Напоминание

«НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ


Авторы: Муртазина Татьяна Михайловна, Федорова Марина Ивановна
Должность: методист, педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом детского творчества "Олимп
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ» ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ББДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Возраст учащихся: 8 - 11 классы

Продолжительность: 3 академических часа

Разработчики:

Муртазина Татьяна Михайловна

методист,

Федорова Марина Ивановна

педагог-психолог

Санкт-Петербург

2020 год

«НАВЫКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Пояснительная записка

В своей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с трудностями

общения. Нам кажется, что нас не понимают, бывает трудно выразить словами

свои чувства и мысли. Порой, кажется, что лучше избежать общения и

сохранить дистанцию с окружающими людьми, т.к. открытость лишает нас

чувства защищенности и уверенности в себе. В то же время, практически у

каждого человека был в жизни печальный опыт того, как его стремления

начать беседу или отношения наталкивались на холодность и отчуждение.

Однако не стоит расстраиваться и делать далеко идущие выводы. Наше

сознание устроено так, что в большинстве случаев мы приписываем неудачи в

попытке завязать разговор себе. В голову сразу приходят мысли: «Наверно, я

что-то не то сказал» или «С таким как я никто не захочет общаться».

Результатом будет обида и страх перед необходимостью вступать в новые

социальные взаимодействия. С другой стороны, совершенно очевидно, что

общение не является однонаправленным, и у вашего собеседника могут быть

какие-то другие причины, по которым он решил прекратить разговор.

Итак, можно выделить несколько направлений, в которых можно

обсуждать проблему трудностей общения. Первое – как мы общаемся. Второе

- с какими психологическими трудностями сталкивается человек, пытаясь

наладить

свое

общение

с

окружающими

людьми.

Каждый человек обладает какими-то коммуникативными способностями.

В

сфере

общения

люди

различаются

также,

как

и

в

музыкальной,

математической или других видах одаренности. И точно также, как и другие

способности, коммуникативные способности можно развивать.

Цели программы:

Обучение участников умению самопрезентации;

Отработка коммуникативных навыков;

Выявление и оценка своих личностных качеств.

Задачи программы:

Отработка умения вступать в контакт;

2

Построение диалога и умение аргументировать собственное решение;

Тренировка умения самопрезентации;

Развитие навыков рефлексии.

Ход занятия:

1.

Знакомство

Правила группы

Цели занятия

1.

Ознакомление

с

концепцией

тренинга

и

организационными

правилами;

2.

Знакомство с участниками группы;

3.

Сбор ожиданий относительно предлагаемого курса (определение

общей цели и задач тренинга);

4.

Формулирование правил группы.

Представление концепции тренинга

рассказ ведущего о себе и о концепции тренинга

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут ______, я психолог, работаю в

ДДТ «Олимп», в отделе профилактики наркозависимости (затем представляется

второй ведущий, если есть). Предлагаю вам принять участие в тренинге

«Навыки эффективного общения».

прояснение организационных вопросов

Ведущий: Всего у нас запланировано ___ занятий. Заниматься будем в ____

(кабинет), по _____ (день недели), во время ____ (определенный урок) до ____

(приблизительная дата окончания занятий).

о формате тренинга (отличие данной формы работы от школьного

урока; упражнения, обсуждения, работа в небольших группах). Можно

предложить участникам выразить свои ассоциации по поводу понятия

«тренинг» (в группах, незнакомых с данным форматом), показать

схему отличий тренинга от урока.

Ведущий:

Возможно, форма занятия будет для вас непривычной. Однако

удобно сидеть именно в кругу, где можно видеть и взаимодействовать,

обмениваться мнениями с каждым из участников.

Знакомство с участниками

3

Вариант знакомства №1:

1.

оформление бейджей;

2.

небольшой рассказ о себе;

3.

рассказ об опыте участия в тренингах.

Вариант знакомства №2 (сокращенный вариант):

1.

оформление бейджей;

2.

небольшой рассказ о себе;

3.

рассказ об опыте участия в тренингах;

4.

ожидания от занятий.

Варианты рассказа об увлечениях:

1) в свободной форме;

2) назвать по 1-2 вещи, о которых знают все присутствующие и 1-2 вещи, о

которых пока никто не знает.

Знакомство можно провести и в виде увлекательной разминки, позволяющей

снизить напряжение и увеличить активность у ребят.

Оформление бейджей. Все ученики получают по бейджу.

Ведущий: Сейчас каждый из вас напишет на бейдже свое имя. Вы можете

написать то имя, которое вам нравится, и которым мы здесь будем вас

называть. Это может быть настоящее ваше имя (и даже фамилия), либо

кличка, ник или псевдоним. Еще вы можете нарисовать любой символ, значок

или рисунок, который считает подходящим для обозначения себя (чтобы

выразить себя, свое «Я»). На это у вас есть 5-7 минут.

После того, как все оформили бейджи, можно попросить ребят рассказать о том,

что они написали и нарисовали. Рассказ о своих увлечениях и/или об истории

своего имени (нравится/не нравится; в честь кого назвали; что несет имя для

других людей, с чем ассоциируется).

Проведение обсуждения среди участников на тему того, что нового они узнали

друг о друге.

Сбор ожиданий (упражнение на формулирование общей цели и задач тренинга

– общего контракта).

Вариант сбора ожиданий №1:

ребята объединяются в малые подгруппы, обсуждают и письменно

формулируют свои ожидания от занятий (например: «О чем я хочу

узнать?», «Чему я хочу научиться за время занятий?»);

представление от каждой подгруппы листа ожиданий, корректировка

и формулирование общих целей и задач тренинга.

4

Вариант сбора ожиданий №2:

использовать упражнение «Паутинка» (описание см. ниже). Намотать

нитку на палец и озвучить одно свое качество, которое помогает в

общении с другими людьми, и одно качество, которое мешает в

общении;

после получения общей паутинки, по одному отматывать клубок,

ответив на вопрос: «Какие трудности в общении я хочу научиться

решать при помощи тренинга (на тренинге)?»;

далее ведущий обобщает ожидания и формулирует общегрупповую

цель (общегрупповой контракт).

При объяснении задания необходимо сделать акцент на том, что ребята также

могут повлиять на программу тренинга.

Принятие правил

Упражнение «Паутинка».

Ведущий: Сейчас мы с вами сделаем одно небольшое упражнение. У меня есть

клубок ниток, из которого мы будем плести паутинку. Каждый из нас будет

называть какое-то свое хорошее качество (либо качество того, кому кидают

клубок), а затем бросать клубок кому-то из группы. Тот, кто поймал клубок,

наматывает нитку на палец, называет свое качество и бросает дальше.

Участники по очереди называют слова и бросают друг другу клубок. В

результате получается паутина из ниток.

Ведущий: Видите, получилась паутинка, которая объединяет всех нас, делает

из нескольких человек одну сплоченную группу. В этой группе все связаны, т.е.

каждый из нас влияет на других (можно продемонстрировать это, потянув на

себя свой конец нитки).

Сплоченная группа, где все связаны друг с другом и влияют друг на друга.

Чтобы достичь заявленных целей и задач, получить результаты, необходимо

принять (соблюдать) правила группы. Правила группы – это особые условия

(требования), направленные на то, чтобы была комфортная и безопасная

обстановка (позволяющие группе работать и достигать результатов в

безопасной и комфортной обстановке). Правила соблюдаются только на время

занятий.

Затем процедура происходит в обратном порядке: отмотать ниточку и пожелать

что-нибудь хорошее группе на время занятий.

Ведущий выписывает на доске эти правила.

Правила:

5

1) Конфиденциальность – можно выносить новые знания и умения, но не

личную информацию друг о друге;

2) «Я» – высказывание – каждый говорит за себя: «Я», а не «Мы», «Он»,

«Она» или «Все»;

3) Безоценочность;

4) Активность;

5) Каждый имеет право быть выслушанным;

6) Не обижать, не оскорблять и не делать друг другу больно;

Упражнение «Ладошки» - оформление правил

Ведущий: Теперь у нас есть список правил, которые мы будем соблюдать на

наших занятиях. Для того чтобы подтвердить ваше согласие с этими

правилами, предлагаю взять по фломастеру и обвести свою ладонь на плакате

с правилами. Кто-нибудь переписывает правила на ватман, остальные участники

прикладывают и обводят контуры своей ладони. На отпечатке внутри можно

написать свое имя, поставить подпись, пожелание, лозунг, рисунок и т.д.

Возможен вариант, когда правила записывают несколько ребят.

2. Установление невербального контакта

Цели занятия

1. Развитие навыков понимания невербального (без слов) поведения

окружающих людей;

2. Развитие навыков установления невербального контакта.

Упражнение

Каждый по кругу называет одно свое качество, которое ему помогает в

общении и одно качество, которое мешает в общении. Следующий человек

сначала повторяет слова своего соседа, а затем называет собственные качества.

Другой вариант – слова соседа повторять не надо, сразу озвучить свои качества.

Дискуссия о значимости общения для людей

ведущий задает первый вопрос: «Мы все время говорим о том, как важно

научиться грамотно общаться с людьми. А в чем состоит важность,

значимость общения для вас?». После проведения обсуждения ведущий может

привести несколько примеров значимости общения:

- история о детях-маугли Амале и Камале, а также современные случаи

(нарушения психического развития при дефиците общения);

6

- о подготовке космонавтов (когда нужно длительное время провести в

изоляции от других людей);

- о слепоглухонемых.

далее ведущий спрашивает: «Чем, на ваш взгляд, грамотное, эффективное

общение отличается от неэффективного?». Итогом дискуссии является выход

на значимость установления контакта в общении. Метафора контакта.

Упражнение «Этапы общения»

В упражнении участвуют 3 добровольца, двое играют роль родителей, а третий –

роль подростка. Ребенок должен уговорить родителей отпустить его на

вечеринку к другу.

Основные этапы общения:

1)

установление контакта;

2)

ориентация в проблеме (прояснение проблемы);

3)

обсуждение (обмен мнениями);

4)

достижение общего мнения;

5)

выход из контакта (завершение).

Все этапы тесно связаны друг с другом, один этап плавно переходит в другой.

Последовательность в прохождении этапов является залогом успешного

взаимодействия (общение будет эффективным).

Знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение

Мини-лекция ведущего (Приложение 1).

Упражнение «Шеренга»

Выполняется по кругу.

Участники группы встают в две шеренги друг

напротив друга. Участники из одной шеренги медленно подходят к участникам

другой шеренги, которые при этом стоят на месте, и стараются определить зону

комфорта этого человека. Затем шеренги меняются местами, и те, кто стоял,

теперь также начинают медленно приближаться к другим участникам, стараясь

почувствовать их зону комфорта.

Упражнение «Слушание – неслушание»

Целью упражнения является исследование того, какие наши действия

являются эффективными и неэффективными в процессе слушания. Упражнение

состоит из четырех небольших этапов и выполняется в парах. Один играет роль

слушающего, другой – рассказывающего. Задача рассказчика – на протяжении

всех четырех этапов рассказать своему партнеру по упражнению о своих планах

на ближайшие каникулы. Задача слушающего на 1 этапе: просто слушать

рассказчика; на 2 этапе: слушать, приняв закрытую позу; на 3 этапе: слушать,

стоя; на 4 этапе: не слушать вовсе. Каждый этап длится одну минуту. Я подам

сигнал, когда нужно будет перейти к следующему этапу. После первого круга –

7

обмен ролями. Затем – обсуждение в парах в течение 4 минут на двоих. После

проведения упражнения – объединение в малые группы и составление

группового ответа на два вопроса: 1) что мешало контакту, и 2) что помогало

контакту (10 минут). Объединение в общий круг.

Ведущий: В этом упражнении вы имели возможность исследовать, какие ваши

действия во время слушания препятствуют, мешают установлению контакта, а какие

наоборот, помогают. Например, такие сигналы как закрытые позы, «застывшее»

выражение лица, отсутствие контакта глаз, редкий контакт или слишком

пристальный, «не моргающий» взгляд, разница в позах и расположении в пространстве

мешают, вызывают дискомфорт у собеседника. Открытые же позы, как бы

«устремленные» к собеседнику, улыбка, живое выражение лица, кивки, одинаковый

уровень расположения в пространстве, оптимальная дистанция показывают

заинтересованность в собеседнике. Формула для первой встречи: 7% - слова; 38% -

особенности речи; 55% - сигналы тела.

3. Установление вербального контакта

Цели занятия:

1.

Развитие навыков установления вербального контакта;

2.

Знакомство и отработка навыков активного слушания.

Упражнение «Испорченный телефон»

Целью упражнения является передача текста 4-5 добровольцами по

памяти, записывать текст нельзя, однако в остальных средствах ведущий не

ограничивает (но и не упоминает о многочисленных возможностях участников).

Один человек остается вместе с наблюдателями в аудитории, остальные

участники выходят за дверь. Ведущий зачитывает текст первому добровольцу.

Затем вызывается второй участник, которому передают по памяти всю

информацию, которую удалось запомнить. Далее аналогично, пока не будет

передана информация последнему человеку. Он также воспроизводит, все, что

запомнил.

Текст.

«Только что звонил Николай Иванович. Сейчас он находится в магазине

«Телемакс», где закупает новые компьютеры для школы, которые стоят

значительно дешевле, чем в других магазинах Москвы. Он не успевает приехать

сегодня к 17 часам на школьный педсовет и просит передать учителю физики,

чтобы тот оставил ключ от 92 кабинета на вахте».

После окончания упражнения ведущий снова зачитывает текст и стимулирует

обсуждение допущенных участниками ошибок в воспроизведении текста.

Введение техник активного слушания (перефразирование, вопросы)

8

Упражнение на знакомство и отработку навыка перефразирования

Введение техники перефразирования (мини-лекция ведущего)

Перефразирование – повторение своими словами того, что было услышано от

другого человека. Основные принципы перефразирования:

1)

оно должно быть кратким + включать ключевые слова другого

человека;

2)

отражать суть;

3)

не привносить своего (не интерпретировать);

4)

использовать вводные слова «Правильно я понял…», «Другими

словами…», «То есть…», «Я так услышал…», «Ты хочешь сказать…» и т.д.

Использование вводных слов позволяет сформулировать свое представление о

том, что хотел сказать Ваш партнер по общению, в предположительной форме

(т.е. Вы предполагаете, что человек хотел сказать то-то и то-то), а не в

утвердительной (т.к. Вы не можете быть уверены на сто процентов, что

правильно поняли суть сказанного). Такая формулировка позволит избежать

споров и конфликтов по поводу неверной интерпретации высказывания.

Выполняется в кругу, участники обсуждают одну тему, например:

«Возможна ли дружба между юношей и девушкой?». Первый человек

высказывается на эту тему, следующий сначала повторяет – перефразирует –

мнение соседа, а затем высказывает свою точку зрения и далее по кругу. Важно,

чтобы мнение было не слишком длинным – 2-3 фразы, но при этом приводились

бы какие-нибудь аргументы.

Для отработки и закрепления навыка перефразирования можно провести

традиционный обмен опытом о хорошем и плохом, что произошло за время

отсутствия кого-нибудь. Т.е. надо обязательно сначала перефразировать слова

соседа, прежде чем рассказывать о своих переживаниях.

Упражнение на знакомство и отработку навыка задавания вопросов

Знакомство с закрытыми вопросами (мини-лекция ведущего).

Ведущий может предварительно задать участникам несколько закрытых

вопросов, а потом спросить у них, как им кажется, что такое закрытый вопрос.

Закрытый вопрос – это вопрос, на который можно дать однозначный ответ: да,

нет, назвать имя, точную дату, число…

Упражнение на закрытые вопросы.

Доброволец вытягивает одну из карточек с написанными на них

сказочными персонажами (Приложение 3). Остальные участники должны

догадаться, кто загадан на карточке. Они формулируют закрытые вопросы таким

образом, чтобы доброволец мог ответить «да» или «нет». Нельзя спрашивать,

что написано на карточке.

9

Знакомство с открытыми вопросами (мини-лекция ведущего)

Ведущий может предварительно задать участникам несколько открытых

вопросов, а потом спросить у них, как им кажется, что такое открытый вопрос.

Открытый вопрос – это вопрос, на который трудно ответить однозначно, одним

словом, т.к. ответ на него будет подробным, развернутым. Начинается со слов:

«Чем…», «Что…», «Зачем…», «Кто…», «Как…», «Каким образом…» и т.д.

Упражнение на открытые вопросы

Проводится аналогично упражнению на закрытые вопросы. Ведущему

следует быть внимательным при выполнении этого упражнения участниками и

просить их переформулировать закрытые вопросы на открытые.

Знакомство с альтернативными вопросами (мини-лекция ведущего).

Упражнения на этот тип вопросов не предполагается.

Дискуссия о достоинствах и недостатках различных типов вопросов

Открытые вопросы расширяют поле поиска, позволяют лучше понять

другого человека. Используются, когда нужно «разговорить» человека.

Закрытые вопросы используются, когда нужно упорядочить беседу со слишком

разговорчивым собеседником.

Обычно люди чаще автоматически задают закрытые вопросы. Не прояснив

проблемы до конца, они сразу формулируют свою версию (интерпретируют).

Упражнение на повторную отработку навыков активного слушания

(перефразирование и вопросы)

4. Управление конфликтами

Цели занятия:

1.

Знакомство со стилями поведения в конфликте;

2.

Отработка навыков конструктивного поведения в конфликте.

Знакомство с темой «Управление конфликтами»

Упражнение

«Разожми

кулак»

на

введение

в

тему

«Управление

конфликтами».

Проводится в парах. Один человек крепко сжимает кулак, задача

второго – разжать кулак любыми способами (кроме интенсивного

физического

воздействия).

При

этом

разговаривать

можно.

Затем

проводится обсуждение в общем кругу: что делали, для чего делали; что

помогало и что мешало обоим участникам выполнить свои задачи – т.е.

какие способы взаимодействия сработали, а какие – нет. Вывод –

10

существует множество таких способов: сила, лесть, подкуп, попытка

договориться и т.д.

Сбор ассоциаций на тему «Конфликты» в режиме мозгового штурма

Мини-лекция о критериях конфликта (Приложение 4)

Конфликт – это противоречие в интересах, наблюдается только у людей.

Сопровождается негативными эмоциональными переживаниями.

Разделение группы на 3 подгруппы, обсуждение и презентация трех

аспектов:

■ причины конфликтов;

■ последствия конфликтов;

■ положительные функции конфликтов.

Упражнение «Кот и дом»

Проводится в парах. Сначала нужно выбрать себе партнера, затем каждой

паре необходимо определиться, кто выйдет за дверь, а кто останется в

аудитории. Далее ведущий дает различные инструкции для тех, и для других.

Тем, кто остался в аудитории, нужно нарисовать дом, а тем, кто стоит за дверью,

ведущий предлагает нарисовать кошку (или наоборот). Общее в обеих

инструкциях: 1) все упражнение должно проходить молча, без каких-либо

обсуждений; 2) нужно взяться за один фломастер одновременно обоим

партнерам (выдается по одному фломастеру и по одному листу бумаги на

каждую пару) и выполнить задание.

После его выполнения проводится обсуждение:

Что чувствовали, какие ощущения (общие впечатления)?

Кто был ведущим, а кто ведомым, чьи интересы были важнее?

Какие чувства вызывала агрессия партнера по заданию?

Какие стратегии поведения использовались? Происходит ли аналогичное

распределение ролей и в повседневной жизни?

Знакомство со стратегиями поведения в конфликте (мини-лекция)

ведущий рассказывает о 5 способах выхода из конфликта по классификации

К.У. Томаса и Р.К. Килменна с демонстрацией плаката и примера с дележкой

апельсина.

Стратегии поведения в конфликте (в зависимости от двух основных параметров:

ориентации на интересы партнера и ориентации на собственные интересы):

1)

соревнование (состязание, конкуренция);

2)

приспособление;

11

3)

сотрудничество;

4)

компромисс;

5)

уход (избегание).

Участникам предлагается также обсудить принципиальную разницу между

компромиссом и сотрудничеством. Далее ведущий спрашивает, какие из пяти

стратегий поведения используются участниками чаще всего, а какие – реже

всего и почему.

Упражнение

на анализ

преимуществ

и

недостатков

каждого стиля

поведения в конфликте

Проводится в 5 подгруппах (по числу стратегий поведения). Обсуждение и

презентация достоинств и недостатков каждого из способов поведения в

конфликте.

Ведущий:

Несмотря на то, что традиционно самыми адекватными,

«правильными»

считаются

такие

стили

как

«сотрудничество»

и

«компромисс», каждый из способов может оказаться эффективным в

зависимости от ситуации и условий применения (обсудить конкретные

примеры).

Упражнение на знакомство и отработку конструктивного выражения своих

чувств - техника «Я - послание»

Ведущий: Любой конфликт сопровождается множеством негативных чувств

и эмоций. Их «выплескивание» хоть и способствует разрядке напряжения, но не

всегда позволяет действительно ИЗМЕНИТЬ сложившуюся конфликтную

ситуацию. Так происходит из-за постоянного использования местоимения

«Ты»: «Ты плохо себя ведешь», «Ты безответственный человек», «Тебе нельзя

доверять» и т.д. Это так называемые «Ты - послания», которые содержат в

себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает

сопротивление и протест. Поэтому очень важно избегать оценочных

суждений и научиться грамотно говорить О СВОИХ ЧУВСТВАХ, что

помогает в разрешении конфликта. В этом случае помогает такой прием как

«Я - послание». Его суть заключается в том, что мы говорим о НАШИХ

ЧУВСТВАХ. Это не вызывает раздражения у другого человека, т.к. он не

чувствует себя обвиняемым.

Варианты схемы «Я - послания»

12

КОГДА____

(определенные

ситуации,

абстрактные

другие

люди)___,

Я

ЧУВСТВУЮ…

Я ЧУВСТВУЮ…, КОГДА____ (определенные ситуации, абстрактные другие

люди)___

КОГДА____

(определенные

ситуации,

абстрактные

другие

люди)___,

Я

ЧУВСТВУЮ…И МНЕ ХОЧЕТСЯ____ (в связи с этим)

Пример: вместо «Ты постоянно меня подводишь» («Ты - послание») можно

сказать: «Когда другие люди не выполняют своих обещаний, я чувствую

раздражение и негодование» («Я - послание»).

Важно избегать замаскированных «Ты - посланий»: «Меня расстраивает, что

ты такой агрессивный». В сообщении о своих чувствах НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

местоимения «Ты»!

Ведущий

«нападает»

на

участников

тренинга,

задача

которых

отреагировать, используя навык «Я - послание». Рекомендуется проводить

несколько раз на протяжении всего тренинга.

Упражнение на отработку навыков управления конфликтами

Ведущий

предлагает

проиграть

ситуации,

участники

также

могут

предлагать свои варианты.

1)

в упражнении участвуют 3 добровольца, двое играют роль родителей, а

третий – роль подростка. Ситуация – недовольство родителей оценками ребенка

2)

в упражнении участвуют 2 добровольца, исполняя роли родителя и ребенка.

Ситуация – ребенка ждут друзья на улице, но мама требует сначала помыть

посуду. Также можно добавить роль бабушки для усиления конфликтной

ситуации

После

проигрыша

каждой

ситуации

проводится

обсуждение.

Отметим

необходимость проведения так называемой деролизации сразу после завершения

игровой ситуации.

Итоговый круг.

Заполнение анкет обратной связи участниками тренинга. (Приложение 5)

Приложение 1

13

Осуществляется вербальное общение с помощью слов. Вербальным

средством общения считается речь. Общаться мы можем с помощью

письменной или устной речи. Речевую деятельность разделяют на несколько

видов: говорение – слушание и письмо – чтение.

Выражается и письменная, и устная речь посредством языка –

специальной системы знаков. Чтобы научиться эффективно общаться и

использовать вербальные средства общения, нужно не только совершенствовать

свою речь, знать правила русского языка или изучать иностранные языки, хотя

это, безусловно, очень важно. В этом плане одним из главных моментов

является умение разговаривать еще и в психологическом смысле.

Язык выступает в качестве орудия выражения мыслей и чувств людей.

Необходим он для многих аспектов человеческой жизни в обществе, что

выражается в следующих его функциях:

Коммуникативная.

Аккумулятивная.

Познавательная.

Конструктивная.

Этническая.

Эмоциональная.

Невербальные средства общения необходимы людям для ясности в

понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только

устного общения. Поскольку внешнее невербальное выражение эмоций и

чувств, выполняемое телом, тоже является неким набором символов и знаков,

его нередко называют «языком тела». «Язык тела» и его функции. Невербальные

проявления очень важны во взаимодействии людей. Основные их функции

состоят в следующем:

Дополнение произнесенного сообщения.

Повторение сказанного.

Выражение противоречия между словом и делом.

Акцент на чем-то.

Замена слов.

В невербальном общении можно выделить некоторые элементы:

Жесты и поза.

Мимика, взгляд и выражение лица.

Дистанция между собеседниками и прикосновения.

Интонация и характеристики голоса.

Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы

общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до

собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и

монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно

жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова,

14

это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого

экспрессивного партнера по общению.

Приложение 2

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ

Гораздо эффективнее для общения не просто пассивно слушать, а при помощи

слов и междометий проявлять свою заинтересованность в разговоре. Смысл

активного слушания – показать партнеру, как Вы его понимаете и насколько

правильно интерпретируете его мысли.

НАВЫКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

перефразирование

вопросы (открытые, закрытые, альтернативные)

ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ

– это повторение своими словами содержания

высказывания партнера по общению, т.е. возвращение ему смысла сказанного

так, как Вы его поняли. Также рекомендуется включить и ключевые слова и/или

выражения, которые тот использует.

Цели перефразирования:

показать, что Вы слышите и понимаете слова партнера по общению;

побудить человека к более подробному рассказу;

помочь самому себе сформулировать суть услышанного от партнера по

общению;

у человека появляется возможность Вас поправить, если Вы что-то

недопонимаете в его рассказе.

Принципы перефразирования:

перефразирование должно быть кратким;

в перефразировании должна отражаться основная суть высказывания;

не привносить того, о чем не говорилось (т.е. не интерпретировать заранее);

в перефразировании используются вводные слова: «Правильно ли я тебя

понял…», «Другими словами…», «Я так услышал, что…», «То есть…»,

«Насколько я понял…», «Ты имеешь в виду…» и т.д.

Использование вводных слов позволяет сформулировать свое представление о

том, что хотел сказать Ваш партнер по общению, в предположительной форме

(т.е. Вы предполагаете, что человек хотел сказать то-то и то-то), а не в

утвердительной (т.к. Вы не можете быть уверены на сто процентов, что

правильно поняли суть сказанного). Такая формулировка позволит избежать

споров и конфликтов по поводу неверной интерпретации высказывания.

Перефразирование

как

навык

активного

слушания

помогает

Вам

15

сосредоточиться на том, что сказал партнер по общению, а не на каких-то своих

внутренних мыслях. Вы следуете логике говорящего, а не собственной логике.

ВОПРОСЫ – очень важно задавать вопросы, чтобы получить максимально

подробную информацию.

Открытые вопросы – это вопросы, на которые трудно ответить одним словом.

Они предполагают развернутый, подробный ответ. Такие вопросы начинаются

со слов «Кто», «Что», «Как», «Когда», «Где», «Какой», «Куда» и т.д.

Закрытые вопросы – это вопросы, на которые можно дать однозначный ответ:

да, нет; назвать точную дату, имя или число и т.д.

Альтернативные вопросы – это вопросы, в формулировке которых содержатся

варианты ответов: «Ты хочешь, чтобы я позвонила тебе на мобильный или на

домашний телефон?». В таких вопросах есть союз или.

Самая распространенная ошибка при задавании вопросов – это когда еще не

прояснив проблему максимально полно, мы тут же формулируем собственное

видение ситуации и начинаем задавать закрытые вопросы в пользу своей версии.

Зачастую она оказывается неверной, и тогда бывает довольно трудно отказаться

от уже сформированного мнения и вернуться на исходные позиции, чтобы снова

начать прояснять суть.

Чтобы

разговорить

собеседника,

получить

подробную

информацию,

рекомендуется использовать открытые вопросы. Они позволяют лучше понять

партнера по общению и выйти за рамки изначальных предположений.

Если нужно получить

точный

ответ,

упорядочить беседу

со

слишком

разговорчивым собеседником, лучше задавать закрытые вопросы.

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ начинать вопрос со слов «Почему», «Почему ты не…»,

«Как ты мог…», т.к. они воспринимаются как скрытое обвинение, что мешает

эффективному общению.

Приложение 3

16

Колобок

Снегурочка

Серый волк

Дед мороз

17

Баба яга

Приложение 4

Положительные функции конфликта

Конфликт может иметь не только негативные последствия, но и выполнять

позитивные функции. Любой конфликт содержит в себе определенные сигналы

о том, что нужно что-то изменить. Он позволяет:

выплеснуть эмоции, разрядить напряжение;

получить новую информацию;

прояснить отношения (конфликт как возможность к сближению);

стимулировать положительные изменения (конфликт как источник развития).

У каждого человека, участвующего в конфликте, есть выбор: либо стремиться к

тому,

чтобы

действительно

разрешить

проблему,

либо

заняться

бесперспективным выяснением того, кто прав, а кто виноват в случившемся.

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, они всегда

были, есть и будут. Поэтому иногда полезнее не избегать конфликта, а грамотно

выстроить стратегию поведения в конфликтной ситуации, чтобы разрешить ее с

учетом интересов всех сторон.

Выделяют несколько стратегий взаимодействия в конфликте (способов его

разрешения):

Уход/избегание/уклонение

– отсутствие внимания как к собственным

интересам, так и к интересам партнера. Человек всячески избегает конфликта,

делает вид, что ничего не происходит. При этом конфликт переходит в скрытую

форму;

18

Соперничество/конкуренция/соревнование/агрессия – стремление любыми

способами добиться удовлетворения только своих интересов, невзирая на

интересы другого человека;

Компромисс

интересы

всех

сторон,

участвующих

в

конфликте,

удовлетворены лишь наполовину, при этом причины конфликта полностью не

устранены;

Приспособление – повышенное внимание к интересам другого человека в

ущерб собственным интересам;

Сотрудничество – в этом случае максимально учитываются интересы всех

сторон, участвующих в конфликте.

Традиционно считается, что наиболее эффективными способами

разрешения конфликта являются сотрудничество и компромисс. Однако

любая из пяти стратегий поведения в конфликте может оказаться

эффективной В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ,

поскольку каждая из стратегий имеет как положительные, так и

отрицательные стороны.

КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ В КОНФЛИКТЕ

Любой конфликт сопровождается множеством негативных чувств и

эмоций. Их «выплескивание» хоть и способствует разрядке напряжения, но не

всегда позволяет действительно ИЗМЕНИТЬ сложившуюся конфликтную

ситуацию. Так происходит из-за постоянного использования местоимения «Ты»:

«Ты плохо себя ведешь», «Ты безответственный человек», «Тебе нельзя

доверять» и т.д. Это так называемые «Ты-послания», которые содержат в себе

негативную

оценку

другого

человека,

часто

обвинение,

что

вызывает

сопротивление и протест. Поэтому очень важно избегать оценочных суждений и

научиться грамотно говорить О СВОИХ ЧУВСТВАХ, что помогает в

разрешении конфликта. В этом случае помогает такой прием как «Я-послание».

Его суть заключается в том, что мы говорим о НАШИХ ЧУВСТВАХ. Это не

вызывает раздражения у другого человека, т.к. он не чувствует себя

обвиняемым.

Схема «Я - послания»

КОГДА____

(определенные

ситуации,

абстрактные

другие

люди)___,

Я

ЧУВСТВУЮ…

Пример: вместо «Ты постоянно меня подводишь» («Ты - послание») можно

сказать: «Когда другие люди не выполняют своих обещаний, я чувствую

раздражение и негодование» («Я - послание»).

19

Важно избегать замаскированных «Ты - посланий»: «Меня расстраивает, что ты

такой агрессивный». В сообщении о своих чувствах НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

местоимения «Ты»!

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА

1.

Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление

возможности высказаться.

2.

Доброжелательное, уважительное отношение.

3.

Говорить о своих чувствах («Я - послание»).

4.

Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.

5.

Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.

6.

Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.

7.

Прояснение, уточнение сути проблемы (перефразирование, вопросы).

8.

Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности

разделить ответственность за это.

9.

Установление и поддержание контакта при помощи различных средств

общения: контакта глаз, жестов, мимики, при помощи слов и междометий и

т.д.

Приложение 5

АНКЕТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Уважаемый участник тренинга «…»! Тебе предлагается ответить на несколько вопросов о твоих

впечатлениях от занятий. Твое мнение очень важно для нас, т.к. оно поможет сделать программу

тренинга более эффективной. Своё имя и фамилию можно написать по желанию. Спасибо за

участие! Желаем удачи!

Дата__________ Школа, класс____________ Пол______ Имя,

фамилия_________________

1.

Была ли тема тренинга важной и значимой для тебя?

да

нет

2.

Насколько программа тренинга отвечала твоим ожиданиям от занятий?

мои ожидания оправдались полностью

мои ожидания оправдались частично

тренинг не оправдал моих ожиданий

у меня вообще не было никаких ожиданий

3.

Узнал(а) ли ты что-то новое и важное для себя?

20

да

нет

Если да, то что именно?___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.

Сможешь ли ты применить полученные знания и навыки в реальной жизни?

да

скорее, да

скорее, нет

нет

5.

Какие полученные знания и навыки ты будешь стараться использовать в жизни?_________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6.

Оцени по 10-балльной шкале, насколько комфортно ты себя чувствовал(а) во время тренинга

(0 – абсолютно некомфортно и небезопасно, 10 – абсолютно комфортно и безопасно)

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарии:____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

7.

Какие моменты тренинга были для тебя наиболее яркими и запомнившимися?

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

8.

Что тебе не понравилось в тренинге, что хотелось бы в нем изменить?_________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

9.

Какие сложности и трудности были у тебя во время тренинга?________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

10.

Оцени работу ведущего по следующим параметрам (по 10-балльной шкале, где 0 – самая низкая оценка, 10

– самая высокая оценка работы ведущего):

Излагает материал ясно, понятно и логично

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Умеет вызвать и поддержать интерес к обсуждаемой теме

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Разъясняет, как можно использовать материал в реальной жизни

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Доброжелателен, терпелив и тактичен к участникам

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарии:____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

21

11.

О чем тебе хотелось бы узнать больше и над чем хотелось бы еще поработать на этом

тренинге?

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

12.

Есть ли у тебя желание продолжить с нами работу в следующем году?

да

нет

22



В раздел образования