Автор: Маринина Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ С(К)ОШИ №3
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: «Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного обучения»
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№3»
города Магнитогорска
Методическое объединение учителей начальных классов
«Взаимодействие учителя и учащихся на уроке как основа эффективного
обучения»
Учитель I категории : Маринина Л.А.
Г. Магнитогорска, 2022год
Урок
,
рожденный
более
300
лет
тому
назад
и
прошедший
длинный
и
трудный
путь
развития
,
сегодня
представляет
собой
очень
сложную
,
многоуровневую
дидактическую
систему
,
овладеть
которой
в
совершенстве
удается
далеко
не
каждому
учителю
.
Школьная
среда
является
частью
образовательной
среды
,
и
урок
представляет
собой
локальный
уровень
той
среды
,
в
которой
протекает
основная
школьная
жизнь
учителя
и
ученика
.
Именно
на
уроке
происходит
встреча
учителя
и
ученика
как
обучающего
и
обучающегося
,
перерастающая
затем
в
процесс
обучения
.
Именно
на
уроке
они
совместно
начинают
проектировать
и
строить
такую
образовательную
среду
,
которая
будет
способствовать
их
взаимодействию
,
а
значит
,
и
развитию
.
Взаимодействие
–
это
взаимная
связь
двух
явлений
(
С
.
Ожегов
),
процесс
воздействия
объектов
друг
на
друга
,
взаимная
обусловленность
и
порождение
одним
объектом
другого
,
универсальная
форма
движения
и
развития
.
Обучение
является
разновидностью
человеческой
деятельности
,
которая
носит
двусторонний
характер
.
Оно
обязательно
предполагает
взаимодействие
преподавателя
и
обучаемых
(
одного
или
коллектива
),
протекающее
в
определенных
условиях
(
учебно
-
материальных
,
морально
-
психологических
и
эстетических
).
Обучение
невозможно
без
одновременной
деятельности
преподавателя
и
обучаемых
,
без
их
дидактического
взаимодействия
.
Как
бы
активно
ни
стремился
сообщать
знания
учитель
,
если
при
этом
нет
активной
деятельности
самих
учеников
по
усвоению
знаний
,
если
учитель
не
обеспечил
мотивацию
и
организацию
такой
деятельности
,
то
процесс
обучения
фактически
не
протекает
—
дидактическое
взаимодействие
реально
не
функционирует
.
Поэтому
в
процессе
обучения
происходит
не
просто
воздействие
педагога
на
ученика
,
а
именно
их
взаимодействие
,
реализуется
единство
обучающих
и
личностных
влияний
педагога
,
внутреннего
отражения
,
преломления
этих
влияний
учеником
,
возникновение
самостоятельных
усилий
ученика
по
овладению
знаниями
,
умениями
,
навыками
,
определенными
элементами
воспитанности
и
развитости
.
Взаимодействие
преподавателей
и
обучаемых
может
протекать
как
в
непосредственной
,
так
и
опосредованной
форме
.
При
непосредственном
взаимодействии
преподаватель
и
обучаемые
совместно
реализуют
задачи
обучения
.
При
опосредованном
взаимодействии
обучаемые
выполняют
задания
и
инструкции
,
данные
учителем
ранее
.
Общение
в
процессе
обучения
оказывает
исключительно
сильное
влияние
на
мотивацию
учения
,
на
формирование
положительного
отношения
к
учебе
,
на
создание
благоприятных
морально
-
психологических
условий
для
активного
учения
.
Увлеченное
отношение
учителя
к
своему
предмету
,
четкость
,
организованность
в
работе
,
такт
в
отношениях
с
учениками
,
своевременное
оказание
им
помощи
в
учебе
,
объективность
в
оценивании
успехов
и
выдержка
в
сложных
ситуациях
—
все
это
чрезвычайно
сильно
влияет
на
процесс
усвоения
,
способствует
выработке
у
учащихся
стремления
подражать
примеру
учителя
.
В
результате
умелое
,
общение
значительно
повышает
воспитательный
эффект
обучения
.
Не
случайно
К
.
Маркс
и
Ф
.
Энгельс
подчеркивали
,
что
«
развитие
индивида
обусловлено
развитием
всех
других
индивидов
,
с
которыми
он
находится
в
прямом
или
косвенном
общении
...».
Если
педагоги
концентрируют
внимание
на
управлении
только
учебной
деятельностью
,
но
не
обеспечивают
при
этом
правильного
стиля
общений
,
то
результат
влияний
может
оказаться
недостаточным
.
Неэффективными
окажутся
усилия
и
в
том
случае
,
когда
обеспечено
благоприятное
общение
,
но
не
организована
учебная
деятельность
.
Вот
почему
при
раскрытии
сущности
обучения
надо
видеть
единство
познания
и
общений
.
Образование
,
воспитание
и
развитие
личности
осуществляются
не
только
посредством
обучения
и
воспитания
,
но
и
под
влиянием
окружающей
среды
,
средств
массовой
информации
,
общественно
полезного
труда
,
спортивных
,
игровых
и
других
внеучебных
занятий
.
Специально
организуемые
обучение
и
воспитание
призваны
все
более
умело
учитывать
и
использовать
эти
социальные
факторы
и
условия
,
так
как
их
влияние
становится
все
более
широким
,
разносторонним
и
действенным
.
Работа
,
да
и
значительная
часть
жизни
учителей
проходят
на
глазах
у
детей
.
А
дети
,
такова
уж
их
особенность
,
народ
всевидящий
и
всеслышащий
.
Они
все
подмечают
и
все
впитывают
в
себя
.
Не
остаются
без
внимания
даже
мелочи
,
которые
мы
,
взрослые
,
не
замечаем
:
как
учитель
входит
в
класс
,
с
чего
начинает
урок
,
как
реагирует
на
эмоции
учеников
.
Чем
дольше
длится
взаимодействие
,
тем
более
сложные
нюансы
фиксируют
школьники
.
Как
учитель
относится
к
«
сильным
»
и
«
слабым
»
по
его
предмету
?
Одинаково
уважительно
?
Или
с
одними
-
радушен
и
приветлив
,
а
с
другими
-
холоден
и
строг
?
Как
он
слушает
ответы
учеников
,
допускает
ли
возражения
и
иные
точки
зрения
?
Умеет
ли
шутить
и
понимает
ли
юмор
?
Педагог
же
зачастую
,
в
силу
повседневной
текучки
или
бытовых
забот
,
просто
не
замечает
многие
нюансы
своих
отношений
с
учениками
.
Попробуем
определить
условия
,
при
которых
урок
может
стать
средой
взаимодействия
учителя
и
ученика
.
Первым
условием
из
них
является
целенаправленное
планирование
урока
,
когда
все
его
компоненты
(
цель
,
содержание
,
методы
,
средства
и
формы
)
тщательно
продуманы
и
подобраны
так
,
что
все
они
вместе
или
в
отдельности
способствуют
созданию
на
уроке
среды
взаимодействия
.
Взаимодействие
учащихся
и
учителя
–
это
развивающее
и
развивающееся
явление
.
На
современном
этапе
образования
на
первый
план
выходит
самоценность
ребенка
.
Ребенок
является
субъектом
своего
развития
,
когда
из
школьника
превращается
в
учащегося
,
то
есть
в
ребенка
,
изменяющего
и
совершенствующего
самого
себя
.
Помочь
ученику
раскрыть
способности
,
увидеть
свои
возможности
,
овладеть
учебными
действиями
и
рефлексией
–
одна
из
важных
задач
учителя
.
Двусторонний
процесс
предполагает
взаимодействие
учителя
и
ученика
на
уроке
как
обмен
опытом
познания
,
как
обмен
содержанием
.
С
одной
стороны
,
учитель
:
Организует
работу
ученика
с
различной
информацией
;
Сам
выступает
носителем
социокультурных
образцов
;
Реализует
свой
опыт
в
виде
собственной
позиции
,
суждений
,
оценки
;
Добивается
освоения
учеником
общепринятого
содержания
,
опираясь
на
его
субъектный
опыт
.
С
другой
стороны
,
ученик
:
Имеет
разрозненные
представления
,
относящиеся
к
разным
областям
знаний
;
Сравнивает
их
с
образцами
в
получаемой
им
из
разных
источников
информации
;
Выходит
на
новый
образовательный
продукт
.
Вторым
условием
создания
на
уроке
среды
взаимодействия
является
учет
факторов
,
влияющих
на
состояние
ученика
(
актуальный
уровень
интересов
и
потребностей
ученика
,
качественный
состав
классного
коллектива
,
взаимоотношения
в
коллективе
,
а
также
влияние
на
ученика
средств
массовой
информации
,
социума
,
отношение
ученика
и
его
семьи
к
школе
в
целом
и
конкретному
предмету
в
частности
).
Третьим
условием
создания
на
уроке
среды
взаимодействия
учителя
и
ученика
является
организация
образовательного
процесса
.
На
уроке
выстраивается
определенная
схема
взаимоотношений
,
и
во
многом
от
качества
этих
взаимоотношений
и
определяется
эффективность
самого
урока
.
Ученик
,
в
большинстве
своем
,
не
стремится
к
усвоению
материала
,
он
,
совершенно
естественно
предпочитая
расслабление
напряжению
,
выстраивает
определенную
психологическую
защиту
против
всего
того
,
что
происходит
на
уроке
.
Ребенок
уже
до
звонка
настроил
свою
психологическую
программу
таким
образом
,
чтобы
всячески
защищаться
от
возможной
агрессии
как
со
стороны
учителя
,
так
и
со
стороны
учебного
материала
.
Настроенная
программа
довольно
эффективно
работает
,
определяя
ту
или
иную
форму
защиты
:
например
,
ученик
замыкается
на
себе
,
невольно
отключая
любые
источники
поступления
информации
,
или
ведет
себя
вызывающе
на
уроке
,
пытаясь
таким
образом
переиграть
учителя
в
агрессии
.
Предугадывая
у
данного
учителя
агрессию
,
ребенок
атакует
первым
,
пытаясь
защититься
.
Что
учитель
бывает
агрессивным
по
отношению
к
ребенку
–
это
понятно
:
он
спрашивает
,
обращается
исключительно
в
форме
повелительного
наклонения
,
ставит
оценки
,
заставляет
выполнять
задания
и
упражнения
.
Ученик
в
такой
ситуации
чувствует
дискомфорт
,
который
,
соединяясь
с
печальным
опытом
ребенка
,
способствует
развития
негативного
восприятия
урока
как
формы
работы
в
целом
.
Но
агрессивен
не
только
учитель
.
Агрессивен
и
материал
,
с
которым
сталкивается
школьник
.
Изучение
практически
любой
учебной
дисциплины
требует
сосредоточенности
,
концентрации
внимания
,
хорошей
памяти
,
способности
логически
мыслить
и
прочих
других
необходимых
условий
.
А
что
делать
,
если
некоторые
из
условий
ученик
не
может
выполнить
по
своим
психофизиологическим
особенностям
,
связанным
с
его
развитием
,
воспитанием
,
положением
в
семье
?
Вот
тогда
-
то
учебный
материал
,
напрягающий
ребенка
своею
сложностью
,
и
становится
агрессором
.
Методично
выстроенный
в
учебную
программу
,
он
активно
атакует
неспособного
к
сопротивлению
ребенка
,
постепенно
давит
его
,
и
в
результате
мы
имеем
и
школьные
неврозы
,
и
прогулы
,
и
отказ
от
учебной
деятельности
.
Подружить
школьника
с
уроком
–
задача
не
одного
дня
.
В
педагогике
вообще
не
бывает
ничего
быстрого
.
Даже
отрицательные
результаты
открываются
не
сразу
:
негативу
ребенок
все
-
таки
долго
и
упорно
сопротивляется
.
Главное
в
педагогике
последовательность
и
терпение
.
Всходы
непременно
будут
,
не
стоит
только
торопить
события
.
Именно
конкретный
педагог
определяет
в
сознании
ребенка
образ
преподносимого
им
предмета
на
многие
годы
,
а
нередко
и
на
всю
жизнь
.
Жесты
,
мимика
,
интонация
,
юмор
,
нестандартные
обращения
к
ученикам
,
перемещения
по
классу
–
все
это
составляет
актерское
мастерство
учителя
.
Неожиданные
ходы
на
уроке
действуют
на
ребенка
сильнее
угроз
,
крика
,
двоек
.
Известно
,
что
дети
постоянно
испытывают
учителя
на
прочность
,
предлагая
ему
несложные
в
общем
-
то
ситуации
,
в
которых
,
как
им
кажется
,
они
ставят
учителя
в
тупик
.
Они
ждут
реакции
,
прежде
всего
неадекватной
,
ждут
слабости
,
растерянности
.
Нормальный
ребенок
хочет
все
время
удивлять
,
вот
он
и
удивляет
учителя
.
Вот
и
педагогу
стоит
в
этом
плане
поучиться
у
детей
,
единственное
,
его
ходы
не
должны
быть
оскорбительны
для
ученика
.
Необходимо
понимать
,
где
грани
дозволенного
.
А
удивлять
можно
по
-
разному
.
На
уроке
методично
,
шаг
за
шагом
,
необходимо
создавать
атмосферу
работы
и
праздника
.
Задача
и
школы
в
целом
,
и
каждого
учителя
в
отдельности
-
создать
ребенку
такие
условия
,
чтобы
шел
он
на
урок
с
легким
сердцем
,
не
трясясь
и
не
пугаясь
,
а
придя
на
урок
,
работал
.
И
вся
работа
учителя
должна
быть
направлена
на
это
.
Ведь
цель
подружить
ребенка
и
урок
ставится
для
того
,
чтобы
ребенок
свободно
работал
:
спрашивал
,
ошибался
,
отвечал
,
интересовался
,
читал
,
развивал
свои
способности
–
словом
,
постепенно
становился
свободной
личностью
,
свободомыслящим
гражданином
своей
страны
.
Ш
.
А
.
Амонашвили
любил
делать
детям
подарки
на
день
рождения
–
уроки
именинникам
.
В
сущности
,
проходил
обычный
урок
,
такой
же
,
как
и
все
остальные
,
но
для
ребенка
,
которому
с
первых
минут
сообщалось
,
что
это
все
для
него
,
такой
урок
превращался
в
волшебный
праздник
,
запоминающийся
на
всю
жизнь
.
Надо
понимать
,
что
важна
не
столько
форма
и
не
содержание
урока
,
а
степень
доверия
ребенка
учителю
и
учителя
ребенку
и
культура
общения
,
основанная
на
понимании
друг
друга
.
Инициатива
в
этом
вопросе
должна
отдаваться
учителю
,
который
должен
уметь
уступать
,
показывая
при
этом
,
что
уступка
–
не
слабость
,
а
сила
.
Ученики
очень
скоро
становятся
похожими
на
своих
учителей
.
И
у
учителя
,
который
неравнодушен
к
своему
уроку
,
появятся
такие
же
неравнодушные
ученики
.
В
завершение
хотелось
бы
сказать
всем
учителям
: «
Так
дарите
же
своим
ученикам
подарки
–
дарите
ученикам
свои
уроки
!
Чем
чаще
вы
будете
делать
подарки
ему
,
тем
больше
будете
получать
отдачи
в
ответ
».
Готовясь к выступлению, прочла заметку педагога Алины Бикеевой на тему
:
«С каким лицом вы заходите в класс,
или Про наше учительское выражение лица и выражение души»
Она писала:
Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с
американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас, рассказывали о
себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А
сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с
детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».
Я услышала это случайно. Американские коллеги разговаривали между собой, и запомнившееся мне суждение не было предназначено
для меня или моих российских коллег, но все равно показалось мне особенно обидным. Как-то очень грустно стало. Неужели мы,
российские учителя, действительно такие: мрачные, вечно недовольные и неулыбчивые?
Наверное, мы разные, подумалось мне. Разные вообще, и разные — в разных ситуациях. Но с тех пор я задумалась, с каким лицом я
вхожу в класс к детям…» Прочтя эту заметку я тоже стала задумываться над этим.
Как-то, идя по школьным коридорам после прозвеневшего на урок звонка, я нечаянно подслушала, как одна учительница громко и
эмоционально отчитывала своих учеников: «Вы ворвались в класс, как стадо баранов! Вы —неуправляемые!» Я поскорее прошла мимо
той двери, за которой учитель «воспитывал» учеников и стала вспоминать своих школьных учителей.
Одна из моих школьных учительниц, заходя в класс с улыбкой, всегда обращалась к нам, ее ученикам, так: «Люди, я пришла к вам!
Сегодня соединяем наши интеллектуальные усилия в единую несокрушимую силу и бросаем их на теорему Ферма!» В конце ее
традиционной фразы про «соединение наших интеллектуальных усилий в единую несокрушимую силу» звучала какая-либо
математическая тема, которую нам предстояло изучать.
А учительница химии, заходя в класс и начиная урок, говорила так: «Здравствуйте, ребята! Ну что ж, начнем химичить знания по
органической химии!» Или неорганической, или по таблице Менделеева — не важно, по какой теме именно. Дальше она с улыбкой
начинала урок.
Учитель физкультуры, в которого тайно были влюблены почти все девчонки, заходя в спортзал, всегда говорил нам: «Ну что, гудмонинги,
в одну шеренгу становись! Начнем работу над вашими мышцами и вашим характером!» «Гудмонингами» (от английского «good morning»
— «доброе утро») он нас называл, потому что школа была с углубленным изучением английского языка, часов иностранного всегда было
много, и на переменах перед уроками мы часто что-то обсуждали по английскому или просто зубрили слова и тексты.
Еще одна учительница, начиная урок, неизменно нам говорила: «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со
мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут». И мы улыбались друг другу.
И мы совпадали.
Коллеги, много раз в день мы с вами заходим в класс к детям и начинаем очередной урок. Мы сеем «разумное, доброе, вечное». Или мы
сеем вокруг себя что-то другое?
С каким выражением лица мы заходим в класс? Какими первыми словами обращаемся к детям? Как известно, первые слова — очень
важны в жизни человека. Первые слова учителя, начинающего урок, важны для учеников. Эти слова, а еще выражение лица учителя
задают тон на весь урок, а, может быть, и на весь учебный день. Какой тон задаем мы — мажорный или минорный? И вообще, что именно
мы зададим детям?
Негласная формула учителя, заходящего в класс к детям: «Ну, я вам сейчас задам!»
Разглядывая забавные смайлики в компьютере, мне пришла на ум такая классификация взрослых:
Люди-смайлики, они много улыбаются и позитивно настроены.
Люди-хмурики, они постоянно хмурятся и вечно всем недовольны.
Люди-ужастики (или ужасники), они наводят ужас на окружающих, но и для них самих все вокруг кажется ужасным.
Просто вопрос: Эй, взрослый, какие рожицы ты корчишь перед людьми тебя окружающими и особенно перед детьми?
Просто призыв: Взрослый, внимание! Выбирай смайлики для своего лица осознанно! Выбирай выражение своего лица ответственно!
Почему ответственно? Потому что в ответ получишь то, что сам являешь миру.
Коллеги, мы заходим в класс к своим ученикам и сразу же превращаемся либо в учителя, либо в мучителя. Мы говорим первые слова и
сразу же настраиваем для учеников либо учение, либо мучение. Мы, учителя, устраиваем детям либо попытку чему-то учиться и
научиться, либо пытку учиться. Мы приходим в класс, чтобы сеять сами знаете что, и начинаем либо общаться с детьми, либо просто
обмениваться информацией, а, может быть, что-то нервно и крикливо выяснять, предъявлять и требовать.
Мы, учителя, зашли в класс с определенным выражением лица и сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение,
расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это все может быть разным. Может быть
таким: «Только попробуйте мне пикнуть! Заткнитесь и не возникайте! Чтобы я вас вообще не слышала! А ваше мнение никого не
интересует!» Или такое: «Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!» Или какое-то
другое.
Главное, коллеги, давайте осознаем, что мы с вами несем в учебную аудиторию настрой и будем нести это осознанно.
Просто призыв: Взрослые, будьте осторожны со словами, а также с выражением своего лица и своей души! И вообще, поосторожней с
выражениями!
А теперь, коллеги, будем рисовать…
Раздаем всем присутствующим педагогам листы с иллюстрацией «Какое лицо вы наденете сегодня?». Задаем взрослым вопрос: «Какое
выражение лица видят чаще всего ваши ученики? И какое выражение лицо будут перенимать от вас ваши ученики?».