Напоминание

"Умелые пальчики"


Автор: Аникина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.Ханымей
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Умелые пальчики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

«Умелые пальчики»

Краткосрочный

Развитие творческих способностей детей через

нетрадиционные способы рисования

Подготовил: воспитатель

МБДОУ «ДС « Солнышко»

Аникина Т.С.

2021 год, п. Ханымей

У Т В Е Р Ж Д А Ю:

Заведующий МБДОУ

«ДС «Солнышко» п. Ханымей»

__________ Н.В. Пасечная

Педагогический проект

по художественно – эстетическому развитию.

«Умелые пальчики»

Развитие творческих способностей детей

через нетрадиционные способы рисования.

Подготовил: воспитатель

Аникина Татьяна

Сергеевна

2021 год п. Ханымей

1.

Тема

:

«Умелые пальчики»

2.

Проблема:

в общеобразовательной программе уделено мало внимания

нетрадиционной техникой рисования, а у детей возник интерес к

данному виду деятельности. Исходя из этого, я разработала проект.

3.

Цель

: научить детей пользоваться нетрадиционной техникой рисования

- пальчиками, ладошкой.

4.

Задачи:

- знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;

- вызвать яркий эмоциональный отклик на рисование;

- формировать интерес к рисованию;

- развивать мелкую моторику пальцев;

- совершенствовать умения и навыки в свободном

экспериментировании с гуашью и водой;

- создать условия для самостоятельной художественной деятельности

детей.

5. Основные шаги по реализации проекта:

Определение проблемы проекта; постановка цели; включение в план

проекта занятий, наблюдений игр, экспериментов, и т.д.; продумать

форму проведения отчета.

6.

Ожидаемый результат проекта:

Научить применять нетрадиционную технику рисования пальчиками,

ладошкой в изобразительной деятельности.

7.

Вид проекта:

по времени – краткосрочный (1 месяц),

по количеству участников – коллективный (17 детей),

по контингенту – дети 2-4 года,

по направленности – межпредметный,

по характеру деятельности – познавательно - творческий.

8.

Состав участников:

дети младшей группы, воспитатели.

9.

Основные направления проекта:

- знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – пальчиками,

ладошкой;

- обучение приемам рисования;

- применение нетрадиционного метода рисования в свободной

изобразительной деятельности.

10. Межпредметные связи:

Название раздела

программы

содержание

задачи

Ознакомление с

окружающим миром

«Что в лесу растет»,

«построим комнату для

куклы»

«Звери»,

«Птицы»

уточнить и расширить

представление детей о

животных; развивать интерес

к играм.

Рисование

«Светит солнышко в

окошко»;

«Солнечные зайчики»;

учить детей рисовать

округлые формы,

ориентироваться на листе

бумаги, развивать интерес к

рисованию

Ознакомление с

художественными

произведениями

сказки «Колобок»;

«Три медведя»;

«Теремок».

приучать детей внимательно

слушать произведения,

отвечать на вопросы по

содержанию

1.

Подготовительный этап:

- определение педагогом темы, цели и задач проекта;

- продумать содержание проекта и предполагаемые результаты;

- определить содержание деятельности всех участников проекта.

2.

Основной этап реализации проекта

Система мероприятий.

деятельность

тема

пособия

Познавательная

«Окружающий

мир»

«Что в лесу растет»,

«построим комнату для куклы»

«Звери»,

«Рисование на крупе»;

- эксперимент: знакомство со свойствами воды

«Переливание воды»;

- эксперимент: «Окрашивание воды»;

- «Вода из снега»

- рассматривание цветов мимозы;

- емкость с крупой.

- вода;

- емкость;

- емкость с водой,

краски.

игровая

- п/и «Найди цветок»;

- п/и «Кот и мыши»;

- п/и «У медведя во бору»;

- д/и «Чудесный мешочек»;

- д/и «Цветные шарики»;

- д/и «Цветочная поляна»;

- материал для игр;

художественно-

речевая

сказки :

- «Колобок»;

- «Три медведя»;

- «Теремок».

- дет. худ.

литература

театрализованная

кукольный театр

- «Курочка Ряба»;

- «Колобок» (пальчиковый)

- «Репка»

- декорации и куклы

к постановке.

продуктивная

- «Светит солнышко в окошко»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Ягоды для медвежат»;

- «Мимозы для мамы»;

- «Вот какие птички»

- материалы для

рисования и

образцы;

пальчиковая

гимнастика

- «Грибы, да ягоды;

- «Внимательный мишка»;

- «Считаем пальчики»

- «Пальчики – зверюшки».

Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить

комнату для куклы; стул, стол, кровать. Учить сооружать одновременно

несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению.

Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.

Материал: кирпичики, кубики, кукла.

Ход: Ребята к нам в гости приехала кукла Оля. Она приехала из далека и

хочет немного пожить у нас в группе. Что бы ей было удобно, надо

построить ей комнату и тогда кукла подольше поживет у нас.

Педагог предлагает ребятам присесть за столы полукругом, для того что бы

построить кукле комнату. Надо сначала построить Оле стул, для этого мы

возьмем большой куб и поставим его, это сиденье стула. Теперь нам нужна

спинка, мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной к сиденью стула.

У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше

строить. Допустим наша кукла Оля захочет кушать, куда она поставит

тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкий брус-это

поверхность стола, а четыре маленьких кубика будут ножками для стола.

Теперь мы можем угостить Олю чаем. Мы же продолжаем строить

комнату…

Занятие: «Звери»

Цель:

- расширять представления детей о зверях;

- учить различать диких (волк, медведь, лиса, заяц) и домашних (конь,

корова, свинья, собака, кошка) животных;

- развивать зрительное восприятие и внимание;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Материал:

демонстрационный - карточки или игрушки, изображающие коня, корову,

свинью, собаку, медведя, лису, волка и зайца;

раздаточный - пособие по ознакомлению с окружающим миром.

Ход:

- Давайте найдём всех зверей, которые прячутся на этой картинке.

Воспитатель помогает детям вопросами.

- Ну-ка, посмотрим. Ой, какой маленький домик, его называют

конура. Кто спрятался в конуре? (Собака.)

- А кто на поле травку ест? (Корова.)

- А вот дом. Кто в доме живет? (Кошка.)

- Молодцы, ребята, всех нашли!

Можно предложить детям поиграть в игру «Найди игрушку».

Рисование по крупе

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

Материал: емкость с крупой, ватная палочка.

Ход: в емкость насыпать крупу – манку, распределить равномерно крупу,

предложить нарисовать пальцем или ватной палочкой; после рисования

крупу разровнять и предложить нарисовать другой рисунок.

Эксперименты

Знакомство со свойствами воды

Переливание воды

Цель:

знакомить со свойствами воды.

Материал:

3 стакана с отметками для уровня воды, кувшин с водой, губка.

Ход:

налить воду в кувшин, из кувшина перелить в стакан до нужной отметки,

то же упражнение выполнить с другими стаканами.

Вывод:

вода жидкая, льется.

Окрашивание воды

Цель:

знакомить со свойствами воды и краски

Материал:

3 стакана с водой, краски красная и синяя, пипетки.

Ход:

набрать пипеткой красную краску и капнуть в стакан с водой, вода

окрасится в красный цвет, то же проделать с синей краской.

Вывод:

краска растворяется в воде, и вода окрашивается в цвет краски.

Вода из снега

Цель:

знакомить со свойствами снега,

Материал:

миска со снегом, салфетка.

Ход:

принести снег, рассмотреть какого цвета, потрогать : снег холодный,

мягкий, можно лепить; подержать его в руке, в руке снег начинает таять и

становится водой.

Вывод:

снег мягкий из него можно лепить, тает от тепла.

Рассматривание цветов мимозы

Цель:

развивать у детей познавательную активность детей, учить различать

мимозу по внешнему виду, закрепить цвет, форму.

Материал:

веточки цветов мимозы, ваза.

Ход:

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши –

Очень рады солнышку.

- Ребята, посмотрите, нам в подарок солнышко принесло букет мимозы.

Как называется цветок. (Мимоза). Обследуется ветка мимозы. Внимательно

рассмотреть, аккуратно потрогать цветки мимозы.

- Какого цвета цветки? (Желтые).

- Сколько их? (Много).

- Какой формы? (Круглая).

Чтение стихотворения Г. Утробина

«Мимоза»

Вот и кончились морозы,

Солнце весело играет,

Золотистые мимозы

О весне напоминают.

Желтые пушистые

Шарики душистые

Мимозы удивительной

Просто восхитительны!

Воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации круглых желтых шаров и

пушистых цыплят. Найти сходство между ними.

ИГРЫ:

Подвижная игра «Найди цветок»

Цель: учить детей подбирать предмет по цвету, развивать внимание,

координацию в пространстве.

Материал: цветы разного цвета и бабочки такого же цвета.

Ход игры: из цветов создается полянка, детям раздают бабочки. Дети –

бабочки летают, а по сигналу воспитателя садятся отдыхать на свой

любимый цветок как сама бабочка, затем дети меняются бабочками, игра

продолжается.

Подвижная игра «Кот и мыши»

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на

друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу

воспитателя.

Материал: шапочки для кошки и для мышек.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Это мыши в норках. В

противоположной стороне комнаты сидит кот. Кот засыпает (закрывает

глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается,

потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и

прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к

себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по

комнате, затем возвращаются на свое место и засыпает.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять

направление движения, бегать стараться не попадаться ловящему и не

толкаясь.

Материал: шапочка медведя.

Ход игры: ребенок изображает медведя, он сидит на стуле в одном

конце комнаты. Остальные дети находятся в другой стороне. Они подходят к

медведю и говорят:

У медведя во бору Движения согласно тексту.

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Он на нас глядит.

Чашка опрокинется,

А медведь как кинется.

Дети приближаются к медведю. После последних слов медведь встает,

рычит и идет ловить детей, а дети убегают. Пойманных детей он уводит к

себе. Медведь садится на стул, игра продолжается.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильное восприятие, закреплять умение на ощупь

различать предметы.

Материал: мешочек, разные игрушки (шарик, кубик, кольцо,

кирпичик, конструктор).

Ход игры: Игрушки сложены в мешочек . воспитатель просит ребенка

подойти, в мешочек опустить руку, определить игрушку на ощупь, назвать её

и показать детям. Так же выходят другие дети и определяют игрушки на

ощупь.

Дидактическая игра «Цветные шарики»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений,

внимание, различать и называть цвет.

Материал: шарики желтого, зеленого, красного и синего цвета; (пинцет);

емкости для шариков такого же цвета.

Ход игры: ребенок берет шарик синего цвета и перекладывает его в

емкость синего цвета, красный в красную и т.д.; можно усложнить игру

перекладывать шарики пинцетом.. когда шарики закончатся таким же

образом переложить их обратно в коробку.

Дидактическая игра «Цветочная полянка»

Цель: учить различать и называть цвет, соотносить предметы по цвету,

совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в закручивании и

раскручивании

крышек, развивать внимание.

Материал: полянка – подставка с цветами разног цвета, крыши для

цветов такого же цвета.

Ход игры: ребенок берет крышку любого цвета, находит на подставке -

полянке цветок такого же цвета и закручивает ее на цветок. Так же подбирает

крышки к другим цветам и закручивает. Можно усложнить игру , взрослый

прикручивает крышки не правильно, а ребенок исправляет ошибки.

Занятие по изобразительной деятельности:

«Солнечный зайчик

»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к теме изображения;

- развивать творческое воображение, умение отыскать "солнечный зайчик" и

рассказать о его местонахождении, использую в речи предлоги: на, над,

около;

- закрепить знание цвета (жёлтый, белый, формы (круг, название животных

(птиц) ;

-

создание эмоционально-положительного настроя,

удовлетворения от

собственной работы;

- учить детей узнавать животных по характерным признакам;

- воспитывать опрятность, аккуратность.

Предварительная работа:В солнечную погоду на прогулке наблюдать с

детьми, как ярко светит солнышко, как оно освещает всё вокруг. Перед

занятием воспитатель предлагает детям подойти к окну, погреться у

солнышка, зажмурить глазки, так как сильно светит. Определяют, что оно

круглое, тёплое, жаркое, весёлое, радостное.

Материал:Один на всех большой лист бумаги, кисть крупного размера

каждому ребёнку; жёлтая гуашь, салфетка, зеркальце (2 шт., чудесный

мешочек, игрушки (котёнок, утёнок, зайчик, собачка) .

- совершенствовать умение работать красками, различать жёлтый цвет;

познакомить с новым стихотворением.

Ход:Необходимым условием для проведения занятия является солнечный

день. Воспитатель жестом обводит залитую солнечным светом комнату и

спрашивает у детей:

Воспитатель: "Почему так светло? ".

Ответы детей: "На улице светит солнышко", "Светло", "Светит солнце".

В гости приходит Зайчик.

-Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с моими друзьями -

солнечными зайчиками.

Воспитатель показывает ребятам солнечных зайчиков с помощью зеркал.

- Ребята, послушайте стихотворение "Солнечные зайчики" А. Бродского.

Скачут побегайчики-

Солнечные зайчики.

Мы зовём их, не идут.

Были тут и нет их тут.

Прыг, прыг по углам.

Были тут- и нет их там.

Где же зайчики? Ушли!

Вы нигде их не нашли?

Занятие по изобразительной деятельности

«Ягоды для медвежат»

Цель:

- учить детей рисовать нетрадиционной техникой рисования –

пальчиками;

- располагать изображение по всему листу;

- закреплять красный цвет, форму;

- развивать творческую активность детей;

- воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Предварительная работа:

«Мишка косолапый», «Ягоды, фрукты и овощи»

Материал:

игрушка – медведь, картинка с изображением малины, гуашь красная,

лист бумаги (стакан).

Ход: В группу приходит медведь и рассказывает о том, что в лесу

собирал малину для своих маленьких медвежат. Собрал полную корзинку

ягод малины и быстро пошёл домой. Он так торопился, что упал и просыпал

всю корзинку с ягодами. Медведь очень расстроился, ведь у него не осталось

ягод для медвежат.

- Ребята, давайте мы с мишкой поиграем в игру

«

Мишка косолапый».

Дети играют.

- Какую ягоду любят медвежата? (Малину)

- Какого цвета малина? (Красная)

- Мишка, ты не переживай, мы тебе поможем. Нарисуем для твоих

медвежат много ягод.

- Ягоды будем рисовать красные, круглые.

У детей на столах все приготовлено к рисованию. Дети садятся за столы.

- Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах? Дети называют то, что

видят.

- А чем же мы будем рисовать? Нет кисточек, карандашей.

- Мы будем сегодня рисовать пальчиками. Показываю указательный

палец, которым буду рисовать.

- Опускаю палец в красную краску и оставляю след внизу на стаканчике -

получилась ягодка. И так рисую ещё несколько ягод, располагая рядом. Если

краски на пальчике нет, набираем ещё, и дорисовываем полный стакан ягод.

- Ребята покажите указательный палец, обмакните в краску и рисуйте

малину.

Мишка смотрит, как ребята рисуют, хвалит их.

- Спасибо, ребята, за помощь, вот медвежата обрадуются. До свидания!

- До свидания,

Занятие по изобразительной деятельности

«Мимоза для мамы»

Цель:

- упражнять в рисовании пальчиками;

- учить создавать изображение путем использования точки, как средства

выразительности;

- закреплять желтый цвет и круглую форму;

- воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности;

- формировать нравственные основы: внимание к близким, желание

делать подарки.

Предварительная работа:

рассматривание букета цветов мимозы, иллюстраций с изображением

мимозы, чтение стихотворения Г. Утробина «Мимоза».

Материал:

кукла мальчик, цветы мимозы, листы бумаги с нарисованной веточкой

мимозы, краска желтая, салфетка.

Ход:

Входит мальчик с букетом мимозы.

- Здравствуйте, ребята, пришла весна. Скоро будет праздник мам,

бабушек и девочек и я хочу подарить вам этот букет мимоз. Читает

стихотворение Г. Утробина

«Мимоза»

Вот и кончились морозы,

Солнце весело играет,

Золотистые мимозы

О весне напоминают.

Желтые пушистые

Шарики душистые

Мимозы удивительной

Просто восхитительны!

- Спасибо за подарок!

- Ребята, а вы хотите приготовить подарки для своих мам?

- Такие красивые веточки с желтыми цветами мимозы мы будем рисовать

для мам.

- Какого цвета мимоза? (Желтого) воспитатель объясняет и показывает

как нужно рисовать.

- Опускаем пальчик в краску и прикладываем к веточке, рисуем цветы.

Дети

рисуют,

воспитатель

объясняет

индивидуально,

если

есть

необходимость. Выставляет работы, хвалит детей.

- Посмотрите, какие красивые букеты мимоз получились дл

Занятие по изобразительной деятельности

«Вот какие птички»

Цель: - познакомить детей с возможностью получения образов с

помощью отпечатков ладошек;

- создать у детей эмоциональный отклик на необычный способ создания

изображений;

- учить детей печатать всей ладошкой, приемом примакивания, под

словесное сопровождение «примакнуть - поднять»;

- закрепить желтый цвет;

- воспитывать аккуратность в работе с красками.

Предварительная работа: рассматривание игрушки – птичка, чтение

потешек, загадок о домашних животных, беседы.

Материал: игрушка Птичка, гуашь желтого и красного цвета, листы

бумаги, салфетки.

Ход:

- Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях.

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Подожди, не улетай!

Улетела птичка, ай!

- Ребята, давайте нарисуем много птичек. Сегодня мы будем рисовать

ладошками, показать без краски как надо печатать. Дети повторяют

движения без краски. Посмотрите внимательно, как мы будем рисовать:

сначала опускаем ладонь в краску и ставят отпечаток, затем смежно с ним -

другой отпечаток, отпечатки ставить так, чтобы они соприкасались. «Это

птичка крылышками, быстро – быстро летит!»

Воспитатель постепенно вовлекает детей в рисование с отпечатками

ладошек.

Дети рисуют птичек.

Чтение стихотворения А. Толстого « Птичка»:

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет.

Птичка играла,

Птички уж нет.

Где же ты, птичка?

Где ты певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою!

В конце занятия рассмотреть картину порадоваться тому сколько

птичек.

Пальчиковая гимнастика

Грибы да ягоды

Я в лесу нашел грибок Ладонь одной руки лежит на кулаке другой

. (меняем)

Я сорвать его не смог:

Дождь грибочек поливал, Пальцы ласково гладят по щекам

И грибочек подрастал. Руки сцепляем пальцами, постепенно

увеличивая круг

Ягода росла в лесу.

Кулак одной руки лежит на ладони другой

. (меняем)

Я домой ее несу. Соединить руки ладонями вверх

Солнце ягодку согрело, Пальцы ласково гладят по щекам

Наша ягодка поспела. Делаем круги, соединяя по очереди все пальцы

. большим, одновременно на двух руках

Считаем пальчики

Давай-ка пальчики считать:

Один, два, три, четыре, пять, Загибаем пальцы одной руки,

Один, два, три, четыре, пять, Загибаем пальцы другой руки

Десять пальцев, две руки – Показываем раскрытые руки и

Все твои помощники! вращаем руками как «фонарики»



В раздел образования