Автор: Хаджава Татьяна Ивановна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ им.С.Д.Тавасиева
Населённый пункт: Город Владикавказ Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: Методическая разработка по композиции
Тема: Развитие фантазии
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка для учащихся МБУ ДО ДХШ
им.С.Д.Тавасиева( 1 класса )
по предмету «Композиция» в 1 «в» классе
Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного искусства «Творчество и вдохновение»
5-летнего срока обучения
Хаджава Татьяна Ивановна
преподавателя МБУДО ДХШ им С.Д.Тавасиева г.Владикавказ
"Сказочное дерево"
Вид урока: рисование по представлению, с использованием изображений наглядного
материала.
Тип урока: комбинированный урок
Тема: Фантазийное рисование
Цель урока: развитие образного мышления у детей, посредством знакомства с
творчеством художников различных направлений,
Задачи:
развитие наблюдательности у детей и умений анализировать увиденное;
формирование навыков изображения на основе объективного восприятия
окружающего мира;
развитие воображения, художественного вкуса;
развить эстетическое восприятие действительности;
научить последовательно вести работу;
приобрести навыки работы гуашью, путем смешивания различных оттенков;
формирование интереса к изучению произведений искусства и классической
музыки.
Задание: Придумать и нарисовать фантазийное осеннее дерево, используя, различные
приемы нанесения красочного слоя на бумагу, посредством знакомства с творческой
манерой исполнения пейзажных композиций французскими художниками.
Материалы:
Для учащихся: листы белой бумаги (формат А-3), краски гуашь 12 цветов, кисти
тонкие и средние круглые и плоские ( можно щетина или синтетика),
палитра ,карандаш В-2 или В., ластик, баночка для воды, салфетки для рук,
мольберты.
Для преподавателя: наглядный ряд – репродукции произведений художников
Франции конца. 19 века. (Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог, Поль Синьяк, Эдуард
Мане); музыкальный ряд: П.И. Чайковский отрывки из произведений и из цикла
«Времена года»; стол, компьютер.
План урока:
1. Организационный момент (5 мин.)
2. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом – просмотр репродукций
работ художников, и объяснение творческого задания (15 мин.)
3. Подготовительный этап работы нанесение рисунка карандашом, композиция в листе
(20 мин.)
4. Творческая (индивидуальная) практическая деятельность учащихся красками на
заданную тему, используя палитру и различные приемы нанесения краски на бумагу
(40мин)
5. Просмотр и обсуждение работ (5 мин.)
Занятие в соответствии с расписанием, рассчитано на 2 учебных часа по 40 минут с одним
10 минутным перерывом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Подготовить ребят к работе на уроке.
2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала
– Сегодня Мы с вами познакомимся с одним очень известным персонажем, которого Вы
все хорошо знаете и видите каждый день, но может быть даже не подозреваете какое это
загадочное и удивительное, и, конечно же сказочно-волшебное существо! Как Вы
думаете, Кто это? И как это не удивительно звучит, объектом знакомства для нас будет
всем известное «дерево». Деревья окружают нас повсюду всю жизнь, но они имеют свой
характер и свои особенности. Об этом сегодня у нас и пойдет разговор. Вы знаете много
литературных произведений, где герой дерево! Но сегодня мы с Вами будем рисовать
дерево – вашего давнего друга: мимо которого быть может Вы ходите в школу или ветки
которого стучат в окно каждый день, или то, которое встречает Вас каждый день у
калитки дома. Приготовьте бумагу, краски, палитру кисти и начнем рисовать.
3. Знакомство с новым теоретическим и наглядным материалом, объяснение сути
задания
Ребятам показываются репродукции картин некоторых французским художников 19 века,
где главным героем в их произведениях стало дерево! Это репродукции с картин К. Моне,
П. Сезанна, Ван Гога, П. Синьяка. (Приложение 1). Рассматривая эти картины, мы
замечаем, что особенно красивы деревья осенью, когда присутствуют разнообразные
желто-оранжевые, бордово-коричневые, красноватые краски и каждый художник по-
своему решает для себя красоту дерева. И цветовое решение может быть очень разное –
это может быть насыщенная цветовая гамма, или приглушенная, лирично-грустная или
мажорно – веселая. Вы знаете, что краски делятся на теплые и холодные, а еще они могут
или дружить между собой или сориться и эти непростые отношения мы с Вами попробуем
нарисовать, исследуя наше дерево.
Рассматривая картины художников, обращаем внимание на пластическое решение
деревьев. Так, у Сезанна – (рисунок 1) это могучее кряжистое дерево, нарисованное
продольными и квадратными мазками, которые создают перетекание одного цвета в
другой;
– у Ван Гога (рисунок 2) дерево витиеватое, колышущееся на ветру с наклоненными
ветками и мазки у него – это линии, которые прерываются, создавая нервный ритм,
мятущееся движение передает состояние неустойчивости, какой-то зыбкости, а цвет
контрастный, звонкий и радостный;
– у Поля Синьяка (рисунок 3)спокойное, величавое дерево, которое представляет свою
красоту всеми цветами радуги, чем – то напоминает сложную мозаику ( «пуантилизм» так
называют это течение в живописи);
– у Клода Моне, (рисунок 4) рисунок дерева это перетекание одного цвета в другой, при
помощи вибрирующего мазка, который создает сиюминутное впечатление
необыкновенную игру цвета и света, показывает нам удивительно тонкие и романтичные
сочетания красок в изображении деревьев – олив
Можно подвести итог:
Породы деревьев разные: тополя и оливы, кипарисы и дубы, липы и сосны , каждый
художник в своей картине пытается через нарисованное дерево передать свое отношение
к миру, к миру прекрасному, который его окружает, передать свое любование
окружающей его природой поделиться этой красотой с нами зрителями.
4. Самостоятельная работа
Предлагается вспомнить какие породы деревьев ребята знают – дети называют: береза,
дуб, клен, яблоня, тополь, липа, ветла, сосна, ива, ель и др., так же вспоминаем как
деревья растут – снизу вверх, начиная с корней, могучего ствол ветки и еще маленькие
веточки и листья. Выстраиваем композицию, так чтобы дерево не было слишком
крупным, но и не мелким, все размещаем в листе, прорисовывая линию соединения земли
и неба – горизонт. Приступаем к работе сначала карандашом, намечая композицию, а
потом, вымешивая краски, пишем сначала небо, а потом на его фоне дерево, ведя работу
с верхнего края листа, последним пишется земля с упавшими на нее разноцветными
листьями.
Начинается творческий процесс. Звучит тихая мелодия, которая создает определенную
атмосферу для работы в классе.
5. Этап усвоения новых знаний
Учащиеся придумывают свое дерево, используя свои наблюдения от прогулок по лесу,
парку, скверу, но и добавляя собственно придуманные элементы, размещая дерево в
пространстве, намечая линию горизонта, землю и небо.
Формат работ А-3. Время исполнения работы – (55 мин.) после 40 минут работы –
перемена 10 минут.
Работа выполняется гуашевыми красками, с использованием палитры. Этап закрепления
навыков работы с палитрой, смешивая различные оттенки, используя белую краску.
Выбрана техника исполнения гуашью, так как ее проще исправить, если возникают какие-
либо неточности и ошибки при выполнении работ, и именно гуашь дает возможность
составления различных оттенков цвета, придумывая многочисленные варианты.
Прослушивание музыки создает определенное настроение, и в рисунках возникает
волшебство и очарование, различные цветовые настроения. А просмотр репродукций
художников настроил учащихся на различные стилистические поиски в решении
композиции, в передаче цветового строя работы, использование разных приемов
нанесения мазков на бумагу, используя разнообразные фактуры.
6. Этап обобщения и систематизации новых знаний
В конце занятия проводим просмотр с обсуждением работ с подведением итогов. На
просмотре, особенно ярко виден разный характер и сказочность деревьев на рисунках
ребят. Работы получились яркими, нарядными, выразительными и очень разными по
колористическому решению, очень индивидуальными, с особым настроением в каждом
рисунке. Каждый постарался выразить свое отношение к изображению на рисунке, свое
видение красоты изображаемого дерева, попробовал определенный тип смешения красок,
разную фактуру мазка, выбрал свое придуманное собственное колористическое решение,
и все вместе сложилось в определенную мозаику цветовых находок от светлых голубых,
нежно желтых до фиолетово-красных звучных и мажорных! И выстроился хоровод
удивительно прекрасных деревьев. Ребят охватило радостное настроение от полученного
результата.