Автор: Лебедева Наталия Владимировна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа №65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Программа внеурочной деятельности по французскому языку для одаренных детей
Раздел: среднее образование
Программа внеурочной деятельности по французскому языку для
одаренных детей
Одаренный
ребенок –
это
ребенок,
обладающий
выдающимся
интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и
способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией
к деятельности, что приводит к высоким достижениям и ярким результатам в
одной или нескольких сферах.
Отличительными особенностями одаренных детей являются: высокий
уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная
память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Одаренного
ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к
себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость.
Одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как
у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его
одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что
происходит на уроке
Очень важно выявить таких детей и, правильно организовав работу,
передать им свой опыт и знания.
Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже
на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый
материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию
и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя
средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С
такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они
требуют к себе особого внимания.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, они обращаются к словарям
и специальной литературе, пытаясь узнать как можно больше, принимают
участие в олимпиадах и конкурсах по предмету.
Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для
средних учащихся,
становится тормозом для одаренных. Поэтому с
одаренным ребенком надо работать по индивидуальной программе.
Для учащихся, имеющих определенные успехи в изучении французского
языка, предлагается внеурочная деятельность, направленная на поддержание
интереса к предмету и углублению знаний, на подготовку этих учащихся к
участию в олимпиадах.
Привожу пример программы для учащихся 5-х классов (4-й год обучения) по
французскому языку.
В программе акцентировано внимание на лексико-грамматической стороне
речевой деятельности. Программа предполагает интенсивные лексико-
грамматические тренинги в форме лингвистических игр, на базе упражнений
различных форматов, что должно вывести на более высокий уровень
лексико-грамматические компетенции учащихся и позволит добиться
успехов в различных языковых конкурсах, олимпиадах, творческих проектах.
Задачи программы:
I.Познавательный аспект:
-
способствовать более раннему приобщению школьников к новому для
них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как
инструмента познания мира и средства общения;
-
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия,
наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
-
развивать мотивацию к дальнейшему овладению французским языком;
-
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные
приемы овладения иностранным языком;
-
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения
спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
-
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке.
III.
Воспитательный аспект:
-
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой
культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
-
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и
другим, личная и взаимная ответственность);
-
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
иностранным языком и культурой.
-
Содержание программы (34 часа) 1 год обучения.
-
№ п/
п
Тема
Содержание
Введение. Знакомство с
курсом
1-2
Введение в курс предмета.
Знакомство со структурой заданий и с
особенностями
проведения
школьного,
муниципального,
городского
этапов
олимпиады
по
французскому языку.
Школьный этап
олимпиады. Задания по
чтению.
3-4
Установление соответствия
приведённых утверждений
содержанию текста (верно, ложно, не
сказано)
5-6
Ответы на вопросы по тексту или
аутентичному документу.
Задания по грамматике и
лексике.
7-8
Правила спряжения глаголов I группы
в настоящем времени.
Грамматическая настольная игра.
9-10
Правила спряжения глаголов I группы
в прошедшем времени.
Тренировочные интерактивные
упражнения.
11-12
Правила спряжения глаголов III
группы в настоящем времени.
Составление справочной таблицы.
13-14
Правила спряжения глаголов III
группы в прошедшем времени.
Тренировочные упражнения.
Муниципальный и
городской этапы
олимпиады. Задания по
аудированию.
15-16
Алгоритм выполнения заданий по
аудированию.
17-18
Конкурс понимания устного текста.
Задания по чтению.
19-20
Установление соответствия
приведённых утверждений
содержанию текста (верно, ложно, не
сказано)
21-22
Ответы на вопросы по тексту или
аутентичному документу. Викторина.
Задания по грамматике и
лексике.
23
Правила спряжения возвратных
глаголов в настоящем времени.
Составление справочной таблицы.
24
Лексико-грамматическая игра.
25
Правила спряжения возвратных
глаголов в прошедшем времени.
Тренировочные упражнения.
26
Правила спряжения глаголов I
и II
группы
в
будущем
времени.
Тренировочные упражнения.
27
Правила спряжения глаголов III
группы в будущем времени.
Составление справочной таблицы.
Задания по письму.
28-29
Алгоритм написания письменного
высказывания
30-31
Конкурс письменной речи
Обобщающее повторение.
32-33
Лексико-грамматический турнир
34
Конкурс мини-сочинений
Регулярная, тщательная индивидуальная работа с детьми приносит
свои результаты. Важнейшей формой работы с талантливыми учениками
является олимпиада.
Будет ли ребенок талантливым человеком с признаками одаренности?
Это зависит от множества причин и факторов. Перед учителем стоит сложная
задача: создать максимально благоприятные и комфортные условия для
полноценного
развития
ученика,
создать
ситуацию
успеха,
которая
положительно
мотивирует
и
стимулирует
творческую
активность
талантливых учеников.