Напоминание

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Автор: Ривняк Наталья Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинская школа №3
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: статья, обобщение опыта
Тема: ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: начальное образование





Назад




ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ

.

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ривняк Н.П.,

учитель начальных классов

«Ачинская школа № 3»

В статье представлен опыт профориентационной работы с учащимися

начальных классов с интеллектуальной недостаточностью в процессе

учебной деятельности. Большинству выпускников только трудовое

обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах,

направленное

на

профессиональную

подготовку,

коррекцию

и

компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает

возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Выбрать будущую профессию в современном обществе нелегко.

Особенно

трудно

это

нашим

детям,

имеющим

проблемы

в

интеллектуальном

и

физическом

развитии.

Их

дальнейшее

трудоустройство затруднено ограниченным количеством профессий, по

которым они могут быть трудоустроены. Но они имеют такое же право

на труд, им нужна

помощь в развитии своих способностей и в

реализации гражданских прав. Поэтому наша задача – воспитать

трудоспособных и полезных членов общества, развить у них жизненно-

необходимые навыки, подготовить к посильным видам труда, учитывая

при этом их потенциальные возможности.

Целью своей профориентационной работы считаю: расширение

знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию и миру

труда.

Выбор профессии в начальной школе не является главной задачей,

поскольку ведущая роль отводится учебной деятельности. В процессе её

учащиеся получают разнообразные представления о мире профессий

(учитель, шофёр, врач, повар).

На уроках чтения, окружащего мира пополняются первоначальные

представления детей о роли труда в жизни людей. Например: пословицы

о труде, песенки о труде. Учащимсяся даётся возможность «примерить»

на себя различные профессии через игровую деятельность. А. Макаренко

писал: «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда

вырастет». На уроках и во внеурочное время провожу ролевые игры:

«Мы пассажиры», «Я водитель», « Я продавец»; дидактические игры «В

парикмахерской», «В школьной столовой»; коллективные творческие

дела, конкурсы, викторины, праздники.

Работу по профориентации

простраиваю во взаимодействии с

психологом, социальным работником, медиком, библиотекарем при

соблюдении

следующих

принципов:

систематичность

и

преемственность; дифференцированный и индивидуальный подход;

оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм

профориентационной

работы

с

учащимися

и

родителями; связь

профориентации с жизнью.

Профориентационную деятельность осуществляю через ролевые,

дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд,

экскурсии на предприятия (где работают родители), семейные праздники.

За счёт них представление о мире профессий, добросовестное отношение

к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается

установка

на

выбор

профессии,

развивается

интерес

к

будущей

профессии.

С 1-го года

обучения

провожу определённую работу по

расширению представлений о труде, знакомству с наиболее популярными

профессиями

в

промышленности,

сельском

хозяйстве,

сфере

обслуживания.

Во 2-м классе

продолжаю знакомство школьников с трудом

окружающих людей, углубляю представления о разных профессиях.

Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах,

осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

В 3-м классе продолжаю развитие общетрудовых знаний, умений и

навыков, знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями,

вырабатываю первые навыки организации своей работы и работы

товарищей. Прививаю чувство ответственности за качество выполняемой

работы. Учащиеся проявляют активность и инициативу в поисках

полезных дел.

В 4-ом классе обобщаю и развиваю представления о труде,

полученные учащимися в 1-3 классах, продолжаю воспитывать любовь к

труду, уважение к людям труда, расширяю и углубляю представления о

различных профессиях.

Отслеживаю результаты своей работы по следующим показателям:

знание профессий; понимание значения труда; потребность в выборе

профессий; выполнение повседневных обязанностей.

Мониторинг уровня готовности к труду у учащихся

за 2018-2022 учебные года

0

30

60

90

15

12

31

5

27

26

40

22

56

63

55

48

80

85

69

71

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Грамотно построенная система профориентационной работы в

начальном звене способствует формированию в сознании школьников

разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у

них бережное отношение к результатам труда,

а также понимание

значимости труда специалистов для жизни и развития общества.

Библиографический список:

1.

Атутова, П.Г., Кальнес В.А. «Школа и труд». / под ред..- М.: Педагогика,

1987 г..

2.

Загашев И. О. «Занятия по профориентации». – М., 2008.

3.

Курнешова Л.Е., Романова Е.С. «Организация

профориентационной

работы в школе».

4.

Турчинская К. М. «Профориентация во вспомогательной школе». Киев –

1976.



В раздел образования