Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"


Автор: Дзгоева Бэлла Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: г.Владикавказ,РСО-Алания
Наименование материала: доклад
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовила учитель географии

МБОУ СОШ№18

Дзгоева Бэлла Борисовна

Владикавказ,2016-2017 год

1

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и

социального благополучия человека, а не только отсутствие у него

болезней и физических дефектов.

(Устав Всемирной организации здравоохранения)

Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его

уравновешенностью

с

окружающей

средой

и

отсутствием

каких-либо

болезненных

изменений.

Здоровье

человека

определяется

комплексом

биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов;

последние имеют важное значение в поддержании состояния здоровья, но

также и в возникновении и развитии болезни. Здоровье общества в целом,

здоровье каждого человека в отдельности, сохранение и укрепление здоровья

детей должно стать самой насущной национальной идеей нашего государства,

если оно понимает, что именно от этого зависит экономическое и социальное

здоровье

страны,

которая

собирается

стремиться

к

полному

своему

благополучию.

Но, к сожалению, здоровье школьников (как собственно и педагогов) в

последние годы оставляет желать лучшего. В школе ребенок проводит 70%

времени бодрствования в течение многих лет обучения. Ученые утверждают,

что на здоровье ученика воздействуют следующие факторы:

2

В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема

сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-

прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в

оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья

школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня формирование

здоровьесберегающей среды обучения.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков

имеет исключительное значение для любого учителя, и учителя географии в

том числе. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем

обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности

учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и

имеет прямое отношение к обучению.

Среди главных компонентов сохранения здоровья школьников мною, как

учителем уже много лет работающем в школе, используется следующее:

1.

Создание

комфортных,

отвечающих

гигиеническим

и

санитарным

нормам условий для проведения уроков и внеклассных мероприятий,

ежедневная

уборка

помещения

и

кабинета,

соблюдение

режима

проветривания.

2.

Правильная, соответствующая нормам организация урока.

3.

Продуманное сочетание видов учебной деятельности, обеспечивающее

комфортный для здоровья режим и темп работы, без переутомления.

4.

Физкультминутки и паузы для отдыха глаз.

5.

Пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение,

напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что

способствует развитию речи),

6.

Дыхательная

гимнастика

(помогает

повысить

возбудимость

коры

больших полушарий мозга, активизировать детей)

7.

Забота об осанке школьников при посадке, возможности смены позы.

8.

Чередование способов и методов преподавания.

9.

Мотивация учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья.

3

10.

Применение нетрадиционных учебных ситуаций и игр.

11.

Игра,

игровые

моменты

(преобладающая

форма

деятельности

у

школьников в 5-7 классе, через которую учащийся познает мир, учится

анализировать, обобщать, сравнивать).

12.

Оптимальный темп ведения урока для каждого отдельно взятого класса.

13.

Подача

материала

наиболее

доступным

рациональным

способом

(предполагает воздействие на все каналы).

14.

Нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе при

проведении определенных видов уроков.

15.

Чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих

плоскостей.

16.

Учет времени при проведении проверочных и практических работ (нужно

помнить о том, что разным по темпераменту детям нужно разное

количество времени на выполнение одного и того же задания).

17.

Разумное использование ТСО и компьютерных технологий (при строгом

соблюдении технических, временных и санитарных норм!).

18.

Музыкальное сопровождение, слайды природы как элементы релаксации

в итоговых элементах уроков.

19.

Предусматривание возможности разных оздоровительных моментов на

уроке.

20.

Психологически комфортная рабочая обстановка на уроке, создание

ситуации поддержки и успеха.

21.

Эмоциональные

элементы

внутри

урока,

позволяющие

ученикам

чувствовать доброжелательное к ним отношение, взаимодействие без

принуждения.

22.

Система классных часов и отдельных уроков народной мудрости и

высказываний о здоровье, мини-уроков-проектов, рассказывающих о

заботе о здоровье, здоровом питании и здоровом образе жизни в разных

странах мира, у народов нашей страны.

4

23.Проведение отдельных уроков (по сезонам годам, играм на свежем

отдыхе…) с выходом на природу.

24.Пропаганда закаливания, занятий физкультурой и спортом. Рассказы о

том, как заботятся о своем здоровье выдающиеся спортсмены в различных

странах.

25. Работа с родителями с пропагандой правильной организации выполнения

домашних заданий (без переутомления, без напряжения глаз) по географии в

целом и при работе с картой, атласом, контурными картами в особенности.

26.Беседы и встречи с медицинским работником школы с целью выяснения

состояния здоровья школьников в конкретных классах и возможной помощи в

их здоровом обучении.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только

медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Очень большую

группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В

процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть

жить в условиях ограниченной свободы и очень нуждаются в понимании и

конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из самых разрушающих

факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система

организации образовательного процесса и проведения уроков. По данным

исследований

психологов

уровень

тревожности

и

негативных

эмоций

значительно превышает норму, то есть, почти 60% учащихся постоянно или

часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся

показатели психологического здоровья учащихся.

На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина,

усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в

формировании особой, щадящей эмоционально благополучной среды, где

учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается

квалифицированная педагогическая поддержка. В данном направлении особое

значение имеет умение учителя на уроке географии, который непрост для очень

многих, преодолеть страх у детей перед неудачами, расположить к себе, создать

5

атмосферу взаимопонимания и настроя на долгую кропотливую, но интересную

работу по изучению предмета.

Здоровьесбережение реализуется также через оптимизацию содержания и

целенаправленной организации урока. Интересны и эффективны методы

позитивной

психологической

поддержки

ученика

на

уроке,

учет

индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к

детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к

изучению предмета, и также принцип двигательной активности на уроке.

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих

положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и

доброжелательное отношение к окружающим, может измениться микроклимат

на уроке. Атмосфера на уроках становится более благоприятной для обучения и

для межличностного общения.

На уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей

ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Чтобы не

перегрузить

ученика

дополнительный

материал

подбирается

с

учетом

увлечений ученика. Двигательная активность учеников на уроке (он может

работать за партой, у доски, у компьютера, за столом с карточками, с

магнитной доской и т.д.) способствует лучшему овладению языковым

материалам, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Например:

Примеры стихотворений о здоровье (которые дети легко и эмоционально

воспринимают)

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не лениться –

6

На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

С ними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты -

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай, к врачу тебе пора.

Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,

В них и спрятаны секреты,

Как здоровье сохранить.

Научись его ценить!

Хорошо здоровым быть,

Надо сока больше пить!

Гамбургер забросить в урну,

А купаться в речке бурной.

Закаляться, обливаться,

Физкультурой заниматься.

И болезней не боясь,

В теплом дому не таясь,

По Земле гулять свободно

Красоте дивясь природной!

Вот тогда прекрасно жить

ЗдОрово здоровым быть!

7

Существуют

виды

компьютерных

программ

в

обучении

географии.

Учебные, Тренажеры, демонстрационные, моделирующие, информационно-

справочные, мультимедиа-учебники ,контролирующие

Например:

Информационно-справочные

-

предназначены

для

вывода

необходимой

информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. Однако

компьютеризация образования и досуговая деятельность детей имеет ряд

негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на

здоровье. Во первых, это возрастание зрительной нагрузки. Так, после

традиционных занятий общее утомление наблюдалось у 19% учащихся, тогда

как после занятий с компьютером - у 24,2%. Для снятия статистического и

нервно-

эмоционального

напряжения

можно

использовать

физические

упражнения, игровые сюжеты.

1.Упражнение со зрительными метками.

В классе заранее подвешиваются картинки, чтобы они имели определённую

логическую связь. Например, размещаем волны под кораблик. Можно

использовать

при

изучении

и

закреплении

темы

«Гидросфера».

Методика проведения.

1.

Проводится стоя.

2.

По команде преподавателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз

прослеживать движение волн под кораблик. Чередовать четные и не

четные номера.

3.

Преподаватель рекомендует переводить взор с одной метки на другую

под счет 1-4.

4.

Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый

раз

останавливать

взгляд.

Можно

направлять

взор

ребенка

последовательно, а можно в случайном порядке.

5.

Скорость перевода взора не должна быть очень большой. Переводить

взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12

фиксаций глаз.

8

6.

Преподаватель должен следить за тем, чтобы дети не поворачивали

голову, во время выполнения упражнения.

2.Упражнение со зрительными метками и поворотами головы.

Выполняется, так же как и предыдущее, но с поворотом головы. Игровым

объектом может служить, например, материк, на котором надо

разместить географические объекты.

Методика выполнения упражнения.

1.

Выполняется стоя.

2.

Объясняется задача: вот материк, на котором необходимо разместить

географические объекты.

3.

Соблюдается следующее условия: стоять прямо, не сдвигая с мест ног,

поворачивая одну голову, найти географический объект и назвать его.

4.

Темп выполнения произвольный.

5.

Продолжительность 1 минута.

2. Проблема умственного развития учащихся является одной из

актуальных в школьном образовании . Однако и в рамках традиционной

системы обучения учитель , используя и внедряя современные

педагогические технологии, получает возможность разнообразить формы

и методы обучения., т.е в данном случае можно говорить о развивающем

обучении. Учитель преподносит учащимся не только готовые знания, а

организует умственную деятельность детей, направленную на получение

новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач.

Значительная роль отводится различным средствам наглядности,

благодаря которым учитель организует деятельность своих учеников,

которые становятся активными субъектами образовательного процесса.

Другим важным условием организации и использования современных

педагогических технологий является охрана здоровья детей.

Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья

детского контингента населения страны ставят перед органами

управления образованием, администрациями школ, научными

учреждениями проблему поиска новых, более совершенных, доступных и

эффективных форм и методов работы, при которых образование будет

способствовать формированию здоровья, а не его потере. В настоящее

время основной причиной снижения уровня здоровья населения и в

особенности детей являются утрата многих общечеловеческих

культурных ценностей и приоритетов(в частности, ценности и

уникальности человеческой жизни). Кроме того, проблема здоровья

9

подрастающего поколения связана с социально – экономической

нестабильностью, разрушением межнациональных, межкультурных

связей, хроническим стрессом и переутомлением. Как же решить данную

проблему .

3.Умственная работоспособность детей.

Под работоспособность понимается способность человека развить

максимум энергии и достичь поставленной цели при качественном

выполнении умственной или физической работы. Концентрация

внимания учащихся среднего и старшего звена наблюдается в течение

первых 20-25минут, после чего оно снижается, равно как и

работоспособность. В середине урока целесообразно включать

динамическую паузу. Чередование видов деятельности в течение урока –

необходимое условие. Возможно проведение физкультминутки,

упражнений, например, на развитие логического мышления,

сопровождающееся двигательной активностью, или упражнение,

направленное на закрепление или повторение учебного материала

Напряженная работа без отдыха, без перерывов не может долго быть

эффективной. Что же необходимо предпринять на уроке, чтобы за

короткий период времени дать возможность ученикам отдохнуть.

4.Упражнения, которые снимают утомление с плечевого пояса:

1.

Стоя или сидя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх, 2-

переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно

опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.

2.

Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- локти свести

вперед,

голову

наклонить

вперед,

3-4-

локти

назад,

прогнуться.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти

кистями.

5. Упражнение для мобилизации внимания

И.П.- стоя, руки вдоль туловища, 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на

пояс, 3- правую руку на плечо, 5- правую руку вверх, 6- левую руку вверх, 7-8-

хлопки руками над головой, 9- опустить левую руку на плечо, 10- правую руку

10

на плечо, 11- левую руку на пояс, 12- правую руку на пояс, 13-14-хлопки

руками по бедрам. Темп: 1 раз медленный, 2-3 средний, 4-5 быстрый, 6

медленный.

По кабинету размещаются понятия, задача выстроить «волну - понятий»,

которые могут иметь логическую связь, тем самым задание усложняется, так

как ученики должны принять правильное решение, какое понятие выбрать

следующим, или понятия никак не связанные друг с другом, уч-ся находят и

помещают их на доску. Для такой работы лучше использовать плавные, гибкие

линии, так как они зрительно воспринимаются лучше, меньше способствуют

усталости глаз, и выполняя это упражнения ученики получают возможность, в

период наибольшего снижения работоспособности, перейти к двигательной

активности, т. е. таким образом, происходит смена видов деятельности.

Например,

при

изучении

темы

«Климат

России»

составляется

список

следующих понятий: климатический пояс, атмосферный фронт, циклон,

антициклон, осадки, суммарная радиация, устье, литосферная плита, паводок.

Задание: выбрать понятия по данной теме и дать определение. Карточка с

термином крепится на доску, таким образом, выстраивается «волна-понятий».

Аналогичные задания можно совместить с работой по физической карте. На

доске размещается «волна» с названием географических объектов, например по

теме «Рельеф России». Задача заключается в следующем: выбрать любую

карточку

и

показать

размещение

формы

рельефа

на

карте.

6. Цветовое сопровождение урока.

Цвет в воздействии на взрослых играет важную роль, оказывая на них

психологическое, а иногда и физиологическое влияние, то позволительно

думать, что его роль еще больше важна в воздействии на детей, чей ум более

восприимчив, а воображение более импульсивно. Ведь правильно и четко

организованное пространство не только влияет на настроение ребенка, но и на

его физическое состояние, воспитывает самостоятельность и уверенность в

своих действиях. Влияние света и цвета не случайны, а подчиняются

вселенским гармоническим законам, законам человеческого бытия. Цвета

влияют на организм человека, на его нервную система и сферу эмоций. Они

делятся на:

1. биологически активные

оказывающие возбуждающее действие на

организм,- красный, оранжевый, желтый;

11

2.биологически пассивные, угнетающе действующие на нервную систему,-

синий, голубой, фиолетовый.

Физиологическое

воздействие

цветов

можно

свести

к

следующему:

Красный - проникающий тепловой, увеличивает мускульное напряжение, а

следовательно,

кровяное давление и ритм дыхания.

Желтый -

тонизирующий,

стимулирует

зрение,

успокаивает

слишком

возбужденное состояние, стимулирует мозг, активизирует умственную работу.

Зеленый - успокаивает, дает некоторый отдых уму, пробуждает терпение .

Фиолетовый - действует угнетающе влияет на нервную систему, на сердце,

легкие и кровеносные сосуды.

Коричневый

-

успокаивает,

вызывает

депрессию

и

печаль,

усыпляет, притупляет эмоции.

Голубой

-

снижает

мускульное

напряжение

и

кровяное

давление, успокаивает пульс и снижает ритм дыхания. При помощи цвета

можно доносить до детей необходимую информацию. Какое место может

занимать цвет на уроке географии? Это использование цветовой гаммы, для

определения настроения в начале и в конце урока.

Цифра 1 характеризует настроение в начале урока, цифра 2 настроение в

конце урока. Основными являются: синий - символизирует спокойствие,

удовлетворенность, зеленый - символизирует настойчивость, самоуверенность,

12

упрямство, красный - символизирует силу воли, активность, агрессивность,

желтый - стремление к общению, любознательность, весёлость,

оригинальность.

Так как четыре основных цвета определяют потребность в удовлетворенности и

привязанности, потребность в самоутверждении, действовать и добиваться

успеха, поэтому они имеют особое значение. Дополнительные цвета:

фиолетовый, коричневый, черный, серый, символизируют негативные

тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

Способность теплых цветов «выступать», бросаться в глаза позволяет

использовать их в качестве сигналов, например для проведения

физкультминутки. По кабинету размещаются «сигнальные знаки» (круги:

красный, желтый, коричневый, зеленый), по заданию учителя учащиеся

находят их. Данное упражнение выполняется стоя, через 25 минут после начало

урока, именно в этот период начинается снижение работоспособности

учащихся, поэтому важно дать минуту для отдыха.

Цвета можно использовать при проверке заданий. Например, дается ряд

терминов, каждому соответствует определенный цвет. Учитель читает

определение, учащиеся поднимают цветовую карточку верного ответа.

Список понятий: циклон, водораздел Определения: 1. Временно пересохшие

русла рек. 2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

Относительно устойчивый участок земной коры. 4. Атмосферный вихрь с

высоким атмосферным давление в центре. 5. Граница между двумя речными

бассейнами.

Карточки для ответа:

Музыка на уроках географии.

Среди вспомогательных средств общения, самым действенным и

организующим является использование музыки. Восприятие музыки не требует

предварительной подготовки и доступно детям. В.М. Бехтерев считал, что с

помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности

нервной системы, умерить слишком возбужденные темпераменты и

13

раскрепостить других детей.

Задания, сопровождаемые музыкой, помогают вовлекать, активизировать и

пробуждать интерес к деятельности вообще. С помощью музыки возможно

снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков

адекватного поведения, войти в нужное эмоциональное состояние. Так,

лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти,

ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение

возбуждения, подвижное и неспокойное поведение. Интересные выводы

сделали канадские ученые: «Человеческий организм зависит от

биологических ритмов природы. Классическая музыка совпадает с ними.

Произведения Баха, Вивальди, Моцарта, имея идеальный ритм-60 ударов

в минуту, резонируют с биением сердца. Такая музыка раскрепощает и

исцеляет человека».

мелодия

Оздоровительный эффект

Музыка Чайковского, Пахмутовой.

Снимает нервозность,

раздражительность

«Полонез» Огинского

Снимает головную боль и невроз

Музыка Грига

Нормализует сон и работу мозга

«Утро» Грига, «Времена года»

Чайковского

Профилактика утомляемости.

Музыка Моцарта

Способствует развитию умственных

способностей у детей.

14

На уроках географии музыка может быть использована при изучении

различных тем, выполнении самостоятельных заданий, творческих работ. Для

этого необходимо определить, в какой части урока и при выполнении, какого

задания необходима музыка. Произведение подбираться в соответствии с

целями и задачами выполняемой работы, музыка должна помочь учащимся

проявить свои творческие способности, настраивать на определенный

эмоциональный лад.

При изучении темы «Ветер» 6кл., учащимся предлагается следующая работа:

нарисовать, на альбомном листе используя краски, как вы представляете себе

ветер, выполнение задания сопровождается музыкальным произведением

Свиридова к повести Пушкина «Метель». На выполнение отводится 2-

3минуты.

При изучении темы «Горы суши»: изобразить пейзаж гор, предложить

музыкальное произведение Грига, которое помогает учащимся настроиться на

нужный эмоциональный лад. На уроках могут быть использованы следующие

музыкальные произведения:

1. Волшебная флейта Стефана.

2.Пение птиц и классика.

3.Звуки природы (Утренний ручей. Вечерний ручей).

4. Жан Мишель Жар. Подводный мир.

5. Очарованный соловей.

6. Поль Мориа (Шуберт, Моцарт, Бах).

7. Жан Мишель Жар (инструментальная музыка для отдыха).

8. Прогулка по лесу.

9. Моцарт - Ночная серенада.

10. Чайковский «Щелкунчик».

11. Григ «Пер Гюнт».

12. Бетховен - Лунная соната и ряд других произведений, по усмотрению

учителя.

В 6-8 классах музыка используется при работе с игровым полем, которое

15

выполняется на листе ватмана, это может быть пейзаж природы или моря. На

поле размещаются соответствующие объекты природы, содержащие различные

вопросы. Учащиеся выходят к доске и выбирают любой вопрос, музыка,

которая может быть использована: «Голоса леса», «Звуки природы», «Шум

моря» и др. Задание выполняется в течение 5-8 минут. Данную работу можно

проводить в период наибольшей утомляемости учащихся на уроке, т.ж. в

начале урока для проверки домашнего задания, в конце урока в качестве

закрепления пройденного материала.

Значение релаксации

Методы релаксации- это один из эффективных способов снятия нервного

напряжения. Они играют важную роль в улучшении здоровья. В использовании

приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в

состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной, медленной

музыки:1 этап. Сесть удобно и расслабиться.

2 этап. Прочувствовать и осмотреть все свое тело медленным взором, вызывая

чувство тепла, покоя и последовательно осмотрев все его части: голову, руки,

ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.

3 этап. Ощущение приятного покоя, тепла, удовольствия, комфорта от

расслабленного тела. Затем следует основной текст.

Представьте себе полянку, на которой растет мягкая травка-муравка,

вы лежите на ней, как на перине, над вами склоняет голову полевой

цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза

закрыты и вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб,

щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку…вам хорошо,

приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы

чудесно отдохнули.

Все вы - воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и

вы становитесь, все легче, поднимаетесь все выше и выше. Веревочка

оторвалась, и вы летите туда, куда дует теплый ласковый ветерок. Вам

легко, спокойно, хорошо, вы видите сверху полянки, ручейки, домики… Но

вот пришла пора возвращаться домой… Вы снова в этой комнате…

Потянулись и на счет «три» открыли глаза.

Закройте глаза и представьте, что вы - цветочек, который ещё не

распустил свои лепестки. Но вот лепестки начинают раскрываться,

16

цветок медленно-медленно распускается…и совсем раскрылся. Лепестки

тянутся к солнышку, потянулись, потянулись…Откройте глаза.

Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.

Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки.

Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах.

Представьте себе, как приятно вам видеть его.

В уроке географии взаимодействуют все основные элементы учебно-

воспитательного процесса: цели и содержание, средства, методы и формы

организации обучения. От, того насколько правильно учитель определил

цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать

адекватные ему методы и средства обучения, зависит качество обучения,

успешность достижения конечных результатов. Современные уроки

отличаются большим разнообразием форм организации обучения –

семинары, лекции, игры, использование интеграций с другими

предметами, работа с опорными конспектами. Из всего многообразия

педагогических технологий необходимо использовать те методы, которые

соответствуют изучаемому содержанию, позволяют так организовать

познавательную деятельность школьников на уроке, что

запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе,

необходимо выбирать такие формы и средства, которые будут

способствовать развитию интереса школьников к изучению в целом и к

предмету географии в частности, объективная оценка результатов

деятельности школьников на уроке, опирается на достижение

планируемого результата, на уроке необходимо стремиться создавать

доброжелательную деловую атмосферу, обеспечивая сотрудничество, на

уровне учитель- ученик, ученик- учитель. При выборе типа урока, при

планировании способов изучения и закрепления материала необходимо

учитывать уровень подготовки учащихся. Не только ориентация на

среднего ученика, но и постоянное внимание к сильным и слабым

позволит обеспечить достижение всеми школьниками планируемых

результатов обучения. Желательно предусмотреть сочетание различных

видов и уровней деятельности, обучение учащихся развернутым ответам,

работа в группе, различные виды работы с тексом учебника, умение

делать самостоятельно выводы, принимать решения, уметь отстаивать

свою точку зрения. Такой подход к организации урока поможет

обеспечить рациональное использование учебного времени и

нормальную учебную нагрузку в школе и дома.

Необходимость педагогически грамотно думать и заботиться о состоянии

здоровья школьников, обусловлена тем, что здоровье формируется в детстве.

Здоровье, сформированное в период роста и развития организма детей и

подростков, в значительной степени определяет состояние и

17

продолжительность жизни взрослого человека. В хорошем здоровье

подрастающего поколения заинтересованы все – и сами дети, и родители, и

учителя, и врачи, и, безусловно, всем вместе нужно приложить максимум

усилий для его сохранения и укрепления.

Список используемой литературы.

1.Баранов А.С. О возможности использования средств MS Office в обучении

географии. Журнал .География в школе № 7\ 2003 г.

2.Бойко А.Ф. Не ждите первого зврнка. Издательство «ВАГРИУС»

3.Душина

И.В.

Педагогические

технологии

обучения

географии.

Журнал .География в школе № 3\ 2001г.

4.Ефименко Н.Н, Ефименко Т.Г. Цветовое сопровождение.

5.Концепция формирования здоровьесберегающей деятельности. М.Л. Лазарев.

Образование и общество.

6.Майорова И.П, Чепурных Е.Е, Шурухт С.М. Обучение жизненно важным

навыкам в школе.

7.Митрофанова Ю.В. Образовательные Интернет – проекты в приобретении

опыта творческой деятельности. Журнал География в школе №1\2005г.

8.Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. Составитель

Дубровина О.Р.

9.Степанова М.И. Охрана здоровья детей. Как обеспечить безопасное общение

детей с компьютером. Журнал Вестник образования, ноябрь 2003г.

10.Федорова М.З, Кучменко В.С, Лукина Т.П. Экология человека. Культура

здоровья. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных

учреждений.

11.Чистякова М.И. Психогимнастика. Просвещение, 1990

18



В раздел образования