Напоминание

«Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»


Автор: Салимгареева Елена Сергеевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с.Наратасты"
Населённый пункт: Шаранский район РБ
Наименование материала: Методическая разработка урока в 6 классе
Тема: «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с.Наратасты

муниципального района Шаранский район Республики Башкортостан"

Конспект открытого урока

по русскому языку в 6 класс на тему

«Гласные о и е после шипящих в суффиксах

существительных»

Провела учитель русского языка и литературы

Салимгареева Е.С.

Наратасты-2021

УМК: М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский «Русский язык».6 класс.-

М.:Просвещение,2015.

Дата проведения: 17.12.21

Тип урока: урок освоения нового материала

Цели урока:

1.Предметная цель: научиться применять правила написания гласных о и е после

шипящих в суффиксах существительных.

2.Метапредметная цель: способствовать овладению следующими УУД: управлять

поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать);

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к

преодолению препятствий и самокоррекции; объяснять языковые явления, процессы,

связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения

лингвистической задачи.

3.Личностная цель: формирование навыков индивидуальной и коллективной

исследовательской деятельности на основе алгоритма, стремления к грамотной речи как

показателя общей культуры человека и его уважения к окружающим.

Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал,

Словарь С.И.Ожегова

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1.Участие в целеполагании учебной деятельности.

2.Формулирование и письменная фиксация темы и цели урока.

3.Аналитическая работа с языковым материалом.

4.Обобщение выводов в виде алгоритма; комментированное чтение алгоритма.

5.Чтение учебника и выполнение упражнений по нему.

Индивидуальная//парная//групповая работа на местах.

Ход урока

1.Включение обучающихся в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Слушайте внимательно.

Говорите не торопясь, обдумывая свой ответ. Не выкрикивайте с места, поднимайте руку,

если хотите что-то сказать.

2.Работа с эпиграфом. (Эпиграф – выражение, предпосланное автором своему

произведению или части его, в данном случае к теме урока)

-Мы начнем наш урок с обсуждения эпиграфа. Это высказывание ученого –языковеда

Льва Владимировича Щербы прочтет (…называется имя ученика).

Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся.

Л.В.Щерба

-Ребята, как вы понимаете смысл сказанного?

(Безграмотная речь есть посягательство на время собеседников; тем самым проявляется

неуважение к ним; нарушаются этические нормы общения.)

-А что значит писать грамотно? (Писать грамотно – значит писать в соответствии с

орфографическими правилами.)

-Какой раздел языка отвечает за правописание слов? (Орфография.)

3.Проверка домашнего задания.

-Какое орфографическое правило понадобилось для выполнения домашнего задания?

(Правило на правописание гласных в суффиксах –ек- и –ик- имен существительных.)

-Давайте назовем все слова с суффиксом –ик-. (на доске) проверить, от какого слова

образовалось

-А как вы нашли правильный ответ? Какой была последовательность ваших рассуждений?

(Чтобы правильно написать гласные в суффиксах –ек и –ик, надо просклонять эти

существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, а если

гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и.).

Собираем тетради.

4.Организация деятельности обучающихся по изучению нового материала.

- На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с орфографическими правилами,

определяющими написание гласных о и е в суффиксах существительных.

А) Создание проблемной ситуации

- Послушайте отрывок из сказки Пушкина: (на доске)

Пирож…к лишь разломила

Да кусоч…к прикусила.

- Подумайте, какая ошибкоопасность кроется в этих словах?

- В какой части слова пропущены буквы? (В суффиксе.)

-Какие согласные звуки стоят перед суффиксом? (Шипящие.)

Б) Определение темы обучающимися

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Какова тема нашего урока?

( О правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.)

- Теперь давайте нашу тему уточним и запишем ее на доске и в тетрадях: Гласные о и е

после шипящих в суффиксах существительных.

В) Определение целей урока обучающимися

- Мы с вами определили тему урока, а теперь поставим цели, которых мы с вами должны

достигнуть.

( Знать условия написания букв о и е после шипящих в суффиксе существительных.

Грамотно писать слова на данную орфограмму.)

Г) Деятельность обучающихся по выявлению условий написания букв о и е после

шипящих в суффиксах существительных

-Вернемся к записи на доске, нам надо разобраться в том, как правильно пишется каждое

слово, и сформулировать правило.

- Давайте посмотрим, куда падает ударение в словах? На какую морфему?

( Ударение падает на суффикс.)

- А какая буква пишется под ударением?

( Под ударением в суффиксе пишется буква о)

- Какой можно сделать вывод об условиях написания букв о и е после шипящих в

суффиксах существительных?

( В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква о, а в

безударном положении е.)

- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?

(Нужно выяснить, куда падает ударение. Поэтому нужно уметь правильно ставить

ударение.)

-Откройте учебники и прочитайте правило на странице 157.

- Когда мы встречали такое правило?

( Такое же правило мы встречали, когда изучали правописание окончаний

существительных) тучей, свечой подсказка орф № 18

-А теперь в рабочих тетрадях составим алгоритм к данному правилу. Составление

алгоритма..

1.Определить часть речи (существительное)

2.Определить, в какой части слова пропущена буква (в суффиксе)

3.Куда падает ударение?

4.Если на суффикс после шипящих падает ударение, пишу -о, а в остальных случаях-е.

- Прокомментируем составленный алгоритм.

5.Первичное закрепление новой темы. Работа с учебником.

А) Выполняется упр.347 на стр.1161.Комментированное письмо.

Физкультминутка.

Тихо все, ребята, встали,

Руки дружно все подняли,

Развели их в стороны,

Посмотрели, ровно ли,

Опустили разом вниз,

Тихо, тихо все садись

Б) Самооценивание

- Следующее задание будем выполнять самостоятельно. Найдите упражнение 348 и

прочитайте задание к нему. Какую еще орфограмму необходимо вспомнить, чтобы

правильно выполнить упражнение. (3- 4 предложения)

(Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.) орф 18 на форзаце

- Что нужно выяснить прежде, чем применить правило?

(Необходимо посмотреть, куда падает ударение.)

После выполнения упр.349 учащиеся меняются тетрадями и проверяют вместе с учителем.

Ученики выставляют себе оценки, сверяя свою работу с образцом.

Куда пастушок, туда и посошок. Личиком бел, да душою черен. Сеюсь как из сита, но не

порошок, заползаю в жито, но не червячок. В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна

не замечаем. Долг платежом красен.

В) Игра «Не спутай кармашки»

Слова написаны на отдельных карточках. Учащиеся по одному берут карточку и кладут ее

в соответствующий кармашек.

Еж…нок, книж…чка, рубаш…нка, крольч…нок, нож…нки, доч…нька, распаш…нка,

крюч…к,овраж…к, ретуш…р, стаж…р.

Г) Расширение информационного поля изучаемой темы.

Словарная работа со словами ретушер и стажер.

Работа со словарем.

-Посмотрите по словарю Ожегова, что обозначают слова ретушер и стажер и как они

пишутся.

Стажер- лицо, которое проходит стаж ( во 2 значении).

Стаж-2.Срок, в течение которого вновь поступившие работают для приобретения опыта в

своей специальности, для оценки их способностей.

Ретушер – специалист по ретушевке.

Ретушь – подрисовка для исправления изображения на фотографических негативах и

снимках.

-Данные слова являются словарными и их написание необходимо запомнить

-Составим с ними словосочетание. (Хороший стажер. Опытный ретушер.)

6.Работа в парах.

Карточка №1

1.Образовать от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-

онок-, -онк- ,-енок-. Подчеркнуть слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Какие из них имеют пренебрежительное значение

Душа-

Белка-

Пирог-

Одежда-

Верблюд-

Шапка-

Червяк-

Защита выполненных работ.

7. Рефлексия.

- А теперь оценим знания и умения, освоенные сегодня. Пусть каждый из вас поделится

размышлениями на тему «Мои достижения на уроке».

( Теперь я знаю, когда пишутся гласные о и е после шипящих в суффиксах

существительных, что их написание в словах определяется ударением: под ударением –

пишем о, в безударном положении пишем е.

Теперь я умею: грамотно писать слова с гласными о и е после шипящих в суффиксах

существительных.

Знаю, как пишутся слова стажер и ретушер. Если есть необходимость, могу обратиться к

словарю.)

8.Оценивание учителем учебной деятельности обучающихся на данном уроке.

Учитель, комментируя, выставляет оценки. Выставляются оценки в журнал и в дневник.

9.Домашнее задание.

Уровень трудности выбирает для себя ученик. Учитель раздает каждому ученику листок

контроля. Задания выполняются в рабочих тетрадях.

Листок контроля

1.Вставить пропущенные буквы.

При выборе буквы рассуждайте так:

1.Это имя существительное.

2. Пропущена буква в суффиксе существительного

3. Под ударением пишу О, без ударения-Е

Пауч..к, зайч…нок, голубоч…к, барсуч..нок, медвеж…нок, бумаж…нка, клоч…к,

подароч…к, суч…к,крольч…нок,быч…к, руч…нка, луж…к, ореш..к, кукуш..нок,

галч..нок, человеч..к, сыноч..к.

2. Вставить пропущенные буквы, обозначить их выбор. Выполнить синтаксический

разбор предложения, составить схему.

Выписать словосочетания по схеме: прилаг.+ сущ.

В г…ро…ском зоопарк… мы видели маленьких ж…вотных: медвеж…нка, зайч…нка,

верблюж…нка.

3. Распределить слова по орфограммам (№18, №34, №35).

Ларч…к, реч..нька, деревц…м, ключ..к, луч…м, кулач…к, товарищ…м, карандаш…к,

горош…к, мыш…нок,, бараш…к, пастуш…к, плащ…м, врач…м.

4*.Творческая работа. Составить мини-сочинение на тему « В зоопарке», используя слова

на изучаемую орфограмму.

Учебно –методическая литература:

Русский язык.6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и

др.,М.:Просвещение,2021.

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс/ Сост.Т.Н.Трунцева.-М.:ВАКО,2013.

Русский язык.6 класс: Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др./ авт.-

сост.С.С.Колчанова.-Волгоград:Учитель,2009.

Словарь русского языка С.И.Ожегова



В раздел образования