Авторы: Анисько Мария Андреевна, Алиева Марина Альбертовна
Должность: педагог-психолог, социальный педагог, педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО Дом детского творчества "Олимп
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «ВИДЕОТЕКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
Раздел: дополнительное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ББДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ВИДЕОТЕКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Возраст учащихся: 9-10 классы (14-16 лет)
Разработчики:
Анисько Мария Андреевна,
педагог-психолог, социальный педагог,
Алиева Марина Альбертовна
педагог-психолог
Санкт-Петербург
2020 год
«ВИДЕОТЕКА. ДИСКУССИОННЫЙ ВИДЕО-КЛУБ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Основная информация о программе
В современном мире все больше и больше места занимают средства
массовой информации, кино, телевидение. Зачастую именно они оказываются
главными «воспитателями» современного поколения как в силу того, что у его
родителей не хватает времени и умения, так и в силу огромных возможностей в
смысле воздействия на сознание любого человека, особенно молодого.
Переломить эту ситуацию не представляется возможным, поэтому необходимо
в нее включиться.
Особую тревогу среди проблем нашего времени вызывает проблема
ухудшения здоровья детей, подростков и молодежи. «Больное поколение не
имеет ни здорового тела, ни здорового духа…» - таковы оценки СМИ
последних лет. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня
являются практически здоровыми. Здоровье, по определению Всемирной
организации
здравоохранения,
-
это
«состояние
полного
физического,
духовного и социального благополучия…». Одна из причин ухудшения
здоровья подрастающего поколения, появление в молодёжно-подростковой
среде наркокультуры. Российская Федерация, как неотъемлемая часть мирового
сообщества, в полной мере испытывает на себе наркоугрозу, а молодежь –
наиболее
уязвимая
часть
населения.
Наркомания
и
связанная
с
ней
преступность превратились в одну из главных проблем национальной
безопасности
государства.
Распространение
наркотиков
по
характеру
воздействия
соответствует
биологическому
оружию
и
носит
характер
"наркологической агрессии". Специфика действия наркотических средств
приводит к гражданской «смерти» вчера еще активного человека. Темпы
распространения наркомании свидетельствуют о низкой результативности
принимаемых мер, поэтому работа по предупреждению наркомании становится
одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений.
Особенностью распространения наркомании является тот факт, что от
момента возникновения самой проблемы до проявления наркозависимости
проходит значительный скрытый период. На сегодняшний момент именно
отсутствие реального профилактического воздействия во время этого скрытого
периода (по сути - это период принятия индивидом решений о выборе образа
жизни), приводит значительную часть молодых к выбору т.н. «новых
ценностей» наркокультуры. Повлиять на эту ситуацию, мы предполагаем через
работу Видеотеки. По своему содержанию Видеотека может стать центром
профилактической антинаркотической информации на уровне района, она
осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями и
программами развития досуга подростков и молодежи ГБУ ДО Дома детского
творчества «Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга.
В настоящее время практически каждый специалист, работающий в сфере
образования, располагая массой научной (и околонаучной) литературы по теме,
используя навыки самоподготовки в состоянии подготовить определенный
текст профилактической лекции или даже занятия. Однако, без наглядных
пособий данная работа не достигает желаемого результата. Наглядность в
профилактической работе имеет чрезвычайно большое значение и до сих пор
является одним из самых «узких мест». Не значимая для взрослого взгляда
наглядность существует и действует в молодежной аудитории ежедневно и
ежечасно (фильмы, реклама, телевизор). В связи с этим мы решили создать
дополнительное
направление
профилактической
работы
–
Видеотеку
и
дискуссионный видео-клуб, в котором можно было бы преодолеть недостаток
наглядности и «поразить противника его же оружием» с одной стороны, а с
другой стороны обратиться к подростку на понятном и доступном ему языке и
в привычной форме (кино). Для достижения этих целей мы объединили в
программу
как
документальные
фильмы,
посвященные
проблемам
употребления ПАВ, так и художественные, посвященные этой же тематике и в
целом проблемам подростка и молодежи.
Программа рассчитана на 4 встречи в течение учебного года, которые
распределены равномерно во времени.
Цель программы: создать условия для творческого развития социально-
активной личности, сформировать нравственную личностную негативную
позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ (табака,
алкоголя, наркотиков) подростков и молодежи.
Задачи программы
Организационные:
1.
Отбор и адаптация фильмов к уровню развития восприятия
учащихся.
2.
Создание доверительной атмосферы в группе
3.
Организация дискуссии и создание условий для высказывания
своего мнения подростками
4.
Создание
условий
для
саморазвития
и
самореализации
подростков
5.
Развитие интереса к программе.
Образовательные:
1.
Формирование представлений о взаимодействии человека с
социальным окружением
2.
Формирование представлений о психологии человека
3.
Формирование представлений о влиянии средств массовой
информации на выбор человека
4.
Знакомство
подростков
с
произведениями
мирового
кинематографа
5.
Формирование художественного вкуса подростков
Воспитательные:
1.
Воспитание осознанной позиции, убеждений по отношению к
ПАВ
2.
Воспитание уважительного отношения к себе и окружающим
3.
Воспитание нравственных ценностей
4.
Воспитание у подростков культуры спора
5.
Формирование у подростков способности к сопротивлению
давлению
среды,
подталкивающей
к
потреблению
психоактивных
веществ и нежелательным формам поведения
Развивающие:
1.
Развитие
коммуникативных
навыков
и
навыков
взаимодействия в группе
2.
Развитие гибкого позитивного мышления в затруднительных
ситуациях
3.
Развитие умения осознавать собственное эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние окружающих через осознание
эмоций героев фильма
4.
Развитие умения осознавать влияние на выбор различных
факторов, осознавать влияние различных мотивов поведения
5.
Усиление
осознанного
отношения
к
будущему
и
самореализации в жизни.
Реализация программы
Данная
программа
рассчитана
на
учащихся
9-10-х
классов
общеобразовательных школ. Возможно включение в программу и учащихся 8-х
классов с учетом особенностей возраста. Просмотр фильма проводится с целым
классом. В случае если класс больше 20 человек, то после просмотра, для
проведения дискуссии, необходимо разделить его на 2 группы по 10-15 человек
со своим ведущим в каждой группе. Размер группы является чрезвычайно
важным фактором. Проведение занятий с меньшей эффективностью возможно
и в больших группах, однако в этом случае наличие двух ведущих крайне
желательно. Все же по возможности лучше делить большие классы на группы,
не превышающие 15 человек.
Время проведения занятий. Каждая встреча рассчитана на 2–3 часа во
внеурочное время, в зависимости от длительности фильма. Встречи должны
начинаться и заканчиваться строго по расписанию. Это необходимо, поскольку
нарушения временных рамок расписания негласно сообщает ученикам, что
даже выступающие против наркотиков люди готовы мириться с нарушением
принятых в обществе норм и правил – а, следовательно, эти правила можно
нарушать. Таким образом профилактический эффект занятий существенно
снижается.
Место. Основное условие для проведения занятий - это наличие техники
для просмотра фильма: компьютер или DVD-проигрыватель, проектор или
телевизор с большим экраном. В случае, если класс делиться, то необходимо 2
помещения. Наилучшим местом проведения занятий является специально
выделенный класс или зал с наименьшим количеством мебели. Если парты
(столы) совершенно невозможно убрать из класса, их необходимо сдвинуть к
стенам, освободив место в центре и поставить стулья полукругом для
проведения дискуссии. Директор, завуч и другие учителя имеют право
присутствовать на занятиях; однако в этом случае возможно изменение
качества дискуссии, так как ребята могут ориентироваться на мнение учителя и
не так свободно высказывать свое мнение.
Оборудование комнаты для занятий – компьютер или ноутбук, DVD-
проигрыватель, проектор, экран для отображения, пилот, удлинитель, стулья.
Мебель должна быть легкой, чтобы ее можно было быстро раздвинуть и
организовать пространство для дискуссии или ролевых игр. В том случае, если
имеется выделенное помещение, можно обойтись даже без стульев, если
применить коврики или маты для сидения на полу (что в общем даже поможет
созданию неформальной атмосферы).
Методика работы. Содержание и форма работы дискуссионного клуба
зависит от составляющих характеризующих аудиторию, например, от возраста
зрителей. Возможно, что проблемы, поднимаемые в фильмах, целесообразно
обсуждать до начала показа, потом фильм демонстрируется частями, а после
просмотра продолжается обсуждение.
Участникам дискуссии основную идею фильма предлагается определить
после просмотра, объяснив свое отношение к проблеме, поставленной в фильме
и предположить возможные пути ее решения. Видеоряд фильма может быть
взят как за основу дискуссии, так и в качестве иллюстрации каких-то
отдельных моментов встреч в рамках дискуссионного клуба. При подготовке к
встрече
в
клубе
ведущие
составляют
задания
к
фрагментам
фильма,
контрольные вопросы, которые задаются до или после просмотра. Возможно
составление специальных фрагментов для подтверждения выдвинутых на
обсуждение положений.
Эффективность реализации программы.
На данном этапе для оценки заинтересованности в такой форме работы и
получения представлений об эффективности была создана анкета обратной
связи. Эту анкету ребята заполняют в конце встречи, анонимно. После чего
проводится статистическая обработка данных, которые представлены в виде
диаграммы.
Например, для обучающихся в ГБУ ДО ДДТ «Олимп» был организован
просмотр и обсуждение фильма «Другое» в котором принимали участие
подростки 14-15 лет (18 человек).
Анализ итоговой анкеты
Получил(а) ли ты полезную
информацию?
83%
15 чел.
3 чел.
17%
да
нет
затрудняюсь
ответить
Оцени работу ведущих
66%
12 чел.
3 чел.
17%
3 чел.
17%
отлично
хорошо
удовлетворительно
Занитересован(а) ли ты в
следующих встречах
посвященных другим
психоактивным вещестам
(алкоголь, табак)?
55%
10 чел.
5 чел.
28%
3 чел.
17%
да
нет
затрудняюсь
ответить
На основе анализа обработанных данных можно сделать вывод о том,
что тема профилактики актуальна, положительно оценивается работа ведущих
и наблюдается заинтересованность в следующих встречах.
При наблюдении за участниками дискуссий можно отметить следующие
моменты. Как правило, для начала дискуссии после фильма необходимо
участие ведущего и его побуждающие высказывания, чтобы вовлечь в разговор
как можно больше участников. Ребята достаточно свободно высказывают свое
мнение и не боятся спорить с ведущим. В дальнейшем, в процессе разговора
оказывается, что среди них самих существуют различные точки зрения и
дискуссия продолжается активнее. Ведущему важно направлять дискуссию,
обращаясь к материалам показанного фильма. Не всегда участники дискуссии
Затронутая тема тебе интересна?
1чел. 6%
4чел.
22%
72%
13 чел.
да
нет
затрудняюсь
ответить
соглашаются с позицией взрослого, поэтому важно для ведущего в конце
встречи четко обозначить свое отношение к обсуждаемым проблемам.
Мы на практике убедились в том, что данная программа, и в целом это
направление
работы,
очень
перспективна
т.к.
открываются
большие
возможности для углубленной и интересной (по форме) молодым людям
работы.
Работа
Видеотеки
популяризирует
здоровый
образ
жизни.
Активизирует жизненную позицию подростков и молодежи (например,
продолжением дискуссии может стать письмо в газету или проведение акции).
Дискуссии
пробуждают
интерес
к
исследовательской
работе
(в
виде
соцопросов, организацию конференций). Уверенное знание определенного
объема содержательного материала по темам наркомании и другим социально-
опасным заболеваниям, связанным с наркоманией, позволяет молодым людям
быть уверенными в противодействии распространению наркомании.
Перспективы развития программы
1.
Наладить систему выдачи видеофильмов, предоставлять фильмы по
заказам учителей (например, учителя биологии, химии, литературы т.н.
видеоуроки).
2.
Использовать материалы видеотеки при проведении семинаров и
семинаров-практикумов с педагогами.
3.
Организовывать тематические просмотры фильмов (возможно с
представителями общественных организаций, правоохранительных органов).
4.
Устраивать семейные просмотры (в том числе обмен мнениями
разных поколений).
5.
Создать
на
базе
ДДТ
«Олимп»
видеостудию
для
создания
собственных творческих видеосюжетов, социальной рекламы (для этого нужно
укрепить техническую базу).
6.
Организация и проведение конкурса видеорекламы, клипов
Список литературы
1.
Андреева Н.Н. Повышение родительской компетентности методом
киновидеотренинга / Психолого – педагогическая поддержка участников
образовательного
процесса:
Материалы
Всероссийской
научно-
практической конференции/ Отв. Ред. Н.Ю. Сергеева. – Чебоксары:
Чувашский Госпедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. С.216-222.
2.
Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие
школьника. Автореферат диссертации канд. пед. наук. — Санкт-
Петербург, 2000.
3.
Левшина И.С. Подросток идет в кино/ М.: Союзинформкино,1987. - 47 с.
4.
Левшина И.С. Подросток и экран /М.: Педагогика, 1989. - 176 с.
5.
Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. / М., 2001.
6.
Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической
помощи/ Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П.
Кораблиной. / СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001 – 319с.