Напоминание

"Школа будущего первоклассника"


Автор: Ходарева Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №4
Населённый пункт: г.Черепаново ,Новосибирская область
Наименование материала: Программа развивающего курса
Тема: "Школа будущего первоклассника"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г.Черепанова

Рабочая программа развивающего курса

«Школа будущего первоклассника»

Составитель:Людмила Юрьевна Ходарева,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4

Г.Черепанова

г.Черепаново, 2019-2020 у.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана с целью успешной адаптации детей к новым условиям, подготовки детей дошкольного

возраста к обучению в школе. Переход от статуса «дошкольник» к статусу «школьник» является переломным моментом в

жизни ребенка. Нужно сделать многое, чтобы этот переход был безболезненным. Именно в первом классе происходит один

из кризисов возраста – кризис семи лет. Главная задача, которая стоит перед учителями и родителями, создавать общую

установку по отношению к школе и основному виду предстоящей деятельности – учению. Такая установка необходима для

того, чтобы маленький школьник мог легко войти в новый для него образ жизни, приспособиться к требованиям школы, быть

готовым к школьному обучению.

Цели: Психологическая адаптация детей;

Знакомство с основными школьными правилами;

Привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

Обучение элементарным приемам обратной связи;

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

Организация классного коллектива.

Задачи: Выявление уровня сформированности основных элементов познавательной деятельности;

Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;

Снятие психологического стресса перед школой;

Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и

оценивать себя и других;

Развитие речи и мелкой моторики руки.

ШБП не только способствует более быстрой адаптации детей к новым условиям, но и выявлению уровня

подготовленности детей к школе. Это позволяет дать рекомендации родителям, т.к. у них есть еще время, для того, чтобы

обратить внимание на пробелы в подготовке.

Исходя из

составных частей школьной готовности: развития речи,

интеллектуальных способностей, произвольности, познавательной активности, сформированности внутренней позиции

школьника, в программу включены следующие разделы:

Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи.

Развитие элементарных математических представлений.

Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.

Сквозной раздел программы:

Подготовка к обучению письму, развитие мелкой моторики.

Программа рассчитана на 16 недель, на 3 часа в неделю (академический час –30 минут). Общее количество часов - 48

Предмет «Формирование элементарных математических представлений»

представлен курсом

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для

математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития

ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей

математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается

одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического

развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов:

восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного

периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел

натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма,

размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги

и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и

обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей. В курсе реализуется

основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно

осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным

подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого

возраста.Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных

предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном

сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать

математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических

фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем

(преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и

геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.Использование специально

отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень,

необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013

Содержание курса «Математические ступеньки»

Основные разделы курса

1.

Арифметический

Числа от 0 до 10.

Счёт предметов.

Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение

чисел от 0 до 10.

Сравнение чисел первого десятка.

Свойства натурального ряда чисел.

Цифры и числа.

Решение задач с помощью рисунков.

Чтение чисел.

2.

Геометрический

Сравнение :- по форме;

-по размеру;

-по расположению на плоскости, в пространстве;

-по назначению;

-по цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

3.

Содержательно-логический

Развитие : -внимания;

-памяти;

-воображения;

-мышления.

Диктанты:

-зрительные;

-слуховые.

Выполнение заданий:

-выделение существенных признаков;

-выявление закономерностей;

-проведение анализа;

-синтеза;

Календарно-тематическое планирование предмета

«Формирование математических представлений»

№ урок

Тема урока

Кол-во

Дата

1

Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Счет предметов. Ориентиры клетки. Один и много.

1

2

Счет предметов. Отношения «больше», «меньше», «равно», «столько же». Графический диктант.

Квадрат (находить среди множества фигур)

1

3

Счет предметов расположенных на плоскости и в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).

1

4

Признаки предметов. Классификация предметов по существенным признака (ягоды, овощи, фрукты).

1

5

Счет предметов. Порядковый номер предметов. Построение предметов с помощью шаблонов.

Штриховка. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

1

6

Счет предметов. Решение простых задач.Построение предметов с помощью шаблонов. Присчитывание и

отсчитывание по одному. Математическая загадка.

1

7

Число 1. Цифра 1. Построение предметов, штриховка.

Геометрические фигуры.

1

8

Число 2. Цифра 2. Знаки «+, -, = ». Логические задачи на установление закономерностей.Овал

(находить среди множества фигур).

1

9

Число 3. Цифра 3. Сопоставление чисел 1,2,3.

Треугольник (находить среди множества фигур).

1

10

Число 4. Цифра 4. Четырехугольники. (Находить среди множества фигур

1

11

Число 5. Цифра 5. Выявление закономерностей. Логическая задача на установление несоответствия.

Дорисуем круг до чего-нибудь.

1

12

Числа 1 – 6. Сравнение чисел. Запись. Понятия высокий, низкий, длинный, короткий.

1

13

Числа 1 – 7. Сравнение чисел. Штриховка предметов, выполненных при помощи трафаретов. Деление

квадрата на части. Дни недели.

1

14

Числа 1 – 8. Штриховка геометрических фигур.

Деление предмета на 4 части. Профессии.

1

15

Числа 1 – 9 . Сравнение чисел. Время. Времена года.

1

16

Итоговое занятие.

1

Планируемые результаты:

— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном

порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно

обозначать

результат

числом;

— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их

прообразы

в

окружающей

действительности;

— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая

сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и

использовать их для выполнения заданий и др.).

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по

совершенствованию устной речи.Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся

прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка.

Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция

речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается

осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной

речи.При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на

элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.Подготовка к обучению чтения построена на

развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении

предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению

механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые

ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка

должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация

движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки

совершаются

в

пределах

контура

воспринимаемого

предмета

одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром

экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на

воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные

затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня

организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа

предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и

совершенствует их речь.

Используется учебно-методический комплект:

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013

Содержание курса «От слова к букве»

Основные разделы курса

1.

Развитие речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и

правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Тема урока

Кол-во

час

Дата

1

Речь устная и письменная. Пересказ сказки «Колобок». Письмо узоров. Штриховка.

1

2

Предложение. Схема предложения. Составление рассказа по картине «Маша и кукла». Письмо

узоров. Штриховка.

1

3

Предложение состоит из слов. Пересказ сказки «Репка». Письмо узоров. Штриховка. Игрушки.

1

4

Звуки. Общее понятие. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят». Письмо узоров. Школьные

принадлежности

1

5

Звуки и буквы, различие. Пересказ сказки «Курочка Ряба». Письмо узоров. Штриховка.

1

6

Звуки и буквы. Пересказ сказки «Красная шапочка». Письмо и штриховка узоров.

1

7

Гласные и согласные звуки. Общее понятие. Письмо наклонных палочек. Транспорт. Пересказ

сказки «Заюшкина избушка»

1

8

Гласные и согласные звуки. Письмо овалов. Раскрашивание узоров. Пересказ сказки «Снегурочка» 1

9

Согласные звуки, мягкие и твердые. Пересказ сказки «Два жадных медвежонка» венгерская сказка

1

10

Согласные мягкие и твердые. Штриховка узоров. Пересказ сказки «Три медведя»

1

11

Анализ звуков. Выделение звуков в слове. Посуда. Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

1

12

Выделение звуков в слове. Схема слова. Письмо и штриховка элементов, узоров. Пересказ сказки

«Маша и медведь» Продукты питания.

1

13

Тренировка в различении звуков согласных и гласных. Анализ слов типа жук, шар. Письмо

элементов букв / / / Пересказ сказки «Кот и лиса» Дикие и домашние животные.

1

14

Тренировка в различении звуков. Штриховка. Деревья. Мебель. Пересказ сказки «Лисичка-

сестричка и серый волк»

1

15

Закрепление изученного. Обувь, головные уборы. Одежда. Пересказ сказки «Каша из топора»

1

16

Итоговое занятие.

«Три поросенка « С. Михалкова

1

Планируемые результаты:

— ориентироваться

в

ситуациях,

соответствующих

различным

сферам

общения;

— знать

и

употреблять

вежливые

слова

(начало

и

завершение

общения);

— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- правильно произносить все звуки;

-отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие конструкторских способностей. Рисование. Лепка.»

Пояснительная записка

Цель занятий изобразительного искусства и художественного труда с дошкольниками – приобщить детей к наблюдению за

окружающей действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества способности, т. е. умение видеть

жизнь глазами художника. Формирование наблюдательности, внимательности к окружающей действительности и первичное

освоение художественных материалов. Дети должны работать в разной технике. Каждая художественная техника, будь то

живопись, графика, тонкая или объёмная пластика, развивает у детей разные области рук, предплечья, пальцев. Так,

например, тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые

в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки. Лучшему освоению пространства,

объёма глубины способствует работа с такими материалами как пластилин, глина, бумага (объёмное моделирование).

Необходимо чередовать один вид деятельности с другим, так как дети этого возраста с большим успехом передают движение

в осязаемом объёме, нежели на плоскости листа.

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих УУД:

овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации –

ножницы, гладилки; в лепке - стеки);

развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза,

зрительный контроль;

производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз,

слева направо и по косой;

умение быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно

поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;

развитие зрительно – двигательной координации;

развитие “ручной умелости” ребёнка.

Календарно-тематическое планирование предмета

«Ознакомление с окружающим миром»

урока

Тема урока

Кол-

во

часов

Дата

1

Лепка. «Фрукты»

2

Рисование «Моя семья»

3

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы»

4

Лепка. «Овощи»

5

Рисование «Моя любимая игрушка»

6

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Кораблик»

7

Лепка «8 вишен»

8

Рисование бабочки.

9

Рисование бабочки.

10

Работа с бумагой. Аппликация из треугольников.

11

Лепка животных

12

Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Собачка»

13

Рисование игрушечного медведя

14

Лепка. Гусеница.

15

Работа с бумагой и картоном. Матрешка.

16

Рисование цветов

Планируемые результаты:

·овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании) карандаш и кисть; в аппликации ножницы,

гладилки; в лепке стеки);

развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза,

зрительный контроль;

производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении6 сверху вниз, слева

направо и по косой;

умение быстро и легко останавливать движение рисующей,режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать

руку в нужном направлении, что важно при письме;

развитие зрительно двигательной координации;

развитие «ручной умелости» ребёнка

Формируемые УУД:

удерживать внимание;

пользоваться инструментами;

выполнять инструкцию взрослого;

обсуждать со взрослыми возникшую проблему;

находить и формулировать простейшие причинноследственные связи и закономерности.



В раздел образования