Напоминание

Воспитание патриотизма по средствам игры на свирели


Автор: Жукова Елена Николаевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ Афонинская СШ
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Кстово
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма по средствам игры на свирели
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

За время работы в образовательной сфере мною был накоплен значительный

опыт работы и воспитания детей. Всегда стараюсь подходить к любому делу

творчески, а главное, чтобы эта деятельность была интересна и увлекательна,

прежде всего, для ребят. Вспоминая слова В.А. Сухомлинского о том, что «

дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и

творчества», мне хочется полностью согласиться и попытаться создать эти

условия в нашем садике и школе.

К сожалению, в последнее время в России мы наблюдаем снижение

духовного и нравственного воздействия культуры и образования на

подрастающее поколение в области идентификации себя как гражданина

своей страны, любви к Родине и своим историческим корням. Думаю, что это

ни для кого сегодня не секрет. А самое главное и сложное для школы и

государства в нынешнее время – это воспитание настоявшего гражданина

своего Отечества. Все чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что современные

дети порой не имеют представления о своей малой Родине, бывают

инфантильными и черствыми со своими близкими и друзьями, не знают самых

элементарных вещей о культуре, традициях и историческом наследии России.

Но воспитание патриотизма должно начинаться, по – моему мнению, с

самого раннего детства и, конечно же, наиболее доступным и

привлекательным в этом возрасте способом, например - игра. Центральной

идеей моей работы по воспитанию детей дошкольного и младшего

школьного возраста стало обучение и музицирование ( игра) на свирели

(русский народный инструмент). Об этой удивительной методике я узнала,

побывав на курсах в НИРО, и решила, что это надо попробовать в своей

работе. Внедрение методики Э. Смеловой позволило так же осуществлять

эффективное достижение требований ФГОС НОО.

Ознакомление с культурными истоками народной музыки и инструмента

проходит не столько в иллюстративно – наглядной форме, сколько

непосредственно через освоение и игру на народном инструменте.

При первом же знакомстве с инструментом, дети погружаются в историю

Древней Руси, жизни народа, традиций, праздников - где могла тогда, в

далекие времена звучать свирель.

По мимо воспитательного момента, игра на свирели дает удивительные

результаты в развитии музыкальных способностей детей: развивает

музыкальную память, слух, ритм. Так же активная дыхательная гимнастика

способствует оздоровлению организма, развитие мелкой моторики

координации пальцев (так необходимой для младших школьников при

письме). Ну и конечно, коллективное творчество, умение слышать товарища

и себя, желание звучать в едином оркестре, быть сопричастным к созданию

произведения музыкального искусства – все это устремляет детей к

толерантности и сплочению коллектива. Ребята всегда очень ждут новых

встреч, значит, наши занятия приносят детям огромную радость.

Первыми музыкантами становятся дети старшей группы нашего детского сада,

далее в подготовительной группе и в начальной школе ребята продолжают

осваивать свирель. Время занятий на инструменте занимает несколько (5 –

10) минут (зависит от возрастных особенностей) на каждом занятии и уроке. С

большим нетерпением ждут мои начинающие исполнители момента, когда

смогут взять в руки свой инструмент и сыграть первую незатейливую песенку.

Огромное спасибо мне хочется выразить родителям, которые всегда

поддерживают мое предложение заниматься с ребятами игрой на свирели.

Наши выступления на праздниках и мероприятиях всегда вызывают

огромный интерес со стороны взрослых, а у детей - радость и желание еще

себя где – то презентовать. В школе проводился фестиваль свирелей» Играй,

свирель!» между классами, где ребята представили друг другу свои

достижения. Те дети, которые заинтересовались больше остальных,

занимаются дополнительно во внеурочное время и на фестивале выступали в

роли солистов. В перспективе, планируем фестиваль расширить и пригласить

ребят из других школ (нашлись единомышленники).

Считаю, что мои занятия по освоению народного инструмента- свирели

детьми, дает огромную возможность не только каждому ребенку попробовать

себя в роли музыканта – исполнителя, но и соприкоснуться с богатейшей

культурой и историей русского народа, своей Родины, а так же стать

достойными гражданами нашей великой страны – России.



В раздел образования