Напоминание

« Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом»


Автор: Ложкина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: « Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом»
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: « Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом»

Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить,

а факел, который нужно зажечь

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные

принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Сегодня общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего,

мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.

Какие из

педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь

ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу

индивидуально.

Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой

формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу,

требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять

все имеющиеся у них знания на практике.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Цель проектной деятельности:

Создание

условий,

при

которых

учащиеся

самостоятельно

приобретают

недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными

знаниями для решения познавательных и практических задач.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и

умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая

лаборатория, в которой происходит процесс познания.

Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и

индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника

во

внеурочную

деятельность.

Проектная

деятельность

является

технологией,

обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка

по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Работа над проектом— работой над темой, в процессе которой детям предлагается

собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают,

что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского

потенциала, деятельность, которая позволяет:

проявить себя,

попробовать свои силы,

приложить свои знания,

принести пользу,

показать публично достигнутый результат.

Продукты,

которые

могут

получить

дети

в

результате

проектной

деятельности:

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество

надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:

Проектировочные

Исследовательские

Информационные

Коммуникативные

Экспериментальные

Рефлексивные

Презентационные.

Какова же роль учителя в ПД?(проектной деятельности)

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как

толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их

добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на

3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я

только

помогаю

последовательно

определить

цели

и

правильно

наметить

пути

преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:

1.

Подходить творчески к любому проекту моего ученика.

2.

Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

3.

Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

4.

Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

5.

В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать

свою деятельность и работу.

6.

Тесно сотрудничать с родителями.

При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз

раскритиковать

Я своих детей не принуждаю в выполнении каждого проекта, а напоминаю , что эта

работа выполняется добровольно и если ребенок не участвует в этом проекте, то может

принять участие в следующем.

Спасибо интернету, который помог в создании памятки для защиты проектов. Эта памятка

есть у каждого моего ребенка:

Памятка для защиты проектов:

1 Я подготовил проект на тему....

2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому

что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные

результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями;

- работали с дополнительной литературой и Интернетом;

-проявили себя в оформлении окончательного продукта

-получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно

назвать следующие:

-Мой любимый писатель;

- Семья слов,

- Рассказ о слове;

- Русское народное творчество;

- Города России;

- Страны мира;

– Красная книга;

и т.д.

Дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Им дана

возможность

рассказать

о

своей

работе,

показать,

что

получилось,

поделиться

впечатлениями.

О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них

учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят

результаты своего труда, пользу своего проекта.

При

использовании

в

образовательном

процессе

проектной

деятельности

происходит

формирование

у

детей

личностных

качеств

(доброжелательность,

внимательность к людям, уважение), Развиваются познавательные интересы, инициатива,

любознательность, самостоятельность, целеустремленность.

Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее,

сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению,

обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.

Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого

предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он

ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он

формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. И даже многим

родителям . Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.

Я хочу закончить словами из Китайской пословицы:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые

можно считать девизом проектной деятельности.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет

только подражать, копировать…



В раздел образования