Автор: Осадчук Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 83"
Населённый пункт: город Владивосток, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Преодоление стресса у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Статья
«Преодоление стресса у младших школьников»
Автор: Осадчук Елена Васильевна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 83», г. Владивостока
Уже давно не секрет, что стресс сопровождает нас всю жизнь. Стресс
испытывают дети и взрослые. Стресс образуется от неблагоприятных факто-
ров – стрессоров (физических и психологических). При этом человек может
действительно испытывать стресс, находясь в неблагоприятных условиях, а
может сам себя ввести в стрессовую ситуацию, приняв ее слишком близко к
сердцу.
Что же такое стресс? Стресс — это реакция нашего организма на нега-
тивные ситуации и настоящие или мнимые угрозы.
Возможные ситуации, которые приводят к стрессу у ребенка младшего
возраста:
1.
Неблагоприятные условия в классе, возможно, непринятие ребенка
коллективом.
2.
Слишком много требований предъявляемых учителем или намерен-
ное давление на конкретного ребенка.
3.
Проблемы в семье.
4.
Проблемы в усвоении школьной программы.
5.
Стресс перед контрольной работой.
Все эти факторы приводят к тому, что ребенок замыкается или ставится
агрессивным, или вообще перестает принимать участие в жизни класса.
Конечно, опытный учитель всегда может увидеть, что с ребенком что-
то происходит. Но иногда стресс незаметен. Для определения уровня стресса
могут помочь некоторые диагностические методики (см. Приложение).
Что же мы, как учителя можем сделать для того, чтобы ребенок не
только не чувствовал стресс но и вышел с этого состояния?
1.
Необходимо вести себя спокойно. Не надо давить на детей, угро-
жать. Особенно нельзя выделять детей, которые плохо учатся.
2.
Проводить классные часы, беседы, которые будут способствовать
сплочению коллектива.
3.
На переменах можно проводить совместные игры.
4.
Смотреть мультфильмы (фильмы), которые благоприятно влияют
на психику ребенка, расслабляют.
5.
Привлекать психолога, если ситуация совсем вышла из-под контро-
ля учителя.
6.
Попробовать называть детей ласковыми именами. Дети тоже могут
называть друг друга ласково или даже придумать ласковые прозви-
ща.
7.
Совместные походы в кино, театры, на прогулки, в музеи – все это
тоже благоприятно сказывается на атмосферу в детском коллективе.
8.
Можно составить вместе с детьми памятку «Как преодолеть стресс»
и повесить на доску (см. Приложение).
Очень большую роль в преодолении стресса играет учитель. Необходи-
мо соблюдать некоторые правила:
-не сравнивать ребенка с другими;
-интересоваться жизнью детей вне стен школы;
-хвалить за хорошие поступки;
-на уроках делать минутки расслабления, в том числе и дыхательную
гимнастику;
-на уроках внеклассного чтения можно читать поучительные рассказы,
которые благоприятно будут влиять на психику детей;
-на уроках Изобразительного искусства (если учитель владеет методи-
кой) можно использовать арт-терапию.
Конечно, огромную роль на поведение детей играют отношения в семье.
Поэтому педагогу необходимо быть постоянно в контакте с родителями, по-
могать им. Советы давать надо очень осторожно!
Приложение.
Тест
Определение уровня эмоционального стресса ребенка.
Ученику предлагается внимательно прочитать эти утверждения и вы-
брать те, в которых говорится о том, что с ним бывает.
1.
Я боюсь идти к зубному врачу, представляя, как будет больно.
2.
Я не люблю оставаться в квартире один в темноте.
3.
Я боюсь грозы и молнии.
4.
После страшной сказки, рассказа, кино я долго не могу уснуть.
5.
Мне часто снятся страшные сны.
6.
Я долго привыкаю к новому классу, новой учительнице.
7.
Я боюсь крови.
8.
Если у нас контрольная, я боюсь, что могу что-то не решить.
9.
Я часто стесняюсь чужих людей и краснею.
10.Мне страшно, когда я вижу мертвую собаку, кошку, птичку, когда
показывают, как стреляют и убивают.
Обработка результатов:
Определяется процент выбранных ребенком утверждений по отноше-
нию к их общему числу. До 22,5% - низкий уровень тревожности; Чем выше
процент, тем тревожность ярче выражена: 37% и более – тревожность очень
высока, требует консультации невропатолога.
(Источник: Изучение личности младших школьников по программе
психологической диагностики/сост. П.П.Кучегаш. – Волгоград: Перемена,
1995 . – с.15-16)
Приложение.
Памятка:
1 Научись радоваться каждому дню.
2. Не старайся сделать все и сразу.
3. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
4. Читай книги. Они дают много полезной информации.
5. Цени себя.
6. Веди правильные образ жизни: высыпайся, хорош питайся.
7. Учись вести диалог. Не вступай в драку.