Автор: Кулдыркаева Эльвира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ Саяногорский реабилитационный центр для детей
Населённый пункт: р п Майна, г Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом
Раздел: дополнительное образование
Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом
Кулдыркаева Эльвира Александровна, воспитатель
ГБУ РХ «»Саяногорский реабилитационный
Центр для детей»
Дети с синдромом раннего детского аутизма имеют множество проблем с социальной
адаптацией в окружающем мире. В основном выделяют три области, в которых аутизм
проявляется
особенно
ярко:
коммуникация
и
речь,
эмоциональная,
социальное
взаимодействие и воображение. Для детей с ранним детским аутизмом среда, окружающая
его, становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается
постоянным отрицательным фоном настроения.
Семья, где воспитывается такой ребенок отличается от обычной семьи, т к у нее возникает
много проблем в общении с родственниками и знакомыми. Возникают проблемы с
устройством ребенка в сад и школу. Ребенок с таким психическим заболеванием
непредсказуем,
поэтому
и
гостей
в
семье
принять
тоже
проблематично.
Навыки
самообслуживания прививаются долго,
он привередлив к еде. Очень сложно ребенок
воспринимает любые изменения.
Это и создает
определенные проблемы, возникающие с
приспособлением детей с
синдромом раннего детского аутизма к реальной жизни в быту.
Психическое развитие детей с синдромом раннего детского аутизма нарушено, Проблема
заключается в том, что оно плохо изучено. Все это затрудняет процессы коррекции,
воспитания и обучения детей с данным заболеванием. Особенно четко аутизм проявляется в
воображении, эмоциональной сфере, в речи и во взаимодействии в социальной среде.
Моторика детей развита недостаточно. Простые навыки самообслуживания осваиваются
сложно, все движения угловаты и неуклюжи
У них в нарушена коммуникативная функция речи. Это четко прослеживается при общении с
окружающими.
Поведение детей с синдромом раннего детского аутизма отличается однообразием. Одни и те
же действия совершаются ими часами.
Они любят одиночество и, когда остаются одни, лучше чувствуют себя.
Дети неконтактны. Причиной этому иногда являются проблемы со слухом или зрением, а
также
речевые
и
интеллектуальные
трудности.
Нарушения
психомоторики
создает
определенные проблемы с одеванием и раздеванием, умыванием, самостоятельной едой и
другими простейшими навыками самообслуживания. Взгляд, чаще всего, маловыразителен.
Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в
других оно более или менее задержано. [1, 52-60] Часто отсутствуют положительные
эмоции. Ребенок указывает на то, что он не любит, чего боится, а не наоборот. У него не
возникает желания преодолевать препятствия. Он выстраивает целую систему защиты от
активного вмешательства окружающих в его личную жизнь, но у него проявляется чувство
страха потерять их. Совершенно отсутствует
эмоциональная привязанность, чувство
жалости, сопереживания и возможности уступать, принеся в жертву свои интересы. У
аутичных детей нарушено пищевое поведение, ослаблены реакции самосохранения,
практически отсутствует исследовательская активность. Налицо тотальная дезодаптация
в отношениях с миром. [2, 15]
Для социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом. Требуется непрерывное,
многолетнее
течение
психотерапевтического
процесса,
в
котором
задействованы
специалисты разного профиля – педагоги, психологи, врачи, социальные работники,
волонтеры. Учитывая эти особенности, важной задачей психокоррекционной работы
является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему
окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и
нормализуя его взаимодействие, прежде всего, с близкими для него людьми. При
установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального
давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде
всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка.
Этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок
почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы
по установлению контакта дифференцируется в зависимости от состояния ребенка. Важно
очень постепенно увеличивать продолжительность аффективных контактов. Разработаны
методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными
детьми..
[3, 56] Основная задача – сформировать конкретные средствакоммуникации и
обеспечить развитие социально – бытовой адаптации, навыков, которые позволят ребенку
включиться в его социальное окружение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация детей с
синдромом раннего детского аутизма происходит довольно
сложно. Специалистам,
работающим с данными детьми, приходится преодолевать множество трудностей и проблем.
Особенно они связаны с преодолением препятствий при взаимодействии с окружающим
миром и общением с людьми. Для наиболее полной и безболезненной социальной адаптации
детей с синдромом раннего детского аутизма необходима педагогическая, медицинская и
психологическая помощь.
Их главной задачей будет являться обеспечение развития социально-бытовой адаптации,
навыков, которые позволят ребенку включиться в его социальное окружение.
Список литературы:
1. Иванов Е. С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: учебное пособие. СПб.: Дидактика
Плюс, 2009.
2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.:
Теревинф, 1997. 342 с.
3. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины. М.: Апрель
Пресс, 2011. 400с