Напоминание

«Использование песочной терапии в работе с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»


Автор: Афанасьева Ирина Сергеевна
Должность: педагог-психолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно-Алтайск, Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: «Использование песочной терапии в работе с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа № 13 г. Горно-Алтайска

«Использование песочной терапии в работе с детьми младшего

школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Педагог-психолог, учитель-дефектолог

Афанасьева Ирина Сергеевна

2022 г.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)»

Афанасьева

Ирина

Сергеевна,

педагог

психолог,

учитель

-

дефектолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Горно-

Алтайска»

Аннотация:

статья раскрывает содержание метода песочной

терапии, его применение в коррекционной работе с

детьми младшего

школьного

возраста

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Раскрываются особенности влияния песочной терапии на развитие детей.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов

начального

основного

образования

определили

интеграцию

детей

с

ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные

учреждения.

Согласно

требованиям

ФГОС

НОО

к

структуре

образовательной

программы

начального

основного

образования,

инклюзивное

образование

должно

быть

направлено

на

коррекцию

нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им

квалифицированной помощи в освоении Программы; их разностороннее

развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых

образовательных потребностей, социальной адаптации.

Актуальность

использования

инклюзивных

практик

обусловлена

контингентом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в

нашей школе: дети с тяжелыми нарушениями речи, нарушением зрения, с

задержкой психического развития.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, отличаются

повышенной

нервной

возбудимостью,

тревожностью,

агрессивностью,

гиперактивностью

с

одной

стороны

и

пассивностью,

замкнутостью,

закрытостью,

зажатостью,

неразвитостью

эмоциональной

сферы,

поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с

проблемами

в

интеллектуальной

сфере

встречается

нарушение

речи,

недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук,

отсутствие чувства ритма, нарушение памяти, внимания, восприятия и т. д.

На мой взгляд, одним из эффективных методов коррекционной работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья является именно

песочная терапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен

швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось

бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления

разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это

простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы

непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое.

Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия,

уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство

песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений.

Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку с особыми

образовательными потребностями предоставляется возможность изменения

дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать

трудности.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую

моторику рук;

· снимают мышечную напряжённость;

· помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для

него среде;

· развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый

педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);

· стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную

энергию;

· позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить

происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;

·

преодолевают

комплекс

«плохого

художника»,

создавая

художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;

· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые

возможности;

· способствуют расширению словарного запаса;

· позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

·способствуют

развитию

связной

речи,

лексико-грамматических

представлений;

Ключевые компоненты песочной терапии:

Песочница

Содержание песочницы: любой сыпучий материал или песок

Игрушки или фигурки

Мотивационные игры с песком. Их значение крайне важно для

выстраивания доверительных отношений между ребенком и материалом.

Общая структура занятия песочной терапии включает в себя ритуал

вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая,

обонятельная,

тактильная),

новую

психолого-педагогическую

игру

и

домашнее задание (в соответствии с задачами занятия), релаксационное

упражнение и/или свободная игру и ритуал выхода из песочного мира.

В зависимости от особенностей каждого ребенка, его трудностей

подбирается определенная техника работы с песком.

Наблюдения за обучающимися, которые посещают занятия

по

песочной

терапии,

показали,

что

игры

с

песком

улучшают

психоэмоциональное

состояние

ребенка,

снижают

тревожность,

агрессивность. У детей возрастает познавательная и речевая активность,

развивается творческое воображение.

Так результаты диагностики психоэмоционального состояния за 2020-

2021 учебный год (методика «Лесенка» Щур В.Г., тест тревожности Р.

Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, проективная методика «Несуществующее

животное») указывают на положительную динамику сформированности

указанных состояний личности.

Результативность использования метода песочной терапии

Количество

обучающихся

Наименование

результатов

Стартовая диагностика

(по уровням)

Итоговая диагностика

(по уровням)

11

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Самооценка

-

2

9

-

6

5

Тревожность

2

5

4

-

6

5

Агрессивность

2

3

6

-

4

7

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что использование песочной

терапии в работе с детьми ОВЗ способствует повышению самооценки

развитию

эмоционально-волевой

сферы,

коммуникативной

сферы,

одновременному

оздоровлению,

воспитанию

и

обучению

младших

школьников,

что

даёт

возможность

повысить

результативность

коррекционной работы и значительно сократить её сроки.

Список использованных источников:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке.

Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и

психологии, 1998 г, – 50 с.

2. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной

терапии, -СПб , „Речь", 2002.

3.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: «Речь», 2008.

4. Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: «Речь», 2008.

5.Тарарина Е. Песочная терапия. – М.: ООО «Вариант»., 2018. - 122 с.



В раздел образования