Напоминание

"Поддержка семьи в речевом развитии малышей"


Автор: Образцова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 83"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Поддержка семьи в речевом развитии малышей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Поддержка семьи в речевом развитии малышей.

Основные достижения, определяющие развитие психики ребенка в раннем детстве,

- овладение речью и предметной деятельностью. Ребенок начинает входить в мир

социальных отношений. В предметной деятельности через общение со взрослыми

создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и

явлений. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действия с ними

побуждает его постоянно общаться к взрослым. Но обратиться к ним он может, только

овладев речевым общением.

Первые три года жизни выступают решающими в развитии речи. Уже с грудного

возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и

отца, радуются, узнают знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя

звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно развивается пассивный запас

слов, который при благоприятном языковом окружении переходит в активный.

Развитие СМИ сократило общение с детьми во многих семьях. Однако даже самые

лучшие детские передачи или аудиозаписи не могут заменить непосредственного

общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием

развития у ребенка нормальной речи.

Конструктивное взаимодействие педагогов ДООО с семьей, в том числе в вопросах

речевого развития детей, - важное направление социально-педагогической деятельности

детского сада.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка

родителям рекомендуется учесть следующие моменты:

1.

Необходимо реально оценивать состояние здоровья ребенка. Любые патологии

беременности, родов, постнатального периода могут спровоцировать речевые

нарушения. Зачастую задержка речевого развития в раннем возрасте связана

именно с этим.

2.

Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не следует обращаться за

консультацией к специалистам. Как правило, детальное обследование логопедом

проводится в основном, когда ребенку исполняется 5 лет. Этому есть объяснение.

Известно, что становлении речи в основном завершается к 5-6 годам. Получается,

что пока речь развивается, практически никто не вмешивается в этот процесс, не

бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты

принимаются за дело. Не надо ждать, когда закончится процесс развития речи

ребенка, необходимо помочь ему до завершения этого периода, способствовать

предупреждению возможных речевых расстройств как можно раньше.

3.

Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению

навыков чтения и письма), поскольку развитие речи – сложный процесс, в которой

освоение письменной формы лишь составная часть.

Развитая речь, в понимании многих родителей, - это умение читать и писать

(печатными буквами) как максимум, и умение рассказывать стихи как минимум. При

этом остальные стороны речевого развития речи остаются без должного внимания.

Известно,

что

качественно

овладеть

навыком

чтения

и

письма

в

дальнейшем

невозможно

без

чистого

звукопроизношения,

без

развитого

речевого

слуха,

сформированного словарного запасаю

4.

Родителям нужно помнить, что необходимо весьма осторожно относиться к

раннему изучению иностранных языков. Если у ребенка проблемы с родным

языком, или речь находится в стадии формирования, не стоит усугублять его

проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык имеет звуки,

которые

характерны

только

для

него.

А

обучение

иностранному

языку

предполагает постановку правильного звукопроизношения.

5.

Речевой пример взрослого – важнейшее средство развития детской речи.

Обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно. Необходимо больше

разговаривать

в

быту,

включать

активную

речь

в

предметные

действия,

сопровождать

показ

предметов

и

игрушек

эмоционально

насыщенным,

увлекательным для ребенка рассказом. Рассказывать сказки, читать стихи,

совместно рассматривать яркие, красивые картинки, книжки. Стимулировать

инициативную речь, давать поручения, задавать вопросы, использовать приемы

«отраженной» и «сопряженной» речи.

6.

Развивать мелкую моторику детей раннего возраста через развитие ручной

умелости (откручивание и закручивание крышечек, выкладывание крупной

мозаики,

игры

с

пластилином,

крупами,

тактильным

песком,

сенсорным

ковриком, шнуровками, застежками, прищепками и пр.).

При организации взаимодействия педагога с родителями по вопросам речевого

развития детей раннего возраста применимы традиционные формы:

Родительские собрания;

Консультации (индивидуальные и групповые);

Семинары-практикумы;

Педагогические беседы (индивидуальные и групповые);

Открытые показы занятий (индивидуальных, групповых и фронтальных);

Информационно-просветительские буклеты, папки-передвижки;

Подбор методической литературы в помощь родителям и др.

Кроме

того,

можно

применять

и

нетрадиционные,

интерактивные

формы

взаимодействия. Вот некоторые из них.

Игровые практикумы. Их цель – демонстрация полученных детьми умений,

представлений на игровом материале. Родители знакомятся с различными речевыми

играми, играя вместе с детьми.

Газета для родителей. Каждый выпуск газеты посвящен какой-то одной проблеме

речевого развития детей раннего возраста. Газета выходит 1 раз в месяц.

Домашняя игротека. Данный вид работы не требует специальных материалов и

пособий.

Учитывая

большую

загруженность

родителей

домашними

делами

и

накопленную к концу дня усталость, им можно предложить «Игры на кухне», «Игры в

ванной комнате» и др. Такие игры способствуют накоплению словарного запаса,

семантизации лексики, т. е. осмысленному пониманию слов.

Игры на кухне.

1.

Назови посуду, которая есть на кухне. Из чего она сделана? Стаканы из стекла

какие? Правильно, стеклянные.

2.

Какие продукты лежат в холодильнике? Масло лежит где? (В масленке).

3.

Какие продукты лежат в шкафу? (Рисовая, гречневая крупа, кофе, сахар, соль.)

4.

Что на кухне сделано из дерева? Стул из дерева какой? (Деревянный.)

5.

Что делает мама на кухне? (Варит, режет, готовит, моет, жарит, вытирает,

выключает, включает, чистит, зажигает, улыбается, поет, пробует, солит, наливает,

выливает, убирает, достает… Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты

помочь маме на кухне?)

6.

Какое блюдо подает мама к столу? (Вкусное, горячее, холодное,

соленое,

несоленое, жареное, вареное, сладкое, кислое, горькое.)

Играем в слова в ванной комнате.

1.

Что у нас есть в ванной комнате?

2.

Какое там висит полотенце? (Белое, пушистое, полосатое, маленькое, длинное.)

3.

Что

делают

в

ванной

комнате?

(Стирают,

включают,

выключают,

чистят,

намыливают, вешают. Вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят.)

4.

Какие нужны предметы, чтобы умыться? (Кран, вода, мыло, полотенце.)

5.

Какая бывает вода в ванной? (Холодной, горячей, теплой, прозрачной, чистой,

грязной, мыльной, мутной.)

Играем в слова на улице.

1.

Какая погода на улице? (Солнечная, хмурая, ветреная, жаркая, холодная,

морозная, дождливая.)

2.

Какие листья бывают у растений? (Круглые, овальные, длинные, колючие, жгучие

(у крапивы), пушистые, зеленые, желтые.)

3.

Каких птиц ты знаешь? (Ворона, воробей, голубь, синица, галка.)

4.

Что ездит по дороге? (Машины, автобусы, троллейбусы, трамваи.)

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей служат настольно-

печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Их цель – сформировать навыки

складывания целого из частей, уточнение знаний о предметах, развитие словарного

запаса. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала

рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как

можно назвать одним словом?», «Где растут фрукты?». После беседы объяснить: «Вот

перед тобой маленькие картинки, ты сложи целую картинку. Какого цвета яблоко? Где

кусочки такого же цвета?». Рекомендуется начать с двух-трех деталей и впоследствии

усложнять до четырех. Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок

продолжает самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков.

Для реализации этих рекомендаций родителям необходимо поощрять инициативные

высказывания ребенка (вопрос, просьбу, показать, назвать, объяснить, дать любую

понравившуюся игрушку), внимательно его выслушивать, отвечать, выполнять просьбу. В

разговоре с ребенком они должны точно и правильно называть предметы и игрушки,

находящиеся в доме. Родители должны внимательно следить за речью и произношением

звуков, исправлять ошибки. Не следует называть предметы, животных, транспорт

облегченными, звукоподражательными словами («би-бика», «ав-авка», «тик-таки» и пр.).

Очень

важно

поддерживать

инициативное речевое

общение

и

по

возможности

превратить его в разговор. Надо давать ребенку постепенно усложняющиеся словесные

поручения, например: «Попроси папу, чтобы он тебе помог достать книжку с полки.

Скажи: папа, достань, пожалуйста, книжку».

Для развития мелкой моторики необходимо также использовать пальчиковую

гимнастику, пальчиковые игры и упражнения, которые благотворно влияют не только на

становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Например,

фольклорные пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на

уровне соприкосновения, эмоционального переживания.

Во время прогулок, одевания, раздевания, умывания, купания, на кухне во время

приготовления пищи можно использовать малые формы фольклора.

Ручки мыли? Мыли. (Ребенок имитирует мытье рук, ушей и т. д.)

А ушки мыли? Мыли.

А щечки? Тоже мыли.

Все помыли, ничего не забыли.

А теперь мы чистые,

Зайчики пушистые. (Скачет как зайчик.)

Выходные дни желательно проводить на природе, так как он открывает много

возможностей для пополнения знаний и словаря ребенка в процессе наблюдений за

природными явлениями, объектами, животными, деревьями.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или

описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме.

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Бегает ловко,

Любит морковку.

Маленький, усатенький,

Хвостик полосатенький,

Бегает вприпрыжку,

Очень любит мышку.

Не стоит забывать и могучую силу русских народных сказок, каждая из которых

является образцом яркой, красочной родной речи. К примеру, после прочтения русской

народной сказки «Козлятки и волк» с ребенком можно провести беседу, используя

иллюстрации: «почему лиса уходила в лес?» (стимулировать использование ребенком

новых словосочетаний – есть траву шелковую, пить воду студеную); «Что наказывала коза

козлятам?» (предложить вместе произнести слова наказа и повторить песенку); «Каким

голосом пел волк песенку козы?» (попробовать так спеть);

«Как мама-коза спасла

козлят?» (помочь ребенку ответить на вопрос: …и стали…коза перепрыгнула…а живот у

него…); «Как можно сказать по маму-козу? Она какая?» (большая, добрая); «А еще

козлятки очень веселые. Как ты думаешь, что козлята делали, когда коза уходила в лес?»

(прыгали, скакали, играли).

В процессе общения взрослые должны следить за правильным употреблением слов,

особенно близких по значению (шить, пришить, зашить, ехать, уехать, приехать и пр.),

которые дети в раннем возрасте нередко путают из-за несформированности лексико-

грамматических структур речи. Отдельно следует сказать, как довольно «аморфных» и

редко используемых частях речи. Редкий родитель скажет своему ребенку: «Машенька,

принеси, пожалуйста, круглый, красный, большой, гладкий, резиновый мячик!», как

правило, се взрослые обходятся словосочетанием «глагол + существительное». Не

следует пренебрегать прилагательными как самостоятельными речевыми категориями,

запас которых в дальнейшем будет способствовать становлению красивой описательной

речи ребенка, богатой эпитетами, олицетворениями, метафорами. Поэтому следует

играть с ребенком в игры: «Скажи, какой, какая, какое (мяч, кукла, солнышко)», «Я начну,

а ты продолжи (шарик красный, большой, твердый…)».

Рекомендации родителям.

Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка,

дедушка.

Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с младшими братьями и

сестрами в свободное время.

Приобретайте красочные книги, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми и

беседуйте по их содержанию

Записывайте в тетрадь или магнитофон высказывания вашего ребенка. Через 2-3

месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые, чтобы

видеть динамику речевого развития.

Таким образом, огромную роль на пути становления речи ребенка играет его

окружение, в первую очередь, родители. От того, как общаются с ребенком, сколько

времени уделяют на развитие речи, зависит уровень усвоения языка малышом.

Проводником в этом процессе, связующим звеном служит педагог. Результативности в

данном направлении можно достичь, если педагоги и родители будут действовать

согласно и конструктивно.

Литература.

Абдуллина Л.Э., Богуславская Т. Н., Виноградова Е. В., Суздальцева Л.В. Психолого-

педагогическое сопровождение с детьми раннего возраста. М., 2018.

Выготский Л. С. Детская речь. М., 2006.

Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2006.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. М.,2021.

Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. М., 2004.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в ситуации общения. СПб., 2009.

Смирнова Е. О. Детская психология. М., 2003.

Файзуллаева Е. Д. Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста. М.,

2018.

Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 2001.



В раздел образования