Автор: Малыгина Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/с101
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Экологическое развитие
Раздел: дошкольное образование
«Юные защитники природы»
познавательно-исследовательская совместная деятельность
с детьми старшей группы
Составила Малыгина Ю.С., воспитатель МАДОУ д/с № 101 г.Тюмени
Цели задачи: Формирование элементарных экологических представлений.
Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен
беречь, охранять и защищать е, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
●
Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его
исследования.
●
Развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым
алгоритмом.
Предварительная
работа:
Беседа
«Как
нужно
беречь
природу»,
рассматривание энциклопедий, рассматривание иллюстраций лекарственных
растений.
Оборудование:
макет
светофора,
картинки
к
светофору
(знаки
экологические - запрещающие и разрешающие), 2 ведерка с надписями
(бумага - картон, пластмасса,) мусор, карта, пазл, ягоды шиповника, два
стакана воды, марля, значки для детей.
Словарная работа:
рассортировать, светофор, шиповник, опыт, марля,
защитники природы, эколята.
Ход:
В: - Ребята, вы любите отдыхать на природе? Рассказы детей из личного
опыта.
В: - Да, отдых на природе – самый лучший! А сейчас предлагаю посмотреть
на экран – для нас пришло сообщение по электронной почте.
Презентация: слайд 1, 2 (Письмо-обращение)
В: - Ну что, отправляемся на выручку! Путешествие предстоит не обычное:
до леса так быстро нам не добраться… В помощь есть вот что… Показывает
детям лист, на котором схематично изображено групповое помещение с
локациями, отмеченными цифрами.
В: - Что это, как вы думаете? Дети дают варианты ответов (карта, схема,
план).
В: - Умницы, действительно это можно назвать и картой, и планом, и схемой,
и маршрутом. Внимательно рассмотрите – вам ничего этот план не
напоминает? Рассматривают.
В: - Верно, это карта нашей группы. Как вы догадались? Объяснения детей.
В: - Ну что ж. На пути нам предстоит три остановки, на которых нужно будет
выполнить задания. За каждое задание получаем пазл, собрав который
получим вознаграждение. Итак, в путь! Смотрим на карту: сейчас мы
находимся здесь, выдвигаемся в направлении локации 2. Но прежде, чем
отправимся, вспомним основные правила: слушать внимательно инструкции,
выполнять после того, как будет получен сигнал и работаем командой
(рассуждаем, помогаем друг другу).
Локация 2. «Уборка мусора»
Вот пришли туристы в лес. Отдыхали они здесь:
Мусор всюду разбросали. За собою не убрали…
В: - У меня вопрос: откуда берётся мусор? Рассуждения детей.
В:
-
Давайте
представим,
что
произойдет,
если мусор
не
убирать?
Рассуждения детей.
В: - Люди, не задумываясь, оставляют мусор в местах отдыха, а ведь это
большая угроза для птиц и животных, они очень любопытны и это приводит
к гибели, огромный вред приносит пластик - они его проглатывают,
запутываются в пакетах, сетках, отравляются разными залежавшимися
отходами, которые не всегда пригодны к пище. Как вы думаете, для чистоты
окружающей природы, как лучше поступить с мусором? Рассуждения детей.
В: - Итак, мусор надо рассортировать в специальные контейнеры. Обратите
внимание на знаки: на них изображены символы бумаги и пластиковых
изделий – пакеты, бутылки, банки. Теперь за работу: собираем мусор и
сортируем по контейнерам. Ребята, только среди мусора должен находится
один элемент картинки, не выбросьте его случайно.
В: - Молодцы! Мусор убрали. Идём дальше. Смотрим на карту.
Локация 3. «Экологический светофор»
В: - Светофор? Странно… Мы ж не на перекрёстке?! Как вы думаете, для
чего он здесь находится? Рассуждения детей.
В: - Верно, светофор необычный - экологический. У этого светофора только
два цвета: красный – запрещающий, зелёный – разрешающий. Вот сейчас и
проверим, как вы знаете и соблюдаете правила поведения в природе.
Разбирайте по одной карточке, рассматривайте и объясните, что изображено.
Давайте присядем.
По окончании выполнения задания получают от
светофора ещё один элемент.
В: - Двигаемся дальше: следующая остановка - последняя локация под
цифрой 4.
Локация 4. «Опыт с водой»
В: - Да это же настоящая лаборатория. Сейчас мы проведём опыты, как
настоящие учёные -
будем очищать воду.
Кто знает, как по-другому
называется процесс очистки воды? (Фильтрация). Вспомните, дома у вас есть
фильтры, которые очищают воду.
В: - Ну что, я буду главным научным сотрудником, а вы – младшими
научными сотрудниками. Подходите к столу. Для сначала вспомним правила
при проведении опытов:
- можно слушать, размышлять, аккуратно трогать исследуемые приборы.
- толкаться, разбрызгивать воду, пробовать ее на вкус не желательно.
Попробуем очистить воду несколькими способами. На столе три
пустых сосуда с фильтрами и стакан грязной воды.
В первом сосуде фильтром служит марля. Берём сосуд вставляем, в него
воронку и кладем в него марлю, и тонкой струйкой переливаем.
Ребята, давайте посмотрим служит марля. Наливаю воду, а вы наблюдаете и
говорите, что происходит с водой и фильтром. Марля стала грязная, на ней
остались большие кусочки грязи.
В:- Ребята, а вода стала чистой? (Ответы детей). Правильно, она осталась
грязной… Какой из следует вывод? Значит фильтр из марли плохо чистит
воду.
А теперь профильтруем воду через ткань. В воронку кладу кусочек ткани. И
фильтруем. Что мы наблюдаем в этом случае? (На ткани остались соринки)
В: - А вода стала чище? (Ответы детей) Какой из этого следует вывод?
И последний способ очистки воды, но использовать будем при этом
вату. Кладем в воронку кусочек ваты. Фильтруем. Что получилось? Какой
вывод напрашивается? (Вода стала чище, на вате осталось много сора).
В: - Вода стала чище, ватный фильтр состоит из нескольких слоёв и не
пропускает самые мелкие соринки. Воду мы очистили. Все элементы пазла у
нас. Давайте соберём и посмотрим, что получилось. Собирают и называют.
В: - Кто-нибудь знает, какую пользу приносит шиповник?
Если из плодов шиповника приготовить настой, и принимать по
стакану каждый день – это укрепляет здоровье, помогает при простуде,
придаёт бодрость и поднимает настроение.
А
я
принесла
засушенные
ягоды шиповника.
Рассматривают
настоящие плоды: трогают, нюхают.
В: - Давайте отдадим ягоды нашим поварам, и они приготовят целебный
настой из ягод. А мы с вами вернёмся к локации № 1. Нас с вами ждёт
сюрприз.
Слайд 3, 4, 5
В: - Сегодня мы с вами решали глобальные проблемы по экологии: убрали
мусор, вспомнили правила поведения в природе и провели опыты. Наше
путешествие показало, что вы не только любите отдыхать на природе, но и её
защищать и беречь. За все выполненные задания я хочу вручить каждому из
вас значок и посвятить в юные экологи.
Вручает значки «Защитники
природы».