядный.
Приучение к
выполнению
требований
Вводная
диагностика
Раздаточный
материал
1.2.
Основы
материаловедения.
Объяснение
Словесно-
наглядный
Обобщающая
беседа
Таблицы,
инструменты
и
принадлежности
1.3
Материалы,
инструменты и
приспособления.
Объяснение
Словесно-
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты
и
принадлежности
1.4.
Виды резьбы по
дереву.
Объяснение
Словесно-
наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты
и
принадлежности
1.5.
Технология
выпиливания
лобзиком как
разновидность
оформления изделия.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
Таблицы
инструменты
и
принадлежности
1.6
Технические приёмы
выпиливания
орнамента.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты
и
принадлежности
1.7
Сборочные и
отделочные работы.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты
и
принадлежности
1.8
Художественно-
эстетические основы
выпиливания
лобзиком.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты
и
принадлежности
1.9
Работа над
конструкцией
изделия.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
1.10
Построение
орнамента.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
1.11
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
1.12
Изготовление
изделия.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
Раздел II. Художественное выжигание
2.1
Инструменты и
приспособления для
выполнения работ по
выжиганию.
Беседа
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.2
Декорирование
изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.3
Основы композиции.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.4
Подготовка заготовок
к работе.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.5
Технология
декорирования
художественных
изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.6
Основные приёмы
выжигания.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.7
Технология
выполнения приёмов
выжигания
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
2.9
Изготовление изделий
и декорирование их
выжиганием.
Объяснение
Словесно
наглядный
Анализ работ,
выставка
инструменты и
принадлежности
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик
Тетрадь
Ручка
циркуль
Пилки для лобзика
Электровыжигатель
Акварель или гуашь
Копирка
Кисти
Стакан для воды
Условия реализации программы.
Направление работы в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной
безопасности.
Для воплощения творческих идей занимающимся учащимся требуется большое количество разных
материалов: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наждачная бумага, лак для древесины.
Нормативные документы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М. : Ось-89, 2013.
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –
– 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего
образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2013.
5.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013.
6. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы, - М. :
Просвещение, 2010.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная
школа./ [сост. Е.С. Савинов ]. – М.: Просвещение, 2011.
8. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /Л.В.
Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.
9. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013.
10. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.
Социальное творчество:: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – 3-е изд.
М. : Просвещение, 2011.
Библиографический список
Для учителя:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.:
Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол
классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное
творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
14. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
15. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
16. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.
17. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.
18. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней
образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
19. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.
20. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Библиографический список
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
5. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
6. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
7. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
8. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
9. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Вентана - Граф, 1997.
11. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.