Напоминание

"РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."


Автор: Строкина Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Тольяттинский дом ребенка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА."
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Ранний

возраст

чрезвычайно

важный

и

ответственный

период

психического развития ребёнка. В этот период формируются процессы

восприятия, наглядно - действенного и наглядно-образного мышления,

памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.

Основным новообразование этого периода является овладение речью.

Речь

ребенка раннего возраста отражает развитие и закладывает основы будущих

высших психических функций: памяти, внимания, мышления, а значит всего

дальнейшего обучения ребенка, и в конечном счете его социальной

адаптации и успешности.

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания

речи и развитие « активной», собственной речи как способности говорить.

Формирование активной речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка,

как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное

накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс,

который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей

средой и в ситуации общения со взрослым.

Формирование первых слов и

установление правильного их произношения обычно происходит далеко не

сразу, требуя длительного периода времени. Развитие активной речи ребенка

до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40

до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок

становится инициативным. Он начинает не только постоянно требовать

названия предметов, но и делает попытки произносить слова, обозначающие

эти предметы.

При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000

слов. В этот период он учится строить первые предложения, у него

появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые

средства для общения.

Динамика процесса овладения речью у детей раннего возраста:

1 год

Слова произносятся без изменения грамматической

структуры; произносит несколько слов; преимущественно

называет предметы, которые видит непосредственно.

Преобладает пассивная речь (слушает). Этап автономной

детской речи.

1,5 – 2,5 года

Изменяется грамматическая структура слова, меняются

окончания; дети научаются комбинировать слова в 2-х – 3-х

словные фразы; переход к активной самостоятельной речи; в

этот период ребенок особо интересуется окружающими

предметами (Что это?). Этап усвоения грамматического

строя речи.

2,5 – 3 года

Речь достигает такого уровня, когда можно вступать в

диалог.

На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют

автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые

обычно не пользуются. Но

в общении со взрослыми при правильном

речевом воспитании автономная речь быстро исчезает.

Развитие активной речи - процесс сложный и не у всех детей протекает

неодинаково. У одних наблюдается раннее появление первых слов и

ускоренное развитие всей речи. Но есть и дети, у которых достаточно

высокий уровень развития пассивного словаря, но они не переходят к

активному его пользованию, т.е. на длительное время задерживаются на

стадии только понимания речи. А низкий уровень речевой активности

ограничивает

возможности

самореализации

детей,

не

обеспечивает

свободной коммуникации. Поэтому важно с раннего возраста начинать

работу по развитию речевой активности детей, стимулировать развитие

речевой функции, способствуя полноценному развитию ребенка.

Активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах

деятельности. Развитие речи ребенка происходит в каждый момент его

жизни. Бытовые ситуации, среди которых подготовка ко сну, умывание,

прием пищи протекают почти в одних и тех же условиях. Это помогает

обогатить словарь детей и закрепить речевые навыки. Обращение к детям по

разнообразным поводам формирует у них потребность в общении. При этом

нужно активнее использовать приятные для ребенка игровые и бытовые

ситуации.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно

разговаривать с ребенком, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к

нему речь.

Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка

играет художественная литература. Л.С. Выготский говорил, что «Ребенок,

которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так

как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с

мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь,

речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные

жизненные уроки».

Знакомство ребенка с художественной литературой

начинается с миниатюр народного творчества, которые специально созданы

для детей: потешки, колыбельные песни - бесценный материал, который

позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и

ритм. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные

слова,

словосочетания,

предложения

и

даже

четверостишия,

звукоподражания развивают фонематический

слух. А это способствует

запоминанию слов, а затем и активному употреблению. Содержание многих

потешек богато глаголами. Ценность их в том, что слово можно соединить с

действием ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

активной

речи. Уровень

развития

речи

детей

находится

в

прямой

зависимости от степени сформированости тонких движений пальцев рук. М.

М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей

совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от

пальцев. Работа

по

развитию

мелкой

моторики

должна

проводиться

регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.

Произносить

тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то

повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а

движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Для развития активной речи широко используются картины и картинки.

Они вызывают у детей большой интерес, радостные эмоции, активизируют

работу мышления. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь.

Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в

работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе

деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается

мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется

речь.

Эффективный

метод

активизации

словаря

детей-дидактическая

игра.

Дидактическая игра

является

одним

из

видов

игровой

деятельности,

представляет

собой

игру

познавательную,

расширяющую

и

систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую

на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей

дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей

формой развития. Основная особенность дидактических игр заключается в

том, что в них, познавательная деятельность сочетается с игровой. Дети

играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки

действий

с

различными

предметами,

учатся

общаться

со

своими

сверстниками и со взрослыми. Значит, дидактическая игра поможет ребенку

чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра отвечает

естественным

потребностям

ребёнка раннего

возраста,

способствует

нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия,

мышления, речи, памяти, воображения.

Использование дидактических игр способствует:

• обучению ребенка восприятия речи, как средства связи;

• пополнение словарного запаса;

• развития фонематического слуха;

• развитие речевого творчества;

• восприятию интонационной и звуковой культуры речи;

• постановке связной речи;

• постановке диалогической речи;

• умению грамотного использования речевых оборотов, предлогов.

Игры по формированию активной речи детей раннего возраста.

Игра №1 «Самолёты»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение

звука У.

Игра №2 «Паровозы»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение

звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.

Игра №3 «Поиграем на дудочке»

Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого –

повторение слова звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.

Игра №4 «Бьём в барабан»

Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение

аморфных слов звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-

БАМ.

Игра №5 «Ехали-ехали»

Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи

взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП,

БИ-БИ-БИ и др.

Игра №6 «Дом большой, дом маленький»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение

аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА,

БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.

Игра №7 «Гости»

Цель: развитие

подражания

речи

взрослого

повторение

слов-

звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА,

КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА,

ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ,

КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.

Игра №8 «На! Дай!»

Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай»)

и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА

МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и

бытовых) с разными предметами.

Игра №9 «Дай задание игрушкам»

Цель: стимулировать ребенка произносить двухсловные фразы, состоящие

из обращения и глагола в повелительной форме.

Игра №10 «Большие ноги идут по дороге»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова

звукоподражания

ТОП-ТОП;

слов

НОГИ,

НОЖКИ,

ДОРОГА;

фраз

БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д.; физическое развитие.

Игра №11 «Куколка»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука

А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз

КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.

Игра №12 «Ёжик»

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение

аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить.

Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти,

мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию

(в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Переход к

самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка.

Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Он

характеризуется интенсивным развитием понимания и активной

речи,

словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам -

свыше 300 слов к 3 годам может достигать 1500 слов). Для активизация речи

детей раннего возраста необходимо использовать разные методы и приемы с

учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей

каждого вида деятельности; поощрять познавательную активность малыша,

больше разговаривать с ним в процессе игры.

Занимайтесь каждый день с

ребенком, и ваши усилия обязательно будут вознаграждены.



В раздел образования