Напоминание

Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом


Автор: Кулдыркаева Эльвира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ Саяногорский реабилитационный центр для детей
Населённый пункт: р п Майна, г Саяногорск
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом
Раздел: дополнительное образование





Назад




Проблемы социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом

Кулдыркаева Эльвира Александровна, воспитатель

ГБУ РХ «»Саяногорский реабилитационный

Центр для детей»

Дети с синдромом раннего детского аутизма имеют множество проблем с социальной

адаптацией в окружающем мире. В основном выделяют три области, в которых аутизм

проявляется

особенно

ярко:

коммуникация

и

речь,

эмоциональная,

социальное

взаимодействие и воображение. Для детей с ранним детским аутизмом среда, окружающая

его, становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается

постоянным отрицательным фоном настроения.

Семья, где воспитывается такой ребенок отличается от обычной семьи, т к у нее возникает

много проблем в общении с родственниками и знакомыми. Возникают проблемы с

устройством ребенка в сад и школу. Ребенок с таким психическим заболеванием

непредсказуем,

поэтому

и

гостей

в

семье

принять

тоже

проблематично.

Навыки

самообслуживания прививаются долго,

он привередлив к еде. Очень сложно ребенок

воспринимает любые изменения.

Это и создает

определенные проблемы, возникающие с

приспособлением детей с

синдромом раннего детского аутизма к реальной жизни в быту.

Психическое развитие детей с синдромом раннего детского аутизма нарушено, Проблема

заключается в том, что оно плохо изучено. Все это затрудняет процессы коррекции,

воспитания и обучения детей с данным заболеванием. Особенно четко аутизм проявляется в

воображении, эмоциональной сфере, в речи и во взаимодействии в социальной среде.

Моторика детей развита недостаточно. Простые навыки самообслуживания осваиваются

сложно, все движения угловаты и неуклюжи

У них в нарушена коммуникативная функция речи. Это четко прослеживается при общении с

окружающими.

Поведение детей с синдромом раннего детского аутизма отличается однообразием. Одни и те

же действия совершаются ими часами.

Они любят одиночество и, когда остаются одни, лучше чувствуют себя.

Дети неконтактны. Причиной этому иногда являются проблемы со слухом или зрением, а

также

речевые

и

интеллектуальные

трудности.

Нарушения

психомоторики

создает

определенные проблемы с одеванием и раздеванием, умыванием, самостоятельной едой и

другими простейшими навыками самообслуживания. Взгляд, чаще всего, маловыразителен.

Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в

других оно более или менее задержано. [1, 52-60] Часто отсутствуют положительные

эмоции. Ребенок указывает на то, что он не любит, чего боится, а не наоборот. У него не

возникает желания преодолевать препятствия. Он выстраивает целую систему защиты от

активного вмешательства окружающих в его личную жизнь, но у него проявляется чувство

страха потерять их. Совершенно отсутствует

эмоциональная привязанность, чувство

жалости, сопереживания и возможности уступать, принеся в жертву свои интересы. У

аутичных детей нарушено пищевое поведение, ослаблены реакции самосохранения,

практически отсутствует исследовательская активность. Налицо тотальная дезодаптация

в отношениях с миром. [2, 15]

Для социальной адаптации детей с ранним детским аутизмом. Требуется непрерывное,

многолетнее

течение

психотерапевтического

процесса,

в

котором

задействованы

специалисты разного профиля – педагоги, психологи, врачи, социальные работники,

волонтеры. Учитывая эти особенности, важной задачей психокоррекционной работы

является развитие у ребенка доступных ему способов аффективной адаптации к своему

окружению, используя комплексный подход к организации его аффективной жизни и

нормализуя его взаимодействие, прежде всего, с близкими для него людьми. При

установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального

давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему. Контакт, прежде

всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка.

Этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции, важно, чтобы ребенок

почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы

по установлению контакта дифференцируется в зависимости от состояния ребенка. Важно

очень постепенно увеличивать продолжительность аффективных контактов. Разработаны

методы дифференцированной психологической и педагогической работы с аутичными

детьми..

[3, 56] Основная задача – сформировать конкретные средствакоммуникации и

обеспечить развитие социально – бытовой адаптации, навыков, которые позволят ребенку

включиться в его социальное окружение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная адаптация детей с

синдромом раннего детского аутизма происходит довольно

сложно. Специалистам,

работающим с данными детьми, приходится преодолевать множество трудностей и проблем.

Особенно они связаны с преодолением препятствий при взаимодействии с окружающим

миром и общением с людьми. Для наиболее полной и безболезненной социальной адаптации

детей с синдромом раннего детского аутизма необходима педагогическая, медицинская и

психологическая помощь.

Их главной задачей будет являться обеспечение развития социально-бытовой адаптации,

навыков, которые позволят ребенку включиться в его социальное окружение.

Список литературы:

1. Иванов Е. С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: учебное пособие. СПб.: Дидактика

Плюс, 2009.

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. М.:

Теревинф, 1997. 342 с.

3. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины. М.: Апрель

Пресс, 2011. 400с



В раздел образования