Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель швейного дела
Учебное заведение: ГКОУ Кстовская школа-интернат
Населённый пункт: город Кстово, Нижегородская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок в 5 классе "Лоскутное шитьё"
Раздел: среднее образование
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Организационный
этап урока.
Проверка готовности учащихся к
уроку.
Приветствие. Рапорт
дежурного.
Повторение
изученного
материала.
(Приложение №1)
-
На
доске
находится
лист
с
кроссвордом.
Зная
изученный
материал,
вы
должны
разгадать
кроссворд и определить ключевое
слово,
которое
определит
тему
сегодняшнего урока.
- Прочтем ключевое слово, которое
находится по вертикали.
-Правильно
получилось
слово
«Лоскутик».
Учащиеся
разгадывают
кроссворд.
Читают
ключевое
слово «лоскутик».
Вводный этап
урока.
- И тема урока «Лоскутное шитьё –
неиссякаемый
источник
творчества». На уроке мы будем
учиться
контролировать
технологический
процесс,
я
познакомлю вас коротко с историей
лоскутного шитья.
1) Итак, «С чего всё началось?»
( Фото, приложение №2).
Лоскутная техника своими корнями
уходит глубоко в древность, А
началось
всё
с
обыкновенных
заплаток, которые ставили на слегка
потёртые
вещах.
Заплатки
были
разных форм и расцветок. Это и
послужило
толчком
к
созданию
изделий
из
лоскутов.
На
Руси
лоскутное шитьё стало развиваться
в середине 19 века – это 150 лет
тому
назад.
Почти
в
каждом
крестьянском
доме
можно
было
увидеть
весёлые
разноцветные
лоскутные одеяла, яркие коврики и
многое другое. (Фото, приложение
№3 )
2)
Лоскутное
шитьё
сегодня.
(Фото, приложение №4 )
Лоскутное
шитьё,
как
профессиональное искусство, стало
возрождаться к концу ХХ века.
Оказалось, что если подойти к этой
работе
серьёзно,
можно
сделать
великолепные нужные вещи.
3) «Ненужной вещи не бывает»
-Как вы понимаете смысл этой
пословицы?
-При
раскрое
изделий
остаются
лоскуты. Это нужные вещи?
-Что можно сшить из лоскутов?
-Работа лоскутницы очень
кропотлива, но изделия, сшитые её
руками очень красивы и радуют
глаз.
4) Подбор ткани по цвету (Фото –
цветовой круг)
-При
пошиве
каждого
изделия
нужно подбирать ткани по цвету.
Тут вам поможет цветовой круг.
Как им пользоваться, вы уже знаете.
У
каждой
из
вас
есть
ещё
инструкция
«Дополнительные
цвета».
Учащиеся
дают
ответы на вопросы и
приходят к выводу,
что
каждой
вещи
можно
найти
применение.
Основной этап
урока.
-Тема нашего урока «Лоскутное
шитьё».В
настоящее
время
к
лоскутному шитью относятся как к
виду искусства, которое неуклонно
растёт. Мы с вами уже 2-ой год
занимаемся этим видом искусства
на
уроках
практического
повторения.
С
каждым
годом
изделия,
сшитые
вами,
усложняются. Вы постигаете всё
новые и новые виды работ этой
техники..
-Сейчас
каждая
назовёт
вид
изделия, над которым она работает
в данное время.
1-ый уровень- шью
растры для покрыва-
ла
на
диван
в
группы
сирот;
2-ой уровень – учусь
шить мазайку из по-
лос
;
-
шью
прихватки
ёлочкой;
3-ий уровень – шью
полотенца
для
групп;
-заметываю
прихватки-круги.
Повторение –
Закрепление.
1) Разноуровневые вопросы к
каждой ученице:
а)-Сегодня ты выполняешь ручную
или машинную работу?
- Каким инструментом ты пользу-
ешься?
- Где её надо хранить?
- Назови главное правило ручной
работы.
б)-
Как
ты
сортируешь
свои
лоскуты?
в)- Какой шов ты будешь выпол-
нять?
г)- Какие специальные принадлеж-
ности тебе сегодня нужны?
д )- Что у лоскутницы должно быть
всегда под рукой?
-Расскажи Правила техники безо-
пасности при работе с эл. утюгом.
е)-Лоскутное шитьё-это ручная
работа?
ё)-Назови ПТБ при работе на
промышленной машине.
2) Выставляю памятку «Контроль
качества» ( Приложение №5 )
-Какие
требования
к
качеству
работы сегодня вы должны соблю-
дать? Поднимите руку если этот
пункт тебе нужно выполнять сегод-
ня на уроке.
- Ручную.
- Иглой.
- В игольнице.
-Шей с напёрстком.
- По тону: тёмные-
светлые.
-Шов вподгибку с
закрытым срезом.
- Швейная машина,
ножницы, булавки,
карандаш, линейка.
(Данные слова выс-
тавляются
в
«Словарь» ).
-Утюг и гладильная
доска.
(Данные
слова выставляются
в«Словарь» ).
Закрепление
требований ПТБ
-Машинная.
Закрепление требова
ний ПТБ.
Выбирают
нужный
пункт памятки для
качественной
работы
на
данном
уроке,
Поднимают руку.
Поэтапная оценка
за устную работу.
Оцениваю устную работу на уроке
каждой ученицы, даже если ответ
был однословный.
Практическая
работа.
Текущий инструктаж
.
1) -Помните пословицу «Каждой
вещи своё место». ( Пословица
выставляется в словарь.) Следите за
порядком на рабочем месте.
2) -Соблюдайте правила Т.Б.
3)
–Не
забывайте
о
контроле
качества.
(
Памятка
«САМОКОНТРОЛЬ»
выставляется в словарь.)
4) – Контролируйте себя сами.
Итак , за дело, мои юные «Хозя-
юшки – лоскутницы ».
Во время самостоятельной рабо-
ты учитель следит за осанкой, про-
водит целевой обход рабочих мест,
индивидуальное инструктирование.
Учащиеся
выполняют
каждый
своё
задание,
осуществляя
самоконтроль
технического
процесса,
соблюдение техни-
ческих требований,
ПТБ.
Физкультминутка
через 10-15 минут
работы на
расслабление.
- Откинулись на спинки стула,
опустили
руки
в
низ,
ноги
вытянули, закрыли глаза, слушаем.
Прослушивание
классической
музыки,
расслабление.
Заключительный
этап урока.
1) Сообщение о достижении цели
урока (справились ли?);
2)
Разбор
типичных
ошибок,
допущенных дефектов;
3) Анализ выполнения ПТБ;
4) Оценивание работ, выставление
общей оценки за урок.
Учащиеся 1-го
уровня проводят
самоанализ
выполненной
работы,
оценивают работу
соседа по парте.
Итоги урока.
- Чему вы сегодня научились?
- Что нового узнали на уроке?
Уборка рабочих мест.
Приложение №1
КРОССВОРД.
1.
Инструмент для ручной работы.
2.
Нити, идущие вдоль кромки.
3.
Ткань, которую вырабатывают из животного волокна.
4.
Профессия работницы ткацкой фабрики.
5.
Нити в ткани, идущие поперёк куска ткани.
6.
Домик для пальчика при шитье.
7.
Инструмент для раскроя ткани.
8.
Ткань, которую получают из волокон тутового шелкопряда
.
И Г Л А
Д О Л Е В Ы Е
Ш Е Р С Т Ь
Т К А Ч И Х А
У Т О К
Н А П Ё Р С Т О К
Н О Ж Н И Ц Ы
Ш Ё Л К
СЛОВАРЬ.
КАРАНДАШ
БУЛАВКИ
НОЖНИЦЫ
ШВЕЙНАЯ МАШИНА
ЛИНЕЙКА
УТЮГ И ГЛАДИЛЬНАЯ ДОСКА
ПАМЯТКИ
1.
САДИШЬСЯ ШИТЬ – УТЮГ ДЕРЖИ РЯДОМ.
2.
КАЖДОЙ ВЕЩИ СВОЁ МЕСТО.
3.
НЕНУЖНОЙ ВЕЩИ НЕ БЫВАЕТ.
4.
САМОКОНТРОЛЬ.
5.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.
Приложение №2
Приложение №4
Приложение №3