Напоминание

Возможности формирования самооценки у учащихся начальной школы


Автор: Шипулина Елена Николаевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности формирования самооценки у учащихся начальной школы
Раздел: дополнительное образование





Назад




Возможности

формирования

самооценки

у

учащихся

начальной школы

Автор: студентка группы ЗФ-409-099-3-1Юрг

Е.Н.Шипулина

Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры подготовки

педагогов профессионального обучения и предметных методик

«ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Савченков А.В.

Аннотация:

Данная

статья

посвящена

возможностям

формирования самооценки у учащихся

начальной

школы.

В

статье

раскрываются возможности начальной школы на влияние самооценки детей

младшего

школьного

возраста.

Перечисляются

методы

и

способы

формирования самооценки у учащихся начальной школы.

Ключевые слова:

Младший школьный возраст, начальная школа,

самооценка, педагогика, дети.

Младший

школьный

возраст

называют

вершиной

детства.

В

современной периодизации психического развития охватывает промежуток

от 6-7 до 9-11 лет.

В

этом

возрасте

происходит

смена

стиля

и

образа

жизни:

новые

требования,

новая

социальная

роль

ученика,

новый

вид

деятельности

учебная деятельность. В школе ребенок приобретает не только новые знания

и

умения,

но

и

определенный

социальный

статус.

Меняется

восприятие

своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка,

весь его уклад жизни [8].

Поступив в начальную школу, ребенок сразу же занимает совершенно

новое место в системе отношений людей: у него появляются обязанности,

связанные с учебной деятельностью. Родители, учителя, даже посторонние

люди общаются с ним не только как с уникальным человеком, но и как с

человеком,

взявшим

на

себя

обязанность

(неважно

вольно

или

по

принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

К окончанию дошкольного возраста ребенок уже является личностью.

Он начинает понимать, какое место занимает среди окружающих его людей

(он, дошкольник), и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем

(он пойдет учиться в школу).

К этому периоду ребенок имеет определенный опыт построения меж-

личностных

отношений:

он

ориентируется

в

семейно-родственных

отношениях

и

умеет

занять

желаемое

и

соответствующее

своему

социальному статусу место среди родных и близких.

Младший

школьник

умеет

строить

отношения

со

взрослыми

и

сверстниками:

имеет

навыки

самообладания,

умеет

подчинить

себя

обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает,

что

оценка

его

поступков

и

мотивов

определяется

не

столько

его

собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего

тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже

достаточно развиты рефлексивные способности.

В

этом

возрасте

существенным

достижением

в

развитии

личности

ребенка является преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу»

[7].

Благодаря

школьному

обучению

появляется

особая

социальная

значимость

деятельности

ребенка,

опосредованная

отношениями

со

взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех,

приобретением общенаучных понятий.

В

процессе

учебной

деятельности

появляются

психические

новообразования:

произвольность

психических

процессов,

рефлексия

(личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в

уме, умение анализировать).

Развитие самооценки также определяется сформированностью учебной

деятельности.

Устойчивая,

адекватная

и

рефлексивная,

осознанная

самооценка

наблюдается

у

младших

школьников

с

высоким

уровнем

сформированности

учебной

деятельности.

Так,

чем

выше

уровень

рефлексивности,

тем

больше

широта

диапазона

критериев

оценки

и

самооценки личностным качествам, выше умение соотносить эти критерии,

больше сдержанности и критичности в оценке другого человека и самого

себя,

выше

готовность

к

принятию

личности

другого

и

меньше

категоричности и однозначности в суждениях [5].

В

этот

период

интенсивно

развивается

самосознание.

Развитие

самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей

общения классного руководителя с классом.

Огромное значение имеет манера домашнего воспитания, принятые в

семье нормы и ценности. Как правило, у отличников и некоторых хорошо

успевающих детей формируется завышенная самооценка. У неуспевающих и

крайне

слабых

учеников

систематические

неудачи

и

низкие

отметки

снижают

уверенность

в

себе,

в

своих

возможностях.

У

них

возникает

компенсаторная

мотивация.

Такие

дети

начинают

утверждаться

в

иной

области – в занятиях танцами, рисованием.

Ценностные

ориентации

становятся

нормой

жизни.

Важно,

чтобы

ребенок брал на себя и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это

обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Большое значение приобретает авторитет взрослых, а также место, которое

занимает ребенок в семье [4].

Для

самооценки

младших

школьников

свойственно

отсутствие

самокритичности. Они быстрее замечают ошибки и недостатки сверстников,

чем

собственные.

Самокритичность

и

самоконтроль

как

сознательные

волевые

процессы,

происходит

опосредованно,

через

познание

людей,

которые его окружают.

Осознание

другого

человека

дается

сравнительно

легче,

чем

себя.

Поэтому процесс самоосознания личности несколько отстает от способности

осознавать других.

Важной составляющей самосознания является уровень притязаний. В

младшем

школьном

возрасте

он

зависит

от

успеха

ребенка

в

учебной

деятельности, а также от положения в системе отношений со сверстниками

[6].

Для

школьников,

которые

хорошо

учатся,

имеют

авторитет

среди

сверстников, характерен высокий реалистичный, не завышенный уровень

притязаний.

Знание

индивидуальных

особенностей

самооценки

младших

школьников

является

одной

из

важнейших

предпосылок

эффективности

педагогического управления их социально значимой активностью в процессе

обучения и воспитания [3].

Развитие

эмоционально-ценностного

отношения

ребенка

к

себе,

результатом которого является определенная самооценка, происходит путем

отражения им реальных связей с окружающим миром, которые существуют

только

благодаря

активности

личности.

При

этом

важно

учесть,

что

самооценка

как

структурный

компонент

образа

ребенка,

определенная

степень

его

эмоционально-ценностного

отношения

к

себе,

является

постоянно

действующим

мотивационным

фактором

в

процессе

жизнедеятельности

личности.

Поэтому,

направляя

активность

ученика,

предоставляя ей социальной значимости, можно влиять не только на сферу

его сознания, а достичь гармонизации развития подрастающей личности в

целом.

В процессе формирования у учащихся начальных самосознания, важно

учитывать, что дети лучше узнают себя в деятельности, которую выполняют

и для правильного понимания себя, оценки своего успеха в обучении, им

необходимо научиться видеть себя со стороны. Поэтому уже в младших

классах очень важно направлять внимание детей на процесс выполнения ими

работы [1].

Совместная

деятельность

оказывает

значимое

влияние

на

формирование

правильного

самосознания,

что

позволяет

ученику

почувствовать себя участником общественно полезного труда, сравнивать

результаты своих стараний с успехами других, осознать свой вклад в общее

дело. Работая в коллективе, школьник имеет возможность видеть и понимать,

на что он способен, осмыслить не только последствия своего труда, но и себя

в ней. Совместная деятельность формирует у ребенка представление о себе

среди других [9].

Адекватная самооценка побуждает учебную активность учащихся, их

влечение

улучшать

полученные

результаты,

находиться

на

уровне

требований учителей.

Для

создания

благоприятной

нравственной

обстановки

в

школе,

внимательного

и

одновременно

требовательного

отношения

к

ребенку

учителей и родителей, полезного опыта школьника в учебной деятельности в

структуре

его

образа

закрепляются

общественно

значимые

свойства,

возрастает роль мотивации, направленной на повышение уровня уважения к

себе,

устанавливается

согласованность

между

его

притязаниями

и

возможностями [10].

В

следствии,

этого,

школьник

начинает

сам

менять

внешние

условия своего развития. Благоприятная направленность детской активности

является

той психологической основой становления личности, которая

способствует

формированию

потребности

в

постоянном

самосовершенствовании.

У

младших

школьников

самооценка

может

выступать

в

качестве

доминирующего мотива. Отсюда следует важный педагогический вывод: у

детей

уже

в

младшем

школьном

возрасте

должны

быть

сформирована

адекватная самооценка.

Однако, такая самооценка складывается под влиянием оценки (в том

числе и отметки как оценки их знаний), которую дают учителя, родители,

сверстники.

Поэтому

окружающие

должны

объективно

оценивать

деятельность ребенка, помогать ему ориентироваться в своих возможностях.

Иначе формируется заниженная или завышенная самооценка, что приведет к

неуверенности

в

своих

силах

или,

напротив,

к

излишней

самоуверенности [2].

Вывод:

Самооценка

младшего

школьника

конкретна,

существует

тенденция

к

переоценке

собственных

способностей,

возможностей,

достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельность и

стиль воспитания родителей и учителя.

Существуют различные взгляды исследователей на природу сознания и

особенностей младшего школьного возраста.

Самооценка – сложное личностное образование, личностный параметр

умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника

зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами

умственной деятельности, но и от уровня самооценки.

Было доказно, что самооценка детей младшего школьного возраста

характеризуется рядом особенностей, связанных с поступлением в школу и

сменой

ведущего

вида деятельности,

в

результате чего,

развивается самосознание младшего школьника, а его структура наполняется

новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и

самого себя.

Для формирования самооценки младшего школьника важен уровень

достижений, приобретенных им на данном возрастном этапе. Эмоциональное

отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых,

накладывает отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности,

на формирование его самооценки.

Самооценка в младшем школьном возрасте в основном формируется

под влиянием педагога. При этом им важно, чтобы положительная оценка

была общепризнана взрослыми и сверстниками.

Самооценка

и

уровень

притязаний

являются

личностными

параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как

проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием

учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за

формированием самооценки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви,

свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.

10. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви,

свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496

2.

Бондаренко, Т. В. Самооценка младших школьников / Т. В.

Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — №

47 (337). — С. 207-209.

3.

Бороздина,

Г.В.

Психология

и

педагогика:

Учебник

для

бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

4.

Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста

(для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 140 c

5.

Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное

пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 c.

6.

Колесова

Оксана

Вячеславовна,

Зайцева

Светлана

Александровна,

Захарычева

Наталья

Владимировна

СОВРЕМЕННЫЕ

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // КНЖ. 2021. №1 (34).

7.

Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста:

Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Ю. Кулагина. -

Люберцы: Юрайт, 2016. - 291 c.

8.

Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие /

А.И. Кравченко. - М.: Риор, 2018. - 112 c.

9.

Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И.

Кравченко. - М.: Инфра-М, 2017. - 204 c.

10.

Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под

ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.



В раздел образования