Автор: Савкина Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 6 г. Юрги"
Населённый пункт: г. Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия для 1 класса
Тема: «Слово и предложение. Связь слов в предложении».
Раздел: начальное образование
Конспект логопедического занятия для учащихся 1-го класса с ОВЗ (ТНР)
«Слово и предложение. Связь слов в предложении».
Цель занятия:
Усвоение учащимися понятий «Слово», «Предложение»
Коррекционно-образовательные задачи:
1.
Совершенствование грамматического строя речи;
2.
Развитие внимания, памяти;
3.
Формирование связной речи;
4.
Согласование частей речи (существительное и прилагательное) в единственном и
во множественном числе.
Оборудование: наборы картинок для составления предложений.
Ход занятия
1.
Организационный момент
Логопед и учащиеся приветствуют друг друга:
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок,
Начинается урок.
2.
Знакомство с темой
Логопед: - Ребята, посмотрите на картинку.
Логопед: - Кто это? (Девочка). Что обозначает это слово? (Предмет)
Логопед обозначает на доске слово – предмет (рисует 1 отрезок)
Логопед: - Что делает девочка? (Умывается). Что обозначает это слово? (Действие)
Логопед обозначает на доске слово-действие (рисует 2 отрезок)
Логопед: - Повторите оба слова. Вы произнесли предложение. Каждое предложение
имеет границы – начало и конец.
Логопед добавляет к схеме в конце точку.
Логопед: - Из чего состоит предложение? (Из слов)
Логопед: - Сколько слов в этом предложении? (Два)
Логопед: - Какая девочка на картинке? (Маленькая) Что обозначает это слово?
(Признак предмета)
Логопед: - Сколько слов стало в предложении? (Три)
Логопед: - Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем.
Логопед: - Сегодня мы будем составлять предложения из слов.
3.
Закрепление материала
1.
Работа со схемами
На доске картинки (предмет в действии).
Логопед: - Составьте по картинке предложение из двух слов. (Бабушка вяжет)
-
Что обозначает первое слово, второе? На какие вопросы отвечают эти слова?
(Выкладывается схема предложения).
Логопед: - Рассмотрите картинки. Составьте предложение по картинке и данной схеме.
(Бабочки порхают. Заяц бежит. Белочка скачет. Дождь идёт.) Указывая на первое
слово, логопед спрашивает: «Какой вопрос можно к нему поставить?» затем
называется
полностью
предложение.
После
этого
логопед
меняет
местами
графические изображения слов в предложении.
Логопед: - Назовите предложение по новой схеме.
4.
Работа с предложениями
Логопед: - Завершите предложение одним словом, поставьте вопрос к последнему
слову.
А) Цветок цветёт. Цветы ….
Лягушка скачет. Лягушки ….
Малыш плачет. Малыши ….
Соловей поёт. Соловьи ….
Девочка танцует. Девочки …
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Б) Послушать предложения. Составить схемы этих предложений.
Собака сторожит. Корова мычит. Снег идёт. Футболисты играют.
Проверка: сколько слов в предложении? Что обозначает первое слово, второе слово?
В) Заменить два предложения одним, состоящим из двух слов. Следить за тем, чтобы
дети четко произносили окончания глаголов).
Девочка поливает цветы.
} Дети трудятся.
Мальчик подметает пол.
Мальчик плывет на катере.
} Ребята путешествуют.
Девочка едет на поезде.
5.
Итог занятия
Логопед: - Чему научились на занятии? Из чего состоят предложения? Приведите
примеры предложений.