Автор: Ходарева Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Черепаново ,Новосибирская область
Наименование материала: Программа развивающего курса
Тема: "Школа будущего первоклассника"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.Черепанова
Рабочая программа развивающего курса
«Школа будущего первоклассника»
Составитель:Людмила Юрьевна Ходарева,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4
Г.Черепанова
г.Черепаново, 2019-2020 у.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с целью успешной адаптации детей к новым условиям, подготовки детей дошкольного
возраста к обучению в школе. Переход от статуса «дошкольник» к статусу «школьник» является переломным моментом в
жизни ребенка. Нужно сделать многое, чтобы этот переход был безболезненным. Именно в первом классе происходит один
из кризисов возраста – кризис семи лет. Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, создавать общую
установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для
того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы, быть
готовым к школьному обучению.
Цели: Психологическая адаптация детей;
Знакомство с основными школьными правилами;
Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
Обучение элементарным приемам обратной связи;
Развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
Организация классного коллектива.
Задачи: Выявление уровня сформированности основных элементов познавательной деятельности;
Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
Снятие психологического стресса перед школой;
Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и
оценивать себя и других;
Развитие речи и мелкой моторики руки.
ШБП не только способствует более быстрой адаптации детей к новым условиям, но и выявлению уровня
подготовленности детей к школе. Это позволяет дать рекомендации родителям, т.к. у них есть еще время, для того, чтобы
обратить внимание на пробелы в подготовке.
Исходя из
составных частей школьной готовности: развития речи,
интеллектуальных способностей, произвольности, познавательной активности, сформированности внутренней позиции
школьника, в программу включены следующие разделы:
Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.
Развитие элементарных математических представлений.
Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.
Сквозной раздел программы:
Подготовка к обучению письму, развитие мелкой моторики.
Программа рассчитана на 16 недель, на 3 часа в неделю (академический час –30 минут). Общее количество часов - 48
Предмет «Формирование элементарных математических представлений»
представлен курсом
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Пояснительная записка
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для
математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития
ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей
математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается
одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического
развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:
восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного
периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел
натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,
размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги
и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется
основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно
осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным
подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого
возраста.Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных
предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном
сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать
математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических
фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем
(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и
геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.Использование специально
отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,
необходимый для успешного изучения математики в школе.
Используется учебно-методический комплект:
С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013
Содержание курса «Математические ступеньки»
№
Основные разделы курса
1.
Арифметический
Числа от 0 до 10.
Счёт предметов.
Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение
чисел от 0 до 10.
Сравнение чисел первого десятка.
Свойства натурального ряда чисел.
Цифры и числа.
Решение задач с помощью рисунков.
Чтение чисел.
2.
Геометрический
Сравнение :- по форме;
-по размеру;
-по расположению на плоскости, в пространстве;
-по назначению;
-по цвету.
Изготовление моделей фигур из бумаги.
3.
Содержательно-логический
Развитие : -внимания;
-памяти;
-воображения;
-мышления.
Диктанты:
-зрительные;
-слуховые.
Выполнение заданий:
-выделение существенных признаков;
-выявление закономерностей;
-проведение анализа;
-синтеза;
Календарно-тематическое планирование предмета
«Формирование математических представлений»
№ урок
Тема урока
Кол-во
Дата
1
Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Счет предметов. Ориентиры клетки. Один и много.
1
2
Счет предметов. Отношения «больше», «меньше», «равно», «столько же». Графический диктант.
Квадрат (находить среди множества фигур)
1
3
Счет предметов расположенных на плоскости и в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).
1
4
Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признака (ягоды, овощи, фрукты).
1
5
Счет предметов. Порядковый номер предметов. Построение предметов с помощью шаблонов.
Штриховка. Прямоугольник (находить среди множества фигур).
1
6
Счет предметов. Решение простых задач.Построение предметов с помощью шаблонов. Присчитывание и
отсчитывание по одному. Математическая загадка.
1
7
Число 1. Цифра 1. Построение предметов, штриховка.
Геометрические фигуры.
1
8
Число 2. Цифра 2. Знаки «+, -, = ». Логические задачи на установление закономерностей.Овал
(находить среди множества фигур).
1
9
Число 3. Цифра 3. Сопоставление чисел 1,2,3.
Треугольник (находить среди множества фигур).
1
10
Число 4. Цифра 4. Четырехугольники. (Находить среди множества фигур
1
11
Число 5. Цифра 5. Выявление закономерностей. Логическая задача на установление несоответствия.
Дорисуем круг до чего-нибудь.
1
12
Числа 1 – 6. Сравнение чисел. Запись. Понятия высокий, низкий, длинный, короткий.
1
13
Числа 1 – 7. Сравнение чисел. Штриховка предметов, выполненных при помощи трафаретов. Деление
квадрата на части. Дни недели.
1
14
Числа 1 – 8. Штриховка геометрических фигур.
Деление предмета на 4 части. Профессии.
1
15
Числа 1 – 9 . Сравнение чисел. Время. Времена года.
1
16
Итоговое занятие.
1
Планируемые результаты:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном
порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно
обозначать
результат
числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их
прообразы
в
окружающей
действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая
сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и
использовать их для выполнения заданий и др.).
Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Пояснительная записка
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по
совершенствованию устной речи.Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся
прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка.
Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция
речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается
осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной
речи.При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на
элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.Подготовка к обучению чтения построена на
развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении
предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению
механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые
ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка
должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация
движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки
совершаются
в
пределах
контура
воспринимаемого
предмета
одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром
экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на
воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные
затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня
организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа
предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и
совершенствует их речь.
Используется учебно-методический комплект:
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013
Содержание курса «От слова к букве»
№
Основные разделы курса
1.
Развитие речи
Беседа по картинке:
*совершенствование общих речевых навыков;
*составление описательного рассказа.
Составление рассказа по плану.
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и
правильному интонированию.
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.
Подбор обобщающих слов к группе предметов
Диалог, монолог, косвенная речь.
2.
Знакомство с буквами.
Предложение и слово:
*членение речи на предложения;
*членение предложений на слова;
*членение слова на слоги с использованием графических схем
Слог и ударение:
*деление слов на слоги;
*определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы:
*представление о звуках;
*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;
*обводка и штриховка контуров;
*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.
3.
Художественная литература
Сказка:
*пересказ сказки;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
*ставить вопрос к тексту;
*придумывать необычный конец.
Рассказ:
*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;
*соотносить содержание текста с изображением на картинке;
*отвечать на вопросы;
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
№
Тема урока
Кол-во
час
Дата
1
Речь устная и письменная. Пересказ сказки «Колобок». Письмо узоров. Штриховка.
1
2
Предложение. Схема предложения. Составление рассказа по картине «Маша и кукла». Письмо
узоров. Штриховка.
1
3
Предложение состоит из слов. Пересказ сказки «Репка». Письмо узоров. Штриховка. Игрушки.
1
4
Звуки. Общее понятие. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят». Письмо узоров. Школьные
принадлежности
1
5
Звуки и буквы, различие. Пересказ сказки «Курочка Ряба». Письмо узоров. Штриховка.
1
6
Звуки и буквы. Пересказ сказки «Красная шапочка». Письмо и штриховка узоров.
1
7
Гласные и согласные звуки. Общее понятие. Письмо наклонных палочек. Транспорт. Пересказ
сказки «Заюшкина избушка»
1
8
Гласные и согласные звуки. Письмо овалов. Раскрашивание узоров. Пересказ сказки «Снегурочка» 1
9
Согласные звуки, мягкие и твердые. Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» венгерская сказка
1
10
Согласные мягкие и твердые. Штриховка узоров. Пересказ сказки «Три медведя»
1
11
Анализ звуков. Выделение звуков в слове. Посуда. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»
1
12
Выделение звуков в слове. Схема слова. Письмо и штриховка элементов, узоров. Пересказ сказки
«Маша и медведь» Продукты питания.
1
13
Тренировка в различении звуков согласных и гласных. Анализ слов типа жук, шар. Письмо
элементов букв / / / Пересказ сказки «Кот и лиса» Дикие и домашние животные.
1
14
Тренировка в различении звуков. Штриховка. Деревья. Мебель. Пересказ сказки «Лисичка-
сестричка и серый волк»
1
15
Закрепление изученного. Обувь, головные уборы. Одежда. Пересказ сказки «Каша из топора»
1
16
Итоговое занятие.
«Три поросенка « С. Михалкова
1
Планируемые результаты:
— ориентироваться
в
ситуациях,
соответствующих
различным
сферам
общения;
— знать
и
употреблять
вежливые
слова
(начало
и
завершение
общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
- правильно произносить все звуки;
-отчётливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определённым звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила;
-ориентироваться на странице в тетради.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.»
Пояснительная записка
Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за
окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть
жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное
освоение художественных материалов. Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника, будь то
живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так,
например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые
в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства,
объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование).
Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение
в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.
К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:
овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации –
ножницы, гладилки; в лепке - стеки);
развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза,
зрительный контроль;
производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз,
слева направо и по косой;
умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно
поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
развитие зрительно – двигательной координации;
развитие “ручной умелости” ребёнка.
Календарно-тематическое планирование предмета
«Ознакомление с окружающим миром»
№
урока
Тема урока
Кол-
во
часов
Дата
1
Лепка. «Фрукты»
2
Рисование «Моя семья»
3
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы»
4
Лепка. «Овощи»
5
Рисование «Моя любимая игрушка»
6
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Кораблик»
7
Лепка «8 вишен»
8
Рисование бабочки.
9
Рисование бабочки.
10
Работа с бумагой. Аппликация из треугольников.
11
Лепка животных
12
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Собачка»
13
Рисование игрушечного медведя
14
Лепка. Гусеница.
15
Работа с бумагой и картоном. Матрешка.
16
Рисование цветов
Планируемые результаты:
·овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании) карандаш и кисть; в аппликации ножницы,
гладилки; в лепке стеки);
развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза,
зрительный контроль;
производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева
направо и по косой;
умение быстро и легко останавливать движение рисующей,режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать
руку в нужном направлении, что важно при письме;
развитие зрительно двигательной координации;
развитие «ручной умелости» ребёнка
Формируемые УУД:
удерживать внимание;
пользоваться инструментами;
выполнять инструкцию взрослого;
обсуждать со взрослыми возникшую проблему;
находить и формулировать простейшие причинноследственные связи и закономерности.