Авторы: Пушкарская Елена Владимировна, Бикмухаметова Чулпан Минхановна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат 17
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
(Из опыта работы)
Образование и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья
является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования
Российской Федерации.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты - это переход
от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению
индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели
образования трансформируются в требования к результатам обучения, которые, в свою
очередь, оцениваются через достижение метапредметных и личностных результатов, в
том числе, через защиту итоговых проектов и создание портфолио учащегося,
свидетельствующего о динамике индивидуальных достижений.
В своей статье хотелось бы поделиться опытом работы по проведению и
созданию виртуальных экскурсий в рамках образовательного учреждения, где
обучаются
дети
с
ОВЗ.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от
реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов
(музеи, парки, улицы городов) с целью создания условий для самостоятельного
наблюдения, сбора необходимых фактов.
Виртуальная
экскурсия
является
одним
из
вариантов
применения
информационных технологий, а также новый вид экскурсий, который на сегодняшний
день актуален и очень активно развивается. Виртуальные экскурсии для школьников -
это поистине уникальный формат проведения, а также максимально познавательный.
Создание виртуальных экскурсий дает возможность учащимся на практике
получить результаты не только в предметных и метапредметных областях основных
образовательных
программ,
но
и
добиться
результатов
в
освоении
и
междисциплинарных программ, а в отношении детей с ограниченными возможностями
здоровья расширить рамки образовательного пространства.
Работа по организации и проведению виртуальных экскурсий позволяет не
только преодолеть социальную изоляцию, расширяет возможности взаимодействия со
1
сверстниками для детей с ОВЗ, но и является существенным условием для позитивных
изменений в развитии детей с ОВЗ, совершенствования их способности к обучению.
Форма представления учебных материалов в виде виртуальных экскурсий
помогает не только в целом взглянуть на уже накопленный опыт, но и расширить сферу
взаимодействия с обучающимися, включает в совместную учебную деятельность
учащихся с учетом их интересов и возможностей , в том числе и по состоянию
здоровья.
Виртуальную экскурсию следует рассматривать как важный ̆ компонент , делающий
образовательное пространство доступным для всех обучающихся, реализуя одно из
требований ФГОС.
Процесс создания виртуальных экскурсий можно разделить на четыре этапа:
1) определение темы экскурсии и накопление материалов;
2) обработка полученных изображений, материалов;
3)систематизация полученных изображений, материалов;
4)создание виртуальной экскурсии.
При создании виртуальной экскурсии использовали в первую очередь,
технологию проектной деятельности, а при работе с непосредственно виртуальными
экскурсиями возможно использование различных современных технологий, например,
дистанционного
обучения,
кейс-технологий
и
других.
Виртуальная
экскурсия
позволяет:
расширить
образовательное
пространство
за
счет
виртуального,
ознакомиться
с имеющимися виртуальными экскурсиями (работами, проектами) в
любое удобное время как в школе, так и вне ее, не ограничивая себя во времени, вместе
с учителями, одноклассниками, родителями или друзьями, что для учащихся с ОВЗ,
получающим образование дистанционно, является особенно важным.
Технология создания виртуальной экскурсии выполняет следующие функции:
Организационную: объединение учащихся для работы над проектом и
сам процесс работы
Системообразующую: упорядоченное представление всех материалов
Ресурсоемкую: создание «копилки» разработок и их использование в
учебно-воспитательном процессе в течение неограниченного времени
Кластерность: возможность объединения старых и новых разработок по
актуальным направлениям
2
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным
методологическим требованиям. Описание данной̆
педагогической технологии
представлено в соответствии со следующими критериями: концептуальность,
системность, эффективность, управляемость, воспроизводимость.
При этом выделяются обязательные структурные компоненты:
1. Открытое виртуальное пространство
2. Деятельностный и непрерывный процесс
3. Творческие группы педагогов и учащихся
4. Команды учащихся
5. Портфолио творческих и проектных работ .
Создание портфолио творческих и проектных работ в виртуальном пространстве как
отражение результатов индивидуальной и совместной учебной и внеучебной
деятельности способствует созданию ситуации успеха, повышению уровня самооценки
учащихся.
При этом виртуальная экскурсия имеет достаточно четкую структуру и форму:
Оформление виртуальной экскурсии в форме презентации:
Титульная страница
Пролог (введение)
Маршрутный
лист (план, в который можно включать Интернет-
источники)
Текст экскурсии
Эпилог (заключение)
Информационные
источники
(обязательные
ссылки
на
Интернет-
источники)
Пояснительная записка к презентации
Тематика виртуальных экскурсий выбирается таким образом, чтобы они:
1)
могли
быть
использованы
для
духовно-нравственного
и
гражданско-
патриотического воспитания учащихся и направлены на обеспечение системно-
деятельностного
подхода
к
обучению,
положенного
в
основу
ФГОС;
2) связывали метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность
ученика с соответствующим предметным содержанием.
3)
способствовали
развитию
универсальных
учебных
действий;
4) повышали ключевые компетентности обучающихся;
3
5) позволяли обучать детей с ОВЗ, которые могут осуществлять работу над проектом
индивидуально и достигать значительного роста в поисково-исследовательской
деятельности и ИКТ-технологиях.
Виды виртуальных экскурсий:
Фотоэкскурсия - самая простая и доступная форма работы. Доступность этой
формы обусловлена наличием современной фототехники как у учителя, так и у
обучающихся, владением навыками фотографирования большинством, легкостью
добавления этих материалов в презентацию или на сайт.
Слайдовые презентации - в основе создания презентаций чаще всего лежит
программа Microsoft PowerPoint, что связано с ее доступностью и богатыми
возможностями,
включая
анимацию
и
звуковое
сопровождение.
Видеоролик,
совмещающий
наглядность,
удобство
и
эмоциональность.
Видеофильм - создание виртуальных экскурсий в формате видеофильма является
самым
наглядным,
но
требует
высокого
профессионализма
и
предъявляет
определенные технические требования к ресурсам.
Видео экскурсии (онлайн экскурсии).
Необходимо отметить, что по типу урок, включающий виртуальную экскурсию
(в
нашем
случае,
виртуальную
экскурсию
в
Самарский
зоопарк),
являлся
комбинированным и включал следующие основные этапы:
- организационный, направленный на создание соответствующего климата в
образовательной среде и обеспечение настроя на предстоящую работу; на данном этапе
(длительность 1 мин.) педагог направляет деятельность на концентрацию внимания
обучающихся для обеспечения рабочей дисциплины, чем достигается готовность
школьников к уроку; обеспечивается формирование личностных универсальных
учебных действий, отражающих развитие умений самоорганизации и самодисциплины;
- этап актуализации знаний, предполагающий подготовку к синтезу нового знания
обучающимися на основе имеющихся (длительность 10 мин.); на данном этапе
педагог осуществляет деятельность, направленную на повторение пройденного ранее
материала на основе приема мини-конкурса «Знатоки природы»; на данном этапе
осуществляется
формирование
познавательных, коммуникативных
(организация
сотруднической
деятельности
на
уроке,
способность к ней) и регулятивных
(определение способов действий в заданных условиях) УУД; также на данном
4
этапе
целесообразно
включение
упражнений
для
профилактики
утомляемости
школьников с ОВЗ;
- этап мотивации к учебной деятельности (длительность 3 мин) направлен на
активизацию
заинтересованности
к
изучаемому
материалу
и
познавательной
активности школьников; в рамках данного этапа педагог обозначает название
виртуальной экскурсии, создавая эффект любопытства и подкрепления дальнейшей
заинтересованности;
- этап целеполагания (1 мин.), в рамках которого конкретизируется цель урока;
- этап первичного усвоения новых знаний (12 мин.); на данном этапе обучающиеся
уже включаются в целенаправленную учебную деятельность, содержащую элементы
исследования;
переключение
внимания
в
контексте
связей
«животные-ареал
обитания-
климатические условия-приспособление к условиям» позволяют на основе удержания
внимания и активного познавательного интереса познакомиться со многообразием
мира млекопитающих и их значением в жизни человека; на данном этапе формируемые
УУД уже усложняются сообразно деятельности обучающихся: осуществляется
продуктивное
преобразование
информации,
ее
структурирование,
построение
высказываний;
- этапы первичного закрепления, включения в систему знаний и повторения, а также
итогов и рефлексии обеспечивают развитие способности обучающихся к оцениванию
своей роли в проделанной работе, результатов учебной деятельности, расширение
кругозора и соотнесения итогов с поставленными задачами.
Подводя итоги, считаем необходимым еще раз отметить, что инновационные
формы и методы, используемые в учебной деятельности с детьми, имеющими
ограниченные
возможности
здоровья,
являются
эффективным
средством
удовлетворения их образовательных потребностей, позволяют обучающимся не
только получить положительную социализацию в образовательной среде, узнать
многое о нашей необъятной Родине, не выходя за пределы образовательной
организации, но и личностно самореализоваться, повысить собственную самооценку и
образовательные результаты, обеспечив тем самым дальнейшую прогрессивную
образовательную социализацию.
5