Напоминание

«Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения»


Автор: Маринина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ С(К)ОШИ №3
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения»
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№3»

города Магнитогорска

Методическое объединение учителей начальных классов

«Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного

обучения»

Учитель I категории : Маринина Л.А.

Г. Магнитогорска, 2022год

Урок

,

рожденный

более

300

лет

тому

назад

и

прошедший

длинный

и

трудный

путь

развития

,

сегодня

представляет

собой

очень

сложную

,

многоуровневую

дидактическую

систему

,

овладеть

которой

в

совершенстве

удается

далеко

не

каждому

учителю

.

Школьная

среда

является

частью

образовательной

среды

,

и

урок

представляет

собой

локальный

уровень

той

среды

,

в

которой

протекает

основная

школьная

жизнь

учителя

и

ученика

.

Именно

на

уроке

происходит

встреча

учителя

и

ученика

как

обучающего

и

обучающегося

,

перерастающая

затем

в

процесс

обучения

.

Именно

на

уроке

они

совместно

начинают

проектировать

и

строить

такую

образовательную

среду

,

которая

будет

способствовать

их

взаимодействию

,

а

значит

,

и

развитию

.

Взаимодействие

это

взаимная

связь

двух

явлений

(

С

.

Ожегов

),

процесс

воздействия

объектов

друг

на

друга

,

взаимная

обусловленность

и

порождение

одним

объектом

другого

,

универсальная

форма

движения

и

развития

.

Обучение

является

разновидностью

человеческой

деятельности

,

которая

носит

двусторонний

характер

.

Оно

обязательно

предполагает

взаимодействие

преподавателя

и

обучаемых

(

одного

или

коллектива

),

протекающее

в

определенных

условиях

(

учебно

-

материальных

,

морально

-

психологических

и

эстетических

).

Обучение

невозможно

без

одновременной

деятельности

преподавателя

и

обучаемых

,

без

их

дидактического

взаимодействия

.

Как

бы

активно

ни

стремился

сообщать

знания

учитель

,

если

при

этом

нет

активной

деятельности

самих

учеников

по

усвоению

знаний

,

если

учитель

не

обеспечил

мотивацию

и

организацию

такой

деятельности

,

то

процесс

обучения

фактически

не

протекает

дидактическое

взаимодействие

реально

не

функционирует

.

Поэтому

в

процессе

обучения

происходит

не

просто

воздействие

педагога

на

ученика

,

а

именно

их

взаимодействие

,

реализуется

единство

обучающих

и

личностных

влияний

педагога

,

внутреннего

отражения

,

преломления

этих

влияний

учеником

,

возникновение

самостоятельных

усилий

ученика

по

овладению

знаниями

,

умениями

,

навыками

,

определенными

элементами

воспитанности

и

развитости

.

Взаимодействие

преподавателей

и

обучаемых

может

протекать

как

в

непосредственной

,

так

и

опосредованной

форме

.

При

непосредственном

взаимодействии

преподаватель

и

обучаемые

совместно

реализуют

задачи

обучения

.

При

опосредованном

взаимодействии

обучаемые

выполняют

задания

и

инструкции

,

данные

учителем

ранее

.

Общение

в

процессе

обучения

оказывает

исключительно

сильное

влияние

на

мотивацию

учения

,

на

формирование

положительного

отношения

к

учебе

,

на

создание

благоприятных

морально

-

психологических

условий

для

активного

учения

.

Увлеченное

отношение

учителя

к

своему

предмету

,

четкость

,

организованность

в

работе

,

такт

в

отношениях

с

учениками

,

своевременное

оказание

им

помощи

в

учебе

,

объективность

в

оценивании

успехов

и

выдержка

в

сложных

ситуациях

все

это

чрезвычайно

сильно

влияет

на

процесс

усвоения

,

способствует

выработке

у

учащихся

стремления

подражать

примеру

учителя

.

В

результате

умелое

,

общение

значительно

повышает

воспитательный

эффект

обучения

.

Не

случайно

К

.

Маркс

и

Ф

.

Энгельс

подчеркивали

,

что

«

развитие

индивида

обусловлено

развитием

всех

других

индивидов

,

с

которыми

он

находится

в

прямом

или

косвенном

общении

...».

Если

педагоги

концентрируют

внимание

на

управлении

только

учебной

деятельностью

,

но

не

обеспечивают

при

этом

правильного

стиля

общений

,

то

результат

влияний

может

оказаться

недостаточным

.

Неэффективными

окажутся

усилия

и

в

том

случае

,

когда

обеспечено

благоприятное

общение

,

но

не

организована

учебная

деятельность

.

Вот

почему

при

раскрытии

сущности

обучения

надо

видеть

единство

познания

и

общений

.

Образование

,

воспитание

и

развитие

личности

осуществляются

не

только

посредством

обучения

и

воспитания

,

но

и

под

влиянием

окружающей

среды

,

средств

массовой

информации

,

общественно

полезного

труда

,

спортивных

,

игровых

и

других

внеучебных

занятий

.

Специально

организуемые

обучение

и

воспитание

призваны

все

более

умело

учитывать

и

использовать

эти

социальные

факторы

и

условия

,

так

как

их

влияние

становится

все

более

широким

,

разносторонним

и

действенным

.

Работа

,

да

и

значительная

часть

жизни

учителей

проходят

на

глазах

у

детей

.

А

дети

,

такова

уж

их

особенность

,

народ

всевидящий

и

всеслышащий

.

Они

все

подмечают

и

все

впитывают

в

себя

.

Не

остаются

без

внимания

даже

мелочи

,

которые

мы

,

взрослые

,

не

замечаем

:

как

учитель

входит

в

класс

,

с

чего

начинает

урок

,

как

реагирует

на

эмоции

учеников

.

Чем

дольше

длится

взаимодействие

,

тем

более

сложные

нюансы

фиксируют

школьники

.

Как

учитель

относится

к

«

сильным

»

и

«

слабым

»

по

его

предмету

?

Одинаково

уважительно

?

Или

с

одними

-

радушен

и

приветлив

,

а

с

другими

-

холоден

и

строг

?

Как

он

слушает

ответы

учеников

,

допускает

ли

возражения

и

иные

точки

зрения

?

Умеет

ли

шутить

и

понимает

ли

юмор

?

Педагог

же

зачастую

,

в

силу

повседневной

текучки

или

бытовых

забот

,

просто

не

замечает

многие

нюансы

своих

отношений

с

учениками

.

Попробуем

определить

условия

,

при

которых

урок

может

стать

средой

взаимодействия

учителя

и

ученика

.

Первым

условием

из

них

является

целенаправленное

планирование

урока

,

когда

все

его

компоненты

(

цель

,

содержание

,

методы

,

средства

и

формы

)

тщательно

продуманы

и

подобраны

так

,

что

все

они

вместе

или

в

отдельности

способствуют

созданию

на

уроке

среды

взаимодействия

.

Взаимодействие

учащихся

и

учителя

это

развивающее

и

развивающееся

явление

.

На

современном

этапе

образования

на

первый

план

выходит

самоценность

ребенка

.

Ребенок

является

субъектом

своего

развития

,

когда

из

школьника

превращается

в

учащегося

,

то

есть

в

ребенка

,

изменяющего

и

совершенствующего

самого

себя

.

Помочь

ученику

раскрыть

способности

,

увидеть

свои

возможности

,

овладеть

учебными

действиями

и

рефлексией

одна

из

важных

задач

учителя

.

Двусторонний

процесс

предполагает

взаимодействие

учителя

и

ученика

на

уроке

как

обмен

опытом

познания

,

как

обмен

содержанием

.

С

одной

стороны

,

учитель

:

Организует

работу

ученика

с

различной

информацией

;

Сам

выступает

носителем

социокультурных

образцов

;

Реализует

свой

опыт

в

виде

собственной

позиции

,

суждений

,

оценки

;

Добивается

освоения

учеником

общепринятого

содержания

,

опираясь

на

его

субъектный

опыт

.

С

другой

стороны

,

ученик

:

Имеет

разрозненные

представления

,

относящиеся

к

разным

областям

знаний

;

Сравнивает

их

с

образцами

в

получаемой

им

из

разных

источников

информации

;

Выходит

на

новый

образовательный

продукт

.

Вторым

условием

создания

на

уроке

среды

взаимодействия

является

учет

факторов

,

влияющих

на

состояние

ученика

(

актуальный

уровень

интересов

и

потребностей

ученика

,

качественный

состав

классного

коллектива

,

взаимоотношения

в

коллективе

,

а

также

влияние

на

ученика

средств

массовой

информации

,

социума

,

отношение

ученика

и

его

семьи

к

школе

в

целом

и

конкретному

предмету

в

частности

).

Третьим

условием

создания

на

уроке

среды

взаимодействия

учителя

и

ученика

является

организация

образовательного

процесса

.

На

уроке

выстраивается

определенная

схема

взаимоотношений

,

и

во

многом

от

качества

этих

взаимоотношений

и

определяется

эффективность

самого

урока

.

Ученик

,

в

большинстве

своем

,

не

стремится

к

усвоению

материала

,

он

,

совершенно

естественно

предпочитая

расслабление

напряжению

,

выстраивает

определенную

психологическую

защиту

против

всего

того

,

что

происходит

на

уроке

.

Ребенок

уже

до

звонка

настроил

свою

психологическую

программу

таким

образом

,

чтобы

всячески

защищаться

от

возможной

агрессии

как

со

стороны

учителя

,

так

и

со

стороны

учебного

материала

.

Настроенная

программа

довольно

эффективно

работает

,

определяя

ту

или

иную

форму

защиты

:

например

,

ученик

замыкается

на

себе

,

невольно

отключая

любые

источники

поступления

информации

,

или

ведет

себя

вызывающе

на

уроке

,

пытаясь

таким

образом

переиграть

учителя

в

агрессии

.

Предугадывая

у

данного

учителя

агрессию

,

ребенок

атакует

первым

,

пытаясь

защититься

.

Что

учитель

бывает

агрессивным

по

отношению

к

ребенку

это

понятно

:

он

спрашивает

,

обращается

исключительно

в

форме

повелительного

наклонения

,

ставит

оценки

,

заставляет

выполнять

задания

и

упражнения

.

Ученик

в

такой

ситуации

чувствует

дискомфорт

,

который

,

соединяясь

с

печальным

опытом

ребенка

,

способствует

развития

негативного

восприятия

урока

как

формы

работы

в

целом

.

Но

агрессивен

не

только

учитель

.

Агрессивен

и

материал

,

с

которым

сталкивается

школьник

.

Изучение

практически

любой

учебной

дисциплины

требует

сосредоточенности

,

концентрации

внимания

,

хорошей

памяти

,

способности

логически

мыслить

и

прочих

других

необходимых

условий

.

А

что

делать

,

если

некоторые

из

условий

ученик

не

может

выполнить

по

своим

психофизиологическим

особенностям

,

связанным

с

его

развитием

,

воспитанием

,

положением

в

семье

?

Вот

тогда

-

то

учебный

материал

,

напрягающий

ребенка

своею

сложностью

,

и

становится

агрессором

.

Методично

выстроенный

в

учебную

программу

,

он

активно

атакует

неспособного

к

сопротивлению

ребенка

,

постепенно

давит

его

,

и

в

результате

мы

имеем

и

школьные

неврозы

,

и

прогулы

,

и

отказ

от

учебной

деятельности

.

Подружить

школьника

с

уроком

задача

не

одного

дня

.

В

педагогике

вообще

не

бывает

ничего

быстрого

.

Даже

отрицательные

результаты

открываются

не

сразу

:

негативу

ребенок

все

-

таки

долго

и

упорно

сопротивляется

.

Главное

в

педагогике

последовательность

и

терпение

.

Всходы

непременно

будут

,

не

стоит

только

торопить

события

.

Именно

конкретный

педагог

определяет

в

сознании

ребенка

образ

преподносимого

им

предмета

на

многие

годы

,

а

нередко

и

на

всю

жизнь

.

Жесты

,

мимика

,

интонация

,

юмор

,

нестандартные

обращения

к

ученикам

,

перемещения

по

классу

все

это

составляет

актерское

мастерство

учителя

.

Неожиданные

ходы

на

уроке

действуют

на

ребенка

сильнее

угроз

,

крика

,

двоек

.

Известно

,

что

дети

постоянно

испытывают

учителя

на

прочность

,

предлагая

ему

несложные

в

общем

-

то

ситуации

,

в

которых

,

как

им

кажется

,

они

ставят

учителя

в

тупик

.

Они

ждут

реакции

,

прежде

всего

неадекватной

,

ждут

слабости

,

растерянности

.

Нормальный

ребенок

хочет

все

время

удивлять

,

вот

он

и

удивляет

учителя

.

Вот

и

педагогу

стоит

в

этом

плане

поучиться

у

детей

,

единственное

,

его

ходы

не

должны

быть

оскорбительны

для

ученика

.

Необходимо

понимать

,

где

грани

дозволенного

.

А

удивлять

можно

по

-

разному

.

На

уроке

методично

,

шаг

за

шагом

,

необходимо

создавать

атмосферу

работы

и

праздника

.

Задача

и

школы

в

целом

,

и

каждого

учителя

в

отдельности

-

создать

ребенку

такие

условия

,

чтобы

шел

он

на

урок

с

легким

сердцем

,

не

трясясь

и

не

пугаясь

,

а

придя

на

урок

,

работал

.

И

вся

работа

учителя

должна

быть

направлена

на

это

.

Ведь

цель

подружить

ребенка

и

урок

ставится

для

того

,

чтобы

ребенок

свободно

работал

:

спрашивал

,

ошибался

,

отвечал

,

интересовался

,

читал

,

развивал

свои

способности

словом

,

постепенно

становился

свободной

личностью

,

свободомыслящим

гражданином

своей

страны

.

Ш

.

А

.

Амонашвили

любил

делать

детям

подарки

на

день

рождения

уроки

именинникам

.

В

сущности

,

проходил

обычный

урок

,

такой

же

,

как

и

все

остальные

,

но

для

ребенка

,

которому

с

первых

минут

сообщалось

,

что

это

все

для

него

,

такой

урок

превращался

в

волшебный

праздник

,

запоминающийся

на

всю

жизнь

.

Надо

понимать

,

что

важна

не

столько

форма

и

не

содержание

урока

,

а

степень

доверия

ребенка

учителю

и

учителя

ребенку

и

культура

общения

,

основанная

на

понимании

друг

друга

.

Инициатива

в

этом

вопросе

должна

отдаваться

учителю

,

который

должен

уметь

уступать

,

показывая

при

этом

,

что

уступка

не

слабость

,

а

сила

.

Ученики

очень

скоро

становятся

похожими

на

своих

учителей

.

И

у

учителя

,

который

неравнодушен

к

своему

уроку

,

появятся

такие

же

неравнодушные

ученики

.

В

завершение

хотелось

бы

сказать

всем

учителям

: «

Так

дарите

же

своим

ученикам

подарки

дарите

ученикам

свои

уроки

!

Чем

чаще

вы

будете

делать

подарки

ему

,

тем

больше

будете

получать

отдачи

в

ответ

».

Готовясь к выступлению, прочла заметку педагога Алины Бикеевой на тему

:

«С каким лицом вы заходите в класс,

или Про наше учительское выражение лица и выражение души»

Она писала:

Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с

американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас, рассказывали о

себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А

сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с

детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».

Я услышала это случайно. Американские коллеги разговаривали между собой, и запомнившееся мне суждение не было предназначено

для меня или моих российских коллег, но все равно показалось мне особенно обидным. Как-то очень грустно стало. Неужели мы,

российские учителя, действительно такие: мрачные, вечно недовольные и неулыбчивые?

Наверное, мы разные, подумалось мне. Разные вообще, и разные — в разных ситуациях. Но с тех пор я задумалась, с каким лицом я

вхожу в класс к детям…» Прочтя эту заметку я тоже стала задумываться над этим.

Как-то, идя по школьным коридорам после прозвеневшего на урок звонка, я нечаянно подслушала, как одна учительница громко и

эмоционально отчитывала своих учеников: «Вы ворвались в класс, как стадо баранов! Вы —неуправляемые!» Я поскорее прошла мимо

той двери, за которой учитель «воспитывал» учеников и стала вспоминать своих школьных учителей.

Одна из моих школьных учительниц, заходя в класс с улыбкой, всегда обращалась к нам, ее ученикам, так: «Люди, я пришла к вам!

Сегодня соединяем наши интеллектуальные усилия в единую несокрушимую силу и бросаем их на теорему Ферма!» В конце ее

традиционной фразы про «соединение наших интеллектуальных усилий в единую несокрушимую силу» звучала какая-либо

математическая тема, которую нам предстояло изучать.

А учительница химии, заходя в класс и начиная урок, говорила так: «Здравствуйте, ребята! Ну что ж, начнем химичить знания по

органической химии!» Или неорганической, или по таблице Менделеева — не важно, по какой теме именно. Дальше она с улыбкой

начинала урок.

Учитель физкультуры, в которого тайно были влюблены почти все девчонки, заходя в спортзал, всегда говорил нам: «Ну что, гудмонинги,

в одну шеренгу становись! Начнем работу над вашими мышцами и вашим характером!» «Гудмонингами» (от английского «good morning»

— «доброе утро») он нас называл, потому что школа была с углубленным изучением английского языка, часов иностранного всегда было

много, и на переменах перед уроками мы часто что-то обсуждали по английскому или просто зубрили слова и тексты.

Еще одна учительница, начиная урок, неизменно нам говорила: «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со

мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут». И мы улыбались друг другу.

И мы совпадали.

Коллеги, много раз в день мы с вами заходим в класс к детям и начинаем очередной урок. Мы сеем «разумное, доброе, вечное». Или мы

сеем вокруг себя что-то другое?

С каким выражением лица мы заходим в класс? Какими первыми словами обращаемся к детям? Как известно, первые слова — очень

важны в жизни человека. Первые слова учителя, начинающего урок, важны для учеников. Эти слова, а еще выражение лица учителя

задают тон на весь урок, а, может быть, и на весь учебный день. Какой тон задаем мы — мажорный или минорный? И вообще, что именно

мы зададим детям?

Негласная формула учителя, заходящего в класс к детям: «Ну, я вам сейчас задам!»

Разглядывая забавные смайлики в компьютере, мне пришла на ум такая классификация взрослых:

Люди-смайлики, они много улыбаются и позитивно настроены.

Люди-хмурики, они постоянно хмурятся и вечно всем недовольны.

Люди-ужастики (или ужасники), они наводят ужас на окружающих, но и для них самих все вокруг кажется ужасным.

Просто вопрос: Эй, взрослый, какие рожицы ты корчишь перед людьми тебя окружающими и особенно перед детьми?

Просто призыв: Взрослый, внимание! Выбирай смайлики для своего лица осознанно! Выбирай выражение своего лица ответственно!

Почему ответственно? Потому что в ответ получишь то, что сам являешь миру.

Коллеги, мы заходим в класс к своим ученикам и сразу же превращаемся либо в учителя, либо в мучителя. Мы говорим первые слова и

сразу же настраиваем для учеников либо учение, либо мучение. Мы, учителя, устраиваем детям либо попытку чему-то учиться и

научиться, либо пытку учиться. Мы приходим в класс, чтобы сеять сами знаете что, и начинаем либо общаться с детьми, либо просто

обмениваться информацией, а, может быть, что-то нервно и крикливо выяснять, предъявлять и требовать.

Мы, учителя, зашли в класс с определенным выражением лица и сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение,

расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это все может быть разным. Может быть

таким: «Только попробуйте мне пикнуть! Заткнитесь и не возникайте! Чтобы я вас вообще не слышала! А ваше мнение никого не

интересует!» Или такое: «Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!» Или какое-то

другое.

Главное, коллеги, давайте осознаем, что мы с вами несем в учебную аудиторию настрой и будем нести это осознанно.

Просто призыв: Взрослые, будьте осторожны со словами, а также с выражением своего лица и своей души! И вообще, поосторожней с

выражениями!

А теперь, коллеги, будем рисовать…

Раздаем всем присутствующим педагогам листы с иллюстрацией «Какое лицо вы наденете сегодня?». Задаем взрослым вопрос: «Какое

выражение лица видят чаще всего ваши ученики? И какое выражение лицо будут перенимать от вас ваши ученики?».



В раздел образования