Автор: Бегунова Ирина Владиленовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №85
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Как приучить ребенка к чтению
Раздел: дошкольное образование
Как приучить ребенка к чтению книг?
Консультации психолога - Разное о детках
Шаг первый
Приучать ребенка к книге можно с раннего
возраста. Покупайте ему яркие книги с
большими иллюстрациями, которые ему
нравилось бы разглядывать. Показывайте, как
надо обращаться с книгой, читайте вслух с
выразительной интонацией, показывайте
картинки и рассказывайте, что в обсуждении. 8 этом возрасте стоит выбирать
короткие и простые тексты (лучше всего сказки о животных). С малых лет
необходимо учить ребенка бережному обращению с книгой: не рвать, не
рисовать на страницах и т.д.
Шаг второй
Следите за тем. чтобы ребенок не засиживался у телевизора. Чтение книг
должно стать ежедневным. Обязательно находите время для того, чтобы
почитать ему очередную сказку. С двухлетнего возраста у ребенка уже
начинают формироваться предпочтения, позвольте ему самому выбирать
книгу.
Шаг третий
С 4-5-летнего возраста можно брать ребенка в книжный магазин или
библиотеку. Покупайте ту книгу, которая понравилась и ребенку, и вам.
Старайтесь мягко подсказывать ребенку. помогать ему с выбором. Книги по
возрасту, содержащие элементы насилия или мистики, могут отпугнуть
ребенка. Лучше всего выбирать книги, которые будут рассказывать о жизни
его сверстников и отвечать на волнующие ею сейчас вопросы. Во время
совместного чтения книг заостряйте внимание ребенка не только на
иллюстрациях, но и на тексте. Если регулярно читать с ребенком, показывать
ему буквы и называть их. малыш уже к школе практически освоит алфавит.
Шаг четвертый
Не отказывайте ребенку, когда он просит почитать ему, даже если он уже
овладел этим навыком. Начните читать, а потом предложите ребенку самому
дочитать главу или абзац, постепенно увеличивая объем текста. Но даже если
ребенок справляется без вашей помощи, все равно интересуйтесь процессом,
обсуждайте с ним прочитанное. задавайте вопросы.
Шаг пятый
Старайтесь преподносить каждую книгу как сюрприз, загадку. Прочтите ему
краткий анонс или расскажите о своем впечатлении от этой книги.
Если вы никогда не берете книгу в руки, то не удивляйтесь, что и ребенок
будет проявлять к книге все меньше и меньше интереса. Своим отношением
к книге дайте понять ребенку, сколь важно чтение для каждого человека.
Почему ребенок не хочет читать?
Готовность к школе - Начало грамоты
За последние годы увеличилось количество детей не
увлекающихся чтением, предпочитающих телевизор и
компьютер.
Родители
в
растерянности:
ребенок
отказывается
читать!
В
чем
причина
такого
поведения?
Как
изменить
ситуацию?
Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к
ранним
годам
ребенка,
его
взаимодействию
с
родителями.
До недавнего времени считали, что дети учатся читать
в школе. Сегодня мы знаем, что запас знаний, который необходим для того,
чтобы выучиться читать, ребенок получает до школы. "Годы чудес" - так
называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Прежде чем начать
читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением
слушать и говорить. От родителей не требуется учить ребенка читать, они
должны развить в нем любовь к чтению.
Первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как
необходимой
предпосылки
умения
читать.
Начинать следует в первые же дни жизни ребенка. Когда вы берете младенца
на руки и разговариваете с ним, вы даете ему ощущение тепла и
безопасности (хотя вам кажется, что в таком возрасте он этого не замечает).
Проявляйте готовность слушать. Старайтесь поощрять даже самые первые
слабые и нечленораздельные попытки малыша заговорить. Если Вы устали
или торопитесь, не забывайте: терпение, проявленное в дошкольный период,
существенно
облегчит
Вашу
задачу
в
будущем.
Уделяйте ребенку больше времени. В раннем детстве влияние семьи на
языковое развитие, когнитивное развитие и приобщение ребенка к жизни
общества является решающим. Именно в дошкольные годы закладываются
основы уверенности в себе и успешного языкового общения вне дома. От
степени
раннего
языкового
развития
будет
зависеть
дальнейшее
продвижение ребенка к школе, к общению в компании сверстников.
Самый серьезный конкурент чтению ребенка - телевизор. В зависимости от
того, как это обставлено, и телевизор и видео могут сыграть роль как толчка
к
развитию,
так
и
тормоза.
Время, которое ребенку разрешено проводить перед телевизором, должно
быть
ограничено.
Тщательно отбирайте передачи, которые вы разрешаете малышу смотреть.
Когда ребенок подрастет, дайте ему возможность выбора: просматривая
вместе с ним программу на неделю, вместе выбирайте передачи. Предложите
малышу выбрать то, что ему хочется. Заведите в доме нечто вроде семейной
доски объявлений; список выбранных передач можно вывешивать на этой
доске.
Телевизор
не
должен
находиться
в
комнате
ребенка
Смотрите телевизор и видео вместе с ребенком. Старайтесь узнать, что его
интересует. Обсудите с ним увиденное. Вы можете задать вопросы,
например:
-
Как
ты
думаешь,
что
произошло?
-
Что
происходит
с
ним
сейчас?
-
Зачем,
по-твоему,
он
это
сделал?
-
Как
ты
считаешь,
что
будет
дальше?
Поощряйте и другие виды игровой деятельности – как дома, так и на свежем
воздухе. При правильном подходе и телевизор, и видео могут стать
эффективными
средствами
обучения
и
развлечения.
У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии
и
антипатии.
Уважайте
его
неповторимость.
Ставьте для себя и для ребенка реальные цели. Ведите и направляйте его – но
не
подталкивайте.
Старайтесь, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии
впечатлений.
Умение читать — это только верхушка айсберга, которая виднеется над
водой, оно тесно связано с предшествующим опытом малыша и является
результатом физического, умственного, эмоционального и социального
развития
ребенка.
По сути, чтение для ребенка — это путешествие как бы в теле и глазами
окружающих его людей. Разговаривая с малышом, обращая его внимание на
настоящую "страну чудес", которая окружает его повсюду, эти люди
открывают
ему
волшебство
человеческого
языка.
Смысл прочитанного влияет на запоминание. Уже в возрасте трех лет дети
способны прослеживать связи между причиной и следствием, даже если они
еще не могут выразить этого словами. Практически, прослеживать связь
событий трехлетний малыш умеет задолго до того, как начнет рассуждать о
разных
мудреных
вещах.
В домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же
естественно, как умение ходить или говорить. Помочь развертыванию
этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие
условия:
- регулярно читать малышу вслух считалки, детские стишки с часто
повторяющимися фразами, книжки с картинками, различные рассказы и т.п.;
- читать рассказы, интересные ребенку: про животных, игрушки, динозавров
и
др.;
- использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом,
отвечать
на
его
вопросы
о
книгах
и
обо
всем
остальном;
-
разрешить
ребенку
свободно
пользоваться
бумагой,
карандашами,
ножницами
и
т.д.;
- сделать для ребенка карточки с повседневно повторяющимися словами;
-
записывать
истории,
которые
малыш
будет
диктовать;
- устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и
обязательно
обсуждать
эти
прогулки
как
до,
так
и
после;
- обстановка дома должна быть спокойной – родителям нужно быть
терпеливыми;
- дома у ребенка всегда должно быть достаточно материалов для чтения;
- сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты,
журналы;
- родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку,
чтобы ребенок мог полистать книги, выбрать их несколько, взять домой.
Чтение
можно
сравнить
с
главной
дорогой
в
стране
знаний.
Все
последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам —
будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться
языком,
на
его
способности
понимать
смысл
письменного
текста.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение
являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться
содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть
главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно
сформировавшийся читатель.
Показатели готовности к чтению
Развитие познания
1.
Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации,
например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не
могут?
2.
Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
3.
Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три
указания?
4.
Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Базовый опыт ребенка
1.
Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в
магазин?
2.
Был ли малыш в библиотеке?
3.
Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
4.
Была
ли
у
Вас
возможность
регулярно
читать
малышу
или
рассказывать ему истории?
5.
Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у
него любимое увлечение?
Языковое развитие
1.
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его
предметы?
2.
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
3.
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка,
пылесос, холодильник?
4.
Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе,
под столом?
5.
В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь
произошедший с ним случай?
6.
Четко ли ребенок выговаривает слова?
7.
Правильная ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
8.
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-
либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Уровень эмоционального развития
1.
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
2.
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое
может?
3.
Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном
распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
4.
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в
выполнении задания с другими детьми?
Общение
1.
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
2.
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
3.
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Физическое развитие
1.
Хорошо ли ребенок слышит?
2.
Хорошо ли он видит?
3.
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
4.
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли
он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
5.
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
6.
Выглядит ли ребенок здоровым, сытым, отдохнувшим?
Зрительное восприятие:
1.
Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы?
Например, найти картинку, непохожую на остальные?
2.
Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п,
кот/год?
3.
Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала
показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
4.
Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6-8 названий
предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
5.
Способен
ли
ребенок
разложить
по
порядку
(в
заданной
последовательности) серию картинок?
6.
Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
7.
Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить
головоломку из 15 элементов?
8.
Может ли малыш объяснить "сюжетную картинку": сформулировать
главную мысль, проследить связи?
Слуховые способности (различение на
слух,
запоминание
со
слуха,
понимание на слух):
1.
Может ли ребенок рифмовать слова?
2.
В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки,
например лес/вес?
3.
Может ли ребенок повторить за взрослым насколько слов или цифр?
4.
Способен ли ребенок пересказать услышанную историю, сохранив
основную мысль и последовательность действий?
Отношение к книгам
1.
Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
2.
Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают
вслух?
3.
Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
Следует знать, что иногда у детей бывают специфические нарушения чтения,
так называемые дислексии. Дислексия — это частичное расстройство
процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных
повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное
несформированностью психических функций, участвующих в процессе
овладения чтением. По данным различных авторов, распространенность
нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика
и составляет приблизительно 10% от общего количества. Задержки в
развитии речи – один из самых первых предвестников плохой обучаемости
чтению. Если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с
устной речью, в девяти случаях из десяти у него будут трудности с письмом
и чтением. Чаще всего дети не в состоянии естественным путем "перерасти"
выраженные, а тем более серьезные речевые недостатки: для этого
потребуется помощь родителей и специалиста по развитию речи.
Можно выделить ряд признаков, которые помогут распознать нарушения,
влияющие на развитие речи и готовность к чтению. Опросник для ребенка
четырех лет:
Слух
Бывает ли, что:
когда вы зовете ребенка из соседней комнаты, он не реагирует и, по-
видимому, не слышит вас;
ребенок "упускает" что-то, сказанное в его присутствии;
часто "проглатывает" окончания слов;
когда вы разговариваете с малышом, он пристально следит за вашей
мимикой?
Язык и речь
Трудно ли понять, что говорит ваш малыш?
Подвергается ли его речь насмешкам со стороны других детей?
Мог ли он произносить слова в три года?
Говорил ли он предложениями в четыре года?
Трудно ли ребенку подбирать слова?
Старается ли он разговаривать?
Зрение
Щурится ли ребенок?
Подносит ли он книги и журналы близко к лицу?
Как далеко он садится от телевизора?
Неспособность учиться
Признаки:
Незрелость речевой структуры (в четыре года разговаривает как двухлетний);
Не всегда может выполнить сразу три указания;
С трудом вспоминает и классифицирует информацию;
Ему трудно разрезать круг на четыре части и выполнить затем обратное
действие — снова сложить круг из этих частей;
У ребенка проблемы с моторикой и координацией движений — он неловок,
ему трудно ездить на велосипеде.
Сфера эмоций
Показатели неблагополучия:
- выраженная замкнутость;
- резкая смена настроений;
- частые вспышки раздражения, гнева;
- вялость, апатия;
- эмоциональная невыразительность;
- плаксивость, частое плохое настроение.
Если вы заметили какие-либо из этих признаков, обязательно посоветуйтесь
со специалистом.
До того, как вы обратились к врачу, понаблюдайте за малышом и
постарайтесь подготовить краткое описание его поведения в
соответствующие моменты, чтобы вам было, что рассказать консультанту.
Своевременная коррекция нарушений позволит вашему ребенку вовремя
научиться читать, читать с интересом, а следовательно, и предупредить
отставание в развитии и обучении.
По материалам следующих книг:
Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к
успешному обучению в школе (М., 1992);
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников. (СПб., 1998).
Условия, которые помогут ребенку научиться читать.
Готовность к школе - Начало грамоты
В домашней обстановке умение читать может
прийти к ребенку также естественно, как умение
ходить или говорить. Помочь развертыванию этого
естественного хода событий можно, создав ребенку
следующие
условия:
1. Регулярно читать малышу вслух считалки,
детские стишки с часто повторяющимися фразами,
книжки с картинками, различные рассказы и т.п.
2. Читать рассказы, интересные ребенку: про
животных,
игрушки,
динозавров,
цирк
и
др.
3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом,
отвечать
на
его
вопросы
о
книгах
и
обо
всем
остальном.
4. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами,
бумагой
и
т.д.
5. Сделать для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.
6. Записывать истории, которые малыш будет диктовать.
7. Устраивать детям нечто вроде экскурсий по кварталу и в другие места и
обязательно
обсуждать
эти
прогулки
как
до,
так
и
после.
8. Обстановка дома должна быть спокойной — родителям нужно быть
терпеливыми.
9. Дома под рукой у ребенка всегда должно быть достаточно материала для
чтения.
10. Сами родители должны подавать ребенку пример, читая книги, газеты,
журналы.
11. Родителям время от времени следует брать малыша с собой в библиотеку,
чтобы ребенок, во-первых, мог полистать книги на полках и в читальном зале
и,
во-вторых,
выбрать
несколько
книг
и
взять
их
домой.
Чтение
можно
сравнить
с
главной
дорогой
в
стране
знаний.
Все
последующее обучение — математике, биологии, общественным наукам —
будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться
языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Что читать дошкольникам?
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или
спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет
себя с их героями и, сопереживая герою, проживает
вместе с ним все события, о которых ведётся
повествование. Если такого сопереживания не
происходит - книга или фильм проходит мимо
ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому,
выбирая книги и фильмы для малыша, важно
обращать внимание прежде всего на то, каковы их
герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с
другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они
изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится
говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых,
включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае
сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной
ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому
воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать
книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему.
Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш
растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, -
но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно
много.
Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно
размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери,
ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени (см. ниже),
если мало - на верхнюю.
1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно
рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему
картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские
народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок,
качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея
Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.
Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие
(Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому
подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала
репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они
рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для
их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из
них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа
"Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по
многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную
сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и
опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи
первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из
второго раздела (только обязательно с картинками).
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше
всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их
вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки,
поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно
показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки
вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими
сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше
воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они
помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит
в мультфильмах).
Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец
дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и
реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов.
Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как
теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С
хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например,
придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать
от неё.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали
рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года
можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми
мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут
"дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и
позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли
воспринимать рассказ на слух.
2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)
На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки
Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и
другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон",
"Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака
("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и
другие), а также его переводы детских английских стишков (например,
"Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же
относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со
скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто
кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.
Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для
малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в
раздел 3.
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких
отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев
становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания
этих историй малышу нужен больший запас слов.
По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком
страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство
с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-
семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым
волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять
лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут
развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете
малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего
раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы
Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или
повести Астрид Линдгрен.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано
начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела
будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне
сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся
истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием
вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже
восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого
раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие
картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения.
Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым
текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в
учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и
книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в
четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом
случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи,
постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от
5-6 до 8-9 лет)
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и
страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе
для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения
Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и
Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и
Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.
Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят
слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают -
они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и
им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них
события.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим
количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало
или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше
покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им
представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.
Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно
воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого
чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился
понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить
специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут
справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется
неразвитым и примитивным.
Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые
из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и
обычно их читают школьники лет 7-11).
4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые
любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из
прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко -
и с удовольствием - взрослые)
"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное
путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги,
включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны
многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже
прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы
смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их
герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и
строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут
изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и
становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать
описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские
отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может
показываться с позиций разных героев.
Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит
делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство
книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и
по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже
вполне прилично читает сам.
Список литературы для детей от 2,5-3 до 6-7 лет
1. Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов.
Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.
2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха.
Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью
Лофтингу).
3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот
какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.
4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь
и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом,
который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.
5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля.
Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка.
Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и
Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье.
Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и
медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.
6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый
Новый год.
7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.
9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.
10. Николай Носов. Живая шляпа.
11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И
другие рассказы.
12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.
13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.
14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе.
Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие
стихи.
15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос
лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).
17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок
(рассказы).
18. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.
19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть
не стал драконом.
20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).
21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.
23. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-
рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.
24. Валентина Осеева. Волшебное слово.
25. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.
26. Борис Заходер. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал
Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят
слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого
раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с
удовольствием - взрослые)
1. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.
2. Ганс-Христиан Андерсен. Новое платье короля. Соловей. Огниво. Снежная
королева. Стойкий оловянный солдатик. И другие сказки.
3. Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
4. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.
5. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.
6. Михаэль Энде. Джим Пуговка и машинист Лукас. Джим Пуговка и Чёртова
Дюжина.
7. Редьярд Киплинг. Маугли. Вот так сказки!
8. Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. ТО да СЁ из города
АВОСЬ да НЕБОСЬ.
9. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.
10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.
11. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии.
12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.
13. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.
14. Вильгельм Гауф. Маленький Мук. Калиф-аист. Приключения Сайда. И
другие сказки.
15. Д.И Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Сказка про славного царя Гороха и
его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Светлячки.
Сказочка про дедушку Водяного. Золотой брат. Богач и Ерёмка. И другие
рассказы.
16. Феликс Зальтен. Бемби. Жили-были пятнадцать зайцев.
17. Павел Бажов. Каменный цветок. Горный мастер. Золотой волос.
18. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.
19. Пьер Грипари. История принца Реми, лошадки по имени Реми и
принцессы Мирей. Сестричка-невеличка. И другие сказки.
20. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.
21. Софья Прокофьева. Пока бьют часы. Остров капитанов.
22. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.
23. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Щур. -Яшка. Глупые обезьянки.
И другие).
24. Приключения Робин Гуда.
25. Д'Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М.
Энгельгардта).
26. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.
27. Борис Шергин. Пойга и лиса.
28. Алексей Толстой. Фофка.
29. Александр Куприн. Ю-ю.
30. Нина Артюхова. Мороженое.
31. Виктор Голявкин. Рассказы.
32. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
33. Радий Погодин. Кирпичные острова.
34. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.
35. Джек Лондон. Сказание о Кише.
36. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.
37. Юрий Олеша. Три толстяка.
38. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.
39. Альберт Иванов. Лилипут - сын великана.
40. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.
41. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.
42. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.
43. Юрий Коваль. Недопёсок.
44. Евгений Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана. Рэсси -
неуловимый друг. Миллион и один день каникул.
45. Кир Булычёв. Девочка, с которой ничего не случится. Путешествие
Алисы. Тайна третьей планеты. День рождения Алисы. Заповедник сказок.
Козлик Иван Иванович. Лиловый шар.
46. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. Трое с площади Карронад.
Самодельный телевизор решает проблемы с
развитием речи у детей
Рекомендуем вам
изготовить вместе с
ребенком самодельный
телевизор. Для этого вам
потребуются:
- картонная коробка
среднего размера
- пленка для пищевых
продуктов или целлофан
- скотч
- детские ножницы
- бумага для рисования
- цветные карандаши/ фломастеры
- куклы-марионетки (как их изготовить, мы напишем отдельно)
1. Отрежьте у коробки верхние створки и переверните ее вверх дном. Таким
образом, у вас получится коробка без дна.
2. Нарисуйте на боковой поверхности коробки прямоугольник и вырежьте
его. Аккуратно заклейте получившееся отверстие пленкой или целлофаном.
Экран телевизора готов!
3. Из остатков картона изготовьте пульт дистанционного управления.
Раскрасьте его карандашами или фломастерами.
4. Разрисуйте сам телевизор, чтобы он был похож на настоящий.
5. Самодельный телевизор готов! Поставьте его на дальний край стола таким
образом, чтобы открытое дно коробки свисало со стола. Теперь вы с
ребенком можете показывать друг другу по очереди различные передачи,
используя самодельные марионетки.
Для изготовления марионеток вам потребуются:
- кусочки картона или плотной бумаги
- палочки от мороженого
- скотч
- цветные карандаши/фломастеры
- детские ножницы
1. Перерисуйте любимых детских персонажей на картон, вырежьте их и
вместе с ребенком раскрасьте.
2. Прикрепите скотчем палочки от мороженого к задней поверхности
фигурок таким образом, чтобы половина палочки была свободна. За нее
нужно будет держать марионетку. Марионетки готовы!
Игра в самодельное телевидение развивается у ребенка связную речь,
воображение, помогает побороть застенчивость. В этой игре ребенок может
высказаться и получить внимание, которого ему не всегда хватает. А
родителям стоит вдумчиво послушать, что говорит самодельная кукла в
руках малыша. Здесь можно разыгрывать конфликтные ситуации из жизни
ребенка. Хорошо, если ему предоставится возможность попробовать себя в
роли разных участников событий. И, наконец, эта игра - хороший повод
собраться вместе всей семьей.
Как правильно выбрать "Азбуку" или "Букварь"
для ребенка?
Огромное количество ярких красочных "Букварей" и "Азбук" на любой вкус
смотрят на нас с витрин книжных магазинов. Как не растеряться и выбрать ту
книгу, которая будет полезна и интересна именно вашему ребенку?
Для этого нужно немного разобраться в том, чем эти книги отличаются друг
от друга.
Во-первых, на каждой "Азбуке" указан примерный возраст ребенка,
которому подойдет эта книга. Не игнорируйте эту информацию. Если
вашему малышу еще 4, ему точно не подойдет "Букварь" для шестилеток!
Если же ваш ребенок идет в школу через год, то по "Букварю" для детей 4-5
лет ему будет заниматься не интересно!
Во-вторых, во всех "Букварях" и "Азбуках" разный порядок изучения букв.
Некоторые "Азбуки" задают последовательность изучения согласно
частотности употребления букв в языке: какие звуки мы с вами употребляем
в речи чаще, те, соответствующие им буквы, и идут первыми. В других
книгах порядок букв задан последовательностью освоения детьми звуков:
первыми изучаются буквы, которые обозначают звуки речи, раньше
осваиваемые ребенком. В третьих вариантах "Азбук" и "Букварей" буквы
расположены по собственному замыслу авторов пособий.
Если ваш ребенок уже хорошо произносит все звуки речи, вышеописанные
особенности "Букварей" и "Азбук" для него не принципиальны. Если же пока
малыш не произносит какие-то звуки (Л, Р, Ш, Ж, например, и/или другие),
обратите внимание на те "Буквари" или "Азбуки", в которых
соответствующие буквы находятся ближе к концу книги. Такой выбор
поможет избежать многократного неправильного произнесения звуков,
которые еще не сформировались у вашего ребенка. И скорее всего, к
моменту изучения этих "трудных" букв по "Букварю" ваш малыш уже
научится их правильно произносить.
Конечно, при выборе книги учитывайте и ее художественное оформление.
Эта первая учебная книга должна увлечь вашего ребенка, должна
стимулировать желание читать, принося удовольствие и давая возможность
ощутить успех.
Почему дети не любят читать?
В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание детей
читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии
навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением,
компьютерными играми. Мы всё меньше внимания уделяем чтению
литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения
текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при
выполнении письменных заданий.
Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте,
другим в шестом классе параграф по истории читает мама. Один выучивается
читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может
толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие
печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.
Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка. На обучение
чтению может оказывать влияние целый ряд факторов и причин трудностей в
чтении может быть много. Например, неуверенность ребёнка, нарушения
взаимодействия отдельных функций мозга, нарушение зрения или слуха,
невнимание учителей к психологическим особенностям ребёнка, плохое
семейное воспитание и т.п. Наша задача – диагностировать причину и
устранить её, тогда процесс обучения чтению будет проходить успешно, и
книга станет неотъемлемой частью жизни ребёнка.
Также успех и неуспех в обучении чтению может зависеть от типа
темперамента ребёнка, то есть от скорости и глубины реакции. В результате
медлительного ребёнка (флегматика) часто незаслуженно учителя зачисляют
в двоечники. Зато холерик материал усвоит быстрее (что в школе самое
главное), но знания быстро улетучатся, память у него короткая, а с
флегматиком они останутся на всю жизнь. Поэтому все психологические
особенности ребёнка надо обязательно учитывать и подбирать
соответствующие методы обучения чтению.
Бывает так, что ребёнок не хочет читать, потому что ему просто скучен сам
процесс. Попробуйте превратить чтение в игру. Разыгрывайте образы,
ситуации, в которых требуется что – то прочесть.
Как можно помочь ребёнку научиться
читать?
1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло
ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.
2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь
приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.
3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтом и
при чтении создавайте игровые ситуации.
Например, вы и ваш ребёнок тренируетесь в чтении текста на время («Кто
быстрее прочитает?)». Для младших школьников будут интересны игры с
применением карточек с напечатанными на них словами и карточек с
изображающими их предметами («Прочитай и найди соответствующую
картинку»). Проведите конкурс на лучшего чтеца (особенно хорошо, если в
семье двое детей). Это лишь малый перечень игр, которые вы можете
провести с детьми.
4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к
чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с
книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.
Когда нужно начинать учить читать?
Никогда не рано и никогда не поздно. Здесь важен не возраст, а готовность
ребёнка к обучению чтению, и готовность сделать это грамотно. Возраст для
обучения чтению у каждого ребёнка индивидуален. Готовить же к обучению
чтению следует с самого рождения: тренировать слух, внимание, память,
развивать речь. По мере того, как развивается речь и мышление ребёнка,
путешествие по огромному миру книг будет продолжаться. Дети очень
любопытный народ, они желают знать всё обо всём, мучая бесконечным
вопросом «почему?».
Выбирать книги надо в соответствии с возрастом ребёнка. До тех пор, пока
он не научится читать бегло, приобретать надо только хорошо
иллюстрированные книги, причём желательно, чтобы иллюстрация
соответствовала тексту, приведённому на той же странице.
Каждый день читайте ребёнку. Но это не значит, что вы должны гоняться за
ним с книжкой. Наоборот, всячески провоцируйте его на то, чтобы он просил
вас почитать.
Обучение чтению
Если ребёнок не проявляет интерес к буквам и тем более к чтению – значит,
вы не смогли правильно подобрать методику обучения чтению.
Основные правила при обучении ребёнка чтению:
– обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного
восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи;
– для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный
(недопустимо всех и каждого обучать по таблицам и кубикам Зайцева, или по
букварю Жукова);
– темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту,
возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент;
– обучение чтению должно проходить в игровой форме;
– результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения,
поощряются незначительные успехи.
Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно
научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не
потому, что соседский Петька уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что
это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно
развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие
успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес
ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно.
Отработка техники чтения
Итак, наступает момент, и ребёнок начинает читать. Можно только строить
версии того, как в голове ребёнка буквы объединяются в слоги, слоги – в
слова, слова – в предложения, а предложения – в текст, который нужно ещё
понять. Каждый ребёнок идёт к этому моменту своим, непостижимым для
нас путём.
Но для того, чтобы читать бегло и быстро, нужно, конечно же, тренировать
технику чтения. Очень успешно можно использовать метод «Заплечного
чтения». Поиграйте с ребёнком в диктора телевидения. Ситуация такая: ваш
ребёнок – диктор телевидения, и через несколько минут ему предстоит
прочитать выпуск последних новостей. Он садится за стол (хорошо бы, если
на столе стоял импровизированный телевизионный экран) и берёт газету в
руки. Звучит сигнал: «Прямой эфир!» – и «диктор» принимается за работу.
Читать ему следует не торопясь, чётко проговаривая слова. Он может читать
медленно, но вот уж что точно не предусматривает жанр работы диктором,
так это запинаться, заикаться и надолго замолкать. И в этом непростом деле
нашему диктору будете помогать вы – «заплечник». Вы становитесь за
спиной сидящего за столом диктора и из-за его плеча следите за процессом
чтения. Вам надо быть начеку. Только диктор замешкался, ещё не успел
сделать ошибку – вы тут как тут. Громким голосом штопаете
образовавшуюся в новостях брешь – до тех пор, пока диктор, не пришёл в
себя и начал без спотыканий читать текст дальше.
Газетный текст читать трудно. Ваш ребёнок хочет читать про животных?
Отлично. Тогда он будет ведущим телевизионной передачи « В мире
животных». Предложите вашему ребёнку поменяться ролями. Теперь его
роль поработать заплечником. Ну а вы тоже можете представлять опасность
для эфира, например, приступами кашля, который вы, конечно, подавляете,
но читать в эти моменты не можете. Тут-то вас и выручает было скучным и
навязывалось ребёнку. Придумывайте игровые ситуации, разыгрывайте
литературные эпизоды по ролям, проводите театрализованные выступления,
привлекайте к читательским тренингам других членов семьи. То, как будет
читать ваш ребёнок, зависит только от вас.
Включите своё воображение, сделайте чтение ребёнка интересным, а
ребёнка – заинтересованным читателем!
Как привить ребёнку любовь к чтению?
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей.
Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Самое верное воспитание – это вести себя с ребёнком так, как вы требуете от
него. И приобщение ребёнка к чтению начинается с приобщения к чтению
родителей. Как часто вы читаете? Что любите читать? Как часто ребёнок
видит вас читающим? Как часто дома вы разговариваете о книгах? Как часто
вы покупаете книги?
Возьмите в руки любимую старую книгу, с интересом расскажите сюжет и
предложите почитать вместе или просто почитайте ребёнку вслух. Если вы
начнёте читать с увлечением, то и процесс приобщения к книге станет
приятным и интересным для вас обоих. Расскажите ему о своих любимых
книгах, о книгах, которые вы читали в детстве.
Наведите порядок в вашей библиотеке и пригласите ребёнка помочь вам
протереть книги. Разбирая литературу, объясняйте, о чём и для чего каждая
книга (энциклопедия, словари, научно-популярная литература,
художественная литература), расскажите о литературных жанрах, основных
терминах (поэзия, проза, роман и т.п.).
Во время уборки порекомендуйте своему ребёнку какую-нибудь небольшую
книгу, рассказав о её особенностях. У ребёнка обязательно нужно вызвать
интерес к книге, чтобы появилось желание взять её и прочитать. Для этого
сначала нужно знать, чем он интересуется: музыкой, техникой, космосом,
животными. Как родители, вы наверняка знаете , какие сферы интересов у
вашего ребёнка, поэтому книгу вам будет подобрать не очень сложно.
Но к выбору книги, которую вы рекомендуете, подход должен быть
осторожным. Очень важно, чтобы книга не отпугнула его сложностью.
Обратите внимание на размер шрифта, наличие картинок, стиль изложения.
Пусть эта книга будет не большая, но с крупным шрифтом и красочно
оформлена. Очень хорошо, если книга будет первой в какой-то серии, чтобы
можно было дальше подкреплять интерес его продолжением.
И пусть поход в книжный магазин и покупка станут для ребёнка праздником!
Заранее оговорите, сколько книг купите, и о чём они будут.
Ребёнок должен чувствовать радость от приобретения новых книг и гордость
за себя, ведь он заслужил этот праздник.
Попробуйте сами писать книги. Например, можно составить сборник о змее,
о дружбе, о животных и т. п. Иллюстрации можно вырезать из старых
журналов или нарисовать самостоятельно. Ещё интересней, если вы делаете
самодельные книжечки вместе с ребёнком. Составьте книжку про вашего
сына или дочку, детям нравится слушать истории про самих себя.
Игровые моменты по привлечению ребёнка к чтению:
После прочтения ребёнком книги проведите небольшую викторину, за
все правильные ответы положен приз – новая книга, которую ребёнок
выберет сам.
Некоторые дети очень любят вести читательские дневники, в которых
делают пометки, комментарии, и даже иллюстрации к главам книги.
Очень интересно устраивать «громкие читки», разбивая текст по ролям
или абзацам.
Можно начать читать книгу вместе с ребёнком, затем остановиться на
самом интересном месте и предложить дочитать самому.
Также можно дочитать книжку до середины, до самого
кульминационного момента, а затем предложить придумать
продолжение.
Если ребёнок любит комиксы, можно выбрать несколько картинок из
какой-нибудь книги и предложить составить по ним рассказ. А затем
сравнить, как это сделал автор.
Если вы видите, что ребёнок устаёт, начните «играть в книжки».
Прочитав стишок про «Идёт бычок качается», попросите ребёнка
показать, как он качается. А как Таня заплакала? А как Карабас-
Барабас рассердился? Показал – садись рядом, будем читать дальше.
Ребёнку трудно, почти невозможно даже небольшой текст сразу
прочесть гладко, соблюдая интонацию. Нои читать несколько раз одно
и тоже ему скучно. Придумайте какой-нибудь мотив, чтобы ему
захотелось потренироваться: «Прочитаем вечером папе», «Поиграем в
школу. Ты будешь учителем и научишь меня читать». И хвалите его,
хвалите!
Не надо забывать, что процесс привлечения к чтению должен быть
постоянным, планомерным и ненасильственным. Только тогда чтение
перейдёт в привычку.
Роль домашней библиотеки и семейных чтений.
Домашняя библиотека – важная часть семейного уклада, влияющая на
воспитание детей самим фактором своего наличия. Подбор книг и
организация домашней библиотеки зависит от особенностей семьи, но
существуют некоторые общие принципы, которые помогают разумному её
формированию и хранению.
Подбор книг для домашней библиотеки диктуется, конечно, интересами
семьи. Как правило, любую библиотеку можно условно разделить на
несколько основных частей: художественная литература, научно-популярная
литература, специальная литература, связанная с профессиональной
деятельностью семьи, детская литература. Также дома необходим некоторый
справочный фонд. Минимальный набор такого рода книг, как
энциклопедический словарь, толковый словарь русского языка, словарь
иностранных слов, атлас мира. Для домашней библиотеки стоит также
подбирать книги, которые хотите со временем оставить своим детям, и
которые не потеряют своей художественной ценности.
Будет очень хорошо, если у ребёнка будет своя книжная полка, на которой он
сам будет наводить порядок, комплектовать её. Ребёнок должен видеть
бережное отношение к книге, красивые обложки, оригинальные закладки,
сделанные своими руками Если вы хотите, чтобы ваши дети легко
ориентировались в большой домашней библиотеке. Введите обозначения на
полках. Вместе с ребёнком вы можете сделать специальные разделители,
обозначающие разделы фонда вашей библиотеки. Например, на полке вашего
ребёнка вы можете сделать такие разделы: сказки, приключения, фантастика,
стихи, рассказы о животных и т. п. Очень скоро вы заметите, что книги
аккуратно ставятся на нужное место.
Кроме того, заинтересовавшись одной книгой, ребёнок увидит и другие
книги по этой теме – в этом тоже важная роль домашней библиотеки и
тематической расстановки книг.
Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому
счёту зависит от родителей: от того, является ли семья читающей, является
ли чтение одним из способов проведения семейного досуга, имеются ли
традиции семейного чтения.
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только
взрослыми для детей чтение вслух. Процесс чтения вслух содержит в себе
очень важный для развития и воспитания ребёнка момент совместного
действия с родителями.
Кроме того, доказано, если ребёнок рано начинает слышать выразительное
чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь
развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только
разговорную речь.
Семейное чтение – важная часть домашнего уклада, если оно превращено в
ритуал. Например, чтение вслух, когда все уже собрались после рабочего
дня, после ужина или перед сном. Важно не превращать чтение в орудие
поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберёшь игрушки –
почитаю». Лучше сказать так: «Чем быстрее ты уберёшь игрушки, тем
больше мы успеем почитать».
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребёнка или
настроения взрослых в течение дня, иначе пропадёт интерес к чтению, так
как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит
днём, то очень важно, чтобы это было не в суете, одновременно с
домашними делами, а как специальное занятие. В это время ничего не
должно отвлекать ребёнка: телевизор, музыка, телефонные звонки, хождение
взрослых по комнате будут мешать ему.
После чтения коротких сказок и рассказов можно переходить к большим
книгам, растягивая удовольствие на несколько дней.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать
сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для
ребёнка нелёгкую работу и он ещё долго не сможет получать удовольствие
от сюжета книги просто потому, что всё внимание сосредоточено на
правильном прочтении слов. Во-вторых, – и это главное – семейное чтение
является важнейшим моментом общения детей и родителей, ведь оно
предполагает и сидение рядом (а для развития детей тактильные ощущения
столь же важны, как и другие), и сопереживание, и обсуждение.
Закончив чтение, предложите ребёнку самому подумать о том, что будет в
книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите
напомнить вам о том, что было раньше и какое развитие действий он себе
представляет. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его
речь и воображение.
Если вы развили в ребёнке потребность к чтению, то он будет с нетерпением
ждать, когда ему почитают, и получит удовольствие от общения со
взрослыми.
Вот ребёнок научился читать! Однако напрасно вы думаете, что теперь он
возьмёт книгу сядет в уголок и начнёт с интересом читать. Ничего
подобного. Ваш ребёнок пока только учится, он ещё не может получать
удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы он читал? Пусть читает
вам вслух, но понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и
обязательно хвалите маленького чтеца.
Для того, чтобы вырастить настоящего книголюба, родителям нужно
следовать некоторым правилам:
Родители – первые собеседники и первые учителя ребёнка.
Хорошая семейная традиция – читать детям перед сном или же
придумайте свой ритуал о необходимости в общении с книгой.
Приучайте своего ребёнка бережно обращаться с книгой.
Постарайтесь показать ребёнку преимущества чтения: возможность
получать хорошие оценки по литературе, увлекательно провести время,
не вставая с дивана и т. п.
Пробуждайте интерес к литературе силой собственного примера.
Не следует заставлять ребёнка читать. Создайте условия для того,
чтобы он сам этого захотел. Найдите причину нежелания читать и
устраните её.
Не сравнивайте его достижения в чтении с достижениями других
детей.
Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение
– не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо
читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п.,
пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что
чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с
удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.
Помните, что ваш ребёнок ещё в самом начале пути в чудесный
книжный мир и очень важно не упустить время, которое так
благодатно для становления ЧИТАТЕЛЯ.
Как привить любовь к чтению?
(Рекомендации по организации детского чтения)
I. Выбор книги
1. Попробуйте найти жанр, который понравится вашему ребёнку.
Волшебные сказки или юмористические рассказы, экзотические
приключения или повести о ровесниках: пусть он выберет то, о чём ему
интересно читать. Возможность сделать самостоятельный выбор,
проявить свою индивидуальность будет приятна ребёнку и свяжет для
него чтение со свободой, а не принуждением.
Посетите вместе библиотеку или книжный магазин, понаблюдайте, что
вызывает его интерес, а что отталкивает. Возможно, какие-то его
предубеждения удастся рассеять.
2. Заинтересовать ребёнка чтением можно и с помощью необычного
вида книга. Это могут быть, например, книги с «объёмными»
иллюстрациями (когда вырезанные изображения «встают» со страниц
книги), или книги, рассчитанные на чтение в стереоочках.
Комиксы – тоже интересный книжный жанр, объединяющий
литературу и изобразительное искусство. Возможно, ребёнку будет
легче начать своё самостоятельное чтение с комиксов.
Любая детская книга должна быть хорошо оформлена. Обращайте
внимание на качество бумаги, полиграфии, читаемость текста
(гигиенические нормы для начинающего читателя подразумевают
маленькое количество переносов и строчных букв, крупный и чёткий
шрифт). Хорошая книга будет оформлена и проиллюстрирована так,
чтобы обогатить и облегчить восприятие печатного текста.
3. Немаловажна длина произведения. Маленький ребёнок не в силах
долго удерживать внимание, особенно если он воспринимает
совершенно новую информацию, и его интерес снижается. Зато
осознание того, что текст прочитан от начала до конца, даёт ребёнку
позитивные впечатления и повод для гордости.
4. Увлечь ребёнка книгой-бестселлером или книгой по известному
фильму – тоже возможный вариант. Такую книгу можно обсудить с
друзьями, и это значимо для ребёнка. К тому же, к ней обычно
продаются раскраски или мягкие игрушки; это тоже привлекательно
для него.
II. Организация чтения
1. Сделайте книги доступными для ребёнка. Пусть они лежат везде, где
есть вероятность появления минуток, в которые нечем себя занять. И,
конечно, важный шаг в привитие читательской культуры – создание
домашней библиотеки. Пусть ребёнок поучаствует в выборе места для
неё, или в расстановке книг на полках.
2. Даже когда ребёнок научился читать сам, необходимо продолжать
иногда читать ему вслух.
Читатель начинается с собеседника и слушателя. Для детей младшего
школьного возраста слушание является важной составляющей
«понимающего» чтения. Взрослый посредством выразительного чтения
формирует правильность восприятия текста ребёнком. Он обращает
внимание на важные детали, имеет возможность повлиять на морально-
нравственную оценку произведения.
3. Очень важно обсуждение с ребёнком прочитанного произведения.
Это помогает ему запомнить то, что он услышал/прочитал, разобраться
со своими впечатлениями. Кроме того, учит высказываться о
прочитанном и выражать свои мысли и эмоции. А ещё это даёт
возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах,
затронутых в книге. Если вы покажете свою заинтересованность в
личности ребёнка и его личном мнении, это тоже будет способствовать
повышению интереса к чтению.
4. Большой простор и для углубления восприятия произведения, и для
укрепления отношений в семье, и для увеличения интереса к чтению
дают творческие работы на основе прочитанного. Это могут быть
рисунки или поделки, а может быть разыгранная с домашними сценка
или импровизированная викторина.
5. Самое главное – органично встроить книгу в вашу семейную жизнь.
Пусть станет традицией чтение на ночь, чтение после обеда,
совместное чтение, чтение с младшими в семье, чтение в дороге, на
даче или в путешествии; покупка новых книг всей семьёй и посещение
книжных праздников и фестивалей – тоже хорошая семейная традиция.
6. Попробуйте увлечь ребёнка ведением читательского дневника. Ему
понравится собирать свою «коллекцию» прочитанных книг. Его можно
наполнять понравившимися фразами из книги, собственными
рисунками, распечатанными картинками или наклейками. Такой
дневник можно будет, например, показать ребятам в классе.
Маленькие секреты:
Читая ребёнку вслух, остановиться на самом интересном месте, а на
следующий день спросить: «И что там было дальше?»
Оставить книгу, которая (как вы предполагаете) заинтересует ребёнка,
на видном месте. Пусть ему кажется, что он стал читать её по
собственному желанию, без подсказки (отчасти так и будет).
Разрешите читать в постели, хоть это и не приветствуется. Скажите
ребёнку, что он должен ложиться в определённое время. Однако он
может либо спать, либо читать. Обычно дети выбирают чтение.
Не заставляйте ребёнка дочитывать книгу до конца, его она ему
неинтересна. У него должно быть ощущение свободы, которую даёт
чтение.
Вспоминая содержание прочитанной вместе книги, специально
измените факты, чтобы проверить, запомнил ли его ребёнок.
III. Личный пример
Для того, чтобы ребёнок читал (или хотя бы не испытывал к чтению
как таковому пренебрежение, что очень помешает ему в учёбе),
необходимо, чтобы домашние были для него в этом примером.
Обратите внимание, не говорите ли вы при ребёнке о ком-то, что он
«скучный ботаник» или не отзываетесь плохо о ком-то, кто «уткнулся в
книжку и сидит». Уважение к книге – это тот уровень внутренней
культуры, которому нельзя научить, его можно только незаметно для
себя впитать из окружающей среды: семьи, школы.
Откажитесь иногда от других дел и займите это время чтением книги
(не журнала). Ребёнок должен видеть, что вам это нравится. Возможно,
у него возникнет любопытство: от чего вы получаете такое
удовольствие?
Обсуждайте прочитанную книгами с другими членами семьи. Пусть
ребёнок видит ваш интерес к прочитанному. Покажите ему, что может
заинтересовать в книге.
Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими
впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши
впечатления.
IV. Объяснение целей чтения
М
ногих детей отвращает от чтения обязательная программа по чтению
в школе. Ребёнок говорит «я и так много читаю!» или даже «надоели
эти книжки, опять какая-нибудь скукотища». Конечно, на уроках
учителя стараются увлечь детей изучаемым материалом, но это не
всегда удаётся, хотя бы потому, что это – «обязаловка».
Но необходимо показать ребёнку, что чтение – это не только
выполнение домашнего задания, что можно найти что-то, что будет
интересно лично тебе, и такие книги найдутся для каждого.
Интересная информация про книги!
Самой маленькой книгой в мире, по состоянию на 2002 год, являлась книга "Хамелеон"
А.П.Чехова размером 0,9 х 0,9 мм. Она содержит 30 страниц по 11 строк текста на каждой, 3
цветные иллюстрации. Книга была отпечатана и переплетена А.И.Коненко в 1996 г. в г. Омске РФ.
Ранее самой большой книгой в мире считалась "Суперкнига", размеры которой составляли 2,74 на
3,07 метра. Весом эта книга была 252,6 кг и насчитывала 300 страниц. "Суперкнига" была издана в
Денвере, штат Колорадо, США, в 1976 году. Однако, в 2004 году, в России издали книгу под
названием "Самая большая в мире книга для малышей". И хотя в ней всего 4 странички и 12
стихотворений для детей, эта книга имеет поистине внушительные размеры. Высота книги
составляет 6 метров, ширина - 3 метра, а вес у этой книги-гиганта 492 килограмма.
двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке. Среди них
есть миниатюрное издание Корана, словарь английского языка на 12 тысяч слов и
Конституция Франции.
Самой толстой печатной книгой в мире является книга Интернета - WIKIPEDIA. Эта
книга представляет собой сборник статей из сети Интернет, которые любитель книг Роб
Мэтьюс (Rob Matthews) решил напечатать в виде одного тома. В итоге, бумажная версия
этой книжечки составила 5000 страниц.