Автор: Маргевка Марина Викторовна
Должность: преподаватель.концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ№8
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Некоторые аспекты работы концертмейстера и ансамблевые вопросы в классе скрипки и в классе вокала"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда
«Детская музыкальная школа № 8»
Методический доклад на тему:
«Некоторые аспекты работы концертмейстера и ансамблевые
вопросы в классе вокала и в классе скрипки»
Подготовила:
Преподаватель фортепианного отдела,
концертмейстер
Маргевка Марина Викторовна
Волгоград 2020 г.
Главные задачи работы концертмейстера:
1.
Психологические особенности – создание единого образа
средствами ансамбля.
2.
Непосредственно особенности работы концертмейстера с
солистами (необходимо учитывать специфику инструментов и отличие
каждого инструмента и вокального голоса):
особенности фразировки (вокалисты), динамика;
ведение смычка (струнники), смена смычка, временные
особенности (духовые);
динамические особенности, нюансировка (детализация);
знание жанров, стилей, штриховые особенности;
необходимо знать возможности инструментов, смычки:
спиккато, мартле.
3.
При работе с вокалистами необходимо знать, сколько длится
фермата у солиста: sotto voce, piena voce. Необходимо выучить мелодию,
проставить динамику, объяснить текст при прочтении, послушать и показать
лучшие образцы на Youtube канале.
4.
Оркестр – знание эталона звучания, музыки в широком смысле,
чтобы разнообразием тембров на фортепиано отобразить звучание
определенных инструментов оркестра. Дирижерская функция очень важна
для пианиста - ощущение формы: темпо-ритм, динамика, кульминация и её
проставление.
5.
Партия концертмейстера – особенности работы. Важно
рассматривать фортепианную партию не в отрыве от сольной строчки:
поиграть в совмещении (взять легкий романс и поиграть,
фокусируя свой взгляд на верхнюю строчку, свою – играть, глядя
периферическим зрением вниз, влево, вправо);
ощущать целостность партитуры (очень помогает в этом смысле
играть полифонические произведения);
функция дирижера – пытаться владеть всей партитурой, т.е.
слышать инерцию движения, агогику, динамику, интонирование
(умение слышать), ускорение, замедление, изменение темпа,
момент взятия дыхания, умение предвидеть кульминацию: взять
удобный темп, где фермата, текстовые кульминации должны
совпадать с музыкальными.
6.
Искусство аккомпанемента – целый комплекс знаний
технических и музыкальных, также необходимо иметь широкий кругозор
музыкантских знаний (в опере – мизансцены, концертмейстер играет
оркестровое полотно).
7.
Совмещение и транспорт – это умения, которые приобретаются в
процессе практики как чтение с листа, для этого практиковаться нужно как
можно больше. Совмещение – одновременное исполнение мелодии солиста и
оркестрового изложения (аранжировка).
Роль концертмейстера широка и безгранична.