Автор: Жукова Елена Николаевна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ Афонинская СШ
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Кстово
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание патриотизма по средствам игры на свирели
Раздел: среднее образование
Статья
За время работы в образовательной сфере мною был накоплен значительный
опыт работы и воспитания детей. Всегда стараюсь подходить к любому делу
творчески, а главное, чтобы эта деятельность была интересна и увлекательна,
прежде всего, для ребят. Вспоминая слова В.А. Сухомлинского о том, что «
дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и
творчества», мне хочется полностью согласиться и попытаться создать эти
условия в нашем садике и школе.
К сожалению, в последнее время в России мы наблюдаем снижение
духовного и нравственного воздействия культуры и образования на
подрастающее поколение в области идентификации себя как гражданина
своей страны, любви к Родине и своим историческим корням. Думаю, что это
ни для кого сегодня не секрет. А самое главное и сложное для школы и
государства в нынешнее время – это воспитание настоявшего гражданина
своего Отечества. Все чаще и чаще мы сталкиваемся с тем, что современные
дети порой не имеют представления о своей малой Родине, бывают
инфантильными и черствыми со своими близкими и друзьями, не знают самых
элементарных вещей о культуре, традициях и историческом наследии России.
Но воспитание патриотизма должно начинаться, по – моему мнению, с
самого раннего детства и, конечно же, наиболее доступным и
привлекательным в этом возрасте способом, например - игра. Центральной
идеей моей работы по воспитанию детей дошкольного и младшего
школьного возраста стало обучение и музицирование ( игра) на свирели
(русский народный инструмент). Об этой удивительной методике я узнала,
побывав на курсах в НИРО, и решила, что это надо попробовать в своей
работе. Внедрение методики Э. Смеловой позволило так же осуществлять
эффективное достижение требований ФГОС НОО.
Ознакомление с культурными истоками народной музыки и инструмента
проходит не столько в иллюстративно – наглядной форме, сколько
непосредственно через освоение и игру на народном инструменте.
При первом же знакомстве с инструментом, дети погружаются в историю
Древней Руси, жизни народа, традиций, праздников - где могла тогда, в
далекие времена звучать свирель.
По мимо воспитательного момента, игра на свирели дает удивительные
результаты в развитии музыкальных способностей детей: развивает
музыкальную память, слух, ритм. Так же активная дыхательная гимнастика
способствует оздоровлению организма, развитие мелкой моторики
координации пальцев (так необходимой для младших школьников при
письме). Ну и конечно, коллективное творчество, умение слышать товарища
и себя, желание звучать в едином оркестре, быть сопричастным к созданию
произведения музыкального искусства – все это устремляет детей к
толерантности и сплочению коллектива. Ребята всегда очень ждут новых
встреч, значит, наши занятия приносят детям огромную радость.
Первыми музыкантами становятся дети старшей группы нашего детского сада,
далее в подготовительной группе и в начальной школе ребята продолжают
осваивать свирель. Время занятий на инструменте занимает несколько (5 –
10) минут (зависит от возрастных особенностей) на каждом занятии и уроке. С
большим нетерпением ждут мои начинающие исполнители момента, когда
смогут взять в руки свой инструмент и сыграть первую незатейливую песенку.
Огромное спасибо мне хочется выразить родителям, которые всегда
поддерживают мое предложение заниматься с ребятами игрой на свирели.
Наши выступления на праздниках и мероприятиях всегда вызывают
огромный интерес со стороны взрослых, а у детей - радость и желание еще
себя где – то презентовать. В школе проводился фестиваль свирелей» Играй,
свирель!» между классами, где ребята представили друг другу свои
достижения. Те дети, которые заинтересовались больше остальных,
занимаются дополнительно во внеурочное время и на фестивале выступали в
роли солистов. В перспективе, планируем фестиваль расширить и пригласить
ребят из других школ (нашлись единомышленники).
Считаю, что мои занятия по освоению народного инструмента- свирели
детьми, дает огромную возможность не только каждому ребенку попробовать
себя в роли музыканта – исполнителя, но и соприкоснуться с богатейшей
культурой и историей русского народа, своей Родины, а так же стать
достойными гражданами нашей великой страны – России.