Автор: Ануфриева Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 23" г.Усинска
Населённый пункт: Усинск
Наименование материала: статья
Тема: Учите детей играть в шашки. Рекомендации для педагогов ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Учите детей играть в шашки».
Рекомендации для воспитателей детских садов
Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых
интеллектуальных игр. Она стимулирует:
мыслительную деятельность детей;
развивает пространственное воображение;
тренирует внимание и память;
развивает логику;
развивает коммуникативные навыки;
прививает усидчивость.
Когда можно начинать учиться играть в шашки?
Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы
начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые
приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько
ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность —
качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.
В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские,
итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов,
количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на
классических русских шашках.
Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток,
окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую
окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних
ряда на темный фон.
Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
Ходы между соперниками чередуются.
Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно,
то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже
если вы подставляете себя по удар
За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть
сразу несколько шашек.
Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он
переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток.
Также дамке доступны ходы назад.
Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.
Польза игры
Психологами установлен факт, что дети, начиная с 5 лет, осваивают и
активно используют ассоциативную последовательность «мысль – слово»
или «мысль – действие». Именно детсадовский возраст считается самым
подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в
шашки и рассмотрение различных комбинаций..
Эта
интеллектуальная
игра
стимулирует
умственное
развитие,
внимательность, целеустремленность. Уже через год тренировок полученные
сосредоточенность и усидчивость помогут достигать больших успехов в
школе. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед,
принимать важные решения и нести за них ответственность — качества,
которые очень пригодятся во взрослой жизни.
Если ваш ребенок еще дошкольник, то обучить его игре можно
самостоятельно, для этого необходимо иметь первоначальные навыки, знать
правила или просмотреть обучающие видеоуроки в интернете. Если ребенок
младшего школьного возраста, а вы сами новичок в этом деле, то можно
отдать его в школьный кружок, где преподавание идет по разным методикам,
в зависимости от уровня подготовки юного шашиста.
Совет родителям: семейные вечерние посиделки перед телевизором
поменяйте на игру в шашки, это окажет хорошее влияние на сплоченность
семьи, доверие друг к другу. Возможно, это станет хорошей домашней
традицией.
Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в
ДОУ
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и
шахматам — 5 лет (то есть старшая группа).
Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым,
начинает
формироваться
наглядно-образное
мышление,
умение
прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно
сложные задачи.
Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей
играм в шашки и шахматы с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие
занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они
используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего
возраста могут выполнять и с другими предметами.
Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в
указанные
настольные
игры
не
рекомендуется
более
25
минут
(в
подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное
утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше
заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить
такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне
достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети,
действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще
по своему желанию.
Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры:
педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе
всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё
новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на
них, также увлекутся шахматами и шашками.
Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а
глядя на них, и другие ребята включатся в процесс
Процесс обучения непременно должен проходить в интересной,
ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру,
правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения,
которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть
ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про
приключения фигур.
Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно
будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно
разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными
игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только
победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед
неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в
свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на
стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.
Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным
соперником, и с более слабым
Каждого
воспитанника
необходимо
регулярно
хвалить:
за
правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш
просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям
соревновательного
характера.
Наоборот,
нужно
приободрить
малыша,
научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не
обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен
убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится,
что для появления результатов важно много тренироваться.Поскольку
занимаясь с шахматами или шашками, дошкольник учится размышлять,
принимать решения, то ни в коем случае не следует торопить его сделать
ход. Ведь ребёнок сам несёт ответственность за собственные действия. Также
нельзя подсказывать детям ходы: помогает воспитатель тактично, не
напрямую (например, можно сказать «подумай ещё», «может быть, есть
другой вариант?»).
После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их
типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов
выбирать оптимальный в данной ситуации.
Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и
шахмат
на
каждую
пару
воспитанников.
Если
нет
необходимого
оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы.
Также можно приносить настольные игры из дома.
Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную
комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и
пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе
уголок шахмат и шашек.
Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат
В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые
всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть
шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны
чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную
фигуру во время игры.
Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления
головы можно использовать обычные капроновые колготки
Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к
которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае
объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет
намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех
дошкольников, не позволяя им скучать.
Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть
расположение игровых фигур
Правила игры
Теперь разберёмся, как играть в шашки. В мире существует несколько
вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются
цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно
количеством фигур. Мы с вами разберем классические русские шашки. Для
того чтобы ребенку проще было запомнить правила, можно выучить с ним
короткие веселые стишки.
Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток,
окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую
окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних
ряда на темный фон.
Все ходы в классической игре осуществляются только на темном фоне:
«Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!»
Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам:
«Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!»
Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
Другого варианта нет. Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить
именно ей.
Ходы между соперниками чередуются. Если перед шашкой стоит фигура
противника, а после нее поле свободно, то ее можно убить, делая ход и
вперед, и назад:
«Знают все: и стар и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!»
Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже
если вы подставляете себя по удар:
«Наверно, шашкам не везет,
Ходят шашки лишь ВПЕРЕД!»
За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно убить
сразу несколько шашек:
«Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!»
Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он
переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку:
«Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка дамкой станет!»
Теперь она может ходить по диагонали вперед на любое количество
клеток. Также дамке становятся доступны ходы назад:
«Чтоб твою дамку не поймали,
Ход ее по всей диагонали!»
1.
Убить дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
2.
Выигрывает тот игрок, кто первый убьет все шашки противника:
«Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!»
Совет родителям: если вы испытываете трудности при объяснении
правил своему чаду, то воспользуйтесь онлайн-курсами по обучению, где
специалисты дают не только инструкцию к игре, но еще проводят онлайн-
консультации для родителей.