Автор: Захарова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по классу фотепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка, Челябинская область
Наименование материала: доклад
Тема: Его величество орган
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1» имени Ю.А.Розума
Саткинского муниципального района
Доклад
Его величество орган
Преподаватель музыкальных дисциплин:
Захарова Светлана Николаевна
Он мудр , одинок и скрытен… Можно ли сказать так о музыкальном
инструменте? Наверное , да, Мудр, потому что впитал в себя культуру
тысячелетий. Одинок, потому что его не с чем сравнить . Скрытен, потому
что его нельзя увидеть. Его можно только слышать - и вот тогда - то он
раскрывается весь.
Взгляд из зрительного зала
Вопреки всем строгим правилам мы все- таки побываем внутри этого
инструмента. Но позже. А сейчас войдем в зал и сядем в кресло. Концерт
еще не начался, и мы успеем внимательно рассмотреть фасад органа – те
несколько десятков труб, что видны из зала.
Бывают фасады современные – в духе двадцатого века. Только трубы, и
больше ни чего. Правда, они красивы и сами по себе, без всякого антуража.
Расположенные несколькими группами, а в каждой группе еще и выстроены
по росту, трубы образуют неповторимое художественное произведение.
Неповторимое в буквальном смысле , потому что ни в каком другом зале
фасад не выглядит точно так же. И художественное тоже в буквальном, ибо
в постройке органа участвовал художник. Располагая трубы фасада так, как
ему казалось нужным именно в этом зале, художник может быть не был
стеснен музыкальными требованиями: трубы фасада в некоторых органах
вообще молчат, они чисто декоративные . Хотя многим слушателям
кажется, что звучат именно они , и только они, потому что отсюда , из зала,
трудно представить себе, какая громада скрывается за изящным фасадом.
Если орган построен давно, его фасад почти всегда оформлен в
архитектурном стиле той поры. Мы можем встретить готический фасад,
или барокко, или ампир. Здесь уже не только трубы, но и бронзовое литье, и
позолоченное резное дерево, и лепнина. Нельзя, однако, по внешним
приметам судить о возрасте самого инструмента: бывает, старый орган
заменяют новым, более современным, а фасад оставляют прежним, что бы не
нарушать общую архитектуру зала.
Но вот начинается концерт. Объявлено первое произведение, на сцену
выходит органист, садится за кафедру и некоторое время обживает ее, даже
если не раз играл раньше на этом органе. Отсюда, из зала, мы можем только
догадываться , что кафедра - это сложное сооружение, которое, кроме
нескольких клавиатур, имеет еще огромное количество всяких кнопок и
рычажков. Потом мы рассмотри кафедру вблизи, а сейчас нас ждет музыка.
Музыка , которую не услышать больше нигде, - только здесь, в зале, рядом с
органом. Никакая пластинка, никакая магнитофонная лента не передают
истинное звучание органа , в записи оно получается совсем не таким, как в
зале. Не спасает даже самая современная радиоаппаратура – единение рогов
в оркестре не превращало их в орган хотя бы потому, что музыка,
исполняемая таким способом, в принципе не могла быть высокого качества.
Не удивительно , что роговые оркестры распались, не оставив следа в
истории музыки: мы помним лишь факт их существования , не более.
А вот инструмент , не имеющий ни каких труб, а представляющий собой
только машину, существует. Это электроорган. Стоит ли строить в наши
дни слишком дорогие органы с множеством труб, если современная
электронная машина дает почти тот же эффект?
Вот такие разные мнения об органе. Понять причину разногласий нетрудно:
музыкант, выступающий в пользу первичности труб, хочется умалить
свою зависимость от машины. А инженер , утверждающий главенство
машин, желает подчеркнуть весомый вклад техники в органную музыку.
Электроорган – это другой инструмент, он хорош сам по себе , на своем
месте и в своем репертуаре, но воспроизвести в точности звучание и
характер органа он не в состоянии и вряд ли сможет сделать это в
обозримом будущем.
Итак, орган – это соединение труб и машины. Однако нужно добавить , что
машину соединяет с трубами сложная система управления, которая тоже
имеет свою историю. И чтобы не путаться и не перескакивать с одного на
другое, мы так и познакомимся отдельно с тремя историями – труб, машины
и управления.
Трубы, трубы, трубы…
Орган обязан своим рождением естественному желанию древнего музыканта,
играющего на флейте Пана, усовершенствовать свой инструмент. Не
устраивало музыканта то, что нельзя было увеличить количество трубок и
их размеры сверх какого – то предела, потому что играть становилось
трудно.
Воздуходувная машина, которая заменила легкие инструмента, как бы
раздвоила дорогу перед флейтой Пана. Раздвоилась и сама флейта, так и не
решив, направо пойти или налево. Одна пошла более спокойным путем,
дожила в первозданном виде до наших дней и даже добралась до
телевидения: флейта Пана звучит в некоторых фольклорных ансамблях,
которые мы видим и слышим по телевизору. Другая выбрала путь , полный
приключений , и стала составной частью нового инструмента - органа.
Как только музыкант освободился от необходимости извлекать звук
собственным дыханием, он начал прибавлять новые трубы. Очень скоро
орган стал насчитывать несколько десятков . Ряд труб начинался с больших
и заканчивался маленькими .
Мечта музыканта осуществилась: теперь инструмент обладал обширным
диапазоном. Возник и, как говорят в науке , побочный эффект: инструмент
обрел многоголосие , то есть мог издавать одновременно несколько звуков ,
чего не могла делать флейта Пана, потому что рот у музыканта один.
Но появились новые желания – разнообразить тембр. Стали оснащать
инструмент двумя рядами труб – один состоял из деревянных, другой из
медных. Когда надоело играть на деревянных трубах, музыкант начинал
играть на медных, потом снова переходил на деревянные .
Каждый ряд труб называется регистром. Два ряда – это два регистра,
деревянный и медный.
Затем музыканты, а вместе с ними и мастера, которые строили органы,
задали себе следующий вопрос: почему два , а не три?. Если сделать медны
трубы другой формы, например не цилиндрическими, а коническими, тембр
тоже станет другим. Так появился третий регистр. А где третий, там и
четвертый, и пятый, и… сотый. Да, некоторые современные органы имеют
столько и даже больше регистров, и каждый регистр обладает собственным
голосом.
Металлические трубы органов уже несколько веков делаются из сложных
сплавов, в основу которых положены олово и свинец, но добавлены и другие
металлы. Изменяя в сплаве содержание разных его компонентов, можно
варьировать и тембр. Кроме того , в органах остаются трубы из меди и
латуни, обладающие собственным тембром.
Очень разной бывает и форма труб. Цилиндр, конус, двойной конус,
сочетание цилиндра с конусом и так далее. Это тоже позволяет
разнообразить тембр. Зависит характер звучания и от того, открыт верхний
конец трубы или закрыт.
В некоторых регистрах каждый звук создается не один, а несколькими
трубами – главная из них дает основной тон, а другие обогащают его
обертонами. Такой регистр имеет своеобразный тембр, который довольно
резко отличается от других тембров органа.
И наконец , тембр зависит от способа возбуждения звука в трубе. Одни
трубы имеют в боку так называемую лабиальную щель , подаваемый
машиной воздух рассекает острым краем этой щели, образует колебания и
заставляет звучать воздушный столб в трубе.
Именно такие трубы составляют и фасад органа, их лабиальные щели
хорошо видны из зала. В других трубах воздух подается на металлический
язычок, колеблет его, а от язычка звучит и воздух в трубе.
Вот такие разные условия влияют на характер звучания труб. Умело
подбирая эти условия, можно получить большое разнообразие органных
тембров, имитировать звучание других инструментов и даже человеческого
голоса.
Машина
Первую машину для органа сконструировал греческий механик Ктезибий –
тот самый, который изобрел водяные часы, гидравлические механизмы,
развлекательные автоматы. Ктезибий пожалел несчастного музыканта, уже
едва управлявшегося со слишком большой флейтой Пана, и приспособил к
его инструменту поршневой насос – в принципе такой же , каким мы
накачиваем камеру велосипеда. На первых порах ни чего хорошего не
вышло, потому что насос работал рывками и звуки получались
прерывистыми. Тогда Ктезибий пристроил к инструменту два насоса: пока
один из них вбирал в себя воздух, другой подавал его к трубам. Напор
воздуха стал более равномерным, но все же пульсация сгладилась не до
конца. Наконец Ктезибий пристроил к инструменту еще и резервуар
наподобие большого перевернутого ведра. Резервуар размещался в ванне с
водой и сам заполнялся ею же примерно до половины. Воздух из насосов
подавался в верхнюю часть резервуара, а оттуда - к трубам. Уровень воды в
резервуаре опускался при сильном напоре воздуха из насосов и поднимался,
когда напор ослабевал, поэтому давление в резервуаре сохранялось
постоянным. Музыкант играл, а два человека работали рукоятками насосов.
Изобретение Ктезибия получило название гидравлос, то есть « водяная
флейта». Но называли его и просто « инструмент» - по – гречески «орган».
Позже поршневые насосы заменили мехами , а вместо водяного резервуара
тоже установили мех, который сам не качал воздух, а только выравнивал его
давление.
Количество труб в органах росло, требовалось все больше и больше воздуха,
поэтому увеличилось количество мехов и их размеры. Доходило до того , что
бы в больших органах семьдесят человек качали огромные кожаные мехи.
Конечно, не все строители органов могли рассчитывать на такое массовое
обслуживание их инструментов, поэтому большие органы сооружались
редко.
И вот изобретен электродвигатель. Конструкторы органов немедленно
берут его на вооружение и освобождают людей от тяжелой работы с мехами.
Заодно снимается лимит на воздух: мощный электромотор, оснащенный
крыльчаткой , способен обеспечить воздухом тридцать - сорок тысяч труб
в уникальных органах – гигантах.
Система управления
Еще Ктезибию, который заменил машиной легкие инструмента, пришлось
попутно решать другую задачу – заменить чем -то его губы. Ведь не звучат
же трубы все сразу, воздух по воле музыканта должен подаваться в
нужный момент к нужным трубам. Ктезибий нашел довольно простой
способ: поставил у концов труб заслонки наподобие тех, которыми
оснащены печные трубы. Музыкант играл , выдвигая и задвигая заслонки.
Так что в изобретении Ктезибия были уже все три основные части
современного органа - инструмент, машина, управление. Но это не значит,
что орган стал совершенствоваться как единое целое. Иногда эти самые
части входили в противоречие друг с другом, и причиной противоречий
чаще всего была система управления. Когда , обрадовавшись машине,
стали увеличиваться количество труб, музыканту пришлось встать с
насиженного места и чуть ли не бегать от одной заслонки к другой.
Некоторое время этим неудобством сдерживался рост органа, добавлять
новые трубы было нельзя. Пришлось конструировать клавиатуру, а трубы
оснащать клапанами. От клавиш к клапанам шла механическая система тяг
и рычагов. Конечно, иметь дело с клавишами было удобнее , чем с
«печными» заслонками.
Почувствовав облегчение, принялись еще и еще добавлять трубы. Система
тяг и рычагов тоже, естественно , разрасталась и в конце концов стала
такой громоздкой, что пальцы музыканта перестали справляться с
клавиатурой. Тогда стали делать каждую клавишу чуть ли не по полуметру,
и музыкант нажимал их уже не пальцами , а кулаками и даже локтями.
Причем качество музыки было обратно пропорционально затраченным
усилиям: что можно сыграть локтями?
Надо было совершенствовать систему механической передачи с клавиш на
клапаны. И это удалось сделать6 тяги и рычаги стали легкими,
подвижными, клавиатура обрела нормальные размеры. Новая конструкция
передачи была настолько удачной , что сохранилась почти без изменения до
наших дней: часть нынешних органов по – прежнему оснащена простой и
надежной механической передачей.
Несколько веков назад был придуман еще один способ управления –
пневматический. Органные мастера рассудили так: почему бы не поручить
еще одну роль тому самому воздуху, который подается к трубам? К
клавиатуре были подведены тонкие трубопроводы. Музыкант, нажимая
клавишу, открывал трубопровод, воздух шел по нему и приводил в действие
клапан соответствующей трубы. Как только музыкант отпусках клавишу,
подача воздуха в трубопровод прекращалась и клапан под действием
пружины снова закрывал трубу. Пневматический способ управления
развивался параллельно с механическим и тоже дожил до наших дней.
Ну а самый современный способ – электромеханический. Нажимая
клавишу , музыкант замыкает контакт, импульс тока идет по проводу на
обмотку электромеханического реле, оно срабатывает и открывает клапан .
Как строят органы
Прежде всего внимательно изучают акустику зала, в котором орган будет
работать. Если этого не сделать, орган может и не звучать. Когда мы
говорим: орган Домского собора, орган Вильнюсской картинной галереи ,
орган Большого зала Московской консерватории , мы имеем в виду не только
место расположения инструмента. Зал становится неотъемлемой частью
органа. Потому что только здесь инструмент звучит своеобразно и
неповторимо.
Изучая зал, эксперты иногда заключают, что он нуждается в некоторой
переделке: например, желательно облицевать стены, другим материалом,
заменить кресла. Да акустические особенности зала зависят даже от того ,
жесткие кресла стоят здесь или с мягкой обивкой. И только определив до
тонкостей эти особенности, строители органа могут представить себе , какие
именно трубы из множества возможных будут звучать здесь хорошо, а какие
не стоит вводить в инструмент.
Одновременно вымеряют и пространство за сценой , в котором будет
располагаться орган. От площади и высоты этого помещения может зависеть
число регистров, их расположение. Иногда помещение приходится
расширять , если оказывается , что оно слишком тесно для будущего
инструмента.
Художник занимается своим делом - определяет , какой фасад органа будет
лучше всего смотреться в этом зале.
Но вот все изучено , примерно, определено, и мастера уезжают к себе
строить орган. В нашей стране эти инструменты не строят: нет столь давних
традиций органной музыки, как в Западной Европе, поэтому пока лучше
довериться многовековому опыту, чем заново осваивать незнакомое дело.
Орган зала имени Чайковского , например построен известной
чехословацкой фирмой « Ригер – Клосс».
Если мы заглянем в мастерские фирмы, то как бы попадем одновременно в
разные эпохи. В одной мастерской обилие электрических проводов, реле,
сигнальных лампочек, измерительных приборов. В другой все так, как было
в середине века: мастера кроят из металлических листов заготовки, потом на
специальных оправах вальцуют из них трубы, паяют швы. Причем оловянно-
свинцовые листы, которые идут на трубах, не прокатаны, а отлиты здесь же
на фирме. Расплавленный металл льют на особый стол, огороженный
бортиками, и получается лист. Стол при этом должен стоять строго
горизонтально, иначе толщина листа получится неодинаковая. Иногда стол
перед литьем покрывают грубым холстом, фактура ткани отпечатывается на
листе , и такой своеобразный узор , который после вальцовки окажется на
внутренней поверхности трубы, тоже влияет на тембр.
Медные и латунные листы не отливают , а используют готовые ,
прокатанные, но трубы из них тоже делают старинным способом, вручную.
Есть здесь и столярная мастерская , в которой делают деревянные трубы.
Дерево используют сухое , выдержанное . Обычно на деревянные трубы идет
прямослойная резонансная ель, но для некоторых регистров применяют и
другие породы древесины.
Постройка органа – дело трудоемкое и долгое . Орган Большого зала
Московской консерватории строилась пять лет, а зал имени Чайковского -
четыре.
Когда орган готов, его с превеликой осторожностью перевозят к месту
установки и монтируют. Заключительный этап - настройка, которая может
длиться несколько месяцев. И только после этого объявляется
торжественный концерт, посвященный рождению нового инструмента.