Автор: Вангели Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №65 "Фестивальный"
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми шестого года жизни на основе произведения художественной литературы
Раздел: дошкольное образование
Проектирование конструкта по восприятию детского литературного произведения на основе технологии развития ценностных
ориентаций.
Педагог: Вангели Светлана Викторовна
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ценность: Ответственность, послушание, трудолюбие и сострадание.
Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Цель: Воспитание интереса и умения слушать художественное произведение; способствование формированию эмоционального отношения
к поступкам литературных героев. На примере сказки подвести детей к мысли, что всегда и во всем надо слушаться родителей, т.к. они
старше, умнее и мудрее.
Образовательные задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь к устному народному творчеству; нравственные качества: доброту, уважение, послушание и
сострадание, ответственность перед другим человеком.
Обучающие: Познакомить детей с русской народной сказкой «Гуси -лебеди»; учить детей строить полные, выразительные ответы на
вопросы по содержанию прочитанного; продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов); познакомить детей с
новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета, помочь запомнить начальную фразу и концовку
произведения.
Развивающие: Развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи символических средств; формировать умение
внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь. Стимулировать двигательную активность во время
мыслительной деятельности.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:
Материалы: Иллюстрации к сказкам на интерактивной доске, письмо от Незнайки, мультимедийная презентация (1 слайд – обложка
книжки «Гуси-лебеди», 2 слайд – физ. минутка).
Понятия: кликала-звала, шла дурная слава- говорили плохое, покуда- пока, ни жива, ни мертва- испуганная, ни с чем- пустые.
Планируемые результаты: дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию;
проявляют сочувствие и любознательность; владеют устной связной речью.
Технологическая карта
организации образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми
1. Мотивационный этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на ценности, их эмоциональное
восприятие; вызвать интерес, эмоциональный отклик детей)
Технологические компоненты
деятельности
Содержание деятельности,
действий педагога
Действия детей
Планируемый
результат
Организация на совместную
деятельность «Круг»
«Становись скорее в круг,
Ты мой друг, и я твой!
Руку другу подавай,
Вместе с нами поиграй!»
Предложить ситуацию на интерактивной доске:-К нам
на почту пришло письмо. Давайте его прочитаем
(зачитывается письмо).
-Незнайка просит вас помочь разгадать загадки. Если
правильно разгадаете, то появится картинка этой сказки.
На сметане мешен,
на окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
Братец непослушный был
Из копытца воду пил (Сестрица Аленушка и братец
Иванушка)
Отворили дверь козлята
и пропали все куда-то
(Волк и семеро козлят)
Дети встают в круг.
Ситуация успеха.
Отвечают на поставленные
вопросы,
проявляя устойчивый
интерес;
используют полученные
ранее знания.
Мотивация на
прослушивание
сказки.
Демонстрируют
заинтересованность
на предстоящую
деятельность.
Актуализация знаний детей
(работа с моделью трех вопросов: что
мы знаем?)
-Кто написал все эти сказки?
-Русский народ (ответы детей)
-С давних времен сказки передавались из уст в уста, из
поколения в поколение. Как вы это понимаете?
(Ответы детей)
-Вот сядет дедушка на лавку возле печки, ребятишки на
печку залезут. И начнет он им сказки рассказывать. А они
слушают и запоминают, ведь писать- то раньше не умели.
Пройдет время, вырастут дети и сами начнут сказки
рассказывать своим малышам. Вот так и передавались
сказки из уст в уста, из поколения в поколение. А как
можно отличить сказку от другого жанра?
(Ответы детей)
Отвечают на вопросы,
проявляют интерес,
выражают собственные
мысли
-Сказки, которые сочинил
народ называются
народными.
-Волшебные, о животных.
«Хвосты»,«Зимовье
зверей»,«Крылатый,
мохнатый да масленый»
«Царевна-лягушка»
Умеют осознавать
то, что уже усвоено;
умеют слушать и
понимать речь
других
-
Верно, в сказках и волшебство, и животные
разговаривают. А еще в сказках есть особенные,
«сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что
такое сказка.
-А какие виды сказок вы знаете?
(Ответы детей)
-Какие сказки мы с вами уже знаем?
(Ответы детей)
-
Сегодня я хочу рассказать вам еще одну сказку, которую
написал русский народ. Называется она «Гуси – лебеди»
Знакомство с ценностью.
Осознание и проговаривание ценности
на своем языке в конкретной ситуации
выбора (с опорой на опыт детей)
Ценностный диалог (направленность
обсуждения
литературного
произведения на осознание и
проговаривание детьми ценностей
(при обсуждении сюжетов, поступков,
поведения персонажей).
- Посмотрите на экран. О ком будет сказка? Побуждать
детей к высказыванию.
-Сейчас вы будете слушать сказку «Гуси-лебеди».
Проводится словарная работа. Познакомить детей с
новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл.
Дети смотрят на экран,
проявляют интерес.
(Слайд1)
Дети слушают сказку
Подбирают слова
антонимы
С опорой на
наглядность
выстраивают ответ
Проявляют
познавательный
интерес в процессе
слушания.
Проявляют интерес
к познанию новых
слов
Игровая ситуация
Предлагает детям отдохнуть. На экране показана физ.
минутка.
(Слайд 2).Дети повторяют
движения по видео
Дети расслаблены,
отдохнули.
Готовы к
деятельности.
Работа с «Моделью трех вопросов»:
Что мы знаем? Что хотим узнать?
Представление новой информации
Продолжение работы с «Моделью трех
вопросов: Что нужно сделать, чтобы
узнать?»
Обозначение культурно-смыслового
контекста последующей деятельности
(ценностно-ориентированной
культурной практики)
-Понравилась вам сказка?
-Как называется сказка?
-Куда ушли мать и отец?
-Что родители сказали дочке?
то сделала девочка, когда родители ушли?
-Кто унес братца?
-Гуси – лебеди добрые или злые?
-Вспомните, когда девочка побежала искать братца, кого
она встретила в пути? (печку, яблоньку, речку)
-Мать с отцом уехали в
город.
-Чтобы следила за братцем.
-Оставила
братца
и
побежала
играть
с
подружками.
-Братца
унесли
гуси-
лебеди.
-Гуси-лебеди были злые.
С помощью
взрослого: дают
нравственную
оценку героям
произведения, в
соответствии с
принятыми
моральными и
этическими нормами
Проживание ценностной ситуации
выбора (планирование
совместной/самостоятельной
деятельности детьми в центре
активности), с учетом культурно-
смыслового контекста предстоящей
деятельности (типа работ: по образцу.
по схеме, по незавершенному
продукту, по описанию);
групповое/ индивидуальное
обсуждение
-Почему они отказались помочь девочке? (Она была
невежливой, грубой)
- Кто помог девочке в избушке у бабы –Яги?
-А почему мышка помогла девочке?
-Ребята, а вы беспокоились о девочке?
-А правильно ли поступила девочка, ослушавшись
родителей, оставив брата одного?
Приходилось ли вам приглядывать за младшими, как вы
вели в этой ситуации?
-Младших надо беречь и не оставлять одних без
присмотра. Но вот так и получилось: заигралась девочка,
вот и унесли гуси братца к бабе- Яге.
Но она не растерялась, пустилась на выручку братца.
-Ребята, какой можно сделать вывод из этой сказки?
Вывод: Важно быть послушными.
Они унесли братца к бабе-
яге.
-Девочка встретила на пути
печку, яблоньку и речку.
-Они не помогли. Потому
что
девочка
была
невежливой, грубой.
-Девочка
поступила
не
правильно.
Нельзя
оставлять маленьких детей
одних,
с
ними
может
случиться беда.
Нужно всегда слушаться
старших, тогда не случится
беды.
А
если
беда
случилась, то нужно ее
исправлять, если конечно
сможешь сам исправить.
Демонстрируют
совершенствование
диалогической и
монологической
форм речи;
умение строить
полные,
выразительные
ответы на вопросы
по содержанию
прочитанного.
Сотрудничают с
взрослым и
сверстниками.
2. Содержательный (деятельностный) этап образовательной ценностно-ориентированной ситуации (ориентация на эмоционально-
чувственное воздействие и познание в контексте решения ценностных задач).
Взрослый инициирует диалог с детьми, следуя за их инициативой, учитывает их интересы, раскрывает содержание образовательной
работы, используя необходимый комплекс форм и методов. Задает уточняющие вопросы.
Дети принимают общую цель работы малой группой (в центре активности), включаются в совместное планирование, распределение
действий (ролей) осуществляют деятельность в центрах активности самостоятельно.
Технологические
компоненты
деятельности
Центр
активности
Содержание
деятельности
(конкретная задача, культурно-
смысловой контекст)
Презентация
деятельности в
центрах
активности
Материалы,
средства для
самостоятельной
деятельности детей в
центре активности
Результат,
продукт
деятельности
Творческий
(ориентация на
ценностно-окрашенные
ситуации
Центр
познания
Центр
искусства
Рисование сюжетов по сказке
«Гуси-лебеди». Продолжать
совершенствовать умение
В центре
художественного
творчества вы
Бумага, белая, цветная,
краски, карандаши, клей
и пр. материал для
Созданы
сюжетные
рисунки для
продуктивного
характера,
побуждающее к
образному выражению
в творческой
продуктивной
деятельности).
Презентация центров
активности (педагогом/
ребенком).
«Тренировка» в
ценностном поведении
в ходе конкретной
деятельности (дела) в
центрах активности
Художественно
го творчества
передавать в рисунке персонажи
сказок. Закреплять способы и
приемы рисования различными
изобразительными материалами
нарисуете картинки для
иллюстрации книжки
рисования героев сказки.
оформления
книжки
малышки
Центр
кулинарии
Центр
мастерская
Изготовление книжки-малышки по
сказке «Гуси -лебеди»
Формировать умение создавать из
бумаги книжку. Совершенствовать
умение самостоятельно работать с
бумагой, сгибать листы в четверо.
Закреплять умение соблюдать ТБ
при работе с ножницами
В центре «Мастерская»
вы изготовите книжку-
малышку, которая
поможет рассказать
самостоятельно сказку
родителям, друзьям
Образец изготовления
книжки-малышки «Гуси -
лебеди», картон, листы
бумаги для
дополнительного
украшения, клей,
ножницы.
Изготавливают
книжки-
малышки с
иллюстрациями
Центр грамоты
Центр игры
Центр
конструирован
ия
Центр
математики
Дидактические
игры
«Сосчитай
яблоки
на
яблоне»,
«Собери
яблочки в корзинку»- закрепление
количественного счета в пределах
10
В центре математики вы
сможете
собрать
яблочки
и
помочь
девочке
и
братцу
спрятаться
от
гусей-
лебедей
Дид./игра
«Сосчитай
яблоки на яблоне»: макет
яблони, яблоки, корзинка.
Ребенок должен
закрепить
элементы
количественног
о счета
Центр книги
Рассматривание иллюстраций
Продолжать развивать интерес
детей к художественной
литературе. Обращать внимание
детей на оформление книги, на
иллюстрации. Развивать
способность наблюдать,
всматриваться, определять
эмоциональное состояние героев,
быт, одежду, природу. Развивать
В центре книги вы
можете еще раз
встретиться с героями
сказки «Гуси-лебеди»
рассмотреть
внимательно
иллюстрации встречи
девочки с печкой,
яблонькой, молочной
речкой.
Книги со сказкой «Гуси-
лебеди»
иллюстрированные
разными художниками
Дети
рассматривают
книги,
общаются
между собой,
делятся
впечатлениями
об увиденном,
отражают в
речи.
речь, умение пересказывать сказку
с опорой на иллюстрации.
Центр
безопасности и
здоровья
Рассматривание иллюстраций по
теме «Хорошо-плохо»
Рассматривая
иллюстрации,
нужно
определить, хорошо или
плохо
поступил
персонаж на картинке.
И обосновать почему?
Набор иллюстраций по
теме «Хорошо-плохо»
Дети
должны
правильно
анализировать и
определять
поступки
и
последствия
Двигательный
центр
3. Рефлексивный этап (направленность на осуществление ценностных выборов и поступков в реальных ситуациях, ориентация на
позитивный опыт самопознания и самовыражения. Проведение совместной рефлексии детей и взрослых (самооценка, самоконтроль).
Технологические компоненты
деятельности
Содержание деятельности,
действия педагога
Действия детей
Планируемый
результат
Рефлексивная ситуация
– Хорошо или плохо заканчивается сказка?
– Чем понравилась вам сказка?
— Какова основная мысль сказки?
-Есть такая пословица: На ошибках учатся.
Подходит ли она к этой сказке? Объясните,
почему вы так думаете?
-Есть и другая пословица:После беды берутся
за ум. О ком в сказке можно так сказать?
Дети отвечают, высказывают свои
мнения
Если человек делает добро, то ему
будут отвечать тем же
Объяснение смысла пословиц;
умение делать нравственный
выбор.
Обсуждение итогов работы в
центрах активности (продуктов
деятельности), культурно-
смыслового контекста (для чего?
для кого? где можно
использовать?)
Активизирует детей на общение, желание
рассказать о результатах деятельности.
Своевременно, тактично, оказывает помощь,
в тот момент, когда дети испытывают
затруднение или требуется актуализировать
ранее игровые умения и действия.
Дети делятся впечатлениями друг
с другом, демонстрируют
продукты деятельности, дарят
друзьям книжки и.т.д.
Дети демонстрируют
уверенность в себе,
положительную самооценку
посредством создания ситуации
успеха в игровой,
продуктивной деятельности.
4. Открыто-перспективный (Выход на самостоятельную деятельность, самостоятельный ценностный выбор в том числе в специально
конструируемых образовательных ценностных ситуациях «концентрированного» их проживания и осознания)
— Как вы думаете, а для других ребят вы
сможете рассказать сказку «Гуси-лебеди»? А
кому еще вы ее сможете рассказать?
Дети участвуют в беседе, отвечают
на вопросы.
Ориентированы на
самостоятельную деятельность