Автор: Ложкина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г.Тарко-Сале
Наименование материала: статья
Тема: « Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом»
Раздел: начальное образование
Тема: « Работа с низкомотивированными детьми в процессе работы над проектом»
Ученик – это не сосуд, который нужно заполнить,
а факел, который нужно зажечь
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сегодня общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего,
мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Какие из
педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь
ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу
индивидуально.
Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой
формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу,
требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять
все имеющиеся у них знания на практике.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Цель проектной деятельности:
Создание
условий,
при
которых
учащиеся
самостоятельно
приобретают
недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными
знаниями для решения познавательных и практических задач.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и
умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая
лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и
индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника
во
внеурочную
деятельность.
Проектная
деятельность
является
технологией,
обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка
по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Работа над проектом— работой над темой, в процессе которой детям предлагается
собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают,
что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского
потенциала, деятельность, которая позволяет:
проявить себя,
попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Продукты,
которые
могут
получить
дети
в
результате
проектной
деятельности:
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество
надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:
Проектировочные
Исследовательские
Информационные
Коммуникативные
Экспериментальные
Рефлексивные
Презентационные.
Какова же роль учителя в ПД?(проектной деятельности)
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как
толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их
добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на
3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я
только
помогаю
последовательно
определить
цели
и
правильно
наметить
пути
преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
1.
Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
2.
Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
3.
Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
4.
Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
5.
В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать
свою деятельность и работу.
6.
Тесно сотрудничать с родителями.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз
раскритиковать
Я своих детей не принуждаю в выполнении каждого проекта, а напоминаю , что эта
работа выполняется добровольно и если ребенок не участвует в этом проекте, то может
принять участие в следующем.
Спасибо интернету, который помог в создании памятки для защиты проектов. Эта памятка
есть у каждого моего ребенка:
Памятка для защиты проектов:
1 Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому
что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные
результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями;
- работали с дополнительной литературой и Интернетом;
-проявили себя в оформлении окончательного продукта
-получили первый опыт публичного выступления с собственной работой
Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно
назвать следующие:
-Мой любимый писатель;
- Семья слов,
- Рассказ о слове;
- Русское народное творчество;
- Города России;
- Страны мира;
– Красная книга;
и т.д.
Дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Им дана
возможность
рассказать
о
своей
работе,
показать,
что
получилось,
поделиться
впечатлениями.
О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них
учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят
результаты своего труда, пользу своего проекта.
При
использовании
в
образовательном
процессе
проектной
деятельности
происходит
формирование
у
детей
личностных
качеств
(доброжелательность,
внимательность к людям, уважение), Развиваются познавательные интересы, инициатива,
любознательность, самостоятельность, целеустремленность.
Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее,
сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению,
обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого
предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он
ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он
формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.
Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. И даже многим
родителям . Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.
Я хочу закончить словами из Китайской пословицы:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые
можно считать девизом проектной деятельности.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать…