Напоминание

Использование современного оборудования на уроках математики как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся.


Автор: Богомацегора Анжелика Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5 им.В.И. Данильченко
Населённый пункт: ст. Стародеревянковская, Каневской район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование современного оборудования на уроках математики как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Раздел: среднее образование





Назад




Анжелика Валерьевна Богомацегора

МБОУ СОШ № 5 им. В.И. Данильченко

Каневского района, Краснодарского края.

Здоровьесберегающие технологии как средство повышения учебной

мотивации школьников в процессе обучения и воспитания.

Аннотация

В статье рассмотрено как использование в учебном процессе здоровьесберегающих

технологий, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и

социальном

пространстве.

Раскрыты

возможности

применения

здоровьесберегающих

технологий, проведена их классификация.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно

возросло и внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и

говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро.

В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли

проблем для врачей, педагогов, родителей учащихся:

- год от года возрастают учебные нагрузки;

-досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения. О росте числа юных

курильщиков, массовом потреблении подростками пива, о проблеме токсикомании и

наркомании, и говорить не приходится. Рост патологии у школьников – характерная

тенденция последнего десятилетия.

В настоящее время ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только

медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс

обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей,

вызывает отклонения в их социальном поведении. Здоровье детей – это общая проблема

медиков, педагогов и родителей.

Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления

здоровья учащихся уделяется большое внимание на всех уровнях жизнедеятельности нашего

учебного заведения. Главная задача здоровьесберегающей деятельности ─ формирование у

детей мотивации и потребности в здоровом образе жизни.

В процессе моей работы разработана и внедряется система по пропаганде здорового

образа жизни и правильного питания «Здоровое поколение». Целью работы системы

является формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к

укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей, формирование

представления о правильном питании.

Передо мной поставлены следующие задачи:

- формирование представлений о правильном и здоровом образе жизни человека;

- создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся;

- профилактика наркомании, СПИДа, алкоголизма, курения у школьников;

- привлечение к занятиям в различных кружках и секциях;

- организация системы по предупреждению детского травматизма;

- предотвращение роста заболеваемости;

- организация пропаганды принципов рационального и здорового питания;

- формирование ответственного отношения к своему здоровью;

- воспитание и пропаганда культуры правильного питания у школьников.

Разрабатывая систему по организации спортивно - массовой занятости учащихся мною

изучены группы здоровья и физкультурные группы, интересы и склонности учащихся и

предложены занятия в различных кружках и секциях. На классные часы и родительские

собрания приглашались руководители школьных кружков и секций, а также тренеры

спорткомплекса

«Юность».

Ежемесячно

проводятся

мероприятия,

направленные

на

формирование потребности здорового образа жизни учащихся:

-классные часы по темам: «Курить – здоровью вредить», «Режим дня школьника»,

«Свободное

время

школьника»,

«Инфекционные

заболевания,

их

предупреждение»,

«Витамины и правильное питание!», «Как дожить до 100 лет?» «Здоровый образ — жизни-

это модно», беседа – диалог «Как избежать ДТП», встречи с инспекторами ГИБДД и беседы

на тему; «Безопасное поведение на дорогах».

Необходимым условием формирования здорового образа жизни у учащихся является

активное участие в этой работе родителей, которые помогают в выпуске газет о здоровом

образе жизни, участвуют в озеленении классной комнаты. Привитию культуры здорового

образа жизни способствуют походы и поездки с родителями по краю и стране.

Для бесед

о соблюдении правил личной и общественной гигиены приглашаются

медицинский работник нашей школы и врачи – специалисты детской консультации. Беседы,

консультации для учащихся класса по проблемам сохранения и укрепления здоровья,

профилактики вредных привычек проводят врач – нарколог и специалисты отдела молодежи.

Дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, различных

спортивных соревнованиях по футболу и баскетболу, настольному теннису, боксу, вольной

борьбе, гирям, тяжелой атлетике, кроссе и показывают хорошие результаты. Учащиеся

ежегодно принимают активное участие во Всекубанской спартакиаде

школьников и

занимают призовые места.

Пребывание детей в школе, большая напряжённость работы на уроках и высокие затраты

энергии в период школьного рабочего дня ребёнка требуют того, чтобы питание учащихся

было сбалансировано. В подростковом возрасте потребность в энергии увеличивается в

связи с интенсивными процессами роста и развития организма. Поэтому вопрос об

организации горячего питания требует особого внимания. Все учащиеся моего класса

получают горячее питание и молоко по губернаторской программе «Молоко детям».

Для пропаганды культуры питания классным руководителем проведен ряд классных

часов: «Питание и ваше здоровье», «Вкусно не всегда полезно», «Здоровье - бесценный

дар», «Витамины в школьном питании». Работая над системой по популяризации

правильного питания, для учащихся были проведены беседы на темы: «Мы то, что мы едим»,

«Приятного аппетита», «О молоке и молочных продуктах».

В целях привития культуры правильного питания для школьников были организованы

экскурсии на фирму «Калория» и ОАО «Каневсксахар». Работа по пропаганде правильного

питания среди родителей учащихся класса включала в себя проведение родительских

собраний на темы: «О горячем питании подростков», «Режим дня», «Молоко и молочные

продукты».

Среди форм реализации работы по пропаганде правильного питания наиболее

эффективными стали:

- конкурс рисунков и информационных буклетов, пропагандирующих здоровое питание

(победители и участники были награждены дипломами и призами);

- викторина о правильном питании, о полезных и вредных продуктах;

- выпуск собственной газеты;

-конкурс исследовательских проектов «Витамины в школьных продуктах».

Цель

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

обучения –

обеспечить

школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у

него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий,

поэтому мною, активно используются технологии, признанные здоровьесберегающими:

педагогика сотрудничества, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации,

групповые технологии, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности

учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой

режим,

хорошая

освещенность,

чистота);

благоприятный

эмоциональный

настрой;

проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Не всем учащимся легко

дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов.

Хорошие результаты от работы в парах, в группах, как на местах, так и доски, где ведомый,

более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Групповая

работа

-

одна

из

самых

продуктивных

форм

организации

учебного

сотрудничества детей, которая позволяет:

дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку,

возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;

дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий,

которые составляют основу умения учиться.

При совместной учебной работе учащиеся обращаются друг к другу за советом и помощью.

В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать друг другу, формулировать свою

точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения,

пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Задача каждого ученика состоит в

том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал

нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Главный

результат такого подхода в обучении – способность ученика переносить самостоятельно

приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить.

Роль учителя в педагогике сотрудничества быть помощником, советчиком и соратником в

поисках истины, в овладении мастерством. На своих уроках стараюсь так построить работу,

чтобы организовать и увлечь учащихся в активный процесс решения познавательных и

практических учебных задач. Работа в сотрудничестве позволяет видеть в каждом ребёнке

личность со всеми её достоинствами и недостатками, создавать условия для реализации

возможностей каждого ученика в процессе обучения.

Антистрессовым моментом также является стимулирование учащихся к использованию

различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети

запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил,

вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой

вид работы, как обучающее практическое занятие, является творческим для учащихся.

Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому

знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение, и

новые знания не поступают извне в виде готовой информации, а являются внутренним

продуктом практической деятельности самих учащихся. При оценке такой работы учитываю

не только полученный результат, но и степень усердия ученика. А в конце урока обсуждаем,

что усвоено нового, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить,

задания какого типа выполнить.

Велика роль опорных схем или карточек-подзказок в создании антистрессовой ситуации

на уроках. Их лучше составлять вместе с учащимися на уроке в самом начале изучения темы,

и можно пользоваться, пока тема не исчерпана. Помогают они и при повторении. Опорные

схемы, карточки-подзказки уменьшают нагрузку на память, помогают преодолеть страх

перед необходимостью изложить материал самостоятельно, а у «слабых» детей они создают

ситуацию успеха.

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления

деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, а игровая

технология одна из форм здоровьесберегающих технологий.

В игровых формах обучения вижу возможность эффективной организации взаимодействия

педагога и учащихся. Продуктивной формы их общения с присущими им элементами

соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают,

запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Развивают фантазию, особенно

те, кто в другое время просто бы не реагировали на урок. Даже самые пассивные дети

включаются

в

игру

с

огромным

желанием,

прилагая

все

усилия,

чтобы

не

подвести товарищей по команде.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включенные в

урок

дидактические

игры

или

игровые

моменты расширяют

кругозор,

развивают

познавательную деятельность, формируют и развивают определенные умения и навыки,

необходимые в практической деятельности. Использование на уроках игровых технологий

обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении.

Отдых — это смена видов деятельности. Главное – не допускать однообразия в работе

учителя и его учеников. Планируя свою работу нужно учитывать смену видов деятельности

на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому

очень, полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения

наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Динамические паузы необходимы на каждом уроке и не только у малышей. Высидеть 45

минут урока сложно даже для взрослого человека, не говоря уже о детях, а особенно на

уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное,

укреплением здоровья учащихся. Для улучшения осанки традиционными стали утренняя

гимнастика и физминутки на уроках, упражнения для глаз, кистей рук, релаксация для

активизации деятельности на уроках.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, на уроках рассматриваются

задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый

образ жизни». Вот лишь несколько задач, которые можно предложить учащимся:

1.Наташа и Таня употребляли витамины В2 и Е ежедневно в течение 21 дня. Суточная

потребность организма в витамине В2 -2,3 мг., Е – 10 мг. Найдите, сколько мг.витаминов

поступило в организм каждой девочки. (2,3+10) *21=258,3 (мг.)

2. Мама приготовила салат, положив туда по 100 гр. следующих продуктов: перец

болгарский (зеленый), помидоры, укроп и свежую капусту. Определить сколько грамм

витамина С получит мама, если съест приготовленный салат. 100 гр. болгарского перца

содержит 139 мкг витамина С, 100 гр. помидоров – 20, 9 мкг. 100 гр. капусты – 50 мкг.,

100гр. укропа – 100 мкг.(1 мкг = 0, 000001г.) Решение: (139 + 20,9 + 50 +100)· 0,000001

=0,0003099(гр.)

3. Одна сигарета содержит до 1,2 мг никотина. При курении 2/3 дыма попадает в воздух.

Выясните, сколько никотина в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет?

При этом известно, что смертельная доза яда-40мг. Сколько процентов смертельной дозы

яда будет в воздухе? (ответ: 14мг., 35%)

4. Витя не любит рыбу и отказывается от нее в школьной столовой по пятницам, каждые 100

грамм рыбы содержат 0,15 мкг.витамина В2. Сколько грамм витамина В2 потеряет Витя,

если не будет есть рыбу в течение месяца? (кусочек рыбы в школьной столовой 100 грамм,

1мкг = 0 ,000001г.) Пятниц в этом месяце будет 5.Решение: 1) 100 ∙ 5 = 500 (г.) – рыбы съел

бы Витя за месяц.

5. Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белков на каждые 4

кг своего веса. Вычислите количество белков, необходимое для ребенка массой 42 кг на один

день.

Одним из методов повышения интереса к математике является вовлеченность

учащихся в исследовательскую работу. Важно сделать учащихся участниками научного

поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину.

Учащиеся включаются

в

деятельность,

которая носит исследовательский

характер.

Вовлеченность

ученика

в

исследовательскую

деятельность,

способствует

развитию

удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности,

значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования

и самореализации. Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке -

на практике. Для того, чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, мне

представляется весьма важным аспектом методической работы в школе: формирование

исследовательской культуры каждого ученика. Исследовательской деятельностью могут

успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик

выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое

свободное время. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность

в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Через

исследовательскую

деятельность

решаются

и

образовательные,

и

развивающие,

и

воспитательные задачи. Есть цель, идея, которой увлечены все участники. У ребят

формируется самостоятельность, творчество, коммуникативные качества.

Совместная

работа

над

исследованием

сплачивает

детей,

развивает

коммуникабельность, желание помочь, умение работать в команде.

Конечно, каждый учитель по-своему будет решать, каким образом беречь здоровье

своих учеников, да и свое тоже, но делать это надо обязательно. Воспитание здорового

поколения в нашем крае стоит на первом месте в иерархии потребностей и ценностей

человека. Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать

ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда. Этого можно добиться в тесном

сотрудничестве учителя, классного руководителя, родителей и всего педагогического

коллектива школы. Для всех нас важно видеть детей здоровыми и счастливыми, чтобы они

жили в ладу с собой, с окружающим миром и с людьми. Секрет этой гармонии прост -

здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и

отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к

людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать

помощь тем, кто в ней нуждается. Здоровый образ жизни — это основа для нормального

существования личности, и задача учителя - способствовать улучшению здоровья детей,

воспитывать в них умение любить себя и ценить свое здоровье.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто» (Сократ)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и

школы. //М.АРТИ. 2003.-272с.

2. Москаленко М.Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. – М. 2003г.

3. Криворогов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы – М., 2000г.



В раздел образования