Автор: Оксана Николаевна Кислицына
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: СП Детский сад МАОУ СШ №143
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игровые упражнения на развитие речевого выдоха"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Игровые упражнения на развитие речевого выдоха
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Поскольку речь осуществляется
на выдохе, то от силы, направления, длительности воздушной струи зависят правильность
произношения многих звуков, плавность речевого потока.
Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют воспитанию
правильного ротового дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет
получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков (предложений).
Рекомендации по выполнению упражнений, направленных на развитие ротового выдоха
Перед проведением упражнений, направленных на развитие дыхания вытереть
пыль в помещении и проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха,
воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или
обеда. Пауза между занятиями и последним приёмом пищи -1 ч.
Воздух набирать через нос. Вдыхать «мягко» и коротко, но при этом достаточно
глубоко; выдыхать – длительно и плавно; следить за тем, чтобы во время
выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди, не поднимались
плечи и не надувались щёки. (На начальном этапе можно прижимать их ладонями.)
Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют детей,
могут вызывать головокружение. Поэтому их необходимо контролировать по
времени – они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений), их
нужно чередовать с другими упражнениями и занятиями.
Упражнения по развитию речевого выдоха проводить ежедневно. Их длительность
постепенно увеличивать с 1 – 2 до 5-7 мин.
«Кораблики». Наполните таз водой и на его стенки приклейте картинки, в
названии которых должен быть закрепляемый звук. Опустите в таз легкий
предмет – кораблик (например, пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или
упаковки от бахил, выдаваемых автоматами), который приплывает к какой-либо
картинке. Предложите ребёнку подуть и назвать картинку, произнося все звуки
правильно. (Кораблик приплыл к чему или к кому?) Можно составить с названием
предмета предложение.
«Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота или
используйте готовые. Возьмите шарик от пинг-понга или ватный и поиграйте с
ребёнком в футбол. Можно взять два шарика и поиграть в игру «Кто быстрее».
Ребёнок должен дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего на
нижней губе, не надувая щёк и не поднимая плеч.
«Фокус». Предложите ребёнку улыбнуться, приоткрыв рот и положить широкий
край языка на верхнюю губу так, чтобы его края были прижаты, а посередине
языка образовался желобок. Ребёнок должен сдуть ватку, положенную на кончик
носа. Воздух должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
«Волшебная тарелочка». На середину тарелочки наклейте картинку, в названии
которой имеется автоматизируемый звук, и насыпьте крупу. Ребёнок дует на крупу
так, чтобы увидеть картинку, затем называет её. Можно предложить ему придумать
предложение с заданной картинкой.
«Летний луг». Пособие представляет собой игровое поле: трава, цветы, небо.
Детали (бабочка, пчела, шмель) подвешены на нитках.
Инструкция: Как красив летний луг! Он пестреет цветами и травами, над
которыми кружатся разноцветные бабочки, жужжат хлопотливые пчёлки, гудят
сердитые шмели. Подуй на насекомых, чтобы луг ожил.