Напоминание

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Авторы: Пушкарская Елена Владимировна, Бикмухаметова Чулпан Минхановна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат 17
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование





Назад




ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

(Из опыта работы)

Образование и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья

является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования

Российской Федерации.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты - это переход

от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению

индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели

образования трансформируются в требования к результатам обучения, которые, в свою

очередь, оцениваются через достижение метапредметных и личностных результатов, в

том числе, через защиту итоговых проектов и создание портфолио учащегося,

свидетельствующего о динамике индивидуальных достижений.

В своей статье хотелось бы поделиться опытом работы по проведению и

созданию виртуальных экскурсий в рамках образовательного учреждения, где

обучаются

дети

с

ОВЗ.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от

реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов

(музеи, парки, улицы городов) с целью создания условий для самостоятельного

наблюдения, сбора необходимых фактов.

Виртуальная

экскурсия

является

одним

из

вариантов

применения

информационных технологий, а также новый вид экскурсий, который на сегодняшний

день актуален и очень активно развивается. Виртуальные экскурсии для школьников -

это поистине уникальный формат проведения, а также максимально познавательный.

Создание виртуальных экскурсий дает возможность учащимся на практике

получить результаты не только в предметных и метапредметных областях основных

образовательных

программ,

но

и

добиться

результатов

в

освоении

и

междисциплинарных программ, а в отношении детей с ограниченными возможностями

здоровья расширить рамки образовательного пространства.

Работа по организации и проведению виртуальных экскурсий позволяет не

только преодолеть социальную изоляцию, расширяет возможности взаимодействия со

1

сверстниками для детей с ОВЗ, но и является существенным условием для позитивных

изменений в развитии детей с ОВЗ, совершенствования их способности к обучению.

Форма представления учебных материалов в виде виртуальных экскурсий

помогает не только в целом взглянуть на уже накопленный опыт, но и расширить сферу

взаимодействия с обучающимися, включает в совместную учебную деятельность

учащихся с учетом их интересов и возможностей , в том числе и по состоянию

здоровья.

Виртуальную экскурсию следует рассматривать как важный ̆ компонент , делающий

образовательное пространство доступным для всех обучающихся, реализуя одно из

требований ФГОС.

Процесс создания виртуальных экскурсий можно разделить на четыре этапа:

1) определение темы экскурсии и накопление материалов;

2) обработка полученных изображений, материалов;

3)систематизация полученных изображений, материалов;

4)создание виртуальной экскурсии.

При создании виртуальной экскурсии использовали в первую очередь,

технологию проектной деятельности, а при работе с непосредственно виртуальными

экскурсиями возможно использование различных современных технологий, например,

дистанционного

обучения,

кейс-технологий

и

других.

Виртуальная

экскурсия

позволяет:

расширить

образовательное

пространство

за

счет

виртуального,

ознакомиться

с имеющимися виртуальными экскурсиями (работами, проектами) в

любое удобное время как в школе, так и вне ее, не ограничивая себя во времени, вместе

с учителями, одноклассниками, родителями или друзьями, что для учащихся с ОВЗ,

получающим образование дистанционно, является особенно важным.

Технология создания виртуальной экскурсии выполняет следующие функции:

Организационную: объединение учащихся для работы над проектом и

сам процесс работы

Системообразующую: упорядоченное представление всех материалов

Ресурсоемкую: создание «копилки» разработок и их использование в

учебно-воспитательном процессе в течение неограниченного времени

Кластерность: возможность объединения старых и новых разработок по

актуальным направлениям

2

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным

методологическим требованиям. Описание данной̆

педагогической технологии

представлено в соответствии со следующими критериями: концептуальность,

системность, эффективность, управляемость, воспроизводимость.

При этом выделяются обязательные структурные компоненты:

1. Открытое виртуальное пространство

2. Деятельностный и непрерывный процесс

3. Творческие группы педагогов и учащихся

4. Команды учащихся

5. Портфолио творческих и проектных работ .

Создание портфолио творческих и проектных работ в виртуальном пространстве как

отражение результатов индивидуальной и совместной учебной и внеучебной

деятельности способствует созданию ситуации успеха, повышению уровня самооценки

учащихся.

При этом виртуальная экскурсия имеет достаточно четкую структуру и форму:

Оформление виртуальной экскурсии в форме презентации:

Титульная страница

Пролог (введение)

Маршрутный

лист (план, в который можно включать Интернет-

источники)

Текст экскурсии

Эпилог (заключение)

Информационные

источники

(обязательные

ссылки

на

Интернет-

источники)

Пояснительная записка к презентации

Тематика виртуальных экскурсий выбирается таким образом, чтобы они:

1)

могли

быть

использованы

для

духовно-нравственного

и

гражданско-

патриотического воспитания учащихся и направлены на обеспечение системно-

деятельностного

подхода

к

обучению,

положенного

в

основу

ФГОС;

2) связывали метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность

ученика с соответствующим предметным содержанием.

3)

способствовали

развитию

универсальных

учебных

действий;

4) повышали ключевые компетентности обучающихся;

3

5) позволяли обучать детей с ОВЗ, которые могут осуществлять работу над проектом

индивидуально и достигать значительного роста в поисково-исследовательской

деятельности и ИКТ-технологиях.

Виды виртуальных экскурсий:

Фотоэкскурсия - самая простая и доступная форма работы. Доступность этой

формы обусловлена наличием современной фототехники как у учителя, так и у

обучающихся, владением навыками фотографирования большинством, легкостью

добавления этих материалов в презентацию или на сайт.

Слайдовые презентации - в основе создания презентаций чаще всего лежит

программа Microsoft PowerPoint, что связано с ее доступностью и богатыми

возможностями,

включая

анимацию

и

звуковое

сопровождение.

Видеоролик,

совмещающий

наглядность,

удобство

и

эмоциональность.

Видеофильм - создание виртуальных экскурсий в формате видеофильма является

самым

наглядным,

но

требует

высокого

профессионализма

и

предъявляет

определенные технические требования к ресурсам.

Видео экскурсии (онлайн экскурсии).

Необходимо отметить, что по типу урок, включающий виртуальную экскурсию

нашем

случае,

виртуальную

экскурсию

в

Самарский

зоопарк),

являлся

комбинированным и включал следующие основные этапы:

- организационный, направленный на создание соответствующего климата в

образовательной среде и обеспечение настроя на предстоящую работу; на данном этапе

(длительность 1 мин.) педагог направляет деятельность на концентрацию внимания

обучающихся для обеспечения рабочей дисциплины, чем достигается готовность

школьников к уроку; обеспечивается формирование личностных универсальных

учебных действий, отражающих развитие умений самоорганизации и самодисциплины;

- этап актуализации знаний, предполагающий подготовку к синтезу нового знания

обучающимися на основе имеющихся (длительность 10 мин.); на данном этапе

педагог осуществляет деятельность, направленную на повторение пройденного ранее

материала на основе приема мини-конкурса «Знатоки природы»; на данном этапе

осуществляется

формирование

познавательных, коммуникативных

(организация

сотруднической

деятельности

на

уроке,

способность к ней) и регулятивных

(определение способов действий в заданных условиях) УУД; также на данном

4

этапе

целесообразно

включение

упражнений

для

профилактики

утомляемости

школьников с ОВЗ;

- этап мотивации к учебной деятельности (длительность 3 мин) направлен на

активизацию

заинтересованности

к

изучаемому

материалу

и

познавательной

активности школьников; в рамках данного этапа педагог обозначает название

виртуальной экскурсии, создавая эффект любопытства и подкрепления дальнейшей

заинтересованности;

- этап целеполагания (1 мин.), в рамках которого конкретизируется цель урока;

- этап первичного усвоения новых знаний (12 мин.); на данном этапе обучающиеся

уже включаются в целенаправленную учебную деятельность, содержащую элементы

исследования;

переключение

внимания

в

контексте

связей

«животные-ареал

обитания-

климатические условия-приспособление к условиям» позволяют на основе удержания

внимания и активного познавательного интереса познакомиться со многообразием

мира млекопитающих и их значением в жизни человека; на данном этапе формируемые

УУД уже усложняются сообразно деятельности обучающихся: осуществляется

продуктивное

преобразование

информации,

ее

структурирование,

построение

высказываний;

- этапы первичного закрепления, включения в систему знаний и повторения, а также

итогов и рефлексии обеспечивают развитие способности обучающихся к оцениванию

своей роли в проделанной работе, результатов учебной деятельности, расширение

кругозора и соотнесения итогов с поставленными задачами.

Подводя итоги, считаем необходимым еще раз отметить, что инновационные

формы и методы, используемые в учебной деятельности с детьми, имеющими

ограниченные

возможности

здоровья,

являются

эффективным

средством

удовлетворения их образовательных потребностей, позволяют обучающимся не

только получить положительную социализацию в образовательной среде, узнать

многое о нашей необъятной Родине, не выходя за пределы образовательной

организации, но и личностно самореализоваться, повысить собственную самооценку и

образовательные результаты, обеспечив тем самым дальнейшую прогрессивную

образовательную социализацию.

5



В раздел образования