Автор: Аникина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.Ханымей
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Умелые пальчики"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«Умелые пальчики»
Краткосрочный
Развитие творческих способностей детей через
нетрадиционные способы рисования
Подготовил: воспитатель
МБДОУ «ДС « Солнышко»
Аникина Т.С.
2021 год, п. Ханымей
У Т В Е Р Ж Д А Ю:
Заведующий МБДОУ
«ДС «Солнышко» п. Ханымей»
__________ Н.В. Пасечная
Педагогический проект
по художественно – эстетическому развитию.
«Умелые пальчики»
Развитие творческих способностей детей
через нетрадиционные способы рисования.
Подготовил: воспитатель
Аникина Татьяна
Сергеевна
2021 год п. Ханымей
1.
Тема
:
«Умелые пальчики»
2.
Проблема:
в общеобразовательной программе уделено мало внимания
нетрадиционной техникой рисования, а у детей возник интерес к
данному виду деятельности. Исходя из этого, я разработала проект.
3.
Цель
: научить детей пользоваться нетрадиционной техникой рисования
- пальчиками, ладошкой.
4.
Задачи:
- знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования;
- вызвать яркий эмоциональный отклик на рисование;
- формировать интерес к рисованию;
- развивать мелкую моторику пальцев;
- совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с гуашью и водой;
- создать условия для самостоятельной художественной деятельности
детей.
5. Основные шаги по реализации проекта:
Определение проблемы проекта; постановка цели; включение в план
проекта занятий, наблюдений игр, экспериментов, и т.д.; продумать
форму проведения отчета.
6.
Ожидаемый результат проекта:
Научить применять нетрадиционную технику рисования пальчиками,
ладошкой в изобразительной деятельности.
7.
Вид проекта:
по времени – краткосрочный (1 месяц),
по количеству участников – коллективный (17 детей),
по контингенту – дети 2-4 года,
по направленности – межпредметный,
по характеру деятельности – познавательно - творческий.
8.
Состав участников:
дети младшей группы, воспитатели.
9.
Основные направления проекта:
- знакомство с новой нетрадиционной техникой рисования – пальчиками,
ладошкой;
- обучение приемам рисования;
- применение нетрадиционного метода рисования в свободной
изобразительной деятельности.
10. Межпредметные связи:
Название раздела
программы
содержание
задачи
Ознакомление с
окружающим миром
«Что в лесу растет»,
«построим комнату для
куклы»
«Звери»,
«Птицы»
уточнить и расширить
представление детей о
животных; развивать интерес
к играм.
Рисование
«Светит солнышко в
окошко»;
«Солнечные зайчики»;
учить детей рисовать
округлые формы,
ориентироваться на листе
бумаги, развивать интерес к
рисованию
Ознакомление с
художественными
произведениями
сказки «Колобок»;
«Три медведя»;
«Теремок».
приучать детей внимательно
слушать произведения,
отвечать на вопросы по
содержанию
1.
Подготовительный этап:
- определение педагогом темы, цели и задач проекта;
- продумать содержание проекта и предполагаемые результаты;
- определить содержание деятельности всех участников проекта.
2.
Основной этап реализации проекта
Система мероприятий.
деятельность
тема
пособия
Познавательная
«Окружающий
мир»
«Что в лесу растет»,
«построим комнату для куклы»
«Звери»,
«Рисование на крупе»;
- эксперимент: знакомство со свойствами воды
«Переливание воды»;
- эксперимент: «Окрашивание воды»;
- «Вода из снега»
- рассматривание цветов мимозы;
- емкость с крупой.
- вода;
- емкость;
- емкость с водой,
краски.
игровая
- п/и «Найди цветок»;
- п/и «Кот и мыши»;
- п/и «У медведя во бору»;
- д/и «Чудесный мешочек»;
- д/и «Цветные шарики»;
- д/и «Цветочная поляна»;
- материал для игр;
художественно-
речевая
сказки :
- «Колобок»;
- «Три медведя»;
- «Теремок».
- дет. худ.
литература
театрализованная
кукольный театр
- «Курочка Ряба»;
- «Колобок» (пальчиковый)
- «Репка»
- декорации и куклы
к постановке.
продуктивная
- «Светит солнышко в окошко»;
- «Солнечные зайчики»;
- «Ягоды для медвежат»;
- «Мимозы для мамы»;
- «Вот какие птички»
- материалы для
рисования и
образцы;
пальчиковая
гимнастика
- «Грибы, да ягоды;
- «Внимательный мишка»;
- «Считаем пальчики»
- «Пальчики – зверюшки».
Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»
Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить
комнату для куклы; стул, стол, кровать. Учить сооружать одновременно
несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению.
Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.
Материал: кирпичики, кубики, кукла.
Ход: Ребята к нам в гости приехала кукла Оля. Она приехала из далека и
хочет немного пожить у нас в группе. Что бы ей было удобно, надо
построить ей комнату и тогда кукла подольше поживет у нас.
Педагог предлагает ребятам присесть за столы полукругом, для того что бы
построить кукле комнату. Надо сначала построить Оле стул, для этого мы
возьмем большой куб и поставим его, это сиденье стула. Теперь нам нужна
спинка, мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной к сиденью стула.
У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше
строить. Допустим наша кукла Оля захочет кушать, куда она поставит
тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкий брус-это
поверхность стола, а четыре маленьких кубика будут ножками для стола.
Теперь мы можем угостить Олю чаем. Мы же продолжаем строить
комнату…
Занятие: «Звери»
Цель:
- расширять представления детей о зверях;
- учить различать диких (волк, медведь, лиса, заяц) и домашних (конь,
корова, свинья, собака, кошка) животных;
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Материал:
демонстрационный - карточки или игрушки, изображающие коня, корову,
свинью, собаку, медведя, лису, волка и зайца;
раздаточный - пособие по ознакомлению с окружающим миром.
Ход:
- Давайте найдём всех зверей, которые прячутся на этой картинке.
Воспитатель помогает детям вопросами.
- Ну-ка, посмотрим. Ой, какой маленький домик, его называют
конура. Кто спрятался в конуре? (Собака.)
- А кто на поле травку ест? (Корова.)
- А вот дом. Кто в доме живет? (Кошка.)
- Молодцы, ребята, всех нашли!
Можно предложить детям поиграть в игру «Найди игрушку».
Рисование по крупе
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Материал: емкость с крупой, ватная палочка.
Ход: в емкость насыпать крупу – манку, распределить равномерно крупу,
предложить нарисовать пальцем или ватной палочкой; после рисования
крупу разровнять и предложить нарисовать другой рисунок.
Эксперименты
Знакомство со свойствами воды
Переливание воды
Цель:
знакомить со свойствами воды.
Материал:
3 стакана с отметками для уровня воды, кувшин с водой, губка.
Ход:
налить воду в кувшин, из кувшина перелить в стакан до нужной отметки,
то же упражнение выполнить с другими стаканами.
Вывод:
вода жидкая, льется.
Окрашивание воды
Цель:
знакомить со свойствами воды и краски
Материал:
3 стакана с водой, краски красная и синяя, пипетки.
Ход:
набрать пипеткой красную краску и капнуть в стакан с водой, вода
окрасится в красный цвет, то же проделать с синей краской.
Вывод:
краска растворяется в воде, и вода окрашивается в цвет краски.
Вода из снега
Цель:
знакомить со свойствами снега,
Материал:
миска со снегом, салфетка.
Ход:
принести снег, рассмотреть какого цвета, потрогать : снег холодный,
мягкий, можно лепить; подержать его в руке, в руке снег начинает таять и
становится водой.
Вывод:
снег мягкий из него можно лепить, тает от тепла.
Рассматривание цветов мимозы
Цель:
развивать у детей познавательную активность детей, учить различать
мимозу по внешнему виду, закрепить цвет, форму.
Материал:
веточки цветов мимозы, ваза.
Ход:
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши –
Очень рады солнышку.
- Ребята, посмотрите, нам в подарок солнышко принесло букет мимозы.
Как называется цветок. (Мимоза). Обследуется ветка мимозы. Внимательно
рассмотреть, аккуратно потрогать цветки мимозы.
- Какого цвета цветки? (Желтые).
- Сколько их? (Много).
- Какой формы? (Круглая).
Чтение стихотворения Г. Утробина
«Мимоза»
Вот и кончились морозы,
Солнце весело играет,
Золотистые мимозы
О весне напоминают.
Желтые пушистые
Шарики душистые
Мимозы удивительной
Просто восхитительны!
Воспитатель предлагает посмотреть иллюстрации круглых желтых шаров и
пушистых цыплят. Найти сходство между ними.
ИГРЫ:
Подвижная игра «Найди цветок»
Цель: учить детей подбирать предмет по цвету, развивать внимание,
координацию в пространстве.
Материал: цветы разного цвета и бабочки такого же цвета.
Ход игры: из цветов создается полянка, детям раздают бабочки. Дети –
бабочки летают, а по сигналу воспитателя садятся отдыхать на свой
любимый цветок как сама бабочка, затем дети меняются бабочками, игра
продолжается.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на
друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу
воспитателя.
Материал: шапочки для кошки и для мышек.
Ход игры: дети сидят на стульчиках. Это мыши в норках. В
противоположной стороне комнаты сидит кот. Кот засыпает (закрывает
глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается,
потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и
прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к
себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по
комнате, затем возвращаются на свое место и засыпает.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять
направление движения, бегать стараться не попадаться ловящему и не
толкаясь.
Материал: шапочка медведя.
Ход игры: ребенок изображает медведя, он сидит на стуле в одном
конце комнаты. Остальные дети находятся в другой стороне. Они подходят к
медведю и говорят:
У медведя во бору Движения согласно тексту.
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Он на нас глядит.
Чашка опрокинется,
А медведь как кинется.
Дети приближаются к медведю. После последних слов медведь встает,
рычит и идет ловить детей, а дети убегают. Пойманных детей он уводит к
себе. Медведь садится на стул, игра продолжается.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильное восприятие, закреплять умение на ощупь
различать предметы.
Материал: мешочек, разные игрушки (шарик, кубик, кольцо,
кирпичик, конструктор).
Ход игры: Игрушки сложены в мешочек . воспитатель просит ребенка
подойти, в мешочек опустить руку, определить игрушку на ощупь, назвать её
и показать детям. Так же выходят другие дети и определяют игрушки на
ощупь.
Дидактическая игра «Цветные шарики»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев, координацию движений,
внимание, различать и называть цвет.
Материал: шарики желтого, зеленого, красного и синего цвета; (пинцет);
емкости для шариков такого же цвета.
Ход игры: ребенок берет шарик синего цвета и перекладывает его в
емкость синего цвета, красный в красную и т.д.; можно усложнить игру
перекладывать шарики пинцетом.. когда шарики закончатся таким же
образом переложить их обратно в коробку.
Дидактическая игра «Цветочная полянка»
Цель: учить различать и называть цвет, соотносить предметы по цвету,
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в закручивании и
раскручивании
крышек, развивать внимание.
Материал: полянка – подставка с цветами разног цвета, крыши для
цветов такого же цвета.
Ход игры: ребенок берет крышку любого цвета, находит на подставке -
полянке цветок такого же цвета и закручивает ее на цветок. Так же подбирает
крышки к другим цветам и закручивает. Можно усложнить игру , взрослый
прикручивает крышки не правильно, а ребенок исправляет ошибки.
Занятие по изобразительной деятельности:
«Солнечный зайчик
»
Задачи:
- вызвать у детей интерес к теме изображения;
- развивать творческое воображение, умение отыскать "солнечный зайчик" и
рассказать о его местонахождении, использую в речи предлоги: на, над,
около;
- закрепить знание цвета (жёлтый, белый, формы (круг, название животных
(птиц) ;
-
создание эмоционально-положительного настроя,
удовлетворения от
собственной работы;
- учить детей узнавать животных по характерным признакам;
- воспитывать опрятность, аккуратность.
Предварительная работа:В солнечную погоду на прогулке наблюдать с
детьми, как ярко светит солнышко, как оно освещает всё вокруг. Перед
занятием воспитатель предлагает детям подойти к окну, погреться у
солнышка, зажмурить глазки, так как сильно светит. Определяют, что оно
круглое, тёплое, жаркое, весёлое, радостное.
Материал:Один на всех большой лист бумаги, кисть крупного размера
каждому ребёнку; жёлтая гуашь, салфетка, зеркальце (2 шт., чудесный
мешочек, игрушки (котёнок, утёнок, зайчик, собачка) .
- совершенствовать умение работать красками, различать жёлтый цвет;
познакомить с новым стихотворением.
Ход:Необходимым условием для проведения занятия является солнечный
день. Воспитатель жестом обводит залитую солнечным светом комнату и
спрашивает у детей:
Воспитатель: "Почему так светло? ".
Ответы детей: "На улице светит солнышко", "Светло", "Светит солнце".
В гости приходит Зайчик.
-Здравствуйте, ребята! Я хочу познакомить вас с моими друзьями -
солнечными зайчиками.
Воспитатель показывает ребятам солнечных зайчиков с помощью зеркал.
- Ребята, послушайте стихотворение "Солнечные зайчики" А. Бродского.
Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовём их, не идут.
Были тут и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были тут- и нет их там.
Где же зайчики? Ушли!
Вы нигде их не нашли?
Занятие по изобразительной деятельности
«Ягоды для медвежат»
Цель:
- учить детей рисовать нетрадиционной техникой рисования –
пальчиками;
- располагать изображение по всему листу;
- закреплять красный цвет, форму;
- развивать творческую активность детей;
- воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Предварительная работа:
«Мишка косолапый», «Ягоды, фрукты и овощи»
Материал:
игрушка – медведь, картинка с изображением малины, гуашь красная,
лист бумаги (стакан).
Ход: В группу приходит медведь и рассказывает о том, что в лесу
собирал малину для своих маленьких медвежат. Собрал полную корзинку
ягод малины и быстро пошёл домой. Он так торопился, что упал и просыпал
всю корзинку с ягодами. Медведь очень расстроился, ведь у него не осталось
ягод для медвежат.
- Ребята, давайте мы с мишкой поиграем в игру
«
Мишка косолапый».
Дети играют.
- Какую ягоду любят медвежата? (Малину)
- Какого цвета малина? (Красная)
- Мишка, ты не переживай, мы тебе поможем. Нарисуем для твоих
медвежат много ягод.
- Ягоды будем рисовать красные, круглые.
У детей на столах все приготовлено к рисованию. Дети садятся за столы.
- Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах? Дети называют то, что
видят.
- А чем же мы будем рисовать? Нет кисточек, карандашей.
- Мы будем сегодня рисовать пальчиками. Показываю указательный
палец, которым буду рисовать.
- Опускаю палец в красную краску и оставляю след внизу на стаканчике -
получилась ягодка. И так рисую ещё несколько ягод, располагая рядом. Если
краски на пальчике нет, набираем ещё, и дорисовываем полный стакан ягод.
- Ребята покажите указательный палец, обмакните в краску и рисуйте
малину.
Мишка смотрит, как ребята рисуют, хвалит их.
- Спасибо, ребята, за помощь, вот медвежата обрадуются. До свидания!
- До свидания,
Занятие по изобразительной деятельности
«Мимоза для мамы»
Цель:
- упражнять в рисовании пальчиками;
- учить создавать изображение путем использования точки, как средства
выразительности;
- закреплять желтый цвет и круглую форму;
- воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности;
- формировать нравственные основы: внимание к близким, желание
делать подарки.
Предварительная работа:
рассматривание букета цветов мимозы, иллюстраций с изображением
мимозы, чтение стихотворения Г. Утробина «Мимоза».
Материал:
кукла мальчик, цветы мимозы, листы бумаги с нарисованной веточкой
мимозы, краска желтая, салфетка.
Ход:
Входит мальчик с букетом мимозы.
- Здравствуйте, ребята, пришла весна. Скоро будет праздник мам,
бабушек и девочек и я хочу подарить вам этот букет мимоз. Читает
стихотворение Г. Утробина
«Мимоза»
Вот и кончились морозы,
Солнце весело играет,
Золотистые мимозы
О весне напоминают.
Желтые пушистые
Шарики душистые
Мимозы удивительной
Просто восхитительны!
- Спасибо за подарок!
- Ребята, а вы хотите приготовить подарки для своих мам?
- Такие красивые веточки с желтыми цветами мимозы мы будем рисовать
для мам.
- Какого цвета мимоза? (Желтого) воспитатель объясняет и показывает
как нужно рисовать.
- Опускаем пальчик в краску и прикладываем к веточке, рисуем цветы.
Дети
рисуют,
воспитатель
объясняет
индивидуально,
если
есть
необходимость. Выставляет работы, хвалит детей.
- Посмотрите, какие красивые букеты мимоз получились дл
Занятие по изобразительной деятельности
«Вот какие птички»
Цель: - познакомить детей с возможностью получения образов с
помощью отпечатков ладошек;
- создать у детей эмоциональный отклик на необычный способ создания
изображений;
- учить детей печатать всей ладошкой, приемом примакивания, под
словесное сопровождение «примакнуть - поднять»;
- закрепить желтый цвет;
- воспитывать аккуратность в работе с красками.
Предварительная работа: рассматривание игрушки – птичка, чтение
потешек, загадок о домашних животных, беседы.
Материал: игрушка Птичка, гуашь желтого и красного цвета, листы
бумаги, салфетки.
Ход:
- Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела птичка, ай!
- Ребята, давайте нарисуем много птичек. Сегодня мы будем рисовать
ладошками, показать без краски как надо печатать. Дети повторяют
движения без краски. Посмотрите внимательно, как мы будем рисовать:
сначала опускаем ладонь в краску и ставят отпечаток, затем смежно с ним -
другой отпечаток, отпечатки ставить так, чтобы они соприкасались. «Это
птичка крылышками, быстро – быстро летит!»
Воспитатель постепенно вовлекает детей в рисование с отпечатками
ладошек.
Дети рисуют птичек.
Чтение стихотворения А. Толстого « Птичка»:
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет.
Птичка играла,
Птички уж нет.
Где же ты, птичка?
Где ты певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою!
В конце занятия рассмотреть картину порадоваться тому сколько
птичек.
Пальчиковая гимнастика
Грибы да ягоды
Я в лесу нашел грибок Ладонь одной руки лежит на кулаке другой
. (меняем)
Я сорвать его не смог:
Дождь грибочек поливал, Пальцы ласково гладят по щекам
И грибочек подрастал. Руки сцепляем пальцами, постепенно
увеличивая круг
Ягода росла в лесу.
Кулак одной руки лежит на ладони другой
. (меняем)
Я домой ее несу. Соединить руки ладонями вверх
Солнце ягодку согрело, Пальцы ласково гладят по щекам
Наша ягодка поспела. Делаем круги, соединяя по очереди все пальцы
. большим, одновременно на двух руках
Считаем пальчики
Давай-ка пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять, Загибаем пальцы одной руки,
Один, два, три, четыре, пять, Загибаем пальцы другой руки
Десять пальцев, две руки – Показываем раскрытые руки и
Все твои помощники! вращаем руками как «фонарики»