Напоминание

К вопросу о развитии творческих способностей при обучении иностранному языку


Автор: Бочкина Ксения Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №31
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о развитии творческих способностей при обучении иностранному языку
Раздел: среднее образование





Назад




К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества

человека, которые определяют успешность выполнения им творческой

деятельности различного рода; процесс творчества связан с особым видом

мышления – дивергентное мышление, интегрирующее сплав различных

качеств

человека:

беглость,

гибкость

мысли,

оригинальность,

любознательность, смелость и точность.

Наследственность не является

важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой

степени творческие предпосылки ребенка превратятся в творческий характер,

зависит больше от влияния родителей и других взрослых.

Выполняя задачи по воспитанию творческой, свободной, образованной,

культурной и активной личности, можно рассматривать уроки иностранного

языка, как часть единой образовательной программы, которая помогает

учащимся совершенствовать уровень их практических навыков, расширяет

их кругозор, развивает их творческие способности.

Для классификации способностей используются разные критерии.

Так,

различают

сенсомоторные,

перцептивные,

мнемические,

имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности.

Также

способности могут быть квалифицированы как научные

(математические,

лингвистические,

гуманитарные);

творческие

(музыкальные, литературные, художественные); инженерные - основные

показатели творческих способностей (Дж. Гилфорд): оригинальность -

способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

семантическая гибкость - способность выделять функцию объекта и

предложить его новое использование; образная адаптивная гибкость -

способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем

новые

признаки

и

возможности

для

использования;

семантическая

спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в

нерегламентированной ситуации.

Основные

показатели

творческих

способностей

(Е.П.

Торренс):

беглость и гибкость мысли; оригинальность (способность к генерации идей,

отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений);

любознательность (способность удивляться, любопытство и открытость ко

всему новому); смелость и точность.

Для успешного овладения творчеством необходимы способности.

Способность определяется В.Д. Шадриковым как свойство функциональных

систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют

индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и

качественном своеобразии освоения деятельности. Индивидуальная мера

выраженности

способностей

оценивается

на

основе

параметров

производительности, качества и надежности деятельности [4, c. 41].

В современном мире творчество выступает важнейшим компонентом и

необходимым условием общественного прогресса и рассматривается с

философских, педагогических, психологических позиций в тесной связи с

процессом формирования и развития личности. Множество технических

нововведений и большой объём информации актуализируют проблему

развития творческого потенциала детей в воспитательной практике школ. В

связи с этим важное значение приобретает проблема развития творческой

активности учащихся. Наиболее благоприятным периодом для формирования

данного показателя является младший школьный возраст [1, c. 338].

С точки зрения рассмотрения педагогических особенностей, важную роль в

развитии творческих способностей играет

специально

организованная

творческая

деятельность,

заключающая

в

себе

цель,

задачи,

последовательность и контроль со стороны преподавателя.

Чтобы мотивировать учащихся на обучение иностранному языку

поможет творческий подход к подаче урока или конкретного упражнения, с

использованием

имитационных

и

ролевых

игр,

создание

творческих

продуктов.

Например, сочиняя стихотворения у ребенка не только формируются

творческие способности, но и хорошо усваивается лексический материал по

теме, а также грамматика.

Обладая огромным развивающим потенциалом, занятия иностранного

языка, направленные на развитие творческих способностей, очень нравятся

детям, что способствует высокой мотивации детей.

Список использованных источников

1.

Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества / Г.С. Батищев. -

СПб: РХГИ, 2016. - 464 с.

2.

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : учеб, пособие

для студ. высш. учеб, заведений. - М. : Издательский центр «Академия»,

2004. – 86с.

3.

Казакова,

Т.Г.

Теория

и

методика

развития

детского

изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М. : Владос, 2006. –

256 с. 9

4.

Константинова, Л.Б. Развитие творческих способностей младших

школьников / Л.Б. Константинова // Начальная школа. – 2000 - № 7. -

С.66-71.

5.

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2002. –

509с.

6.

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник. - М. :

Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. – 374с.

7.

Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления [Текст] /

Я.А. Пономарев. – М. : АПН РСФСР, 1960. – 457 с. 19

8.

Холл Ст.Г. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и

заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике. М.: Либроком,

2013. – 452с.



В раздел образования