Напоминание

Образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ТНР


Автор: Ежова Валентина Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЗАТО Видяево "Детский сад N 2 "Ёлочка"
Населённый пункт: ЗАТО Видяево Мурманская область
Наименование материала: Тема: «Птицы нашего поселка»
Тема: Образовательный проект с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Ёлочка»

Образовательный проект

(с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет с ТНР)

Тема: «Птицы нашего поселка»

Автор:

Ежова Валентина Вадимовна

Воспитатель высшей квалификационной категории

ЗАТО Видяево

2021 год

1.

Обоснование проекта

Большинство

современных

детей

редко

общается

с

природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего

окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе,

посёлке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья,

травы, насекомые, птиц.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста

играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Работа проектом способствует развитию сотрудничества в логопедической

группе, ведь в нем принимают участие дети, педагоги и родители. Если ребенок

хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих

объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен.

В группе я провела беседы по теме с родителями и детьми. Что они знают

о птицах нашего поселка? Наблюдают ли они за птицами? Помогают ли им?

Поэтому решили организовать и реализовать проект, в котором мы узнаем, какие

птицы обитают на севере Мурманской области, ведь каждый из нас должен

знать, охранять и беречь птиц, поэтому тема нашего проекта является

актуальной. Проект позволит интегрировать знания детей для решения одной

проблемы и применять их на практике. Взаимодействие детей с окружающей

средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт,

который,

в

свою

очередь,

оказывает

весьма существенное

влияние на

формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической

культуры в целом. Дети совместно с взрослыми будут собирать информацию о

птицах Мурманской области, освоят способы получения информации по теме;

научатся отражать свои знания, впечатления в художественно-продуктивной

деятельности (изготовлении книжек-малышек, рисунков, поделок, коллективных

работ), заучивании стихотворений, потешек, загадок.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей

недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают

зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство

заботы о птицах. Следовательно, мы решили в группе реализовать проект

«Птицы нашего поселка». Это позволит расширить и углубить знания детей о

птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам,

осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для

них время года. В совместной работе с родителями необходимо повышать

экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи птицам.

Паспорт проекта:

по целевой направленности – познавательно-исследовательский;

по количеству участников – групповой (дети старшего дошкольного

возраста 5-6 лет с ТНР, родители (законные представители);

по продолжительности – долгосрочный (

01.03.2021г. по 30.10.2021г.);

по характеру контактов - в рамках МБДОУ ЗАТО Видяево «Детский

сад № 2 «Ёлочка».

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет знаний о

птицах своей местности (п. Видяево), их образе жизни, повадках, особенностях.

Задачи:

- расширить представления о мире птиц;

- формировать интерес к совместной познавательной, исследовательской

деятельности детей и взрослых;

- формировать умение изображать птиц в продуктивной деятельности, передавая

их характерные особенности;

- развивать внимание, наблюдательность;

- продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи,

используя модели, схемы;

- обучать детей элементарному планированию;

- способствовать усвоению правил поведения при наблюдении за птицами,

воспитывать желание подкармливать птиц и бережное отношение к природе;

- учить строить высказывания типа рассуждений.

Ожидаемый результат:

-

воспитание

бережного,

эмоционально-доброжелательного

отношения

к

окружающему миру, птицам, которые обитают рядом;

- сформировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе

поисково-познавательной деятельности;

- развитие аналитического и логического типов мышления;

- включение в активный словарный запас научных терминов;

2.

Описание проекта

Особенность проекта «Птицы нашего посёлка» состоит в том, что родители

(законные представители) являлись активными участниками всех мероприятий

совместно с детьми и педагогом. Проект, реализуемый на протяжении 5 месяцев,

предусматривает

несколько

этапов:

подготовительный,

основной,

заключительный.

Цель подготовительного этапа: постановка проблемы и определение цели и

задач проекта. Работа на данном этапе строится по 2 направлениям:

Работа с воспитанниками:

- мониторинг элементарных экологических представлений у детей по

данной теме.

На этом этапе были определены основные направления работы над

проектом. Изучили методический материал, литературу по данной теме.

Обсудили перспективный план работы с детьми.

Работа с родителями:

- анкетирование родителей по теме.

- проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в

проектную деятельность.

Целью основного этапа является реализация намеченных планов.

Оформила методическое планирование по проекту, распределила задания

между родителями (подобрать художественную литературу, организовать

наблюдения за птицами, изготовить книжку о птицах и поделки из овощей).

Подобрала

и

изучила

методическую,

научную

и

художественную

литературу по данной теме. Создала и разработала картотеки дидактических и

подвижных игр по теме проекта.

Организовала выставку детских рисунков и совместных поделок из

природного материала.

Совместно с детьми выпустили стен-газету для

родителей «Птицы нашего края». Провели акцию «Деревья для птиц»,

участвовали в конкурсах.

В

рамках

проекта

«Птицы

нашего

поселка»

в

группе

обновлен

экологический уголок, который включает в себя:

- инструментарий для проведения опытов и наблюдений (лупы, пинцеты, схемы,

карточки, пипетки, камешки, перья);

- макет птичьей столовой; макет лесной полянки;

- различные маски и вырубки по теме: «Птицы»;

- настольно - печатные игры, пазлы, кубики;

- детская художественная литература, энциклопедии, познавательная литература.

Принципы реализации проекта:

Плановость, систематичность, последовательность формирования знаний у

детей;

Тесная

взаимосвязь

теоретических

сведений

с

конкретными

практическими действиями;

Воспитательная ценность знаний и умений;

Поиск согласия в решении главных вопросов;

Осознанная деятельность всех участников педагогического проекта.

Методы и приемы работы:

Практические: постановка задачи, индивидуальная работа, продуктивная

деятельность, анализ работы.

Словесные:

беседа,

вопрос,

объяснение,

пояснение,

обсуждение,

художественное слово.

Наглядные: наблюдение, показ, рассматривание журналов, иллюстраций,

обследование.

Игровые: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, словесные игры.

Формы работы с детьми:

- беседы о птицах;

- чтение художественной литературы;

- игровые упражнения;

- подвижные игры;

- дыхательная гимнастика;

- дидактические игры;

-организация

развивающих

игровых

занятий,

исследовательской

деятельности;

-экскурсии, прогулки.

Формы работы с родителями:

-

организация совместных мероприятий с родителями (привлечение

родителей к поиску художественной литературы о птицах);

- индивидуальные консультации;

родительское собрание;

- совместная работа с детьми (изготовление поделок, самодельных книг).

3 этап. Заключительный

Подведение итогов. Оформление материалов проекта.

Перспективы работы:

В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагога и

родителей

по

формированию

у

детей

знаний,

умений

и

навыков

по

познавательному развитию. Данный проект позволит обогатить представления

детей о птицах и окружающем мире. Совместная работа и благоприятные

условия для успешного развития детей и способствует их гармоничному

развитию. Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом

педагогических кадров.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА:

«Птицы нашего поселка»

Срок проведения: март 2021 – октябрь 2021

п\п

Наименование

мероприятия

Краткое описание

Ответственный

исполнитель

Дата

проведения

1

Установочное

собрание для

родителей

воспитанников

Консультация:

Анкетирование для

родителей.

Воспитатель

Ежова В.В.

Март 2021

4

Обновление и

пополнение уголков

по теме в группе

Создание условий для

организации проекта

в помещении группы

Воспитатель

Ежова В.В.

В течение

работы над

проектом

5

Проведение бесед о

птицах

«Птицы нашего

поселка», «Почему

птицы не улетают в

теплые края»,

«Птичья столовая»,

«Сорока-белобока»

Воспитатель

Ежова В.В.

С 15.03.21 по

28.10.21

6

Слушание птичьих

голосов в записи

Развитие слухового

внимания

Воспитатель

Ежова В.В.

В течение

года

7

Просмотр

мультфильмов,

видеороликов о

птицах

Формирование

представлений о

птицах.

Воспитатель

Ежова В.В.

В течение

года

8

Рисование восковыми

мелками

«Кругленькие птички

Воспитанники

группы

Воспитатель:

Ежова В.В.

23.09.2021

9

Выставка

самодельной книги

Выставка книжек в

группе.

Воспитатель

Ежова В.В.,

С 04.10.21 по

15.10.21

Участники: Смирнова

Маша, Вехов Максим,

Горбань Тимофей,

Александров Кирилл,

Мельниченко Артем,

Пономарева Вика,

Рытяева Лиза,

Прокофьев Ярослав.

родители

группы

8

Экскурсия по

поселку Видяево

Наблюдение за

птицами, подкормка

птиц. Посещение

памятных мест

поселка

Воспитатели:

Ежова В.В.,

Хлебникова

С.Я.

Март,

сентябрь

2021

9

Поделка из овощей

«Птицы нашего

поселка

Совместная работа с

родителями.

Воспитатель

Ежова В.В.,

родители

группы

20.09.21

10

Поделка из

природного

материала «Воробей»

Изготовление птички

из шишек,

пластилина и картона.

Воспитатель

Ежова В.В.

18.05.21

Всероссийская

викторина «Время

знаний» Знатоки

птиц

Рытяева Лиза - 1

место

Руководитель

Ежова В.В.

Октябрь

2021

11

Коллективная работа

«Птичка из кленового

листа» с элементами

аппликации

«Рябинка»

Воспитанники

группы

Воспитатель

Ежова В.В.

06.10.21

12

Лепка «Лебеди

черный и белый»

Развитие мелкой

моторики пальцев рук

Воспитатель

15.09.2021

12

Рисование гуашью

«Сова на дереве»

Воспитанники

группы

Ежова В.В.

27.09.2021

13

Коллективная работа

Воспитанники

Воспитатель:

Октябрь

«Птичье дерево»

группы

Ежова В.В.

2021

14

Экспериментально-

исследовательская

деятельность в уголке

природы

Воспитанники

группы

Воспитатель:

Ежова В.В.

В течение

работы над

проектом

15

Стенгазета

«Фотоотчет

о

проделанной работе»

Педагог

Воспитатель:

Ежова В.В.

Октябрь

2021

16

Подвижные

игры

«Совушка-сова»,

«Догони

голубя»,

«Птички и кошка»,

«Вороны»

Повышение

физической

активности детей.

Воспитатель:

Ежова В.В.

март 2021-

октябрь 2021

17

Пальчиковые

игры

«Тили-тили»,

«Воробей», «Птицы»,

«Сорока-белобока»

Развитие мелкой

моторики пальцев рук

Воспитатель

Ежова В.В.

март 2021-

октябрь 2021

18

Релаксация

(слушание

пения

птиц, самомассаж рук

с помощью счетных

палочек,

птичьих

перьев, орехов)

Формирование

умения расслаблять

все тело или

отдельные его части

Воспитатель

Ежова В.В.

март 2021-

октябрь 2021

19

Открытое

занятие

КВН «Птицы нашего

поселка

Обобщить знания

детей о птицах.

Воспитатель

Ежова В.В.

28.10.2021

20

Размещение

материалов и

результатов проекта

на сайте МБДОУ №2

Воспитатель:

Ежова В.В.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Экскурсия по родному поселку.

У памятника олененку по кличке «Урица», в честь маленьких оленят названа

река, которая протекает в п. Видяево.

Любуемся золотой осенью у Свято-Никольского храма.

Кормим пшеном голубей на площади.

Любовались восхитительными рябинками.

Изготовление поделок из овощей совместно с родителями

Продуктивная деятельность

Поделка из природного материала «Ворона».

Изобразительная деятельность «Сова на дереве».

Коллективная работа «Птички из кленовых листьев

с элементами аппликации «Рябина»

Налеп «Лебеди»

Рисование восковыми мелками «Кругленькие птички»

Стенгазета «Фото-отчет о проделанной работе»

Изготовление книжек о птицах нашего поселка

(совместное творчество детей и родителей)

Экспериментально-исследовательская деятельность в уголке природы.

Дыхательная гимнастика

Этюд «Птички летают»

Дидактическая игра «Птичья столовая»

Приложение 2

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе

«КВН о птицах»

ЦЕЛЬ:

Систематизировать знания детей по теме «Птицы».

ЗАДАЧИ:

1.

Закрепить знания детей о птицах нашего поселка.

2.

Закрепить умение распознавать виды приспособлений птиц к

различному образу жизни.

3.

Развивать наблюдательность, находчивость, сообразительность.

4.

Воспитывать бережное, заботливое отношение к представителям

пернатого мира.

5.

Воспитывать доброжелательность и чувство взаимопомощи.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Художественное

творчество».

ОБОРУДОВАНИЕ: пиктограммы, перья, пинцеты, счетные палочки, карточки

цифр и знаков, тарелочки с кормом для птиц, картинки с изображением птиц.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

1.Знакомство с особенностями образ жизни зимующих и перелетных птиц.

2.Прослушивание записей пения наиболее распространённых птиц.

3.Разучивание пальчиковой гимнастики.

4.Чтение рассказов и стихотворений о птицах.

Вводная часть

(Дети входят в группу под веселую музыку)

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас. Сегодня

мы увидим замечательную игру КВН. Как же расшифровать слово КВН – это

клуб, веселых и находчивых. Ребята, то, что вы веселые я не сомневаюсь, а вот

какие вы находчивые и как много знаете, мы сейчас проверим! Готовы? А КВН у

нас будет не простой, мы отправимся в гости к птицам, которые живут в нашем

поселке и они проверят, что вы знаете и умеете.

Задание № 1. Первое задание от Вороны.

-

Скажите,

что

общего

у

всех

птиц,

чем

они

похожи?

(Ответы детей).

- А чем птицы отличаются? (ответы детей).

Разная среда обитания: болото, лес, поле, луг, село, город, пруд;

размер: большие и маленькие;

клюв:

длинный,

короткий,

маленький,

тупой,

загнутый,

с

мешочком,

сплющенный;

крылья: большие и маленькие;

хвост: большой, маленький, треугольный, ножницами, веером, шлейфом;

лапки: длинные, короткие, с перепонками, коготками;

оперение: белоснежное, пестрое, черное, разноцветное;

питаются: насекомыми, червями, мелкими животными, ягодами, семенами).

(Использовать пиктограммы).

Ведущая: Молодцы, правильно ответили.

Задание № 2. К нам прилетела птичка синичка и принесла перышки, давайте их

рассмотрим. Ведь у птиц есть и второе название: «Пернатые».

Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.

Что отличает их от остальных животных и насекомых. (Перья)

- А вот какие перья интересные, какие разные, предлагаю их исследовать в

нашей лаборатории.

Основная часть.

Опыт №1.

Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое).

Интересно, легкое оно или тяжелое? (дети кладут на одну руку перо, на другую –

камень) легкое.

Опыт №2.

Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно

кружась). - А за счет чего оно легкое? (стержень пустой).

Опыт №3 «Как устроено перо»

Помашите пером, что вы ощущаете? (Воздух) - Когда птица машет крыльями,

перо эластично пружинит, не расцепляя волоски. Эти перья называются

маховые.

Опыт № 5 с молнией и с маховым пером.

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховые (маленькие, пушистые, тоненькие, волоски не сцепленные, стержень

тоненький).

Сравнение перьев.

Накладываем пуховое перо на маховое и сравниваем по величине. Какое

больше?

Затем водим пуховым пером по руке – оно мягкое, пушистое. Как вы думаете,

зачем такое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла, они

находятся на туловище, голове, крыльях, лапах).

- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? «Взвесить» на ладонях,

затем подуть на перья. (Дети дуют – какое из них улетит дальше – пуховое или

маховое?)

Рассмотрим перья при помощи луп.

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение. Исследовав перья в нашей

лаборатории, мы можем сделать вывод. (Оперение птицы состоит из огромного

количества

перьев.

Длинные

перья

крыльев

называют

маховыми.

Они

предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев.

Именно эти крылья поднимают птицу вверх. Хвостовые перья называются

рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в

полете. Мелкие перья – пуховые – расположены под рулевыми и маховыми

перьями. Они согревают птиц. Птицы каждый день заботятся о своих перьях,

тщательно чистят свое оперение, удаляют грязь.)

Физкультурная минутка.

Я пройдусь

шагают

По лесам

руки вверх, пальцы в стороны

Много птичек тут и там

большие пальцы вместе, остальные

пальцы выполняют взмахи

Все летают,

машут руками

Поют,

изображают клюв

Теплые гнезда вьют

делают из двух ладоней гнездо

Задание № 3.

Воспитатель: Пора нам двигаться дальше. Посмотрите, кто же поджидает нас с

третьим заданием. Правильно, это сорока, а как ее еще называют? (сорока-

белобока, сорока стрекотуха и даже сорока-воровка).

Поиграем с сорокой в слова. Хлопните в ладоши, услышав слово, которое ей

подходит. (Летает, плавает, бойкая, красногрудый, длиннохвостая, город,

крякает, стрекотуха, каркает, маленький, белобока.)

Ведущая. Молодцы, ребята. Вы очень внимательные.

Дети садятся за столы.

Задание № 4

В гости к нам прилетела Сова. Ребята, а вы знаете, символом чего является сова?

Правильно, Сова очень мудрая.

Вот она для вас подготовила математические задачи. В корзинках лежат цифры

и знаки. Слушайте, внимательно и запишите решение, в котором будет условие,

вопрос и ответ.

На кормушке сидело 3 воробья, прилетело 2 синицы. Сколько стало птиц?

На кормушке было 6 скворцов, один улетел. Сколько птиц осталось на

кормушке?

Задание № 5

Ребята, а это задание, нам оставила птичка, которая уже улетела из нашего

поселка. Кто же это? Правильно, чайка.

Садитесь за столы, чайка приготовила для вас вот такой интересный инструмент.

Как он называется? Что же он вам напоминает? Правильно, клюв.

А для чего птицам клюв? Для красоты?

С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал

для постройки гнезда и защищаются от врагов. По форме клюва можно

судить, каким кормом питается птица. Птичьи клювы приспособлены для

схватывания и удержания самого разного корма. Загнутый вниз клюв пернатых

хищников удобен для разрывания мяса. Клювы рыбоядных птиц напоминает по

форме пинцет. У зерноядных птиц клюв короткий и крепкий. Им они разбивают

твердые семена.

Возьмите в руки пинцеты. И перенесите, ими палочки с места на место. Палочки,

надо сложить рядом друг с другом.

А теперь, мы оказались у птичьей кормушки. На тарелочках лежат продукты,

которыми мы подкармливаем с вами птичек. Не забывайте, подкармливать

птичек в нашем поселке.

За окном мороз крепчает.

И в заснеженном саду,

Птицам трудно прокормиться.

Дай-ка я им помогу!

Приготовлю угощенье:

Хлебных крошек и крупу,

Даже семечек душистых

Я в кормушку положу.

А на утро, посмотри-ка!

Птицы в гости к нам пришли.

Шустрый воробей, синицы

И красавцы снегири.

Вывод.

В ходе реализации проекта дети и взрослые много узнали о птицах, научились

наблюдать за ними и подкармливать их. Все семьи приняли активное участие в

работе над проектом. Данный проект принес

участникам новые знания,

понимание полезности дела, желание помогать нашим пернатым друзьям.

Перспективы работы:

Развивать познавательные, речевые и социально-коммуникативные навыки

дошкольников в различных видах деятельности;

Продолжать взаимодействие с родителями для обеспечения единства подходов

к воспитанию, образованию и укреплению здоровья дошкольников.

Результаты проекта:

- У детей расширился кругозор знаний о птицах.

- У детей активизировался словарный запас.

- У детей сформированы навыки помощи птицам.

- Дети проявляют гуманное отношение к птицам.

- Дети и родители приняли активное участие в проекте.

Приложение 1

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Уточка»

На волнах качаясь, уточка плывет:

То нырнет, то вынырнет,

Лапками гребет.

(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем

имитировать движения лапок утки в воде.)

Пальчиковая гимнастика «Скворечник».

Кормушка.

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному

пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Сорока.

Сорока-ворона кашку варила,

Гостей манила,

Ребят кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала, Этому дала,

А маленькой Якишке

Досталась малинка.

Полетели, полетели

Шу! На голову сели.

Птички.

Маленькая птичка

Принесла яичко.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим -

Мы яичко отдадим.

(Детям раздаются маленькие шарики, они катают их между ладошками.)

Птички прилетали.

Птички прилетали,

(Пальцами обеих рук производить

движения

вверх-

вниз.Сжать пальцы в кулачок.)

Крыльями махали.

Сели. Посидели

И дальше полетели.

Игра «Птички синички».

(Требуются устойчивые стульчики, в количестве равном количеству детей.)

Ведущий зачитывает слова:

Птички синички по небу летали… (ребята делают вид, что летят)

Птички синички пшено собирали… (ребята присаживаются

и делают

щипательные движения пальцами)

Птички синички на кормушке скакали… (ребята запрыгивают на стулья)

Птички синички там сало клевали… (делают вид, что клюют сало)

Птички синички сильно устали… (подкладывают ладони под голову, делают

вид, что устали)

Птички синички в гнездо улетали… (спрыгивают со стула и летят к ведущему)

Игра «Воробушки».

Предварительно на асфальте чертится круг с помощью мела.

В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки,

которые являются «воробушками». Они запрыгивают в круг и прыгают

внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. «Ворона» старается

поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. Если «воробушка» все-

таки поймали, то он становится ведущим, и игра начинается сначала.

«Улетают – не улетают».

Называть птиц, если назову перелетную птицу – дети «машите крылышками», а

если зимующую – «не машите крылышками».

Игра “Займи скворечник”.

На полу лежат обручи из расчета 1 обруч на 2 ребенка. Звенит бубен, дети

бегают по группе, в это время 1 обруч убирается, с окончанием звуков бубна,

дети занимают скворечники. Игра повторяется 3–4 раза.

Игра «Птичка и кот».

Дети-птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу

«Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.

Игра «Птички».

Птички летели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Подвижная игра «Вороны».

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в

соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-

кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой,

Скачут весело вороны,

«Кар-кар-кар!».

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали,

«Кар-кар-кар».

Только к ночи умолкают,

И все вместе засыпают!

«Кар-кар-кар»

Физминутки:

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это так птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Маленькие птички.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (Машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.

«Птички-невелички».

Ой, летали птички, птички-невелички.

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

(Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели,

Зернышки поели.

Клю, клю, клю, клю,

Клю, Клю, клю, клю.

Как я зернышки люблю!

(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)

Перышки почистим,

Чтобы были чище.

Вот так, вот так,

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)

Прыгаем по веткам,

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

(Прыжки на месте)

А собачка прибежала

И всех птичек распугала.

Кыш – полетели,

На головку сели,

Сели, посидели и опять полетели,

Полетели, полетели,

На животик сели,

Сели, посидели и опять полетели.

Полетели, полетели,

На плечи сели,

Сели, посидели и опять полетели.

Полетели, полетели,

На колени сели…

Сели, посидели и совсем улетели.

(Махи руками. Руки положить на голову. Махи руками. Руки положить на

живот. Махи руками. Руки положить на колени.)

"Снегири".

Вот на ветках, посмотри (хлопки опущенными руками по бокам)

В красных майках снегири, (повороты головой направо-налево)

Распушили перышки, (делать частые потряхивания кистями обеих рук)

Греются на солнышке,

Головой вертят, (головой вправо-влево)

Улететь хотят (бегать, изображать полет птиц).

Кыш!Кыш!Улетели!

За метелью, за метелью.

Приложение 2.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ворона.

Хромая старая ворона

Давно живет в саду моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построила свой дом.

Несу обед собаке в миске –

Она внимательно следит,

Бочком, бочком подходит близко,

Хватает кость и прочь летит.

Лохматый сторож не в обиде

К хромой соседке он привык.

Все понимает пес, все видит,

Но у животных свой язык.

Синица.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Л. Н. Толстой

У Вари был чиж.

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу:

- Пора тебе, чиж, петь.

- Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Наши друзья.

Каждый день, когда встаем,

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетают к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И прожоры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы - снегири.

Все привыкли, не пугливы,

Хоть руками их бери!

К. Д. Ушинский

Уточка.

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруду кувыркаются: широкие

носики в воду прячут, желтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек

стеречь: а они на воду ушли – и старые и малые: как их теперь домой загнать?

Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути, ути-уточки! Прожоры-тараторочки,

носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку

щипать, тину глотать, зобы набивать, - пора вам домой идти! Уточки Васю

послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

Е. Благинина

Прилетайте.

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль – гуль – гуль!

Ворона.

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы.

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь не зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему.

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду, нет его храбрей,

Шустро скачет воробей. (В. Cибирцев)

Воробышки.

На дворе – морозище –

Градусов под сорок,

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принес воробышкам

На тарелки крупки:

- Кушайте, воробышки,

Кушайте, хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

- Воробей ведь маленький,

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки.

Птичка.

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка.

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

Снегири.

Глянь-ка, мама, посмотри,

За окошком снегири.

Синие, красные,

Крылышки атласные.

В окна вьюга бьется.

Холодно без солнца.

Чтобы не было им скучно,

Чтобы не было им грустно,

Может с крошками в кормушки

Положить игрушки!

Зерен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

«Будь смелее, не робей!»

— Приглашает воробей.

Г. Ладонщиков

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

И.Ивенсен.

Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – снегири,

Ярче утренней зари.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, воскресенье

Прилетел гонец весенний –

Путешественник – скворец.

Вот и песенке конец.

Возле леса, на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки-

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

- Киньте крошек воробью

- Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень

- Буду петь вам целый день,

Чик-чирик!

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чил-чив-чил! (Агния Барто)

Переваливаясь важно,

В речку прыгнули отважно

И, о чём-то говоря,

В речке плещутся: КРЯ-КРЯ!

По ночам звучит в лесах

Страшным эхом «ух», да «ах».

Что за странные слова?

Это ухает сова! (В. Cибирцев)

Всю ночь, вздыхая глухо,

Не спит сова-сипуха.

Сипухе не до сна –

Охотница она.

Загадки:

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок.

(Воробей)

Маленький мальчишка

В сером Армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Серый маленький комочек

Чик-чирик! - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждет тебя наш ...

(Воробей)

Чик-чирик!

К зернышкам, прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?

(Воробей)

Что за серый забияка?

Он со всеми лезет в драку!

Как растрепанный злодей

Этот шустрый...

(Воробей)

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают.

– Чик, чирик, – везде свои,

Непоседы...

(Воробьи)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(Сорока)

Всюду я летаю,

Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»?

(Сорока)

Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит ...

(Сорока)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее ...

(Cорока)

Кто летает, кто стрекочет –

Рассказать нам новость хочет?

(Сорока)

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Чернокрылый,

Красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом,

Тут как тут!

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Cнегири)

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!»

(Синица)

Всю ночь летает - мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.

(Сова)

Эта птица тёмной ночкой

Точит клюв и коготочки,

А потом на серых мышек

Сверху падает, как с крыши,

Глазки ярче светофора

Так пугают в эту пору!

(Сова)

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает ...

(Сова)

Кошка есть в лесу у нас:

Грозный клюв, огромный глаз,

Острый слух и цепкий коготь.

Побоюсь её я трогать.

(Сова)

Днем спит, ночью летает.

(Сова)

Что ни скажешь этой птице,

Непременно согласится!

(Сова)

Когда светло, прячусь в дупло.

Ночью летаю, мышей пугаю.

(Филин, сова)

Лесные координаты

Домика пернатых:

Где густые ветки

И птенчики - детки.

(Гнездо)

Птичка дом себе вила,

В клюве веточку несла.

Там, где курочка гуляла,

Три пушиночки нашла.

Хлев овечий обошла –

Две соломинки нашла.

Получился дом отличный,

Можно отложить яички.

Где появятся птенцы?

Вам известно? … Молодцы!

(Гнездо)

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Наблюдение за сорокой.

Цели:

- пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке;

- учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает;

- воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу-

Всюду я летаю,

Все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «лесной газетой»? (Сорока)

Что это за птица, как она выглядит?

Вьет ли сорока гнезда, зачем?

Какие заботы у птицы весною?

Как они берегут свое потомство?

Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча)

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие птицы прилетают к нам на участок?

Как вы им помогаете?

Какого они размера?

Какую пользу приносят птицы?

Какая у них окраска?

Чем питаются?

Какие изменения в жизни птиц происходят весной?

Как птицы заботятся о своем потомстве?

Каких птиц вы еще знаете?

Наблюдение за синичкой.

Задачи:

формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них;

учить узнавать их по внешнему виду.

Ход наблюдения:

Зерен хочется синице,

Но в кормушку сесть боится.

«Будь смелее, не робей!»

-Приглашает воробей. Г. Ладонщиков

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит синичка?

Как передвигается и чем питается?

Где зимует синичка?

Как она кричит?

Как человек заботится о ней?

Почему синичка осталась на зимовку?

Наблюдение за воробьем.

Задачи:

продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой

птице воробье;

обогащать словарный запас художественным словом о воробье;

активизировать внимание и память;

учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.

Ход наблюдения:

В канаве с водою талой

Плещется воробей,

У темной ольхи я встала,

Смотрю из-за голых ветвей.

Как беззаботный мальчишка,

С головкой он хочет нырнуть...

Задорный, лихой воробьишка

- Боюсь я его спугнуть.

Забыл он и голод, и стужу,

Забыл, как поземка мела.

Он рад нынче солнечной луже

И каплям скупого тепла!

Воспитатель задает детям вопросы.

Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?

Где любят жить воробьи - в лесу или по соседству с человеком? Почему?

Кого боятся воробьи?

Чем они питаются весной?

Как люди должны заботиться о птицах?

Наблюдение за снегирем.

Задачи:

формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;

знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

Чем питается снегирь?

Где зимует?

Как человек заботится о нем?

Каждый год я к вам лечу -

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает - это к оттепели.

Наблюдение за зимующими птицами.

Задачи:

закреплять знания о зимующих птицах;

формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Ход наблюдения:

Воспитатель задает детям вопросы.

Каких птиц называют зимующими?

Чем они питаются?

Каких зимующих птиц вы знаете?

Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Как человек может помочь зимующим птицам?

Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят

корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися

насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от

холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам - синичкам дают

несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Результативность проекта:

В реализации проектной деятельности дети научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и

воспитателем,

путём

простого

наблюдения,

элементарного

анализа

действительности. Дети усваивают всё прочно и надолго, когда слышат, видят и

делают сами. Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной,

познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для

него

более

широкие

общественные

контакты,

чем

это

возможно,

при

традиционных формах занятий. Результаты проекта получили высокую оценку и

одобрение.

Список литературы:

1.

Анищенкова

ЕС.

Пальчиковая

гимнастика

для

развития

речи

дошкольников. М.,2006

2.

Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника.

М.,20163

3.

Гулидова Т. В. «Проектная деятельность в детском саду». Волгоград.,

2012

4.

Гуськова А.А. Обучаем дошкольников пересказыванию М.,2017

5.

Гуцал И.Ю., Мищенко Г.В. Познавательные путешествия для детей 5-7

лет. Издательство «ТЦ Сфера» 2017

6.

Зимующие птицы: 16 демонстрационных карточек М., 2017

7.

Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., 2014

8.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и

развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР. М., 2010

9.

Михеева А. Развиваем внимание и память, путешествуя по лесу.

Ярославль, 2017.

10.Невская В.П. Речевые игры и упражнения. М., 2017

11.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и

птицы. Айрис Пресс. М., 2010

12.Птицы России. М., 2016

10.Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7

лет». М.,2008

11.Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей

с ОНР. М. 2013

12. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игрыМ.,2008

13. Шорыгина Т.А. Беседы о птицах с детьми 5-8 лет. М., 2017



В раздел образования