Автор: Черезова Светлана Алексеевна
Должность: учитель ИЗО и МХК
Учебное заведение: МАОУ "Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: «Музейная практика» - новое слово в работе с обучающимися.
Тема: "Сохранение традиций культурного наследия родного края"
Раздел: среднее образование
Черезова С.А.,
учитель ИЗО и МХК,
МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов» г.
Нижний Новгород
«Музейная практика» - новое слово в работе с обучающимися.
Изменения в экономике и социальной сфере формируют новый облик системы
образования, задают вектор движения российской школы. Образование не
только обеспечивает становление и развитие инновационной экономики, но и
формирование в социуме культурных ценностей нового тысячелетия.
Неслучайно в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая
школа» подчеркивается, что «главным результатом школьного образования
должно стать его соответствие целям опережающего развития». Обозначенное
выше общее содержание социального заказа системе образования требует
выработки специальной стратегии, в которой особую роль будет занимать
воспитательный потенциал современной системы образования.
Для образовательной среды Нижнего Новгорода воспитательный потенциал
неразрывно связан с богатым историческим и культурным наследием самого
города.
Современное молодое поколение живет в сложное, но в очень интересное
время. Динамичное развитие информационных технологий, туризма,
книгоиздательства, проявление новых музеев, возрождение памятников
культуры и архитектуры – все это способствует развитию личности ребенка. В
настоящее время появилась возможность ориентироваться в пространственной
среде, виртуальным способом знакомиться с культурным наследием
человечества.
Школа № 118 – это общеобразовательное учреждение Московского района
Нижнего Новгорода, которое было открыто в 2009 году. При разработке
основных направлений развития образовательного пространства учебного
заведения было решено уделить большое внимание музейному направлению,
чтобы максимально использовать нижегородские ценности, воспитывать и
обучать учащихся в контексте развития их родного города. Такое положение
дел определило необходимость создания специального проекта «Музейная
практика», в котором образовательное пространство школы находится в тесной
взаимосвязи с музейным пространством большого города, тем самым формируя,
по сути, уникальную среду для воспитания и развития личности. Таким
образом, реализация проекта «Музейная практика» осуществляется в рамках
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
Федерального образовательного стандарта.
Между школой и Нижегородским государственным художественным музеем в
2014г. был заключен договор о сотрудничестве.
Основной целью проекта «Музейная практика» является воспитание
современного нижегородца как непосредственного и активного участника
общественной и культурной жизни родного города.
Задачи: сформировать у учащихся систему знаний по истории и культуре
Нижнего Новгорода; повысить уровень воспитанности учащихся через
интеграцию учебной, внеклассной и внешкольной деятельности; создать
необходимые условия для развития творческих способностей учащихся по
средствам интеграции в музейное пространство; сформировать у учащихся
стойкий познавательный интерес к истории города и его культуре; познакомить
с начальными навыками музейного дела, работой на экспозициях и в фондах;
создать целостную команду педагогов, с интересом участвующую в проекте.
Программа проекта имеет многоуровневый характер и делится на несколько
разделов в зависимости от возраста учащихся. Мы выделяем следующие
направления взаимодействия с музеями: 4-5 класс –«Здравствуй музей!»; 8-9
класс – «Музейная школа». Работа ведется в режиме эксперимента, так как
постоянно идет поиск наиболее оптимальных форм взаимодействия между
школой и музеями.
Большая часть занятий проходит на различных музейных площадках – в
учебном зале Нижегородского государственного художественного музея
Кремль, д.6, Арсенала — центра современного искусства, Музея
западноевропейского искусства на Верхневолжской набережной, на различных
экспозициях Нижегородского выставочного зала, в музейных фондах.
В начальной школе происходит первое знакомство с музеями, и поэтому все
занятия проходят в игровой форме. Ребенок начинает видеть город другими
глазами, узнает «ожившую» историю в памятниках культуры и архитектуры,
по-другому осмысливает исторический опыт человечества, перестает быть
равнодушным. С большим нетерпением учащиеся ждут новых встреч с музеем.
В 8-9-х классах у учащихся формируется более серьезное отношение к
музейной практике. Структура программы занятий состоит из нескольких
слагаемых: это лекции по истории города, лекции по основанию музейного
дела, занятий в фондах музея, экскурсии по городу, самостоятельная и
исследовательская работа учащихся. Все лекции читают научные сотрудники
художественного музея Нижнего Новгорода, которые имеют опыт работы с
учащимися. По каждому пройденному разделу проводятся итоговые занятия –
коллоквиумы.
Межинтеграционный потенциал музейной практики огромен. И поэтому все
наработки, сделанные в музее, успешно используются на уроках и во
внеурочной деятельности.
Работа в музеях города формирует у учащихся не только знания об
окружающем мире, но и расширяет для них образовательное пространство,
воспитывает у школьников любовь к прекрасному, к природе, к нашему
родному Нижнему Новгороду..
Для нас важно, чтобы молодое поколение воспринимало родной город не как
отвлеченное понятие, а как часть своей биографии, судьбы, своего «Я». Если это
переосмысление состоится, то мы забудем такие понятия как вандализм,
безразличие, равнодушие, а чувство сопереживания за судьбу своего города
станет естественным для каждого его жителя.