Напоминание

"Я - исследователь"


Автор: Стрижакова Тамара Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Душатинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: с. Душатин
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: "Я - исследователь"
Раздел: среднее образование





Назад




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – исследователь»

(естественно-научная направленность )

для 9 класса

Возраст обучающихся- 14- 15 лет

срок реализации -1 год

Продолжительность – 35 часа

Интенсивность – 1 час в неделю

Классный руководитель:

Стрижакова Т.А.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся в области научно-

исследовательской

деятельности

(рефлексивной,

технологической,

социальной,

коммуникативной, информационной) для решения

конкретных

практических

задач

с

использованием исследовательского метода; развитие личностных качеств обучающихся на

основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и

навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем

личности и общества).

В результате освоения курса у обучающихся сформируются:

представление об исследовательской деятельности через овладение основными

понятиями;

основы практических умений организации научно-исследовательской работы;

навыки определения цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования;

умения находить нужную информацию в разных источниках;

культура публичного выступления;

представление о проведении исследовательских работ и подготовке выступлений

на научно-практических конференциях.

Основным инструментом оценивания достижения результатов является лист

оценивания научно-исследовательской работы обучающегося по итогам освоения курса

(Приложение 1).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Содержание курса базируется на методах ведения научной работы, основах методологии

научного исследования и традициях оформления такого рода текстов.

Основные формы организации учебных занятий: теоретические: семинар,

комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы,

эксперимент, наблюдение и т.д.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После

каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление

полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

В курсе выделяется три направления:

формирование представлений о роли и ценности научного познания;

формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской работы, ее

методах;

формирование умений работать с различными источниками информации и текстом

исследования.

Исследовательская деятельность деятельность учащихся, связанная с решением

учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной

сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике,

подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного

материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Актуальность

программы

обусловлена

ее

методологической

значимостью.

Сформированные в ходе курса знания и умения в будущем станут основой для

организации научно-исследовательской деятельности.

Включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность есть один из путей

повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и

имеют следующие важные особенности:

1)

цели и задачи этого вида деятельности учащихся определяются как их

личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна

быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области

определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на

создание продукта, имеющего значимость для других;

2)

учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким

образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,

референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода

отношения

в

ходе

целенаправленной,

поисковой,

творческой

и

продуктивной

деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,

умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки

индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3)

организация исследовательских работ обучающихся обеспечивает сочетание

различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы

практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия.

Принципы организации исследовательской деятельности на ступени основного

общего образования:

практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;

структура учебно-исследовательской деятельности включает компоненты: анализ

актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач,

которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным

целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение

проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии

с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в

соответствующем использованию виде;

компетенция

в

выбранной

сфере

исследования,

творческая

активность,

собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация;

научность,

доступность, добровольность, субъектность,

деятельностный и

личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество

и успех.

Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития

умственной деятельности,

так как

обучающиеся

учатся анализировать,

замечать

существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в

нестандартные ситуации, находить пути их решения.

Происходит развитие не только практических умений организации научно-

исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.

В

условиях

информатизации

современного

общества

особую

актуальность

приобретает

формирование

информационной

культуры

личности.

Требуются

специальные поисковые знания. Необходимо обучать обучающихся методам поиска и

обработки информации.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Курс реализуется для обучающихся 9-х классов, рассчитан на 35 ч. (1 час в

неделю).

Направление курса – социальное. Организация работы обучающихся над

научными работами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию

универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам.

Курс обеспечивает связи надпредметного характера, в первую очередь с

предметами

таких

образовательных

областей,

как

математика,

естествознание,

обществознание.

С

другой

стороны,

для

приобретения

умений

и

навыков,

предусмотренных курсом, полезны занятия на уроках информатики, по работе на

компьютере с текстовыми, графическими редакторами и работа с электронными

источниками информации.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность есть один из путей

повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и

имеют следующие важные особенности:

1)

цели и задачи этого вида деятельности учащихся определяются как их

личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна

быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области

определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на

создание продукта, имеющего значимость для других;

2)

учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким

образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,

референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

3)

организация исследовательских работ обучающихся обеспечивает сочетание

различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы

практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса

внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом

региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других

видов деятельности;

Метапредметные результаты:

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Предметные результаты:

По окончании курса исследовательской деятельности учащийся научится:

˗

характеризовать виды различных исследовательских работ;

˗

определять структуру научно-исследовательской работы;

˗

выбирать методы научного исследования;

˗

работать с различными источниками информации;

˗

обосновывать актуальность выбранной темы;

˗

составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и

т.д.;

˗

выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

˗

использовать элементы причинно-следственного анализа при работе с литературой

и библиографией по теме исследовательской деятельности;

˗

описывать реальные связи и зависимости в ходе проведения исследования;

Выпускник получит возможность научиться:

˗

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,

свойствах и связях;

˗

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;

˗

записывать,

фиксировать

информацию

об

окружающем

мире

с

помощью

инструментов ИКТ;

˗

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

˗

осуществлять

выбор

наиболее

эффективных

способов

решения

задач

в

соответствии с конкретными условиями;

Предполагаемый

итоговый

продукт

в

ходе

реализации

курса:

мини-

конференция «Я – исследователь».

Содержание курса внеурочной деятельности.

Разделы курса:

Введение (5 часов)

Цель,

задачи,

специфика

занятий,

общие

требования.

Наука

и

научное

мировоззрение. Отличие научного знания от других видов - обыденного, лженаучного,

паранаучного и т.п. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый

доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции, и конкурсы

обучающихся.

Методология научного творчества (9 часов)

Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция,

идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология

научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное

исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет

исследования,

принцип,

проблема,

теория,

умозаключение.

Объяснительное

и

описательное в науке. Факты и их интерпретация. Научные теории.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной

темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета

исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса

исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка

полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение,

эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения

от абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия,

закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения

логических определений. Критерий истины. Доказательства. Поиск информации: виды

информации

(обзорная,

реферативная,

сигнальная,

справочная),

методы

поиска

информации.

Работа над основной частью исследования (8 часов)

Выбор темы. Обоснование ее актуальности. Формулировка цели и конкретных

задач предпринимаемого исследования. Определение объекта и предмета исследования.

Выбор методов. Составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и

литературы,

отбор фактического

материала.

Сбор первичной

информации

и ее

организация. Опытно- экспериментальная работа. Работа с научной литературой. Работа с

понятийным аппаратом. Заключение. Результаты работы. Общие требования к данному

разделу работы.

Оформление исследовательской работы (5 часов)

Структура содержания исследовательской работы: Титульный лист, оглавление,

введение, основная часть, заключение, список литературы и других источников. Общие

правила оформления текста работы: Формат, объем, шрифт, интервал поля, нумерация

страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Представление результатов научно-исследовательской работы (7 часов)

Составление тезисов. Подготовка презентации работы. Требования к докладу и

электронной презентации. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура

выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам,

ответы на вопросы, заключительное слово. Выступление на научных конференциях.

Тематическое планирование

занят

ия

Тема

Количе

ство

часов

Виды деятельности

учащихся

Дата

проведения

Введение (5ч)

1-2

Цель,

задачи,

специфика

занятий,

общие

требования. Наука и научное мировоззрение.

Отличие научного знания от других видов:

обыденного, лженаучного, пара научного.

2

Делают

записи

в

ходе

лекции,

работают с новыми

понятиями.

Прогнозируют

результат

своей

работы

в

ходе

прохождения

курса.

3-4

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы

доклада,

стендовый

доклад,

литературный

обзор, рецензия,

научная статья, научный

отчет, реферат, проект.

2

Делают

записи

в

ходе

лекции,

работают с новыми

понятиями,

выявляют

отличительные

особенности

различных

видов

научных работ

5

Основные

всероссийские

и

региональные

научно-практические

конференции,

и

конкурсы обучающихся.

1

Выступают

с

докладами,

презентациями

о

конференциях

различного уровня

(заранее дано д/з на

самостоятельное

изучение вопроса)

Методология научного творчества (9ч)

6-7

Общая схема хода научного исследования:

обоснование актуальности выбранной темы,

постановка

цели

и

конкретных

задач

исследования, определение объекта и предмета

исследования,

выбор методов и методики

проведения исследования, описание процесса

исследования,

обсуждение

результатов

исследования,

формулирование

выводов

и

оценка полученных результатов.

2

Разрабатывают

алгоритм

научно-

исследовательской

деятельности

8-9

Основные понятия научно-исследовательской

работы: аспект,

гипотеза,

дедукция,

идея,

индукция, категория, концепция, ключевое

слово,

метод

исследования,

методология

научного

познания,

научная

дисциплина,

научная

тема,

научная

теория,

научное

исследование,

научное

познание,

научный

факт, обзор, объект исследования, предмет

исследования,

принцип,

проблема,

теория,

умозаключение.

Объяснительное

и

описательное

в

науке.

Факты

и

их

интерпретация. Научные теории.

2

Составляют

карты

памяти

по

теме

занятия.

10

Методы

научного

познания:

наблюдение,

сравнение,

измерение,

эксперимент,

абстрагирование,

анализ

и

синтез;

1

Применяют теорию

на практике. Ищут

примеры

в

исторический метод, метод восхождения от

абстрактного к конкретному.

различных

информационных

источниках

11-12

Применение логических законов и правил:

закон тождества, закон противоречия, закон

исключенного третьего, закон достаточного

основания; правила построения логических

определений.

Критерий

истины.

Доказательства.

2

Анализ

предложенной

исследовательской

работы

на

применение

законов и правил,

наличие истины и

доказательства.

13-14

Поиск

информации:

виды

информации

(обзорная,

реферативная,

сигнальная,

справочная), методы поиска информации

2

Применяют методы

поиска

информации

в

соответствии

с

заданной

проблемой.

Работа над основной частью исследования (8ч)

15-16

Научное

исследование.

Выбор

темы.

Обоснование ее актуальности. Формулировка

цели и конкретных задач предпринимаемого

исследования.

Определение

объекта

и

предмета исследования.

2

Выбирают

тему

исследования,

обосновывают

ее

актуальность,

определяют объект

и

предмет

исследования

17

Методы научного исследования. Индукция и

дедукция. Анализ и синтез. Метод аналогий.

Основы моделирования.

1

Выбирают методы

исследования

18-19

Составление индивидуального рабочего плана.

Опытно - экспериментальная работа.

2

Составляют

план

работы.

20-21

Поиск

источников

и

литературы,

отбор

фактического

материала.

Сбор

первичной

информации

и

ее

организация.

Работа

с

научной литературой. Работа с понятийным

аппаратом. (индивидуальные консультации)

2

Работают

с

литературой.

22

Заключение.

Результаты

работы.

Общие

требования к данному разделу работы.

1

Делают выводы.

Оформление исследовательской работы (5ч)

23-24

Структура

работы.

Титульный

лист,

оглавление,

введение,

основная

часть,

заключение,

приложения.

Источники

и

литература. Оформление списка литературы и

источников.

2

Оформляют работу.

25

Цитирование.

Ссылки.

Сноски.

Схемы

и

иллюстрации.

1

Делают

ссылки,

сноски, оформляют

цитаты, отражают в

работе

схемы

и

иллюстрации.

26-27

Общие правила оформления текста работы:

Формат,

объем,

шрифт,

интервал

поля,

нумерация страниц, заголовки.

2

Корректируют

в

соответствии

с

требованиями

к

оформлению текста

работы.

Представление результатов научно-исследовательской работы (7ч)

28

Составление тезисов. Требования.

1

Составляют тезисы

29-30

Подготовка презентации работы. Требования к

докладу и электронной презентации.

2

Готовят доклад и

электронную

презентацию.

31-32

Культура выступления и ведения дискуссии:

соблюдение правил этикета,

обращение к

оппонентам,

ответы

на

вопросы,

заключительное слово.

2

Практикуются

в

презентации

исследовательской

работы

с

учетом

культуры

выступления

и

ведения дискуссии.

33-35

Итоговое выступление на мини-конференции

«Я-исследователь». Подведение итогов.

2

Выступают

с

научной

работой.

Оценивают работу

одноклассников

в

соответствии

с

Листом оценивания

(приложение 1)

Итого: 35 часов



В раздел образования