Автор: Ривняк Наталья Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинская школа №3
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья, обобщение опыта
Тема: ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: начальное образование
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ
.
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ривняк Н.П.,
учитель начальных классов
«Ачинская школа № 3»
В статье представлен опыт профориентационной работы с учащимися
начальных классов с интеллектуальной недостаточностью в процессе
учебной деятельности. Большинству выпускников только трудовое
обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах,
направленное
на
профессиональную
подготовку,
коррекцию
и
компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает
возможность трудоустройства в сфере материального производства.
Выбрать будущую профессию в современном обществе нелегко.
Особенно
трудно
это
нашим
детям,
имеющим
проблемы
в
интеллектуальном
и
физическом
развитии.
Их
дальнейшее
трудоустройство затруднено ограниченным количеством профессий, по
которым они могут быть трудоустроены. Но они имеют такое же право
на труд, им нужна
помощь в развитии своих способностей и в
реализации гражданских прав. Поэтому наша задача – воспитать
трудоспособных и полезных членов общества, развить у них жизненно-
необходимые навыки, подготовить к посильным видам труда, учитывая
при этом их потенциальные возможности.
Целью своей профориентационной работы считаю: расширение
знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру
труда.
Выбор профессии в начальной школе не является главной задачей,
поскольку ведущая роль отводится учебной деятельности. В процессе её
учащиеся получают разнообразные представления о мире профессий
(учитель, шофёр, врач, повар).
На уроках чтения, окружащего мира пополняются первоначальные
представления детей о роли труда в жизни людей. Например: пословицы
о труде, песенки о труде. Учащимсяся даётся возможность «примерить»
на себя различные профессии через игровую деятельность. А. Макаренко
писал: «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда
вырастет». На уроках и во внеурочное время провожу ролевые игры:
«Мы пассажиры», «Я водитель», « Я продавец»; дидактические игры «В
парикмахерской», «В школьной столовой»; коллективные творческие
дела, конкурсы, викторины, праздники.
Работу по профориентации
простраиваю во взаимодействии с
психологом, социальным работником, медиком, библиотекарем при
соблюдении
следующих
принципов:
систематичность
и
преемственность; дифференцированный и индивидуальный подход;
оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной
работы
с
учащимися
и
родителями; связь
профориентации с жизнью.
Профориентационную деятельность осуществляю через ролевые,
дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд,
экскурсии на предприятия (где работают родители), семейные праздники.
За счёт них представление о мире профессий, добросовестное отношение
к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается
установка
на
выбор
профессии,
развивается
интерес
к
будущей
профессии.
С 1-го года
обучения
провожу определённую работу по
расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными
профессиями
в
промышленности,
сельском
хозяйстве,
сфере
обслуживания.
Во 2-м классе
продолжаю знакомство школьников с трудом
окружающих людей, углубляю представления о разных профессиях.
Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах,
осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
В 3-м классе продолжаю развитие общетрудовых знаний, умений и
навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями,
вырабатываю первые навыки организации своей работы и работы
товарищей. Прививаю чувство ответственности за качество выполняемой
работы. Учащиеся проявляют активность и инициативу в поисках
полезных дел.
В 4-ом классе обобщаю и развиваю представления о труде,
полученные учащимися в 1-3 классах, продолжаю воспитывать любовь к
труду, уважение к людям труда, расширяю и углубляю представления о
различных профессиях.
Отслеживаю результаты своей работы по следующим показателям:
знание профессий; понимание значения труда; потребность в выборе
профессий; выполнение повседневных обязанностей.
Мониторинг уровня готовности к труду у учащихся
за 2018-2022 учебные года
0
30
60
90
15
12
31
5
27
26
40
22
56
63
55
48
80
85
69
71
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Грамотно построенная система профориентационной работы в
начальном звене способствует формированию в сознании школьников
разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у
них бережное отношение к результатам труда,
а также понимание
значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
Библиографический список:
1.
Атутова, П.Г., Кальнес В.А. «Школа и труд». / под ред..- М.: Педагогика,
1987 г..
2.
Загашев И. О. «Занятия по профориентации». – М., 2008.
3.
Курнешова Л.Е., Романова Е.С. «Организация
профориентационной
работы в школе».
4.
Турчинская К. М. «Профориентация во вспомогательной школе». Киев –
1976.